Сценарный план урока русского языка в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_5_kl.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарный план урока русского языка в 5 классе
Учитель И.Г.Беседина
Дата – 24.04.2015г.
Место проведения – МБОУ «СОШ № 22» г. Курска
Цели урока:
- Формирование личностных результатов (понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию).
- Формирование метапредметных результатов (овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному).
- Формирование предметных результатов (опознавание и анализ основных единиц языка; совершенствовать лингвистическую монологическую речь учащихся; способствовать формированию навыка правописания орфограмм имен прилагательных; совершенствовать умения и навыки, связанные с повторяемыми темами; работать над ликвидацией этих пробелов путем совместной и индивидуальной работы; обобщить теоретический материал по теме «Имя прилагательное»; выявить имеющиеся у пятиклассников пробелы в знаниях по повторяемым темам).
Тема: ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
Тип урока: повторение и обобщение изученного.
Вид урока: урок-путешествие.
Оборудование:
- карточки;
- компьютер, проектор;
- творческие работы обучающихся по теме «Мой Курск» (рисунки, поделки и др.);
- схема маршрута
Ход урока.
- Орг. момент.
Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы? Тогда - за работу!
Удачи желаю всем вам!
2. Активизация знаний детей. Формулирование темы и целей урока.
- У нас очень много гостей, и они попросили рассказать об учениках нашего класса. Подберите слова, которые характеризуют вас. Вы какие ученики?
- Какую часть речи вы использовали, характеризуя себя?
-Как вы узнали, что это имя прилагательное?
- Можно ли объединить эти слова, по какому – либо признаку?
- Именно по этому признаку прилагательные отличаются от других частей речи.
- Сформулируйте тему нашего урока.
Слайд 1. Повторение изученного по теме «Имя прилагательное»
- Сегодня у нас урок - путешествие. Я приглашаю вас вместе с гостями побывать в прошлом и настоящем родного города, которому исполнилось 983 года. Пусть и с опозданием, но в день рождения принято дарить подарки. И пусть сегодня вашими подарками будут хорошие отметки.
Моим помощником будет имя прилагательное, потому что без него невозможно описать всю красоту любимого города.
3.Орфографическая работа.
- Итак, в путь! Сейчас мы отправимся на железнодорожный вокзал и приобретем билеты на волшебный поезд.
Слайд 2. Курский железнодорожный вокзал.
Так как мы собираемся совершить необычное путешествие, билеты можно получить в кассе только в том случае, если правильно выполнить задания, предложенные кассиром. И вот его первое задание:
Слайд 3.
Орфографическая разминка
(В) (железнодорожный) округе, (красивейший) здание, (больш_й) вокзал, (архитектурный) достопримечательностью, (скрипуч_) вагон.
- Как вы думаете, что нам необходимо сделать?
- Давайте проверим, это ли задание подготовил кассир?
Голос кассира за кадром: «Самостоятельно согласуйте имена прилагательные с именами существительными в роде, числе и падеже, раскрыв скобки. Помните, что помощниками в этом задании вам будут имена существительные».
- Какое правило о правописании окончаний имен прилагательных мы будем применять, выполняя это задание?
- Напомните это правило.
- Как это будет выглядеть на первом примере?
- Приступайте. Не забудьте указать вид работы: орфографическая разминка.
- Проверьте себя.
Слайд 4.
(В железнодорожном округе, красивейшее здание, большой вокзал, архитектурной достопримечательностью, скрипучий вагон)
- Признайтесь честно, все ли справились с этим заданием? Если не все, то в чём была допущена ошибка?
- Те, кто не совсем справился с заданием или у кого были сомнения, поставьте на полях напротив этого задания вопросительный знак зеленой ручкой. При проверке работ я это учту и путем индивидуальных заданий мы еще раз поработаем над этим правилом.
- Работая с этими словосочетаниями, какое еще правило о правописании прилагательных вам пришлось вспомнить? (о-е после шипящих в суффиксах и окончаниях прилагательных)
- Какие слова иллюстрируют это правило?
- Объясните написание этих слов.
- Какая загадка содержится в словосочетании скрипучий вагон?
- Какое правило спрятано в прилагательном скрипучий, если изменить форму этого прилагательного? (Правописание ь после шипящих)
- Напомните это правило.
- Приведите примеры.
- Ребята, на уроках мы говорили о правильном употреблении имен прилагательных. С какой нормой употребления мы еще раз столкнулись в слове красивейшее? ( с орфоэпической – правилами произношения)
- Запомните, в этом слове только одни вариант произношения: красивейшее.
- Поставьте ударение в этом слове. На полях нарисуйте значок: ОВ! – «Обратите внимание».
Голос кассира за кадром: « Поздравляю, задание выполнено успешно, вы получаете билеты на волшебный поезд. Счастливого пути!»
- Лексико-грамматические разряды прилагательных.
