Технологическая карта занятия "Речь, как прекрасно, что ты есть!"
план-конспект на тему

Елена Викторовна  Винник

Технологическая карта к занятию по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vinnik_tehnologicheskaya_karta.doc90.5 КБ
Office presentation icon rech_kak_prekrasno.ppt2.22 МБ

Предварительный просмотр:

Винник Елена Викторовна

д/о «Знайки» (1 группа, 1-ый год обучения)

Тип занятия: обобщение изученного

Технологическая карта занятия «Речь, как прекрасно, что ты есть!» Чтение наизусть.

Тема

«Речь, как прекрасно, что ты есть!»

Цель

Задачи

Систематизация знаний, умений, навыков по блоку «Тайны речи» посредством использования словесных, игровых и проблемных форм проведения занятия.

Образовательные:

  • определить   уровень сформированности знаний по блоку «Тайны речи»;
  • определить  уровень сформированности умения постановки проблемных вопросов и ответов на них;

Развивающие:

  • способствовать развитию связной речи;
  • развивать речевые умения и творческие способности, воображение, память;
  • развивать навыки само- и взаимооценки и контроля.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к чтению и любовь к русской поэзии;
  • воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной работе, работе в паре.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на занятии с помощью педагога; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать и принимать речь, точку зрения  других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с товарищами  совместно с педагогом о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; предлагать свои пути решения различных ситуаций;  устно составлять ответы на вопросы.

Планируемый результат

Предметные:

  • знать основные понятия по теме: речь, ритм, темп, дикция, мимика, жесты;
  • скороговорки, считалки;
  • знать наизусть стихотворный текст;
  • знать основные требования, предъявляемые к речи.
  • правила выразительного чтения.

Уметь:

  • проговаривать скороговорки;
  • формулировать вопросы и находить ответы;
  • выразительно читать наизусть стихотворный текст.

Личностные:

  • уметь проводить само- и взаимооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

  • уметь определять и формулировать цель на занятии с помощью педагога;  
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
  • уметь слушать и понимать речь других;  
  • оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
  • уметь ориентироваться в своей системе знаний;
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;  
  • уметь рассуждать, выбирать главное;
  • работать индивидуально и в паре;
  • составлять ответы на вопросы. (Познавательные УУД).

Основные понятия

Речь, виды речи, тон, темп, ритм, дикция, артистизм, речевая деятельность.

Межпредметные связи

Русский язык, литературное чтение, риторика

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Раздаточные материалы, портфолио работ, выставка книг.

- электронные физкультминутки

- оценочные листы (для самооценки)

- презентация к занятию.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (2,5  мин)

Цели: 

- акцентировать внимание на способы и критерии оценивания обучающихся на занятии;

- актуализировать требования к обучающимся со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- уточнить тип занятия;

-уточнить тематические рамки.

- Обращают внимание на папки с портфолио работ, на лист оценивания (дом) и отвечают на вопросы о цели и критериях заполнения листа.

- Проговаривают стихотворение – правила поведения на занятии, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.

Проговаривают тему

Задаёт вопросы обучающимся о цели и критериях заполнения листа оценивания работы на занятии.

Организует проговаривание правил поведения на занятии.

.

Организует уточнение типа занятия.

Уточняет тематические рамки.

- Здравствуйте, дорогие друзья! Мы начинаем занятие.

Итак, друзья, внимание -

Начинается занятие.
Постарайтесь не лениться,
А  работать, отвечать.
Ну, а мы сегодня будем
Наши знанья обобщать.

- Сегодня у нас много гостей, и у вас есть возможность продемонстрировать свои знания, умения, навыки.

- С каким настроением вы пришли на занятие? (Тучка – плохо, грустно; капля – хорошо; цветок – отлично).

- Хочу обратить ваше внимание на первый лист вашей папки – портфолио работ и спросить, что и для чего на нём изображено?

(Дом. Строим дом из кирпичиков, которые получаем за работу. Так можно определить, как каждый из ребят осваивает учебный материал).

- Кто же из ребят построит дом первым? Кто будет самым активным и любознательным?

- Какого цвета кирпичики можно получить и за что?

(Жёлтый – за дополнение или краткий ответ; синий – за рассуждение; красный – за выполненную творческую работу).

- Каждый из вас может в конце занятия сам определить качество своей работы.

- А теперь обратим внимание на те правила поведения на занятиях, которые мы вместе приняли.

- Для чего эти правила принимаем? (Чтобы каждому на занятии было удобно и комфортно работать).

- Какое правило, по-вашему, вы чаще всего нарушаете?

