Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия ученика |
- Самоопределение к деятельности.
| - Прием “удивляй” c целью настроить на урок, повысить интерес к уроку.
Вежливый, старательный, Скромный и внимательный, Добрый, умный, справедливый, И веселый, и счастливый. Фронтальная работа: - Про кого так можно сказать? - Почему вы так решили? После ответов учеников: Я рада за вас, что у вас есть такие друзья (знакомые, родные, учителя и т.п.). Но сегодня это сказано про вас. Мне очень приятно, что на уроке будут присутствовать такие ученики, потому что только такие, как вы, могут прийти на помощь товарищу, учителю, но и, конечно, русскому языку. - Прием “яркая цитата” с целью развития любви к русскому языку, любви к прекрасному, воспитание эстетических чувств):
Русский язык, по мнению замечательного писателя Куприна, “в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен”. - К какой части речи относятся и что обозначают в русском языке такие слова, как вежливый, старательный, умелых, опытных, красив, певуч, гибок, ловок? - Где вам чаще всего, кроме уроков русского языка, приходилось встречать имя прилагательное? - Зачем же они нужны и какую роль играют?
| Готовятся к восприятию информации, отвечают на вопросы учителя. | Л:мотивация, смыслообразование;
П:моделирование, построение логической цепи рассуждений;
Р:коррекция; волевая саморегуляция;
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
- Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
| На доске словосочетания (выходят к доске) (цель: активизация мыслительной деятельности, обеспечение высокого уровня умственного развития): Чуж…й город Храбрый петуш…к Высокое крыльц… Ш…лковые локоны В дремуч…м лесу Укрыть плащ…м Сладкий крыж…вник Парч…вая накидка - Сможете ли вы выполнить эту работу – вставить пропущенные буквы? Уверены? - Какие знакомые правила вам следует вспомнить и применить, выполняя эту работу? Есть ли незнакомые слова? - От чего будет зависеть выбор буквы? (Часть речи и часть слова)Итак, приступайте к работе. Желаю удачи! - Какое словосочетание вызвало у вас затруднения? Почему? (Прилагательное, суффикс) - Какая накидка называется парчовой? Что такое парча? - Хотите узнать об этом? Давайте вместе поработаем.
| Слушают учителя, выходят к доске, объясняют орфограмму, перерабатывают информацию, затрудняются в орфограмме в слове «парчовая». Работают со словарём СИ.Ожегова. Объясняют лексическое значение слова «парча». | П: уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках.
К: уметь определять цель учебной деятельности, уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию.
Р: уметь находить в словаре нужный материал, уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Л: мотивационная основа учебной деятельности. |
- Выявление места и причины затруднения.
| - Посмотрите на эти словосочетания Грошовый вклад Сторожевой катер Бежевый костюм Отцовский рюкзак Ежовые рукавицы - Как вы понимаете выражения? - Есть ли в данных прилагательных суффиксы? Назовём их. - Почему, как вы думаете, в них пишутся разные гласные после шипящих и Ц? -Какова цель нашего урока? (Наша цель – научиться применять правило написания букв О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных -ОВ-, -ЕВ-, видеть условия его применения). Это тема нашего урока (Запишите её в тетради. Учитель – на доске: «Буквы О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных -ОВ-, -ЕВ- )
| Ученики отвечают на вопросы, работают с таблицей, объясняют, приводят примеры, определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Записывают тему в тетради. | К: уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.
П: уметь объяснить фразеологизм.
Р: уметь определять цель учебной деятельности (этапа) и задачи в сотрудничестве с учителем . |
- Построение проекта выхода из затруднения.
| -Какие задачи мы будем решать для достижения этой цели? 1) Познакомимся с правилом правописания О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных -ОВ-, -ЕВ-. 2) Составим алгоритм работы с орфограммой. Закрепим правило в ходе выполнения заданий. 3) Выработаем навык различения правописания букв о, ё и е после шипящих и ц в различных частях слова разных частей речи
| Ставят цель, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели | П:постановка познавательной цели ;
Р:планирование, прогнозирование;
К:формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. |
- Реализация построенного проекта.
| Предъявляет образец, на основании которого необходимо сформулировать правило. - Сделайте вывод, сформулируйте правило.
- Обратимся к справочному материалу: стр.131 в учебнике. Прочитайте правило, запомните его и воспроизведите с примерами. (Учащиеся говорят правило, на доске в двух словах обозначают орфограмму). На доске слова: Еж..вый ( ) ситц..вый ( ) лиц..вой ( ) торц..вый ( )
- Какой была наша первая задача? Справились ли мы с ней?
| Изучают эталон. Формулируют правило (групповая работа), сверяют его содержание с теоретическим материалом темы в учебнике. Записывают алгоритмы на листах, прикрепляют магнитами к доске. Выдвигают и обосновывают гипотезы.
| П: анализ, синтез, подведение под понятие, выведение следствий, моделирование, использование знаково−символических средств, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Р:планирование, прогно-зирование;
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, осознание приоритетности многих общих проблем над частными, умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации |
- Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
| 1. Опираясь, на примеры на доске, составьте алгоритм обозначения орфограммы в тетради и на доске. -Опираясь на данный алгоритм, в парах выполним задание на карточке. (Учащимся выдаются карточки, тут же включается соответствующий слайд). Работа в парах: - ЛИЦ…ВОЙ СЧЁТ
- КОЛЬЦ…ВАЯ ДОРОГА
- БОЙЦ..ВАЯ ПОРОДА
- ТАНЦ..ВАЛЬНЫЙ ЗАЛ
- ЛУЧ…ВАЯ КОСТЬ
- ТОРЦ…ВАЯ ПОВЕРХНОСТЬ
- ПЕРЦ…ВЫЙ ПЛАСТЫРЬ
- ЕЖ…ВЫЕ РУКА
| Выбирают способ, на котором будет основано решение учебной задачи. Проговаривают правило вслух. Решение задачи по алгоритму. Упражнение на слайде устно, фронтальное проговаривание алгоритма. | П: подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания, освоение способа проверки;
Р: коррекция;
К: умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации |
Релаксационная пауза (цель: снять напряжение, дать разгрузку эмоционально-мышечную, настроить на следующую работу).