— Наше путешествие продолжается. Мы смотрим в окошки и вспоминаем, чем так славится Курский край.
Авторская группа в составе Бурцевой А., Петровой П., Цукановой Д. подготовила творческий проект-презентацию на тему «Визитная карточка города Курска» с использованием прилагательных.
- Запишите в тетради зеленой ручкой следующий вид работы « Диктант-молчанка». Запишите прилагательные с именами существительными.
Презентанция
- Я рада, что всё-таки мы с заданием справились! Можно продолжать путь!
5. Непостоянные морфологические признаки прилагательных.
Мы приближаемся к Базарной площади. Так ранее называлась современная Красная площадь.
Слайд 5. Базарная (Красная) площадь.
- Как вы думаете, почему?
- Курск являлся немаловажным торговым центром. Развитию торговли способствовало его расположение на пересечении речных путей: Десны, Сейма, Тускари и т.д. Из города курские купцы увозили свои товары за границу, сюда прибывали заморские гости, промышляющие торговлей.
Голос за кадром: «Станция Непостоянная».
- Какое-то странное название. Вы не знаете, почему?
- Здесь нас должны встречать. Но почему-то встречающие задерживаются. Мы пока подготовимся к встрече с ними.
- Запишите следующий вид работы – «Четвертое лишнее»
- Спишите с доски. Подчеркните четвертое лишнее.
1. Падеж, спряжение, число, род.
2. (По) многоголосой (ярмарке) – Д.п., ед.ч., 1 скл., ж.р.
3. Разноцветные (платки) – прил., мн.ч., Им.(В.п.), м.р.
- Назовите «четвертое лишнее» под цифрой 1. Почему?
-//- под цифрой 2?
-//- под цифрой 3?
- Ребята, кто затрудняется, не забывайте о зеленом «вопросике».
(звучит песня Н.Кадышевой)
- А вот и скоморохи! Здравствуйте, я рада встрече с вами!
(Инсценирование. Входят скоморохи, коробейники под веселую музыку)
1 скоморох: На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда!
Торопись, честной народ!
Тебя ярмарка зовет.
Все товары хороши!
Что угодно для души!
А товары не простые.
Все заданья удалые!
За оценки дорогие!
И подарки расписные!
У меня вопросик есть!
Ответьте мне старательно,
Что такое прилагательное?
Слайд 6. Курский государственный цирк.
Скоморох (правильно ответившему скоморох дарит открытку с изображением Курского цирка.
Медведи в танце кружатся,
Урчит проворный тигр.
Мы приглашаем вас прийти
В наш новый Курский цирк!!
Что ж, ответы – загляденье!
Прямо всем на удивленье!
Подходи-ка, детвора!
Приз разыгрывать пора!
Кто из вас повнимательней?
Как изменяется прилагательное?
Слайд 7. Курский драматический театр имени А.С. Пушкина
Скоморох (правильно ответившему скоморох дарит открытку с изображением Курского Драматического театра имени А.С. Пушкина.
Театр – полет свободной мысли,
В нем мир фантазии живет.
Чудесная игра актеров
Любых сердец растопит лед.
Устали с вами не на шутку!
Настало время физминутки.
Я высокий!
А я ниже!
Я широкий!
А я уже!
Я силач!
А я слабее!
Я мудрец.
А я глупее!
Вот и солнце закатилось!
Наша ярмарка закрылась!
Все дружно: Приезжайте снова к нам!
Рады мы всегда гостям! (под музыку скоморохи уходят)
- Ребята, на какие слова вы обратили внимание, когда упражнялись со скоморохами? (ниже, уже, слабее, глупее)
- С точки зрения лексикологии что это за слова? (антонимы)
- Наше путешествие по Базарной площади закончилось.
- Ну что? Поехали дальше? Вдалеке виднеются огни новой станции
3. Синтаксическая роль имен прилагательных.
- И пока мы приближаемся, следующий вид работы – «Проверь себя».
Слайд 8. Коренная пустынь
- Перед вами текст под названием «Коренная пустынь», к нему задание. Это задание вы должны выполнить самостоятельно в карточках. Будьте внимательны. Поезд движется с быстрой скоростью, поэтому не задерживайтесь. До стоянки осталось 3 минуты.
Прочтите текст и выполните задания В1-В3. |
Коренная пустынь
(1) На правом берегу Тускари среди обширных рощ и садов приютилась обитель. (2) Ее белые храмы и здания живописно выглядывают из-за деревьев, словно головки белых лилий из корзины зелени. (3) Соборный храм величественен.
Ответы на задания В1-В3 записывайте словами или цифрами. |
В1 Укажите номер(а) предложения(й), в котором имя прилагательное является сказуемым.
Ответ: ____________________________________________________________________________
В2 Из первого (1) предложения выпишите имена прилагательные, являющиеся в предложении определениями.
