Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне |
Приветствует детей, высказывая добрые пожелания. Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь «от улыбки станет всем теплей». Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем. Ребята, мы с вами продолжаем наше путешествие по стране «Пунктуация». («Тонкие вопросы») С каким важным понятием мы познакомились на предыдущих уроках?
| Приветствуют учителя, настраиваются на работу.
Отвечают на вопросы Предполагаемые ответы: Обращение | Самоопределение, смыслообразование (Л) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К)
|
II. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося |
Что называют обращением? Составьте предложение с обращением: 1 ряд – к директору 2 ряд – к учителю 3 ряд – к маме. Прокомментируйте пунктограммы. Ребята, а кто произнес эти фразы? А как узнать, кто автор этих предложений? Как будут называться такие предложения? Может быть, мы чего-то не знаем? Итак, какова наша с вами учебная задача? Какую цель преследуем на уроке? Что сегодня предстоит нам выяснить?
| Формулируют правило. Конструируют предложения.
Класс проверяет с помощью сигнальных карточек задание.
Формулируют тему урока: «Прямая речь». | Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
III. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися понятия «прямая речь», пунктограммы |
- Работа с учебником. Параграф 48, стр. 98. Наблюдение.
Чтение материала для наблюдения (под звездочкой). Ответы на вопросы в учебнике. (Максим Горький писал: «Обогащайте себя знанием русского языка, читайте больше». Максим Горький писал, что надо обогащать себя знанием русского языка и больше читать.) Кому принадлежат выделенные слова? В каком случае они переданы точно, от имени писателя? Какие слова вводят высказывание Максима Горького? Какая это часть речи? Кто сам может сказать, что мы называем прямой речью? 2. Работа с правилом. Правильный вывод мы сделали? Так что же называют прямой речью? Как строится схема предложения с прямой речью?
| Наблюдают Анализируют Делают самостоятельные формулировки
Сравнивают свои выводы с материалом учебника. (А: «П».) | Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) |
IV. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию |
Иногда прямая речь может представлять собою цитату. Прослушайте сообщение. - Лексическая работа. Сообщение ученика.
Слово цитата. Ударение падает на второй слог. Слово женского рода. Обозначает точную дословную выдержку из какого-нибудь текста, высказывания. Например, цитаты из классиков; выписать, привести цитату. Цитаты часто вводят в сочинения с целью проиллюстрировать свое мнение, в качестве доказательства, ссылки на авторитетное мнение.
- Работа в группе.
Задание для групп. Подобрать по одной цитате на темы («Родина», «Природа», «Образование», «Труд», Нравственность»).
- Сравнение.
Прямо или косвенно передана речь дежурного в одном из заданий? ( Дежурный сказал, что класс к уроку готов.)
4. Конструирование. Переделайте это предложение в предложение с прямой речью по схеме.
|
Слушают сообщение.
Работа в группе со сборником афоризмов
Сравнивают структуру предложений.
Конструируют предложения. (Дежурный сказал: «Класс к уроку готов».) | Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) |
Физминутка. | Выполняют упражнения на снятие статического напряжения. Настраиваются на позитивную работу |
|
V. Углубление знаний по теме. |
|
|
- Развитие умений правильно читать предложения с прямой речью. Упражнение 236.
Чтение рекомендаций после упражнения. Чтение предложений, нахождение слов автора и прямой речи. Выписать глаголы «говорения» (глаголы мысли, речи, чувства), прокомментировать орфограммы в корне: сказала, заплакали, зарыдало, шепнул. Какие слова нам подсказывают, что перед нами предложение с прямой речью? Где они находятся? Какую роль играют глаголы говорения в предложении? Задание. Назовите глаголы «говорения» (глаголы мысли, речи, чувства). Бурчал П….сал Возр….зил Попр…сил Воскликнул Предложил Г….в…рил Пригл….сил Гудел Ск….зал Жаловался Ск…мандовал Зап…щал Со….бщил Заплакал Спр….сил Зарыдал Уд…вился Крикнул Ук…рял ….тветил Ш….птал * Выпишите глаголы с орфограммой «Безударная гласная в корне».
- Работа с пунктограммой № 5.
Откройте форзац учебника сзади. Найдите орфограмму № 5. Как еще может быть построено предложение с прямой речью? Как в этом случае мы расставляем знаки препинания. Составьте схему. («П» , - а.)