- Что необходимо сделать, чтобы правила всеми соблюдались?

- Вы молодцы!

- А теперь скажите: какой блок учебного материала мы освоили? («Тайны речи»).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с педагогом о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).

Определять критерии оценивания

II.Формулирование темы занятия, постановка цели и задач (2, 5 мин)

Цели:

-  организовать постановку цели и задач занятия обучающимися.

С помощью педагога ставят цель и задачи занятия.

- Рассуждают о том, где и как могут пригодиться полученные знания.

- Оценивают свой уровень знаний по теме.

Организует постановку цели задач занятия обучающимися.

- Побуждает ребят к рассуждениям.

- Сегодня у нас занятие-обобщение материала.

- Я предлагаю вам такую тему занятия «Речь, как прекрасно, что ты есть!» (СЛАЙД1)

- Вам нравится такое название? Вы согласны с таким высказыванием?

- Какую цель мы перед собой поставим?

(Повторим изученное и определим задачи на будущее).

- Какие задачи на сегодня поставим? Самая главная задача какая? К чему вы все сегодня готовились? (чтение наизусть)

 (Повторить основные термины; выяснить, как знания применяются на практике; выявить пробелы  в знаниях и умениях; решить ряд вопросов и проблем; продемонстрировать свои знания и оценить их и определить, где и как в дальнейшем мы сможем продемонстрировать свои знания, умения, навыки).

- Где, когда и как могут в жизни пригодиться полученные на занятиях знания? Вам уже эти знания помогали?

- А вы можете сказать, что ваша речь прекрасна, и вам уже не надо над ней работать? (Нам ещё много предстоит работать над речью в процессе изучения других блоков модуля).

- Я рада, что вы так активно работаете.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель и задачи на занятии с помощью педагога (Регулятивные УУД).

- Определять значимость своих знаний, умений, навыков.

 Выражать положительное отношение к процессу познания:

(Личностные УУД).

III. Решение проблемной ситуации.

 (3 мин)

Цели:

  1. Продолжить формировать умения решать проблемные вопросы, находить ответы, рассуждать.
  2. Формировать умение выслушивать чужую точку зрения и уважать её.

- Пытаются понять проблемную ситуацию и найти способы её разрешения.

- Формулирует проблемную ситуацию, организует ход её разрешения.

- Ребята, помогите решить одну проблему. Недавно я слышала разговор двух мальчиков, их зовут Ваня и Коля. Ваня приглашал Колю после уроков поиграть в футбол. А Коля отказывался, потому что ему нужно было приготовить речь для ребят о том, как полезно читать книги. Ваня посмеялся и сказал, что речь не обязательно готовить, что это неинтересное, бесполезное дело. Нужно просто прийти  сказать: «Если не будете читать книги, то вырастите глупыми».

Коля заметил, что этого недостаточно.

Кто из ребят прав и почему. Что бы вы посоветовали Ване?

- Молодцы! Вы справились с этим заданием.

Знать основные требования, предъявляемые к речи.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний.

 Осуществлять анализ объектов

высказывать предположения; обсуждать проблемные вопросы,

 (Познавательные УУД).

IV. Повторение – игра. (4 мин.)

Цели:1. Систематизировать

полученные знания;

2. формировать навыки работы в паре.

Работая в паре, выбирают правильный ответ. Рассуждают. Оценивают ответы товарищей.

Организует игру и взаимооценива

ние.

- Мы с вами убедились, что речь имеет важное значение в жизни человека.

Давайте же мы вспомним основные положения по теме.

- Зачем мы будем вспоминать? (Пригодится в дальнейшей работе).

-  Поиграем в игру «Найди правильный ответ…».

Смысл игры заключается в следующем: у вас на столах лежат листочки с ответами.

Вы в паре должны определить, есть ли у вас ответ на поставленный вопрос. Если есть, вы должны поднять карточку с ответом и пояснить свой выбор. Можете отвечать по очереди в паре, дополняя друг друга. Каждый за полный ответ сможет получить синий кирпичик.

  1. Способность общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка? (Речь).
  2. Характер звучания голоса? Какое настроение вкладываем? (Тон). Он может быть быстрым, медленным, средним? (темп) Какие виды речи вам известны? (устная, письменная).

- А ещё мы будем подробно говорить, что такое диалог и монолог. Равномерное чередование (напряжения и ослабления, ускорения и замедления и т. д.). (Ритм).

  1. Отчетливое  произношение звуков, слогов и слов в речи? (Дикция).
  2.  Она бывает вопросительной, восклицательной, повествовательной. (Интонация).
  3. Выражение лица. (Мимика).
  4. Телодвижения, используемые для общения. (Жесты).