| - Повернемся лицом друг к другу. Вам необходимо представить, что на вас ситцевая рубашка, проведем по рукаву рубашки соседа, мысленно произнесем ситцевый – ситцевая. Вы ощущаете гладкую прохладную поверхность, а произнесенные слова только усиливают это ощущение. А сейчас представим, что на вашей левой руке замшевая перчатка, попробуем взять руку своего партнера и про себя проговорить замшевый – замшевая. Вы ощущаете тепло, мягкость. Это ощущение тепла плавно переходит на ваши лица, давайте улыбнемся друг другу, пожмем руку товарищу, пожелаем удачи, успеха и с хорошим настроением снова включимся в работу.
| Под руководством учителя выполняют упражнения для снятия напряжения. |
|
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
| - Продолжая работу над орфограммой, (работая в группе), замените данные сочетания “сущ.+ сущ.” синонимичными, но другого типа – “прил.+сущ.” , Обозначьте орфограмму.(Выдаю иллюстративный материал). Выполнив, прикрепите на доске.(Образец на слайде)
Пишут на иллюстрации Правило повторить | - Платье из ситца - …
- Медведь из плюша - …
- Вода из ключа - …
- (Какой “ключ” имеется в виду? что это за явление?)
- Заросли из камыша - …
- Клык моржа - …
- Пуля из свинца - …
|
- Какой была наша вторая задача? Справились ли мы с ней?
| Работают в группе с иллюстративным материалом, подбирают синонимичное сочетание с изучаемой орфограммой. Вывешивают на доску результат своей работы. Пошаговая самопроверка по эталону. | Р: Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона) Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта). Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
- Включение нового знания в систему знаний и повторение
| 1. Работаем индивидуально. “Найдите ошибку” - Какие сочетания написаны верно? Какие написаны с ошибкой? Каким правилом вы пользовались, работая над заданием? НА слайде - Плюшевый мишка
- песцовый воротник
- кумачевая рубаха
- ситцевая занавеска
- свинцовая пуля
- моржовый клык
- ландышовый запах
- камышовые заросли
- глянцовая бумага
2. На экране текст (слайд) В раннее весеннее утро ребята во главе со стажёром провели в старом саду борьбу с листожором на грушевых и алычовых деревьях. В камышовом шалаше ребят ждёт сторож. На голове у него шапчонка. Из-под пиджака выглядывает холщовая рубашонка, на шее кумачовый платок. Сторож показывает ребятам самодельные щётки и трещотки, затем угощает всех спелым крыжовником. А ребята предлагают ему шоколадки. - Найдите и выпишите из текста слова, с правилами написания которых мы сегодня работали. ? Каким правилом вы пользовались, работая над заданием? (Слайд)демонстрируется после выполнения учениками задания. Они сверяются с записью на интерактивной доске, делая обозначения.) 3. - Какой была наша третья задача? Справились ли мы с ней? -Какова цель нашего урока? (Наша цель – научиться применять правило написания О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных -ОВ-, -ЕВ-, видеть условия его применения). (Слайд) -Достигли ли мы цели?
4. Учитель: А теперь мы станем программистами. Нам необходимо зашифровать словосочетания гласными вместо точек (цель: активизация мыслительной деятельности, контроль полученных знаний). Для этого еще раз вспомним правило. Раздаточный материал (карточка-тест) (слайд): 1)Глянц…вая бумага, 2)оранж…вая люстра ,3)саранч…вый набег, 4)беж…вый цвет, 5)вещ…вой рынок, 6)ландыш…вый аромат, 7)пунц…вые розы, 8)бахч…вая культура. 9)кварц…вые часы, 10)замш…вый перчатки, 11)ключ…вая вода, 12)куч…вые облака, 13)ерш…вая уха. Слайд к нему. Проверка закрытого теста (взаимопроверка). (Слайд) 5. Сообщите результат-балл: 13 баллов –«5» 10-12 баллов – «4» 6-9 баллов –«3» 0-8 баллов – «2»
| Работая в парах, находят изучаемую орфограмму в тексте. Отвечает один ученик, класс оценивает по критериям, размещённым на доске. Подводят итог: справились с третьей задачей урока. Делают вывод: достигли цели урока. Используют полученные знания, выполняя задание «Программисты». С помощью взаимопроверки выставляют друг другу оценки в соответствии с количеством баллов.
| К: уметь отвечать на вопросы, слушать и понимать других.
Р: уметь оценивать результаты деятельности (своей, чужой)
П: уметь находить нужную информацию. |
- Рефлексия учебной деятельности на уроке.
| - Что открыли для себя? - Чему научились? - Какую оценку поставишь себе за работу на уроке?
- Заполните пропущенные слова, оценив себя за работу на уроке: 1) На уроке я работал … активно/пассивно 2) Своей работой на уроке я … доволен/недоволен 3) Урок для меня показался … коротким/длинным 4) За урок я … устал/не устал -Составьте синквейн на тему «Урок», вложив в него впечатления прошедшего урока.
| Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей. | П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Л: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;
К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения.
Р: оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).
|
| Предлагает задания для домашней работы: П.55 (знать правило), упр.314 (по заданию учебника) или «Составить грамматическую сказку «Разговор суффиксов –ов-, -ев»
|
|
|