Урок русского языка в 5 классе по теме"Простые и сложные предложения"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Урок с подробнейшим конспектом урока, соответствующим всем требованиям. К конспекту прилагается презентация и ссылка на электронный образовательный ресурс сети Интернет, который можно использовать полностью или частично на данном уроке уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_tkachenko.rar | 90.23 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: Простые и сложные предложения.
- Ткаченко Марина Владимировна
- МБОУ «СОШ №1»
- Учитель русского языка и литературы.
- Русский язык.
- 5 класс.
- Тема: Простые и сложные предложения.
- Ладыженская Т.А., Баранов М.Т.
- Цель урока: познакомить учащихся со сложным предложением, ставить знаки препинания между частями сложного предложения.
- Задачи урока: 1. Образовательная: познакомить учащихся со сложным предложением. Показать структурные различия между простыми и сложными предложениями. Вырабатывать умение различать в тексте простые и сложные предложения; определять границы частей в сложном предложении; ставить знаки препинания между частями сложного предложения; составлять и читать схемы простых и сложных предложений. Повторить и закрепить изученный материал по синтаксису.
2. Развивающая: развивать способность анализировать изучаемую синтаксическую единицу – предложение. Развивать мышление, память, наблюдательность.
3. Воспитательная: воспитывать самостоятельность, работоспособность, потребность овладеть грамотным письмом; любовь к русскому языку.
10. Тип урока: комбинированный урок.
11. Формы работы учащихся: групповая
12. Необходимое техническое оборудование:
- мультимедийный комплект оборудования;
- сигнальные карточки учащихся с обозначением членов предложения;
- Сигнальные карточки учащихся: красная (вижу ошибку!) и зеленая (правильный ответ).
13. Структура и ход урока.
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) | ||||||
1. | Оргмомент | Презентация Microsoft Office Power Point 2007 (Слайд №1) (Слайд №2). | Приветствия. Проверка готовности к уроку. Объявление темы урока, целей урока. Цели урока для учащихся: - Ребята, сегодня на уроке вы познакомитесь со сложным предложением; узнаете, чем оно отличается от простого предложения. Вместе с вами будем вырабатывать навык постановки знаков препинания в сложном предложении; учиться составлять схемы простых и сложных предложений. | Ассистенты докладывают о готовности класса к уроку. Тему учащиеся записывают в рабочую тетрадь. | 1мин. | ||||||
2. | Проверка домашнего задания | (Слайд №3) | Вопросы по повторению: -Что изучает синтаксис? - Что изучает пунктуация? -Назовите виды предложений по цели высказывания. - Назовите виды предложений по интонации, или эмоциональной окраске. - Какие члены предложения называются главными? - Какие предложения называются распространенными? - Какие предложения называются нераспространенными? - Какие члены предложения называются второстепенными? - Какие члены предложения называются однородными? - Когда при однородных членах предложения ставится запятая, а когда не ставится? - Как на письме выделяются обращения? Нескольким учащимся раздаются карточки с заданиями. К – 1 Выпиши предложения с обращением (знаки препинания не проставлены).
К – 2 Спиши, расставляя знаки препинания. Составь схему одного из предложений.
К – 3 Произведи синтаксический разбор предложений.
Учитель комментирует работу учащихся с сигнальными карточками, выставляет итоговую оценку. Проверяются и оцениваются работы учащихся, выполнявших индивидуальные задания по карточкам. | Три человека из числа учащихся класса выходят к доске с тетрадями, чертят схемы предложений и производят устный пунктуационный разбор указанного предложения из упражнения № 221). Все учащиеся, кроме вызванных к доске, отвечают на вопросы по повторению. Ответы отвечающих у доски ребят выслушиваются учащимися класса и оцениваются при помощи сигнальных карточек. | 7 мин. | ||||||
3. | Объяснение нового материала | Слайд №4 Слайд №5 (Слайд №6) (Слайд №7) Слайд №8 Слайд №8 Слайд №9 ЭОР №2 «Сложное предложение» Слайд №10 ЭОР №2 «Сложное предложение» Слайд №11 |
