Урок русского языка в 5 классе по теме"Простые и сложные предложения"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Ткаченко Марина Владимировна

Урок с подробнейшим конспектом урока, соответствующим всем требованиям. К конспекту прилагается презентация и ссылка на электронный образовательный ресурс сети Интернет, который можно использовать полностью или частично на данном уроке уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_tkachenko.rar90.23 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема: Простые и сложные предложения.

  1. Ткаченко Марина Владимировна
  2. МБОУ «СОШ №1»
  3. Учитель русского языка и литературы.
  4. Русский язык.
  5. 5 класс.
  6. Тема: Простые и сложные предложения.
  7. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т.
  8. Цель урока: познакомить учащихся со сложным предложением, ставить знаки препинания между частями сложного предложения.
  9. Задачи  урока: 1. Образовательная:  познакомить учащихся со сложным предложением. Показать структурные различия между простыми и сложными предложениями. Вырабатывать умение различать в тексте простые и сложные предложения; определять границы частей в сложном предложении; ставить знаки препинания между частями сложного предложения; составлять и читать схемы простых и сложных предложений. Повторить и закрепить изученный материал по синтаксису.

2. Развивающая: развивать способность анализировать изучаемую синтаксическую единицу – предложение. Развивать мышление, память, наблюдательность.

3. Воспитательная: воспитывать самостоятельность, работоспособность,  потребность овладеть грамотным письмом; любовь к русскому языку.

10. Тип урока: комбинированный урок.

11. Формы работы  учащихся: групповая

12. Необходимое техническое оборудование:

  1. мультимедийный комплект оборудования;
  2. сигнальные карточки учащихся с обозначением членов предложения;
  3. Сигнальные карточки учащихся: красная (вижу ошибку!) и зеленая (правильный ответ).

13. Структура и ход урока.

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1.

Оргмомент

Презентация Microsoft Office Power Point 2007

(Слайд №1)

(Слайд №2).

Приветствия. Проверка готовности к уроку.

Объявление темы урока, целей урока.

Цели урока для учащихся:

- Ребята, сегодня на уроке вы познакомитесь со сложным предложением; узнаете, чем оно отличается от простого предложения. Вместе с вами будем вырабатывать навык постановки знаков препинания в сложном предложении;  учиться  составлять схемы простых и сложных предложений.

Ассистенты докладывают о готовности класса к уроку. Тему учащиеся записывают в рабочую тетрадь.

1мин.

2.

Проверка домашнего задания

(Слайд №3)

Вопросы по повторению:

-Что изучает синтаксис?

- Что изучает пунктуация?

-Назовите виды предложений по цели высказывания.

- Назовите виды предложений по интонации, или эмоциональной окраске.

- Какие члены предложения называются главными?

- Какие предложения называются распространенными?

- Какие предложения называются нераспространенными?

- Какие члены предложения называются второстепенными?

- Какие члены предложения называются однородными?

- Когда при однородных членах предложения ставится запятая, а когда не ставится?

- Как на письме выделяются обращения?

Нескольким учащимся раздаются карточки с заданиями.

К – 1

        Выпиши предложения с обращением (знаки препинания не проставлены).

        

  1. 1. Слушай Незнайка выручи меня отсюда.
  2. 2. Эй братец загораешь?
  3. 3. Скажи Незнайка какая муха тебя укусила?
  4. 4. Цветик научи меня сочинять стихи!
  1. Ребята охраняют зеленые насаждения.

К – 2

Спиши, расставляя знаки препинания. Составь схему одного из предложений.

  1. Подул ле. кий ветерок с тихим  шорохом проб. жал по всему саду и вскоре затих.
  2. Прил. тели птицы и наполнили лес св. им пением.
  3. Скл. нились ветви д. ревьев спрятали мол. дые гри.ки.
  4. Девочка сн. ла серебряные башм. чки см. хнула с них дорожную пыль и спрятала в сумку.

К – 3

        Произведи синтаксический разбор предложений.

