Технологическая карта урока "Типы речи"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока: - сформировать представление о типе речи- повествовании,
Задачи:- сформировать умение определять функционально-смысловые типы речи, потребность в самовыражении и самореализации
- развивать умение создавать устные и письменные тексты разных типов речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения. -развивать умение работать в парах, планировать свою деятельность, ставить цели своей работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_5_klass.docx | 24.98 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Митрофановская СОШ
Технологическая карта
Скосарь Ольга Алексеевна,
учитель русского языка и литературы.
Тема урока: Типы речи. Повествование.
Класс: 5
Предмет: русский язык
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока: - сформировать представление о типе речи- повествовании,
Задачи:- сформировать умение определять функционально-смысловые типы речи, потребность в самовыражении и самореализации
- развивать умение создавать устные и письменные тексты разных типов речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения. -развивать умение работать в парах, планировать свою деятельность, ставить цели своей работы.
Учебник: ФГОС Инновационная школа под редакцией Е.А.Быстровой, Москва, «Русское слово», 2013 г.
Оборудование: компьютер, проектор.
Литература: Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Русский язык» для 5 класса под редакцией Е.А. Быстровой / Бабки-
на М.В. — М.: ООО «Русское слово» — учебник, 2011. — 152 с.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | ||
Долгожданный дан звонок, начинается урок. Вы, ребята, повернитесь и друг другу улыбнитесь! | Демонстрируют свое настроение. | Самоопределение, смыслообразование (Л) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К) |
II. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | ||
1. Проверка домашнего задания: словарный диктант по учебнику. Заголовок, информация, сочинение, беседа, памятка, компьютер, тысячелетие, трудоемкий, в течение, вопросительный. Слайд№1-2. Проблемная ситуация : 2.Сегодня ко мне пришло письмо от одного пятиклассника, который просил о помощи. Он просил рассказать ему о типах речи, определить тип речи данного текста. За деревней весело играла кошка со своими котятами. Вдруг откуда ни возьмись – огромный степной орел. Как молния, спустился он с вышины и схватил одного котенка. Но не успел еще подняться, как мать вцепилась уже в него. Хищник бросил котенка и схватился со старой кошкой. Закипела битва насмерть. Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло. Орел покинул поле битвы, а кошка, забыв свои собственные раны, принялась облизывать израненного котенка. 1. — Вспомните, в чем особенность повествования как типа речи ? Чем будем сегодня заниматься? Какова тема? Знакома она вам? Какова цель урока? Чему вы научитесь? Что повторите? Слайд№3 2. Сравнение имеющихся знаний с теоретическим мате- риалом § 11. | Запись словарных слов. Взаимопроверка по учебнику, выставление отметок по критериям учителя (записаны на доске). Внимательно слушают текст, отвечают на вопросы, размышляют, высказывают свою точку зрения. Отвечают на вопросы. Формулируют тему и цели своей работы. Знакомятся с теорией,сравнивают свои высказывания с теорией. | Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
III. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися………….. | ||
Работа с теорией учебника, работа с текстом стр. 46. (слайд№4-5) 1.Завязка действия. 2.Развитие действия. 3.Кульминация. 4.Развязка. (слайд№6) | Чтение текста, выделение главного ,выяснение основных этапов. | Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) |
IV. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию | ||
1. — Дополните предложенную в упр. 55 схему ≪Построение текста повествования≫ на основе теоретического материала на с. 46 и запишите в тетради. 1. Начало действия. 2. Завязка события. 3. Развитие действия. 4. Кульминация — точка наивысшего напряжения. 5. Развязка события. 6. Итог (концовка). Физминутка. А сейчас все по порядку Встанем дружно на зарядку (руки на поясе). Руки в сторону согнули, Вверх подняли, помахали, Спрятали за спину их. Оглянулись через правое плечо, Через левое еще. Дружно присели, Пяточки задели, На носочки поднялись, Опустили руки вниз. 2. — В соответствии с составленной схемой найдите части повествования в тексте упр. 56. Простым карандашом обозначьте части повествования в учебнике. Выпишите в тетрадь в соответствии с каждой частью словосочетания с главным словом — глаголом. 