- А сейчас, ребята, мы приступаем к изучению новой темы. Прочитайте, пожалуйста, как называется тема нашего урока. -Перед вами предложение. Послушайте задание: вам необходимо раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и объяснить, почему вы выбрали именно эту букву. А теперь запишите полученное предложение в свои тетради. Словарная работа. - Какая орфограмма в слове свинцовые? - Каково лексическое значение слова « свинец»? Составьте словосочетания со словом свинец. -Составьте предложение со словом свинец. В каком смысле употребляется слово свинцовые: в прямом или в переносном? - Можно ли назвать выражение свинцовые облака тропом? К каким из тропов можно отнести это выражение? -Что такое эпитет? - Какие особенности облаков подчеркивает автор, употребляя определение свинцовые? -Для какой цели автор использует тропы? Обращаю ваше внимание на слово « появляются». Выделите корень в этом слове. Каков он? Это корень – явл -.В словах с корнем – яв – или – явл – учащиеся часто допускают ошибки. Поэтому мы должны поработать с этими корнями и записать их в наш « словарь корней». -Запишите в словарь корни – яв -, - явл – и слова с этими корнями. Обратите внимание на чередование согласных в \\ вл в этих корнях. Собственно объяснение нового материала. - Ребята, скажите, о чем говорится в предложении? - Найдите подлежащие в этом предложении. - Покажите, как подчеркиваются подлежащие? - Чем выражены подлежащие? Надпишите. -Найдите сказуемые в этом предложении. - Покажите, как подчеркиваются сказуемые? - Чем выражены сказуемые? Надпишите. - Назовите грамматические основы этого предложения. Сколько их? - Следовательно, сколько простых предложений в составе данного предложения? - Прочитаем хором 1-е предложение, пронумеруем его. - Прочитаем хором 2-е предложение, пронумеруем его. Вывод: мы с вами определили границы предложений, входящих в состав данного предложения. - Можно ли утверждать, что простые предложения связаны между собой по смыслу и интонационно? - А как связаны между собой эти 2 простых предложения: интонацией или интонацией и союзом? - Какой знак разделения вы видите между двумя простыми предложениями? - Начертим схему этого предложения. Итак, сколько простых предложений в данном предложении? - Как связаны между собой 2 предложения: интонацией или интонацией и союзом? Как схематически показать связь между предложениями? - Что отделяет 2 простых предложения друг от друга? - Какой знак завершает предложение? - Ребята, вы, наверное, сможете сказать сами: какое предложение мы с вами разбирали? Простое или сложное? - Сколько грамматических основ в сложном предложении: 1 или 2? Вывод: Предложение, которое состоит из двух или нескольких простых предложений, соединенных между собой по смыслу и интонационно, называется сложным предложением. -Итак, какие предложения называются сложными? - Как связаны между собой простые предложения в составе сложного предложения? 2. Понятие о союзных и бессоюзных предложениях. -Обратите внимание на схему. - По способу соединения простых предложений сложные делятся на 2 группы: союзные и бессоюзные. Ребята, скажите хором, какие бывают сложные предложения по способу соединения простых?
- Прочитайте примеры сложного союзного и сложного предложений. - Как связаны между собой простые предложения 1-го примера? - Как связаны между собой простые предложения во 2-ом примере сложного бессоюзного предложения? -Как союзная и бессоюзная связь отражена в схемах, данных к этим предложениям? -Итак, назовите 2 группы сложных предложений по способу соединения простых. Проговорите хором… Обратите внимание на данную страницу и скажите мне, какие предложения называются сложными? - Почему в теме «Сложные предложения» предложения делятся на две подгруппы? Как они называются? - Прочитайте предложения из первого столбика и назовите средства связи простых предложений в составе сложного, т.е. союзы. 3. Работа с учебником. Аналитическое чтение материала параграфа № 45. -Ребята, давайте проверим сделанные нами выводы по учебнику. На странице 88 есть пунктограмма №4. Перед пунктограммой – теоретические сведения. Прочитайте их. -Как связаны между собой простые предложения в составе сложного? - На какие 2 группы делятся сложные предложения по способу соединения простых в своем составе? -Прочитайте пунктограмму №4. -Скажите, какой знак препинания ставится в сложном предложении? - Сравните 2 схемы к примерам из пунктограммы №4. Скажите, какая из них - схема союзного предложения, а какая – схема бессоюзного предложения? -Влияет ли на постановку запятой наличие или отсутствие союза и между простыми предложениями? Обратите внимание на ту часть страницы, где есть значок ! На что просят обратить особое внимание авторы-создатели страницы? - Ребята, чтобы лучше понять и запомнить правило постановки запятой в сложном предложении, которое мы с вами сегодня изучили, прочитаем и постараемся