Технологическая карта "Прямая речь".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Скрипникова Наталья Николаевна

Технологическая карта урока в 5 классе "Прямая речь". Изучение новой темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pryamaya_rech_moy.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  

Тема урока: Прямая речь.

Класс: 5

Предмет: русский язык

Учебник. Ладыженская Т.А. Русский язык. 5 класс.

Тип урока: открытие нового знания

Цели урока:

Обучающие

- сформировать представление о предложениях с прямой речью, умения распознавать прямую речь и слова автора, правильно читать предложения с прямой речью, составлять схемы таких предложений, ставить знаки препинания, повторить ранее изученные орфограммы, конструировать предложения;

Развивающие

- сформировать навыки самостоятельного создания способа решения проблемы поискового характера; создание условий для самостоятельной творческой деятельности учащихся;

развитие ассоциативного мышления, воображения и творческих способностей учащихся;

развитие устной и письменной речи учащихся, коммуникативных навыков.

- развивать умение работать самостоятельно, сравнивать,         комментировать,         наблюдать, делать самостоятельные выводы, умения работать с учебником, тестами, словарными статьями.

Воспитательные

формирование умения совместно вырабатывать творческое решение вопроса.

Метапредметные: формирование умения взаимодействия в современном обществе, развития самооценки и самокритики.

Планируемые результаты:

  • Предметные: Умение понимать тему
  • Межпредметные: Умение мотивированно оценивать свои поступки в ситуации выбора, использовать полученные знания в конкретных жизненных ситуациях.
  • Метапредметные: Способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме. Способность участвовать в речевом общении, соблюдая этические нормы общения.
  • Личностные: Воспитание интереса к родному слову через  разнообразные формы организации учебной деятельности. Умение работать индивидуально и в группе, находить общие решения.  Умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректируя их.

Понятия: пунктограмма, обращение, прямая речь, косвенная речь, слова автора, глаголы говорения, кавычки, тире, запятая, точка, восклицательный знак, вопросительный знак, запятая, многоточие, схема предложения, орфограмма.

Методы обучения: проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Вид используемых ИКТ:

Суперфизминутка. Videouroki.net      

Учебная презентация по теме (мультимедийный проектор).

                Сигнальные карточки правильно-неправильно (зеленый и красный цвет).

                Таблицы Т.Я.Фроловой.

                Сборники афоризмов.

                Карточки с индивидуальным заданием для сильных учащихся.

                Тесты. Книгина М.П. Русский язык. 5 класс. Тесты: В 2 ч. – Саратов: Лицей, 2016. – Ч.1.

Методическое назначение ИКТ: усилить мотивацию, повысить интерес, расширить познавательные потребности обучаемых. Повысить уровень визуализации изучаемого материала.

Используемые Интернет-ресурсы: нет

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Приветствует детей, высказывая добрые пожелания.

Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь «от улыбки станет всем теплей». Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем.

 Ребята, мы с вами продолжаем наше путешествие по стране «Пунктуация».

(«Тонкие вопросы»)

С каким важным понятием мы познакомились на предыдущих уроках?

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Отвечают на вопросы

Предполагаемые ответы:

Обращение

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Что называют обращением?

Составьте предложение с обращением:

        1 ряд – к директору

        2 ряд – к учителю

        3 ряд – к маме.

Прокомментируйте пунктограммы.

Ребята, а кто произнес эти фразы?

А как узнать, кто автор этих предложений?

Как будут называться такие предложения?

Может быть, мы чего-то не знаем?

Итак, какова наша с вами учебная задача? Какую цель преследуем на уроке? Что сегодня предстоит нам выяснить?  

Формулируют правило.

Конструируют предложения.

Класс проверяет с помощью сигнальных карточек задание.

Формулируют тему урока:

«Прямая речь».

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися понятия «прямая речь», пунктограммы

  1. Работа с учебником. Параграф 48, стр. 98. Наблюдение.

Чтение материала для наблюдения (под звездочкой).

Ответы на вопросы в учебнике.

                (Максим Горький писал: «Обогащайте себя знанием                         русского языка, читайте больше».

                Максим Горький писал, что надо обогащать себя

              знанием русского языка и больше читать.)

Кому принадлежат выделенные слова?

В каком случае они переданы точно, от имени писателя?

Какие слова вводят высказывание Максима Горького?                 