        

  1. Иглы сосен густо и колко устилают низкие пни.
  2. В долине пар белеет тонкий.

Учитель комментирует работу учащихся с сигнальными карточками, выставляет итоговую оценку. Проверяются и оцениваются  работы учащихся, выполнявших индивидуальные задания  по карточкам.

Три человека из числа учащихся класса выходят к доске с тетрадями, чертят схемы предложений и производят устный пунктуационный разбор указанного предложения из упражнения № 221).

Все учащиеся, кроме вызванных к доске,  отвечают на вопросы по повторению.

Ответы отвечающих у доски ребят выслушиваются учащимися класса и оцениваются при помощи сигнальных карточек.

7 мин.

3.

Объяснение нового материала

Слайд №4

Слайд №5

(Слайд №6)

(Слайд №7)

Слайд №8

Слайд №8

Слайд №9

ЭОР №2 «Сложное предложение»

Слайд №10

ЭОР №2 «Сложное предложение»

Слайд №11

  1. Понятие о сложном предложении. Слово учителя.

- А сейчас, ребята, мы приступаем к изучению новой темы. Прочитайте, пожалуйста, как называется тема нашего урока.

-Перед вами предложение. Послушайте задание: вам необходимо раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и объяснить, почему вы выбрали именно эту букву.

А теперь запишите полученное предложение в свои тетради.

Словарная работа.

- Какая орфограмма в слове  свинцовые?

- Каково лексическое значение слова « свинец»?

Составьте словосочетания со словом свинец.

-Составьте предложение со словом свинец.

В каком смысле употребляется слово свинцовые: в прямом или в переносном?

- Можно ли назвать выражение  свинцовые облака тропом?

К каким из тропов можно отнести это выражение?

-Что такое эпитет?

- Какие особенности облаков подчеркивает автор, употребляя определение свинцовые?

-Для какой цели автор использует тропы?

Обращаю ваше внимание на слово « появляются». Выделите корень в этом слове. Каков он? Это корень – явл -.В словах с корнем – яв – или – явл – учащиеся часто допускают ошибки. Поэтому мы должны поработать с этими корнями и записать их в наш « словарь корней».

-Запишите в словарь корни – яв -, - явл – и слова с этими корнями.  Обратите внимание на чередование согласных  в \\ вл в этих корнях.

Собственно объяснение нового материала.

- Ребята, скажите, о чем говорится в предложении?

- Найдите подлежащие в этом предложении.

- Покажите, как подчеркиваются подлежащие?

- Чем выражены подлежащие? Надпишите.

-Найдите сказуемые в этом предложении.

- Покажите, как подчеркиваются сказуемые?

- Чем выражены сказуемые? Надпишите.

- Назовите грамматические основы этого предложения. Сколько их?

- Следовательно, сколько простых предложений в составе данного предложения?

- Прочитаем хором 1-е предложение, пронумеруем его.

- Прочитаем хором 2-е предложение, пронумеруем его.

Вывод: мы с вами определили границы предложений, входящих в состав данного предложения.

- Можно ли утверждать, что простые предложения связаны между собой по смыслу и интонационно?

- А как связаны между собой эти 2 простых предложения: интонацией или интонацией и союзом?

- Какой знак разделения вы видите между двумя простыми предложениями?

- Начертим схему этого предложения. Итак, сколько простых предложений в данном предложении?

- Как связаны между собой 2 предложения: интонацией или интонацией и союзом? Как  схематически показать связь между предложениями?

- Что отделяет 2 простых предложения друг от друга?

- Какой знак завершает предложение?

- Ребята, вы, наверное, сможете сказать сами: какое предложение мы с вами разбирали? Простое или сложное?

- Сколько грамматических основ в сложном предложении: 1 или 2?

Вывод: Предложение, которое состоит из двух или нескольких простых предложений, соединенных между собой по смыслу и интонационно, называется сложным предложением.

-Итак, какие предложения называются сложными?

- Как связаны между собой простые предложения в составе сложного предложения?