запомнить это стихотворение. - О чем важно помнить, когда повстречаешь в упражнении сложное предложение, в состав которого входят несколько простых предложений? - Найдите, пожалуйста, пунктограмму №4 на форзаце учебника. Покажите. Прочитайте, как она называется? Как отыскать ее в учебнике? | Учащиеся вслух читают тему урока. Учащиеся называют орфограммы, которые встретились им на месте пропусков в словах предложения. Ответ: В этом слове орф. № 2 – непроверяемая гласная в корне слова. Ответ: Это химический элемент периодической системы Менделеева, синевато – серый металл, тяжелый, мягкий, ковкий. Ответ: Свинцовая руда, свинцовая деталь, свинцовая пластина. Учащиеся составляют предложения. Ответ: Это слово употребляется в переносном смысле. Ответ: Это эпитет. Ответ: Эпитет – художественное определение, которое подчеркивает важные для автора качества, свойства, особенности изображаемого предмета, явления, события. Ответ: Автор подчеркивает цвет облаков – серый. Вид облаков мрачный, тяжелый, холодный. Ответ: Чтобы точнее передать свои мысли, ощущения, настроение. Чтобы украсить свою речь. Один учащийся устно выделяет корень в словах и определяет, какой частью речи выражено каждое слово). Ответ: В предложении говорится о ветре и снежинках. Ответ: Подлежащие – ветер и снежинки Учащиеся здесь и далее используют сигнальные карточки. Ответ: Сказуемые – появляются и несут. Ответ: Сказуемые выражены глаголами. -Ответ: В этом предложении 2 грамматические основы: ветер несет, и появляются снежинки. Ответ: В составе данного предложения 2 простых предложения. Ответ: Вижу 1-е предложение: Северный ветер несет свинцовые облака… Ставлю цифру 1 Ответ: Вижу второе предложение: В воздухе появляются белые снежинки. Ставлю цифру 2. Ответ: Да, простые предложения связаны между собой по смыслу и интонационно. Ответ: Два простых предложения связаны между собой интонацией и союзом и. Ответ: Между двумя простыми предложениями стоит запятая. Ответ: Это предложение сложное. Ответ: В этом сложном предложении 2 грамматических основы. Учащиеся дают ответы на вопросы. Дети хором называют 2 группы сложных предложений. Ответ: Простые предложения в 1-ом примере связаны между собой не только по смыслу и интонационно, но и с помощью союза. Ответ: Два простых предложения в составе 2-го сложного предложения связаны между собой лишь по смыслу и интонационно. Союз отсутствует. Ответ: В 1-й схеме, составленной к союзному сложному предложению, указано средство связи между двумя простыми предложениями – союз и. Во 2-й схеме, составленной к сложному бессоюзному предложению, бессоюзная связь выражена в отсутствии союза между двумя простыми предложениями. Дети хором проговаривают. Учащиеся отвечают, опираясь на определение, данное на странице ресурса. Союзные и бессоюзные. Союзы и, но, потому что, что. Один учащийся читает теоретический материал учебника. Ответ: Предложения в составе сложного предложения связаны между собой по смыслу и интонационно. (Один учащийся читает вслух текст пунктограммы №4. Ответ: В сложном предложении ставится запятая. Ответ: 1-я схема к бессоюзному, а 2-я к союзному. Следует помнить, что части сложного предложения разделяются запятой! Ответ: Необходимо помнить о том, что все простые предложения в составе сложного отделяются друг от друга запятыми. Учащиеся показывают на форзаце место пунктограммы №4, находят, на какой странице учебника ее искать. Читают, как она называется. | 12 мин. | ||||||
4. | Физкультминутка. | 2 мин | |||||||||
5. | Закрепление | Слайды №12-14 Слайд №15 | 1.Выработка умения аргументировать свое мнение при выборе простого и сложного предложения. - Ребята, найдите упражнение №222.Прочитайте задание. -Пользуясь образцом рассуждения, прочитаем и проанализируем по предложению из данного в упражнении № 222 стихотворения. 2.Выработка умения различать союзную и бессоюзную связь простых предложений в составе сложного. Работа в тетрадях. -Прочитайте задания к упражнению № 224. -Как вы поняли задание? -Дополнительно вам необходимо будет составить схемы выписанных вами предложений. - Перед тем, как вы начнете выполнять задание к упражнению, хочу обратить ваше внимание на союзы, которые связывают равноправные части сложного предложения. Ими могут быть такие союзы как И А НО Эти союзы вы можете увидеть и на полях учебника. - Прочитайте 1-е предложение. Является ли оно сложным предложением? Надо ли его выписывать?
- Прочитайте 2-е предложение. Его необходимо выписывать?
- Прочитайте 3-е предложение. Это предложение следует выписывать?