- А теперь скажите, какой должна быть грамотная речь? (Найдите ответы). (СЛАЙД 2).

-А какую речь мы называем недостаточно правильной)

- Как вы понимаете следующие строки? Есть речь, как ветерок степной.

Есть речь, как моря глубина.

Есть речь, как дождик проливной,

Когда восходят семена,

Как родниковые ключи,

А то и как свинцовый град —

По темени стучит, стучит,

Да так, что жизни ты не рад!

Алексей Марков

- Молодцы! Я думаю, что те ребята, которые затруднялись с ответом, в следующий раз на них обязательно ответят.

- Знать основные понятия по теме: речь, ритм, темп, дикция, мимика, жесты и др.

- Знать основные требования, предъявляемые к речи.

Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД).

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.  

Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием. (Личностные УУД).

V. ФИЗМИНУТКА (1,5 мин.)

Цель: снятие усталости и напряжения.

Выполняют физические упражнения.

Организует проведение физических разминок.

- Вы, наверное уже устали? (СЛАЙД 3).

- Как же мы сможем отдохнуть?

(Физминутка).

Физкультминутка «Как живёшь?»
- Как живёшь? (Вот так!)
- Как идёшь?
- Как бежишь?
- Как от холода дрожишь?
- Как берёшь?
- Как даёшь?
- Как летишь?
- Как плывёшь?
- Как поёшь?
- Как молчишь?
- Как за партою сидишь?

- Хорошо. Теперь мы сможем перейти к речевым разминкам.

-Осознавать значимость для своего здоровья проводимых физ. разминок. (Личностные).

  1. Речевая разминка (1, 5 мин).

Цель: Продолжить работу над четкой дикцией,

  1. Развивать устную речь, воображение, память учащихся.

- Для чего проводятся речевые разминки?

- Какие речевые разминки на занятиях мы выполняли?

- Как звенит пчела? А теперь разными тоеами речи: 1 ряд – пчела – весёлая; 2 ряд – пчела грустная, 3 ряд – пчела – злая. Позвеним.

- Давайте каждый сейчас шёпотом себе произнесёт 2 раза скороговорку (можно воспользоваться папкой).

- На что направлена данная работа? (Работа над дикцией).

- Выясните, насколько хорошо вы справляетесь с данным упражнением.

Уметь проговаривать скороговорки.

Уметь произносить фразы с различной интонацией и тоном.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). 

  1. Метод мозгового штурма (2 мин.)

Цель: Формировать умение находить решения, ответы на вопросы, рассуждать.

- Представьте, что вам необходимо дать совет человеку о том,  какими способами можно развивать речь. Подумайте и ответьте, сколько советов вы дадите.

- Что вы предложите? (учить стихи, больше читать, пересказывать, сочинять и др.).

- Молодцы!

Знать различные способы развития речи и использовать их.

Уметь рассуждать, выбирать главное, искать ответы на вопросы. (Познавательные УУД).

  1.  Чтение  наизусть (25 мин.).

Цели: 1. Выявить уровень сформированности навыка выразительного чтения;

  1. воспитывать интерес к чтению и любовь к русской поэзии;
  2. развивать навыки  само- и взаимооценки.

А чем чаще всего мы занимались на занятиях? (Читали стихи).

- Вы любите читать? Обратите внимание на выставку любимых книг. У нас будет занятие, на котором вы будете рассказывать о своих любимых книгах подробно.

- Какие умения вы сегодня нам продемонстрируете? (Чтение наизусть).

- Вы пользовались правилами выразительного чтения?

- Перед тем, как начать, я бы хотела спросить: по каким критериям мы будем оценивать каждого? (Знание текста, выразительность, артистизм. 3 б.- очень хорошо, 2 б.- хорошо, 1- не достаточно хорошо). - Баллы проставляем в листы оценивания. (листы у каждого).

- Всем желаю удачи. Мы определим лучшего  чтеца (ов) после подсчёта баллов.

- О чём же ребята выучили стихи? Наверное, о том, что вам всего дороже. О чём же? (о родине, семье, школе, друзьях).

- Стихи о семье (СЛАЙД 4).

- Скажите, кто для вас самые близкие, родные люди? Что такое семья?

  1. Э. Успенский «Если был бы  я девчонкой». Башкатов Николай
    «Тайна». «Бабушка»
    Агния Барто «Внучка»
    Алексей Плещеев

Стихи и рассказы о друзьях (СЛАЙД 5).

- Скажите, можно прожить без друзей? А каким должен быть настоящий друг?