2. Понятие о союзных и бессоюзных предложениях.

-Обратите внимание на схему.

- По способу соединения простых предложений сложные делятся на 2 группы: союзные и бессоюзные. Ребята, скажите хором, какие бывают сложные предложения  по способу соединения простых?

 

- Прочитайте примеры сложного союзного и сложного  предложений.

- Как связаны между собой простые предложения 1-го примера?

- Как связаны между собой простые предложения во 2-ом примере сложного бессоюзного предложения?

-Как союзная и бессоюзная связь отражена в схемах, данных к этим предложениям?

-Итак, назовите 2 группы сложных предложений по способу соединения простых.

Проговорите хором…

Обратите внимание на данную страницу и скажите мне, какие предложения называются сложными?

- Почему в теме «Сложные предложения»  предложения делятся на две подгруппы? Как они называются?

- Прочитайте предложения из первого столбика и назовите средства связи простых предложений в составе сложного, т.е. союзы.

3. Работа с учебником. Аналитическое чтение материала параграфа № 45.

-Ребята, давайте проверим сделанные нами выводы по учебнику. На странице 88 есть пунктограмма №4. Перед пунктограммой – теоретические сведения. Прочитайте их.

-Как связаны между собой простые предложения в составе сложного?

- На какие 2 группы делятся сложные предложения по способу соединения простых в своем составе?

-Прочитайте пунктограмму №4.

-Скажите, какой знак препинания ставится в сложном предложении?

- Сравните 2 схемы к примерам из пунктограммы №4. Скажите, какая из них  - схема союзного предложения, а какая – схема бессоюзного предложения?

-Влияет ли на постановку запятой наличие или отсутствие союза и между простыми предложениями?

Обратите внимание на ту часть страницы, где есть значок ! На что просят обратить особое внимание авторы-создатели страницы?

- Ребята, чтобы лучше понять и запомнить правило постановки запятой в сложном предложении, которое мы с вами сегодня изучили, прочитаем и постараемся запомнить это стихотворение.

- О чем важно  помнить, когда повстречаешь в упражнении сложное предложение, в состав которого входят несколько простых предложений?

- Найдите, пожалуйста, пунктограмму №4 на форзаце учебника. Покажите. Прочитайте, как она называется? Как отыскать ее в учебнике?

Учащиеся вслух читают тему урока.

Учащиеся называют орфограммы, которые встретились им на месте пропусков в словах  предложения.

Ответ: В этом слове орф. № 2 – непроверяемая гласная в корне слова.

Ответ: Это химический элемент  периодической системы Менделеева, синевато – серый металл, тяжелый, мягкий, ковкий.

Ответ: Свинцовая руда, свинцовая деталь, свинцовая пластина.

Учащиеся составляют предложения.

Ответ: Это слово употребляется в переносном смысле.

Ответ: Это эпитет.

Ответ: Эпитет – художественное определение, которое подчеркивает важные для автора качества, свойства, особенности изображаемого предмета, явления, события.

Ответ: Автор подчеркивает цвет облаков – серый. Вид облаков мрачный, тяжелый, холодный.

Ответ: Чтобы точнее передать свои мысли, ощущения, настроение. Чтобы украсить свою речь.

Один учащийся устно выделяет корень в словах и определяет, какой частью речи выражено каждое слово).

Ответ: В предложении говорится о ветре и снежинках.

Ответ: Подлежащие – ветер и снежинки

Учащиеся здесь и далее используют сигнальные карточки.

Ответ: Сказуемые – появляются и несут.

Ответ: Сказуемые выражены глаголами.

-Ответ: В этом предложении 2 грамматические основы: ветер несет, и появляются снежинки.

Ответ: В составе данного предложения 2 простых предложения.

Ответ: Вижу 1-е предложение: Северный ветер несет свинцовые облака…

Ставлю цифру 1

Ответ: Вижу второе предложение: В воздухе появляются  белые снежинки. Ставлю цифру 2.