- Ребята, вы должны будете выполнить эту работу в своих тетрадях. Кто справится с этим заданием, работает с предложениями №4, №5, №6 на оценку. - Ребята, проверяем 1-е предложение. Приготовьте сигнальные карточки. -Проверяем 2-е предложение. Используем сигнальные карточки. - Проверяем 3-е предложение. Используем сигнальные карточки. По ходу проверки учитель оценивает работу учащихся, выполнявших письменную работу у доски. На доске должны быть следующие записи: Прошло жаркое лето, и наступила осень. [1) = -], и [2) = -]. Стояли ясные дни, птицы готовились к отлету. [1) = -] , [2) - =] . С утра был туман, но к завтраку погода разгулялась. [1) = -], но [2) - =]. 3. Самостоятельная работа. - Ребята, а сейчас выполните задания теста. Оценку этой работы вы узнаете на следующем уроке, а ответы к заданиям теста будут объявлены в конце урока, после того, как вы сдадите работы учителю. Для того, чтобы сравнить свой вариант ответа с правильным, запишите его на поля тетради, прежде чем сдать работу. И тогда вы уже сегодня узнаете результат своего труда. -Все работы сданы, теперь можно проверить результаты. | Один учащийся читает образец рассуждения Учащиеся читают и анализируют 3 простых и одно сложное предложение из упражнения № 222. Один учащийся читает задание к упражнению. Учащиеся говорят о необходимости выписать из упражнения сложные предложения, расставляя знаки препинания, и т. д. (К доске вызывается учащийся для работы с 1-ым предложением). (К доске вызывается учащийся, который будет работать со 2-м предложением). (К доске вызывается учащийся, который будет работать с 3-м предложением). Трое учащихся по очереди на доске записывают по одному сложному предложению и составляют схемы к ним. Учащиеся выполняют ту же работу в своих тетрадях. Те учащиеся, которые справились быстрее других с заданием, выполняют следующие предложения. В тетрадях учащихся – следующие записи: Приближался конец сентября, а холода еще не наступали. [1)= -], а [2) - =]. Начался ливень, и мы побежали к сторожке. [1) = -], и [2)- =]. Учащиеся выполняют тест на индивидуальных листах. | 10 мин | ||||||
4. | Обобщение | Слайд №16 | - Ребята, чему вы научились на уроке? - Какое предложение называется сложным? - На какие группы делятся сложные предложения по способу соединения простых предложений в своем составе? -Какой знак препинания ставится в сложном предложении? - Какую пунктограмму для сложных предложений мы с вами изучили? - Еще раз хором прочитаем стихотворение, которое помогает нам запомнить пунктограмму №4. | 3 мин | |||||||
5. | Отметки | Учитель комментирует и выставляет отметки учащимся. | 1 мин | ||||||||
6. | Домашнее задание | Слайд №17 | - Дома вы выучите пунктограмму № 4 из &45, запишите в тетрадь-справочник. Повторите материал & 43.Выполните упражнение №226. Дополнительно: из текста художественного произведения выписать 4 сложных союзных предложения. Д \ З: 1) &45(выучить правило, записать в справочник); 2) &43 (повторить); 3) упр. 226; 4) выписать из текста худож. произведения 4 сложных союзных предложения. | 4 мин |
Приложение к плану-конспекту урока
Тема: Простые и сложные предложения.
Таблица 2
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т. д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1. | Презентация Microsoft Office Power Point 2007 | Обучающий статичный | Презентация | |
2. | ЭОР №2 «Сложное предложение» | Обучающий статичный | иллюстрация | http://fcior.edu.ru/card/11194/povtorenie-slovosochetanie-i-predlozhenie-znaki-prepinaniya-v-prostom-i-slozhnom-predlozhenii-i1.html |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе по теме "Простое и сложное предложения"
На уроке закрепления полученных знаний учащиеся закрепляют правила постановки запятой в сложном предложении, отрабатывают умение различать простое и сложное предложение, а также учатся видеть связь яз...
Урок русского языка в 5 классе на тему: «ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Урок русского языка в 5 классе на тему:«ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе на тему "Простое и сложное предложение"
Выполняя задания волшебного героя , обучающиеся вспоминают материал о словосочетании, простом предложении, пунктуации при однородных членах предложения, изучают сложное предложение и знаки препинания ...
Урок-презентация по русскому языку в 5 классе по теме "Простые и сложные предложения"
Данный материал может быть использован при изучении синтаксиса в 5 классе. Теоретический материал урока учитывает изученное в начальной школе о простых и сложных предложениях, опирается на преемственн...
Урок русского языка в 5 классе по теме: "Простые и сложные предложения".
Урок русского языка по изучению темы: "Простые и сложные предложения" является первым уроком в изучении темы: "Сложные предложения" в 5 классе. Он предусматривает разноуровневые задания, продолжает од...
Урок русского языка 8 класс по теме: "Простое глагольное сказуемое"
Урок русского языка 8 класс...
Конспект урока русского языка. 8 класс. Пунктуация в простом и сложных предложениях с союзом И.
Урок в соответствии ФГОС...
Комментарии
Марина Владимировна, спасибо
Марина Владимировна, спасибо за полезный материал.