Конспект урока по теме "Повторение синтаксиса простого и сложного предложений"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Урок обощающего повторения и ситематизации знаний по теме "Синтаксис и пунктуация".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_v_5_klasse_po_teme.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока в 5 классе по теме: «Повторение синтаксиса простого и сложного предложений».
Учитель русского языка и литературы Глушкова О.Ю.
МОУ «СОШ № 21» г. Рязань.
Цель урока: Повторить, обобщить, систематизировать изученный материал.
Подготовиться к контрольной работе
Оборудование урока: Компьютер, проектор, экран.
Дидактический материал к уроку: карточки для индивидуальной работы.
Ход урока.
- Вступительное слово учителя.
Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. А когда в доме гости, хозяева стараются, чтобы гостям было хорошо и уютно. Так давайте же будем радушными хозяевами. Эта необычная праздничная обстановка, присутствие, гостей , погода за окном нашего класса невольно наводят на строки великого мастера слова А.С.Пушкина:
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
-Что я Вам прочитала? (Текст)
- Какова основная мысль этого текста?
- Что такое текст?
- А что же такое предложение?
II. Сообщение темы и цели урока.
Итак, тема нашего урока – «Повторение синтаксиса простого и сложного предложений». Наша цель – повторить изученный материал и подготовиться к контрольной работе.
III 1.Разбор предложения.
Обр…дила в…юга сосны и ели в т…жёлые сн…говые шубы (до)бровей нахлобучила им белоснежные ша…ки пуховые варе…ки (на)ветки (на)дела.
( Разбираем предложение следующим образом: 1 ученик вставляет пропущенные буквы и расставляет знаки препинания с комментариями; 2 ученик даёт общую характеристику предложения; 3 ученик разбирает 1-е простое предложение в составе сложного и.т.д )
Задания к предложению:
- Из первого простого предложения выпишите словосочетание прил.+ сущ. Укажите значение и способ связи слов.
2. Работа с картиной.
Великий русский художник И. Шишкин выбрал для сюжета ничем не примечательный, на первый взгляд, но очень характерный для русского пейзажа уголок природы. Мастер назвал своё полотно «Зима». А вот как вы изобразили это явление при помощи слова и красок. ( Ребята к уроку писали миниатюры о зиме). На мой взгляд, у вас получились интересные работы.
- А какие предложения использовали вы в заглавии своих работ
(Односоставные)
Одно из сочинений называется «Иней»
3. Словарная работа.
- Что такое иней? Обратимся за помощью к толковому словарю.
Чтобы запомнить, применим ассоциативный способ
С запоминания
Н
И Н Е Й
Г
Учитель: С инеем связаны народные приметы. Сегодня ,21 декабря, по народному календарю день Матвея. Иней на Матвея – урожай на пшеницу. Слово «иней» встречается и русской поэзии. Давайте вспомним строчки из стихотворения А.С Пушкина:
4. Пр…зрач(?)ный лес один ч…рнеет,
И ель скво…ь ин…й з…ленеет,
И реч(?)ка подо льдом блестит.
Задание
- Оформите это предложение как предложение с прямой речью.
Учитель Но не только иней украшает деревья зимой, но и пушистый белый снег. Давайте вспомним стихотворение о снеге и проведём физкультминутку.
………………………….
Мы на саночки садимся
И под горку быстро мчимся.
Снег, снег, белый снег
Мчимся мы быстрее всех.
5. Учитель Да, мы радуемся, когда в дружном хороводе опускаются на землю снежинки и весело похрустывают под ногами. А всем ли хорошо в это время года? О ком мы должны позаботиться? (О птицах)
Конечно, зима – трудная пора для птиц.
Запись предложения Зима – трудная пора для птиц.
Составьте схему предложения, объясните знаки препинания.
Учитель Поэтому:
В зимнюю стужу торопятся к кормушкам пернатые друзья голосистые щеглы, бойкие синицы и шустрые воробьи.
(Записываем по диктовку, объясняем знаки препинания, составляем схему).
Ребята Заботьтесь о птицах.
IV. 1 Мы повторили с вами синтаксис и пунктуацию, обращаясь к строчкам из произведений А.С. Пушкина. Осталось ли что-то непонятным для вас?
2. Работа по карточкам.
V. Домашнее задание. Комплексный анализ текста № 12.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
изучение синтаксиса простого и сложного предложений на региональном материале
Подборка предложений различных конструкций на материале прозы и поэзии Белокалитвинскх авторов...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ: СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Урок для 5 классов. Повторить сведения об основных видах сложных предложений; формировать умение различать виды сложных предложений и расставлять знаки препинания; закрепить навыки синтаксического раз...
Рабочая программа элективного курса «Сложные вопросы синтаксиса простого и сложного предложения»
Цели изучения элективного курса: Осмысление основных единиц и категорий синтаксиса, правил построения, употребления и пунктуационного оформления синтаксических конструкций необходимо...
Методическая разработка урока по русскому языку "Простое и сложное предложение"
Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе по УМК Баранова М.Т., Ладыженской Т.А.. Тростенцовой Л.А....
Синтаксис простого и сложного предложения.
Программа элективного курса ....
Конспект урока по русскому языку "Простые и сложные предложения" в 5 классе.
Урок - исследование нового материала...
Конспект урок в 9 классе по теме: «Сложное предложение. Основные типы сложных предложений».
Цель урока: дать общее представление о признаках разграничения сложных и простых предложений, рассмотреть типы сложных предложений. Урок предполагает наличие рабочих листов и презентации....