Ответ: Да, простые предложения связаны между собой по смыслу и интонационно.

Ответ: Два простых предложения связаны между собой интонацией и союзом и.

Ответ: Между двумя простыми предложениями стоит запятая.

Ответ: Это предложение сложное.

Ответ: В этом сложном предложении 2 грамматических основы.

Учащиеся дают ответы на вопросы.

 Дети хором называют 2 группы сложных предложений.

Ответ: Простые предложения в 1-ом примере связаны между собой не только по смыслу и интонационно, но и с помощью союза.

Ответ: Два простых предложения в составе 2-го сложного предложения связаны между собой лишь по смыслу и интонационно. Союз отсутствует.

Ответ: В 1-й схеме, составленной к союзному сложному предложению, указано средство связи между двумя простыми предложениями – союз и.

        Во 2-й схеме, составленной к сложному бессоюзному предложению, бессоюзная связь выражена в отсутствии союза между двумя простыми предложениями.

Дети хором проговаривают.

Учащиеся отвечают, опираясь на определение, данное на странице ресурса.

Союзные и бессоюзные.

Союзы и, но, потому что, что.

 Один учащийся читает теоретический материал учебника.

Ответ: Предложения в составе сложного предложения связаны между собой по смыслу и интонационно.

(Один учащийся читает вслух текст пунктограммы №4.

Ответ: В сложном предложении ставится запятая.

Ответ: 1-я схема к бессоюзному, а 2-я к союзному.

Следует помнить, что части сложного предложения разделяются запятой!

Ответ: Необходимо помнить о том, что все простые предложения в составе сложного отделяются друг от друга запятыми.

Учащиеся показывают на форзаце место пунктограммы №4, находят, на какой странице учебника ее искать. Читают, как она называется.

12 мин.

4.

Физкультминутка.

2 мин

5.

Закрепление

Слайды №12-14

 Слайд №15

1.Выработка умения аргументировать свое мнение при выборе простого и сложного предложения.

- Ребята, найдите упражнение №222.Прочитайте задание.

-Пользуясь образцом рассуждения, прочитаем и проанализируем по предложению из данного в упражнении № 222 стихотворения.

2.Выработка умения  различать союзную и бессоюзную связь простых предложений в составе сложного. Работа в тетрадях.

-Прочитайте задания к упражнению № 224.

-Как вы поняли задание?

-Дополнительно вам необходимо будет составить схемы выписанных вами предложений.

- Перед тем, как вы начнете выполнять задание к упражнению, хочу обратить ваше внимание на союзы, которые связывают равноправные части сложного предложения. Ими могут быть такие союзы как

И         А         НО

Эти союзы вы можете увидеть и на полях учебника.

- Прочитайте 1-е предложение. Является ли оно сложным предложением?

Надо ли его выписывать?

        

- Прочитайте 2-е предложение. Его необходимо выписывать?

        

- Прочитайте 3-е предложение. Это предложение следует выписывать?

        

- Ребята, вы должны будете выполнить эту работу в своих тетрадях. Кто справится с этим заданием, работает с предложениями №4, №5, №6 на оценку.

- Ребята, проверяем 1-е предложение. Приготовьте сигнальные карточки.

-Проверяем 2-е предложение. Используем сигнальные карточки.

- Проверяем 3-е предложение. Используем сигнальные карточки.

По ходу проверки учитель оценивает работу учащихся, выполнявших письменную работу у доски.

На доске должны быть следующие записи:

Прошло жаркое лето, и наступила осень.        

[1) = -], и [2) = -].

Стояли ясные дни, птицы готовились к отлету.

[1) = -]  ,  [2) -  =]   .        

С утра был туман, но к завтраку погода разгулялась.

[1) = -], но [2) - =].

3. Самостоятельная работа.

- Ребята, а сейчас выполните задания теста. Оценку этой работы вы узнаете на следующем уроке, а ответы к заданиям теста будут объявлены в конце урока, после того, как вы сдадите работы учителю. Для того, чтобы сравнить свой вариант ответа с правильным, запишите его на поля тетради, прежде чем сдать работу. И тогда вы уже сегодня узнаете результат своего труда.