Ответ: _____________________________________________________________________________
В3 Из второго (2) предложения выпишите все словосочетания
«прилагательное + существительное».
Ответ: _____________________________________________________________________________
Голос за кадром: Станция «Синтаксическая»
- Проверим себя.
- Каким образом вы выполнили задание В1?
- Каким образом вы выполнили задание В2?
- Каким образом вы выполнили задание В3?
- Ребята, сделайте вывод. Какими членами предложения могут являться полные прилагательные?
- Краткие прилагательные?
- Те, кто испытывал затруднения, выполняя эту работу, напротив заданий поставьте вопросительный знак.
- Вложите карточки в тетради для проверки.
6. Роль имен прилагательных в речи.
- Ребята, вот мы и приближаемся к завершению нашего путешествия, к нашему привычному Курску, к конечной станции.
Слайд 9. «Черно-белый» Курск.
- Но разве таким – черно-белым – видим мы наш Курский край?
(чтение учителем текста, записанного на доске)
Эта земля … . … степи тянутся вдаль. …лентой вьется … река. Лучи солнца озаряют отблесками ее … поверхность. В … синеве неба парят … птицы. Здесь дышишь … воздухом … трав. … ветерок коснется … камышей, и они споют … песню о нашей … стороне.
- Ребята, смог ли автор передать прелесть курской земли, насколько точно показал ее неповторимость? Почему?
- Правильно, автор не смог детально описать красоту и неповторимость курской земли, так как в тексте нет эпитетов (красочных прилагательных).
- Запишите следующий вид работы «Подбери эпитет».
- Чтобы наш текст не оставался без прилагательных, словно птица без крыльев, помогите автору передать красоту и своеобразие Курского края.
- Раскрасьте его, покажите его красоту и неповторимость. И пусть это волшебное имя прилагательное поможет вам выразить свои чувства, свою любовь к нашему городу. Пользуясь «Словариком эпитетов», вставьте прилагательные и озаглавьте текст.
Голос за кадром: «Станция выразительная».
- Ребята, кто из вас желает прочитать получившийся текст? (1-2 уч-ся)
Слайд 10 «Красочный» Курск.
- Ребята, посмотрите – вам удалось передать своеобразие и красоту нашего края – и город окрасился яркими, сочными красками.
- Какова роль имен прилагательных в нашей речи?
- Подведение итогов урока.
- Ребята, какие знания вам понадобились, чтобы совершить наше увлекательное путешествие?
- Какой учебный материал вы знаете хорошо?
- Какой учебный материал вам надо повторить?
8. Домашнее задание.
- Работу по устранению выявленных недочетов вы проведете дома, повторив теоретические сведения по конспекту и составив словарный диктант из 15 слов, включающий те орфограммы, в знании которых вы сомневаетесь.
- Некоторые ученики в качестве домашнего задания получат индивидуальные задания: подготовить сообщение об этимологии слов: Пушкарная, Стрелецкая, Казацкая.
- Ребята, знакомы ли вам эти слова?
- Ребята, я надеюсь, что после нашего урока наш город открылся для вас по-новому, он стал вам ближе и роднее. Так давайте будем любить Курск, беречь его прошлое, заботиться о настоящем, думать о будущем и гордиться званием курянин!
- В конце урока вас ожидает небольшой сюрприз. В знак того, что вам понравился наш урок и вы хотите продолжить совершать такие увлекательные путешествия, возьмите из корзины красное яблоко. Если что-то разочаровало, возьмите зеленое яблоко. Кушайте на здоровье! И вспоминайте еще один символ Курского края.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарный план урока русского языка по теме "Понятие об обособлении. Обособленные определения" (8 класс)
Сценарный план разработан в соответствии с требованиями ФГОСООО...
Сценарный план урока английского языка в 5 классе "Путешествие в Лондон"
Разработка открытого урока в виде ролевой игры для общеобразовательного класса со средним или выше среднего показателем качества знаний по программе к УМК «Enjoy English» («Английский с удо...
Сценарный план урока по литературе. 7 класс
Тема урока по литературе в 7 классе - "Выбор жизненной позиции в "Легенде о Данко" (По рассказу М. Горького "Старуха Изергиль"). Конспект урока составлен в соответствии стребованиями ФГОС и представля...
Сценарный план урока русского языка в 6 классе. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.
Сценарный план урока русского языка в 6 классе. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. УМК под редакцией С.И.Львовой....
Сценарный план урока Английского языка «Великие умы человечества» 8 класс
Урок разработан с требованиями ФГОС ОО по линии УМК "Spotlight"....
Сценарный план урока русского языка «Фразеологизмы» в 6 классе
Сценарный план урока русского языка «Фразеологизмы» в 6 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО и включает описание формируемых способов деятельности и осуществляемых обуч...
Сценарный план урока русского языка (5 класс)
Сценарный план урока русского языка (5 класс)...