Какая это часть речи?

Кто сам может сказать, что мы называем прямой речью?

2.  Работа с правилом.

        Правильный вывод мы сделали?

        Так что же называют прямой речью?

        Как строится схема предложения с прямой речью?

Наблюдают

Анализируют

Делают самостоятельные формулировки

Сравнивают свои выводы с материалом учебника.

(А: «П».)

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

Иногда прямая речь может представлять собою цитату. Прослушайте сообщение.

  1. Лексическая работа. Сообщение ученика.

        Слово цитата. Ударение падает на второй слог. Слово женского рода. Обозначает точную дословную выдержку из какого-нибудь текста, высказывания. Например, цитаты из классиков; выписать, привести цитату. Цитаты часто вводят в сочинения с целью проиллюстрировать свое мнение, в качестве доказательства, ссылки на авторитетное мнение.

  1. Работа в группе.

Задание для групп. Подобрать по одной цитате на темы («Родина», «Природа»,         «Образование», «Труд», Нравственность»).

  1. Сравнение. 

Прямо или косвенно передана речь дежурного в одном из заданий? ( Дежурный сказал, что класс к уроку готов.)

4. Конструирование. Переделайте это предложение в  предложение с прямой речью по схеме.

Слушают сообщение.

Работа в группе со сборником афоризмов

Сравнивают структуру предложений.

Конструируют предложения. (Дежурный сказал: «Класс к уроку готов».)

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

Физминутка.

Выполняют упражнения на снятие статического напряжения.

Настраиваются на позитивную работу

V. Углубление знаний по теме.

  1. Развитие умений правильно читать предложения с прямой речью. Упражнение 236.

        Чтение рекомендаций после упражнения.

        Чтение предложений, нахождение слов автора и прямой речи.                Выписать глаголы «говорения» (глаголы мысли, речи, чувства),         прокомментировать орфограммы в корне: сказала,         заплакали,       зарыдало, шепнул.

        Какие слова нам подсказывают, что перед нами предложение с прямой речью?

        Где они находятся?

     Какую роль играют глаголы говорения в предложении?

Задание. Назовите глаголы «говорения» (глаголы мысли, речи, чувства).

Бурчал                        П….сал

Возр….зил                 Попр…сил

Воскликнул                 Предложил

Г….в…рил                 Пригл….сил

Гудел                         Ск….зал

Жаловался                 Ск…мандовал

Зап…щал                 Со….бщил

Заплакал                         Спр….сил

Зарыдал                         Уд…вился

Крикнул                         Ук…рял

….тветил                        Ш….птал

* Выпишите глаголы с орфограммой «Безударная гласная в корне».

  1. Работа с пунктограммой № 5.

Откройте форзац учебника сзади.  Найдите орфограмму № 5.

Как еще может быть построено предложение с прямой речью?

Как в этом случае мы расставляем знаки препинания. Составьте схему. («П» , - а.)

  1. Работа с таблицей Т.Я.Фроловой, стр.15.

        Какую подсказку предлагает нам эта таблица? (тире в прямой речи одно не бывает)

        Прокомментируйте эту фразу.

  1. Постройте предложение по этой схеме из простых предложений в составе сложного «Дежурный сказал, что класс к уроку готов». («Класс к уроку готов», - сказал дежурный.)

Выполняют задание упражнения.

Учатся различать прямую речь и слова автора.

Отрабатывают выразительное чтение предложений с прямой речью.

Выполняют самоконтроль и самооценку, делают вывод о своих умениях, проговаривают алгоритм действия «про себя»

Повторяют орфограмму «Безударная гласная в корне».

Наблюдают

Составляют схему предложения, сравнивают варианты предложений.

Конструируют предложение.

Умение строить высказывание, струтурирование знаний, поиск информации (П).

Разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли, управление поведением партнера, планирование учебного сотрудничества (К).

Смыслообразование (Л).

Планирование, прогнозирование, контроль, коррекция (Р).

V1. Контроль освоения темы.

  1. Объяснительный диктант.

Федя посмотрел на обл….ка и сказал Гроза буд…т.

Дедушка а когда же землю начнем копать ро…ко спросила Маша.

Лена отвела Машу в сторону и спросила А разве Саша не         р…ботает с вами?

Весна-то какая Маша произнес Санька.                                                                                        (А.Мусатов.)