1. Решил еще раз нырнуть в воду. 2. Нащупал какой-то продолговатый предмет. 3. Помчался домой, соскреб печать. 4. Комната наполнилась… — Каких частей схемы ≪Построение текста повествования≫ не хватает в данном тексте? (5, 6.) — Выполнение заданий 2 1.наплавалался,нанырялся. 2.вылез,предумал,решил нырнуть, 3.рука нащупала предмет,он схватил и вынырнул. 4.оделся , помчался,вбежал,юркнул. 3(местоимения) 5(повествование) упр. 56. 3. Работа с текстами: определить тип речи, аргументировать ответ, доказать. 4. Самостоятельная работа (упр. 59) по аналогии с заданиями к упр. 56. Взаимопроверка выполненного упражнения | Читают задание,рассматривают схему, рассуждают, аргументируют ответ. Выполняют физминутку, читают стихотворение. Выполняют упр.56,чтение текста. Выделение глаголов из текста. Работа в парах. Отвечают на вопросы, аргументируют ответ. Чтение задания, работа с текстом, запись глаголов. Работают в парах, читают текст, определяют тип речи, доказывают. Самостоятельное выполнение. Проверяют соседа, корректируют записи. | Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) |
V.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | ||
Что нового открыли на уроке? Какие трудности возникли? Что удалось легче всего? Чего добились? Домашнее задание по выбору: 1.упр.57 2.упр.58 3.напишите рассказ о забавном случае, который произошел с вами или с вашими знакомыми. | Пусть каждый день и каждый час Вам новой добудет, Пусть добрым будет ум у вас. А сердце будет умным. Оценивают свою работу на уроке. Выбирают домашнее задание по своим силам. | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |
Приложение к уроку русского языка «Типы речи. Повествование».
За что я уважаю моего друга.
Недавно я задумался, за что я уважаю моего друга Димку. И ответил сам себе: за точность. Это очень хорошее качество в человеке – быть точным.
Димка никогда не опаздывает ни на минуту, не заставляет других понапрасну терять время. Он ценит своё время и бережет время всех окружающих.
Если Димка скажет, что сделает что-нибудь, то можно не сомневаться: он обязательно сделает в назначенный срок.
Хорошо, что у меня есть такой друг!
(из сочинения пятиклассника)
Одуванчик.
Я лежал у входа в палатку на животе, положив локти на рюкзак, а подбородок на руки, и смотрел на жёлтый одуванчик. Одуванчик рос прямо передо мной у входа в палатку. У него были зубчатые остро-зелёные листья, а сам он был ярко-жёлтый, ядовитого цвета, потому что он только что распустился. Это был первый весенний одуванчик. На его цветке ползала какая-то букашка… (Ю. Коринец.)
История маленького листочка.
Однажды произошла такая история. Жил-был листочек. Он висел на старом дубе.
На дворе стояла хорошая погода. Он висел и разговаривал с соседним листочком. Тогда ему было всего два дня.
Время шло очень быстро. Началась осень. Листочек стал желтеть.
Однажды поднялся сильный ветер. И листочек полетел. Он летел очень долго. Он поднялся высоко над лесами. Он летел и думал, как упадет в ковер листьев и встретиться с собратьями. И так он летел и летел, но не упал в ковер листьев, а попал ко мне на руку.
Так и закончилась жизнь листочка на дереве и началась новая – в моей книжке, куда я его положил!
(из сочинения пятиклассника)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по культуре речи "Красную речь красно и слушать"
Речь - удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель...
Технологическая карта занятия "Речь, как прекрасно, что ты есть!"
Технологическая карта к занятию по развитию речи....
Технологическая карта урока по русскому языку в 5-м классе "Самостоятельныечасти речи.Их отличие от служебных частей речи".
Данный материал поможет учителю при проведении урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС....
Технологическая карта "Прямая речь".
Технологическая карта урока в 5 классе "Прямая речь". Изучение новой темы....
Технологическая карта урока развития речи «Составление рассказа по серии сюжетных картинок» для учащихся 4 класса
Тема урока: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок»Цель урока: формировать навыки составления текста по сюжетным рисункам и плану последовательного анализа описания картины.Задач...
технологическая карта по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" по теме: «Рассматривание картинок, определение места буквы М в слове (начало слова)»
Представлена технологическая карта по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с выраженной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (в...
Технологическая карта урока «Речь и альтернативная коммуникация», 4 класс
АООП для обучающихся с УО(ИН), вариант 2...