Сценарный план урока русского языка «Фразеологизмы» в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Сценарный план урока русского языка «Фразеологизмы» в 6 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО и включает описание формируемых способов деятельности и осуществляемых обучающимися действий по трём направлениям: коммуникативному, регулятивному и познавательному.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tk_uroka_rus_yaz-6_kl-frazeologizmy-goryakinashapovalova.docx | 24.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарный план урока русского языка
«Фразеологизмы» в 6 классе
Подготовили:
Горякина О.М., учитель
русского языка и литературы
МОБУ «Амосовская СОШ»;
2016
Класс: 6
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Тема: фразеологизмы
Цель: ознакомление с понятием «фразеологизм», «фразеологический словарь», с лексическим и грамматическим строением фразеологизмов; формирование ценностного отношения к родному языку через изучение фразеологизмов как образного средства выразительности
УУД личностные: осознание лексического богатства русского языка, гордости за язык, осознание отражения во фразеологии духовной и материальной культуры русского народа;
регулятивные: планирование путей достижения цели и умение принимать решение на основе переговоров;
коммуникативные: формирование навыков учебного сотрудничества в ходе групповой и парной работы;
формирование умений свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме по теме урока;
познавательные: знать о фразеологических словарях, научиться употреблять фразеологизмы в речи и опознавать их по особым признакам, уметь различать фразеологизмы и свободные сочетания слов.
Планируемые результаты:
личностные: понимание фразеологии русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; использование фразеологизмов в речи как одной из вариативных форм в развитии образности мышления, интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности в процессе получения школьного образования;
метапредметные: применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения новых знаний по другим предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
предметные: знать признаки фразеологизмов, уметь находить фразеологизмы в тексте, уметь определять их значение в тексте.
Основные понятия: фразеология, фразеологический словарь, фразеологизм, синоним, антоним, тропы, метафора, сравнение, гипербола
Межпредметные связи: литература, история
Оборудование: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6кл. – М.: Просвещение, 2013, рабочая тетрадь, фразеологический словарь, раздаточный материал
Ход урока
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |||
1 | Мотивирование к учебной деятельности | Ребята, для всего, что существует в мире, в нашем языке есть точные слова и выражения. Русское слово неотделимо от понятия, которое оно передаёт, ведь русский язык неразрывно связан с историей нашего народа, его духовностью. Украшением нашей речи являются особые обороты, устойчивые выражения, в них выражен дух народа , его традиции и обычаи .А насколько ярки и точны эти обороты, вы можете убедиться сегодня сами. | Слушают учителя, узнают о связи русского языка с историей, традициями и обычаями русского народа, эмоционально настраиваются на решение задач урока | Выделять существенную информацию | Взаимодействуют с учителем | Умение слушать собеседника, выступающего | Оценивают красоту, образность речи учителя | Принимают учебную задачу в соответствии с целевой установкой |
2 | Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии | Тему сегодняшнего урока вы можете сформулировать самостоятельно. Прослушайте отрывок из книги К. Чуковского «От 2 до 5». «Когда ребёнок услышал, что пришедшая в гости старуха «собаку съела», он спрятал от неё своего щенка. Как вы думаете? Старуха в прямом смысле съела собаку?(Нет, в переносном).Вы можете сказать, что обозначает это выражение? Нам поможет разобраться в этом словарь, лежащий на столе. Прочитайте название.(Школьный фразеологический словарь).Назовите состав словосочетания(прил+сущ).Переделайте в схему сущ+сущ(словарь чего? Словарь фразеологизмов.Так что же будем изучать на уроке?(Фразеологизмы) Выдвиньте свою теорию о значении данного определения. Что вам известно о нём? При затруднении обращайтесь к учебнику Вывод: слово «фразеология» происходит из двух греческих слов: «фразис» — выражение и «логос» — учение. Найдём в словаре наш фразеол-м. Что он означает? | Воспроизведение ранее изученного, установление связей между прежними и новыми знаниями, эвристическая беседа Делают свои предположения, проверяют по учебнику Находят в словаре фр-м, объясняют зн-е | Устанавливают причинно-следственные связи Выдвигают гипотезу, делают выводы | Задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации | Строят понятные для собеседника высказывания, отвечают на вопросы одноклассников, обосновывают свою точку зрения | Исследование условий учебной задачи | Обсуждение способов решения учебной задачи |