- Работа с таблицей Т.Я.Фроловой, стр.15.
Какую подсказку предлагает нам эта таблица? (тире в прямой речи одно не бывает) Прокомментируйте эту фразу.
- Постройте предложение по этой схеме из простых предложений в составе сложного «Дежурный сказал, что класс к уроку готов». («Класс к уроку готов», - сказал дежурный.)
|
Выполняют задание упражнения.
Учатся различать прямую речь и слова автора.
Отрабатывают выразительное чтение предложений с прямой речью.
Выполняют самоконтроль и самооценку, делают вывод о своих умениях, проговаривают алгоритм действия «про себя»
Повторяют орфограмму «Безударная гласная в корне».
Наблюдают
Составляют схему предложения, сравнивают варианты предложений.
Конструируют предложение. | Умение строить высказывание, струтурирование знаний, поиск информации (П). Разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли, управление поведением партнера, планирование учебного сотрудничества (К). Смыслообразование (Л). Планирование, прогнозирование, контроль, коррекция (Р). |
V1. Контроль освоения темы. |
- Объяснительный диктант.
Федя посмотрел на обл….ка и сказал Гроза буд…т. Дедушка а когда же землю начнем копать ро…ко спросила Маша. Лена отвела Машу в сторону и спросила А разве Саша не р…ботает с вами? Весна-то какая Маша произнес Санька. (А.Мусатов.)
- Тестирование.
- Фронтальная работа.
Тест. Стр. 40. Задание 3. 2 вариант. Пронумеровать схемы: 1,2,3,4,5,6. А) Шофер сказал: «Я довезу вас до вокзала за полчаса». -1 Б) «Подъем на вершину прошел успешно», - сообщили альпинисты руководителю похода после возвращения. -4.
2. Самостоятельное решение тестовых заданий: 2 вариант слабые, 1 вариант сильные ученики Ответы. 2 вариант. 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | А: «П». А, д | А: «П?» в | А: «П!» ж | «П» , - а. б, з | «П?» - а. е | «П!» - а. г |
Ответы. 1 вариант. 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | А: «П». е | А: «П?» д | А: «П!» б | «П» , - а. г, з | «П?» - а. в, ж | «П!» - а. а |
Дополнительные задания.
1. Творческое списывание. Задание: поменять местами слова автора и прямую речь; изменить, где это необходимо, порядок слов в словах автора. - Егоров сказал неуверенно: «Убежит, товарищ капитан».
- Енакиев спросил: «Почему вы так думаете?»
- Капитан Енакиев сухо сказал: «Приказываю отправить его в тыл».
2. Конструирование. Составьте из двух предложений одно с прямой речью. Запишите их, составьте схемы. - Ребята заявили. В поход пойдем все.
- Даша написала записку маме. Мама, я задержусь в гимназии.
- Девочка удивилась. Разве страус не летает?
| Комментируют пунктограммы. Подчеркивают тот глагол, который вводит прямую речь. Ставят пропущенные знаки препинания. Выделяют обращение.
Чтение задания. Комментированное решение заданий а, б. 1- а, 4 – б.
Взаимопроверка (заполнение таблицы). Критерии выставления оценок (6 предложений).
Оценка «5» | Нет ошибок | «4» | 1-2 ошибки | «3» | 3-4 ошибки | «2» | 5 и более ошибок |
| Контроль, самоконтроль (Р). Понимать учебные задачи (К). |
V11. Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса |
|
Учитель анализирует работу учащихся на уроке. Дает рекомендации. Урок заканчивается, значит, надо подвести итог. Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ее?
Ребята, что мы с вами сегодня повторили? С чем познакомились? Что такое прямая речь? Из каких частей состоит предложение с прямой речью? Где может стоять в предложении прямая речь? Слова автора? Как ставятся знаки препинания, если прямая речь стоит после слов автора? Перед словами автора? Приведите примеры.
Выставление оценок.
| Подводят итог урока. Анализируют свою работу и работу группы на уроке.
Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока. | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |
V1. Домашнее задание. |
Дифференцированное домашнее задание. Параграф 48, работа над ошибками, упр. 238 или составить по 2 предложения по схемам табл. Т.Я.Фроловой на стр. 15 | Получают раздаточный материал для выполнения домашнего задания. Записывают домашнее задание в дневники. | Планирование (Р). Самоопределение (Л). |