Конспект урока по теме "Повторение синтаксиса простого и сложного предложений"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Глушкова Ольга Юрьевна

Урок обощающего повторения и ситематизации знаний по теме "Синтаксис и пунктуация".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka_v_5_klasse_po_teme.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока в 5 классе по теме: «Повторение синтаксиса простого и сложного предложений».

Учитель русского языка и литературы Глушкова О.Ю.

МОУ «СОШ № 21» г. Рязань.

Цель урока: Повторить, обобщить, систематизировать изученный материал.

                     Подготовиться к контрольной работе

Оборудование урока: Компьютер, проектор, экран.

                                                                                                                     Дидактический материал к уроку: карточки для индивидуальной работы.

                                      Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

      Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. А когда в доме гости, хозяева стараются, чтобы гостям было хорошо и уютно. Так давайте же будем радушными хозяевами. Эта необычная праздничная обстановка, присутствие, гостей , погода за окном нашего класса невольно наводят на строки великого мастера слова А.С.Пушкина:

        Вот север, тучи нагоняя,
      Дохнул, завыл — и вот сама
      Идет волшебница зима.

       Пришла, рассыпалась; клоками
      Повисла на суках дубов;
      Легла волнистыми коврами
      Среди полей, вокруг холмов;
      Брега с недвижною рекою
      Сравняла пухлой пеленою;
      Блеснул мороз. И рады мы
      Проказам матушки зимы.

              -Что я Вам прочитала? (Текст)

              - Какова основная мысль этого текста?

              - Что такое текст?

              - А что же такое предложение?

  II. Сообщение темы и цели урока.

       Итак, тема нашего урока – «Повторение синтаксиса простого и сложного предложений». Наша цель – повторить изученный материал и подготовиться к контрольной работе.

  III 1.Разбор предложения.

Обр…дила в…юга сосны и ели в т…жёлые сн…говые шубы (до)бровей нахлобучила им белоснежные ша…ки пуховые варе…ки (на)ветки (на)дела.

( Разбираем предложение следующим образом: 1 ученик вставляет пропущенные буквы и расставляет знаки препинания с комментариями; 2 ученик даёт общую характеристику предложения; 3 ученик разбирает 1-е простое предложение в составе сложного и.т.д )

 Задания к предложению:

- Из первого простого предложения выпишите словосочетание прил.+ сущ. Укажите значение и способ связи слов.

    2. Работа с картиной.

      Великий русский художник И. Шишкин выбрал для сюжета ничем не примечательный, на первый взгляд, но очень характерный для русского пейзажа уголок природы. Мастер назвал своё полотно «Зима». А  вот как вы изобразили это явление при помощи слова и красок. ( Ребята к уроку писали миниатюры о зиме). На мой взгляд, у вас получились интересные работы.

  - А какие предложения использовали вы в заглавии своих работ

(Односоставные)

 Одно из сочинений называется «Иней»

 3. Словарная работа.

- Что такое иней? Обратимся за помощью к толковому словарю.

                            Чтобы запомнить, применим ассоциативный способ  

          С                запоминания

          Н

И Н Е Й

        Г

 Учитель:  С инеем связаны народные приметы. Сегодня ,21 декабря, по народному календарю день Матвея. Иней на Матвея – урожай на пшеницу. Слово «иней» встречается и русской поэзии. Давайте вспомним строчки из стихотворения А.С Пушкина:

                 
  4.          Пр…зрач(?)ный лес один ч…рнеет,
               И ель скво…ь ин…й з…ленеет,
               И реч(?)ка подо льдом блестит.

 Задание

- Оформите это предложение как предложение с прямой речью.

Учитель Но не только иней украшает деревья зимой, но и пушистый белый снег. Давайте вспомним стихотворение о снеге и проведём физкультминутку.

                ………………………….

                Мы на саночки садимся

                И под горку быстро мчимся.

                Снег, снег, белый снег

                Мчимся мы быстрее всех.

5. Учитель Да, мы радуемся, когда в дружном хороводе опускаются на землю снежинки и весело похрустывают под ногами. А всем ли хорошо в это время года? О ком мы должны позаботиться? (О птицах)

Конечно, зима – трудная пора для птиц.

Запись предложения  Зима – трудная пора для птиц.

Составьте схему предложения, объясните знаки препинания.

Учитель Поэтому:

В зимнюю стужу торопятся к кормушкам пернатые друзья голосистые щеглы, бойкие синицы и шустрые воробьи.

(Записываем по диктовку, объясняем знаки препинания, составляем схему).

Ребята Заботьтесь о птицах.

IV. 1 Мы повторили с вами синтаксис и пунктуацию, обращаясь к строчкам из произведений А.С. Пушкина. Осталось ли что-то непонятным для вас?

       2. Работа по карточкам.

V. Домашнее задание. Комплексный анализ текста № 12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

изучение синтаксиса простого и сложного предложений на региональном материале

Подборка предложений различных конструкций  на материале прозы и поэзии Белокалитвинскх авторов...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ: СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Урок для 5 классов. Повторить сведения об основных видах сложных предложений; формировать умение различать виды сложных предложений и расставлять знаки препинания; закрепить навыки синтаксического раз...

Рабочая программа элективного курса «Сложные вопросы синтаксиса простого и сложного предложения»

Цели  изучения элективного курса:  Осмысление основных единиц и категорий синтаксиса, правил построения, употребления и пунктуационного оформления синтаксических конструкций необходимо...

Методическая разработка урока по русскому языку "Простое и сложное предложение"

Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе по УМК Баранова М.Т., Ладыженской Т.А.. Тростенцовой Л.А....

Синтаксис простого и сложного предложения.

Программа элективного курса ....

Конспект урок в 9 классе по теме: «Сложное предложение. Основные типы сложных предложений».

Цель урока: дать общее представление о признаках разграничения сложных и простых предложений, рассмотреть типы сложных предложений. Урок предполагает наличие рабочих листов и презентации....