-Все работы сданы, теперь можно проверить результаты.

Один учащийся читает образец рассуждения

Учащиеся читают и анализируют 3 простых и одно сложное предложение из упражнения № 222.

Один учащийся читает задание к упражнению.

Учащиеся говорят о необходимости выписать из упражнения сложные предложения, расставляя знаки препинания, и т. д.

(К доске вызывается учащийся для работы с 1-ым предложением).

(К доске вызывается учащийся, который будет работать со 2-м предложением).

(К доске вызывается учащийся, который будет работать с 3-м предложением).

Трое учащихся по очереди на доске записывают по одному сложному предложению и составляют схемы к ним. Учащиеся выполняют ту же работу в своих тетрадях. Те учащиеся, которые справились быстрее других с заданием, выполняют следующие предложения.

В тетрадях учащихся – следующие записи:

Приближался конец сентября, а холода еще не наступали.

[1)= -], а [2) - =].

Начался ливень, и мы побежали к сторожке.        

[1) = -], и [2)- =].

Учащиеся выполняют тест на индивидуальных листах.

10 мин

4.

Обобщение

Слайд №16

- Ребята, чему вы научились на уроке?

- Какое предложение называется сложным?

- На какие группы делятся сложные предложения по способу соединения простых предложений в своем составе?

-Какой знак препинания ставится в сложном предложении?

- Какую пунктограмму для сложных предложений мы с вами изучили?

- Еще раз хором прочитаем стихотворение, которое помогает нам запомнить пунктограмму №4.

3 мин

5.

Отметки

Учитель комментирует и выставляет отметки учащимся.

1 мин

6.

Домашнее задание

Слайд №17

- Дома вы выучите пунктограмму № 4 из &45, запишите в тетрадь-справочник.

Повторите материал & 43.Выполните упражнение №226.

Дополнительно: из текста художественного произведения выписать 4 сложных союзных предложения.

Д \ З:   1) &45(выучить правило, записать в справочник);

          2) &43 (повторить);

          3) упр. 226;

          4) выписать из текста худож. произведения 4 сложных союзных  предложения.

4 мин

Приложение к плану-конспекту урока

Тема: Простые и сложные предложения.

Таблица 2

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

(иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т. д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Презентация Microsoft Office Power Point 2007

Обучающий

статичный

Презентация

2.

ЭОР №2 «Сложное предложение»

Обучающий

статичный

иллюстрация

http://fcior.edu.ru/card/11194/povtorenie-slovosochetanie-i-predlozhenie-znaki-prepinaniya-v-prostom-i-slozhnom-predlozhenii-i1.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе по теме "Простое и сложное предложения"

На уроке закрепления полученных знаний учащиеся закрепляют правила постановки запятой в сложном предложении, отрабатывают умение различать простое и сложное предложение, а также учатся видеть связь яз...

Урок русского языка в 5 классе на тему: «ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Урок русского языка в 5 классе на тему:«ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе на тему "Простое и сложное предложение"

Выполняя задания волшебного героя , обучающиеся вспоминают материал о словосочетании, простом предложении, пунктуации при однородных членах предложения, изучают сложное предложение и знаки препинания ...

Урок-презентация по русскому языку в 5 классе по теме "Простые и сложные предложения"

Данный материал может быть использован при изучении синтаксиса в 5 классе. Теоретический материал урока учитывает изученное в начальной школе о простых и сложных предложениях, опирается на преемственн...

Урок русского языка в 5 классе по теме: "Простые и сложные предложения".

Урок русского языка по изучению темы: "Простые и сложные предложения" является первым уроком в изучении темы: "Сложные предложения" в 5 классе. Он предусматривает разноуровневые задания, продолжает од...


 

Комментарии

Скрипникова Наталья Николаевна

Марина Владимировна, спасибо за полезный материал.