3 | Выявление места и причины затруднения | Какие трудности предстоит преодолеть?(Где изучаются, что это за понятие, где уместно употреблять в речи, научиться опознавать их по особым признакам, какова синтаксическая роль) | Делают предположения о трудностях, которые могут возникнуть при изучении темы | Фиксация собственных затруднений | Обсуждают вопросы, относящиеся к теме урока | Учатся воспринимать на слух и комментировать ответы собеседников | Осознают недостаточность своих знаний | Адекватно воспринимают оценку учителя |
4 | Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). | В каком разделе лингвистики мы изучаем фр-мы? Мы часто употребляем фразеологизмы в речи, даже не задумываясь. А зачем нам нужны фразеологизмы? Не проще ли говорить напрямую. Например: Алеша ломал голову над задачей. (Алеша решал задачу). - Сравните эти предложения. Что можем сказать о первом предложении (решал очень трудную задачу, долго мучился, может, так и не решил). А второе предложение о чем – то нам говорит? - Так зачем мы употребляем фразеологизмы? (Обладают яркой образной окрашенностью, экспрессией (выражение чувств), поэтому используются для более точного, образного выражения мыслей, чаще всего в разговорной и художественной речи) - А скажите, как мог Алеша ломать голову над задачей. Брал и разламывал на части. - В каком значении употребляются фразеологизмы? (переносном) -А еще, в каких случаях мы говорим о переносном значении? (метафора, сравнение, гипербола) - Попробуйте подобрать фразеологизм к его прямому значению, если сможете, то определите с помощью какого художественного приема или тропа образован фразеологизм. - Обратите внимание. К некоторым значениям вы подобрали несколько фразеологизмов, то есть получается, они имеют одинаковое лексическое значение. А как называются слова, которые пишутся по- разному, а имеют одно значение. (синонимы). - Попробуйте сами подобрать синонимы к фразеологизмам Подберите синоним к фразеологизму «и след простыл» - «поминай, как звали», «только и видели». «дать нагоняй» - «намылить голову», «снять стружку», «разделать под орех» Следующее задание. Попробуйте подобрать к фразеологизмам антонимы. -Что такое антоним? (ответ) Например: одержать победу – потерпеть поражение. Войти в доверие – выйти из доверия. Какие выводы можем сделать? | Работают с учебником-с 81,отвечают на поставленные вопросы Совместная работа ( устная)
Работа в парах, взаимопроверка Подбирают антонимы к фр-мам, выведенным на доску Делают вывод, что фр-мы синонимичны по значению 1 слову, либо пр-ю, можно подобрать и антонимы | Делают умозаключения, формулируют выводы | Участвуют в беседе по теме урока | Анализируют ответы собеседников, выражают согласие или несогласие с высказанной точкой зрения | умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения | Планируют учебную деятельность |
5 | Реализация построенного проекта | Сравнительный анализ 2-х пр-й. Определение синтаксической роли фр-ма. Ребята работали на пришкольном участке не покладая рук, и поэтому задание они выполнили раньше срока. 2.Все работали усердно. -Найдите в этих предложениях слова, близкие по лексическому значению? - Как вы понимаете значение слов «не покладая рук»? - Можем ли мы это выражение разбить на отдельные слова, чтобы его смысл остался тем же? Каким членом пр-я явл-ся фр-м? - Какой вывод мы можем сделать? Вывод: это сочетание слов является неделимым, то есть обозначающим нечто целое по смыслу. Такое сочетание слов и называется фразеологическим оборотом, фр-м в пр-и является 1 членом пр-я. | Работа по группам, 1 гр-анализ 1 пр-я, 2 гр - 2 пр-я, приходят к выводу, что такое фразеологизм, какова синтаксическая роль, закрепляют в учебнике-с.81 | Читают, анализируют, сравнивают, делают выводы | Осуществляют совместную деятельность в парах, участвуют в обсуждении | Формулируют суждения | Контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки | Осознают правило контроля, используют его в решении учебной задачи |
6 | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | 1Работа с фразеологическим словарем Найти в словаре и объяснить значение фразеологизмов.