  1. Тестирование.
  1. Фронтальная работа.

Тест. Стр. 40. Задание 3.  2 вариант.  

Пронумеровать схемы: 1,2,3,4,5,6.

        А) Шофер сказал: «Я довезу вас до вокзала за полчаса». -1

        Б) «Подъем на вершину прошел успешно», - сообщили                альпинисты руководителю похода после возвращения.  -4.

2. Самостоятельное решение тестовых заданий: 2 вариант слабые, 1 вариант сильные ученики

Ответы. 2 вариант.

1

2

3

4

5

6

А: «П».

А, д

А: «П?»

в

А: «П!»

ж

«П» , - а.

б, з

«П?» - а.

е

«П!» - а.

г

Ответы. 1 вариант.

1

2

3

4

5

6

А: «П».

е

А: «П?»

д

А: «П!»

б

«П» , - а.

г, з

«П?» - а.

в, ж

«П!» - а.

а

Дополнительные задания.

1. Творческое списывание. Задание: поменять местами слова автора и прямую речь; изменить, где это необходимо, порядок слов в словах автора.

  1. Егоров сказал неуверенно: «Убежит, товарищ капитан».
  2. Енакиев спросил: «Почему вы так думаете?»
  3. Капитан Енакиев сухо сказал: «Приказываю отправить его в тыл».

2. Конструирование. Составьте из двух предложений одно с прямой речью. Запишите их, составьте схемы.

  1. Ребята заявили. В поход пойдем все.
  2. Даша написала записку маме. Мама, я задержусь в гимназии.
  3. Девочка удивилась. Разве страус не летает?

Комментируют пунктограммы.

Подчеркивают тот глагол, который вводит прямую речь.

Ставят пропущенные знаки препинания. 

Выделяют обращение.

Чтение задания.

Комментированное решение заданий а, б.  

1- а,    4 – б.

Взаимопроверка (заполнение таблицы).

Критерии выставления оценок (6 предложений).

Оценка «5»

Нет ошибок

«4»

1-2 ошибки

«3»

3-4 ошибки

«2»

5 и более ошибок

Контроль, самоконтроль (Р).

Понимать учебные задачи (К).

V11. Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Учитель анализирует работу учащихся на уроке. Дает рекомендации.

Урок заканчивается, значит, надо подвести итог.

Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ее?

Ребята, что мы с вами сегодня повторили?

С чем познакомились?

Что такое прямая речь?

Из каких частей состоит предложение с прямой речью?

Где может стоять в предложении прямая речь? Слова автора?

Как ставятся знаки препинания, если прямая речь стоит после слов автора? Перед словами автора? Приведите примеры.

Выставление оценок.

Подводят итог урока.

Анализируют свою работу и работу группы на уроке.

Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока.

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

V1. Домашнее задание.

Дифференцированное домашнее задание. Параграф 48, работа над ошибками,

упр. 238

или составить по 2 предложения по схемам табл. Т.Я.Фроловой на стр. 15

Получают раздаточный материал для выполнения домашнего задания.

Записывают домашнее задание в дневники.

Планирование (Р).

Самоопределение (Л).

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе на тему "Прилагательное как часть речи" учитель русского языка и литературы Малина Е.В.

Подробная технологическая карта крока русского языка в 6 классе на тему "Прилигательное как часть речи" в рамках требований новых ФГОС...

Технологическая карта урока развития речи: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Рассказ "Наташина высота" (по О. Коротцеву). Тип урока: повторение материала, работа над содержанием....

инструкционно-технологические карты по дисциплине "Русский язык и культура речи"

Данная работа содержит материал для проведения практических работ по дисциплине "Русский язык и культура речи", а также подробные инструкции по их выполнению. Материал имеет профессиональную направлен...

Технологическая карта урока русского языка и развития речи.

Использование ЭОР на уроке русского языка и развития речи....

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Самостоятельные и служебные части речи» согласно требованиям ФГОС.

Данный конспект урока русского языка для 5 класса по теме: «Самостоятельные и служебные части речи» разработан согласно требованиям ФГОС.Цель: создать условия для формирования  представления...

Технологическая карта урока "Имя существительное - часть речи удивительная"

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по учебнику Е.А.Быстровой - обобщение изученного об имени существительном...

Технологическая карта урока по культуре речи "Красную речь красно и слушать"

Речь - удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.   Г. Гегель...