| Групповая работа(при выступлении каждой гр, другие записывают зн-е фр-ма в тетрадь; для тех , кто работает быстро дополнительное зад-е: придумать пр-е с любым фр-мом | Умение работать с фразеологическим словарём, проводить исследование | Умение высказать и обосновать свою точку зрения | Умение работать совместно в группе | Адекватно оценивать свои достижения,искать причины и пути преодоления трудностей | Осуществлять пошаговый контроль |
7 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Организует сам-ую работу. Работа по учебнику М.Т.Баранова- п. 29, упр № 146 | Замена сочетаний слов синонимичными фр-ми, определение их синтаксической роли | Проверяют по эталону на доске, сравнивают | Учатся работать самостоятельно | Формируется навык самостоятельности принимаемых решений | Корректируют, исправляют ошибки | Формирование способа самоконтроля |
8 | Включение в систему знаний и повторение | Игра «Кто быстрее?» 2. Подобрать к данным фразеологизмам синонимы с помощью фр-го словаря 1) хоть пруд пруди 2) кто во что горазд 3) как снег на голову 4) ни рыба ни мясо 5) рукой подать 6) с пустыми руками 7) доводить до белого каления Повышенный уровень(дополнительно к основному заданию):сам-но подобрать синонимы к фразеологизмам, равные по значению 1-му слову | Работа в парах, умение использовать ранее полученные знания по лексике | Умение работать с фразеологическим словарём, проводить исследование | Умение распределить обязанности в паре | Формируют навыки учебного сотрудничества в ходе работы в парах, умение договориться между собой | Умение оценить свою роль и адекватно оценить свои индивидуальные достижения при работе в паре | Осуществлять взаимо-проверку и самоконтроль |
9 | Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). | Организует рефлексию. Прослушивает ответы нескольких пар. Подводит итог. Выставляет оценки. Объявляет д/з.-п.29,№ 148 | «Разговор по телефону». Чтобы ты рассказал другу (бабушке) о сегодняшнем уроке. Один ученик продумывает и задаёт вопросы другому, о чём говорили,чем занимались,что было интересного, что понятно или непонятно было на уроке, чем отличаются фр-мы от других сочетаний слов и т.д | Работа в парах. Анализ своей учебной деятельности. | Умение строить монологические высказывания, принимать активное участие в обсуждении | Умение подводить итоги, обмениваться впечатлениями | Оценивают результаты работы | Формируются навыки самооценки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарный план урока русского языка по теме "Понятие об обособлении. Обособленные определения" (8 класс)
Сценарный план разработан в соответствии с требованиями ФГОСООО...
Сценарный план урока русского языка в 6 классе. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.
Сценарный план урока русского языка в 6 классе. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. УМК под редакцией С.И.Львовой....
План-конспект урока русского языка "Фразеологизмы"
Материал содержит план-конспект и презентацию к уроку русского языка "Фразеологизмы" 6 класс...
Сценарный план урока русского языка в 5 классе
Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного. ...
Презентация к уроку русского языка "Фразеологизмы" (5 класс)
Презентация к уроку....
Сценарный план урока русского языка (5 класс)
Сценарный план урока русского языка (5 класс)...
Конспект урока русского языка "Фразеологизмы" (6 класс)
Конспект урока русского языка посвящен изучению фразеологизмов в 6 классе...