  1. В. Осеева «Три товарища»
  2. «ДРУЗЬЯ-ТОВАРИЩИ»
    С. Маршак «МОЙ ДРУГ»
    А. Барто

Стихи о школе (СЛАЙД 6).

- В этом году вы стали учениками. Что больше всего вам нравится в школе?

  1. Агния Барто
    «ПЕРВЫЙ УРОК» «По дороге в класс»
    Агния Барто

Стихи об увлечениях (СЛАЙД 7).

- Чем больше всего вам нравиться заниматься?

  1. «Я дома не люблю сидеть»
    Елена Благинина
  2. «Прогулка на Иртыш»
    Ольга Григорьева

ФИЗМИНУТКА

Стихи о Родине (СЛАЙД 8).

- А что мы называем Родиной? Какая наша Родина?

  1. Башкатов Николай
    «Сладко слушать тишину» О. Высотская «Песня о России»
  2. Е. Трутнева «О Родине»
  3. В. Орлов «Здравствуй, Родина мояИ. Токмакова «Красная площадь»
  4. В. Орлов «Разноцветная планета» В. Орлов «Я и мы» В. Орлов «Лето» (
  5. И. Шаферан «Журавлёнок»

Фантазии и небылицы

  1. Тимофей Белозеров

«Небылицы»

Знать наизусть стихотворный текст;

знать основные требования, предъявляемые к речи;

правила выразительного чтения.

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Уметь оценивать деятельность товарищей.

 (Регулятивные УУД).

VII. Рефлексия учебной деятельности на занятии (3 мин)

Цели:

- организовать рефлексию и само- и взаимооценку детьми  учебной деятельности.

Проводят само- и взаимооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Организует рефлексию и само- и взаимооценку детьми  учебной деятельности.

Даёт свою оценку занятию.

- Ребята, каждый из вас по-своему хорошо прочитал стихотворение. Но нужно оценить товарищей и себя в баллах. (Лист оценивания).

- Скажите, чьё прочтение вам понравилось больше всего?

- Давайте мы спросим и наших гостей.

- Имена победителей мы узнаем на следующем занятии, когда будут подсчитаны все баллы.

- Что больше всего вам понравилось на занятии?

- С каким настроением вы уходите с занятия? (Тучка, кружок, цветок).

- Спасибо всем за работу. Занятие окончено.Слайды 9-10

Уметь проводить само- и взаимооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

(Личностные УУД). 

Анализировать эмоциональные состояния, полученные от

успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека. (Регулятивные УУД).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Речь, как прекрасно, что ты есть! Тот, кто жизнью живет настоящей, Кто к поэзии с детства привык, Вечно верует в животворящий, Полный разума русский язык.

Слайд 2

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЧИ Точность Логичность Выразительность Богатство Уместность Чистота

Слайд 3

Физминутка

Слайд 4

Стихи о семье

Слайд 5

Стихи и рассказы о друзьях

Слайд 6

Стихи о школе

Слайд 7

Стихи об увлечениях

Слайд 8

Стихи о Родине

Слайд 9

Я к вам обращаюсь, товарищи, дети: Полезнее книги нет вещи на свете! Пусть книги друзьями заходят в дома, Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

Слайд 10

СПАСИБО ЗА ВАШУ РАБОТУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа образовательного модуля и технологическая карта урока "О доблестных рыцарях и прекрасных дамах".

Тематический образовательный модуль "О доблестных рыцарях и прекрасных дамах" (страничка литературы и технологии) - включает короткую пояснительную записку, общую структуру модуля, задачи, знания, уме...

Технологическая карта учебного занятия «Прекрасное в жизни человека. Анализ сказки-были А. Платонова «Неизвестный цветок»

Технологическая карта учебного занятия «Прекрасное в жизни человека. Анализ сказки-были А. Платонова «Неизвестный цветок», включающий работу с детьми с ОВЗ...

Технологическая карта внеклассного мероприятия по биологии в 8 классе "Есть или не есть?!"

Учебный предмет: биологияКласс: 8 УМК: «Биология. Человек» 8 класс, автор: Д.В. Колесов Тема урока: «Есть или не есть?!»Тип урока: обобщение и систематизация знаний по тем...

Технологическая карта урока английского языка на тему "Прекрасный Непал"

Данная методическая разработка предназначена для проведения урока английского языка в 10 классе по учебнику "Английский в фокусе-10"...

Технологическая карта урока: Человек- частица огромного и прекрасного мира. Авторская позиция в произведении Э. Хемингуэя «Старик и море»

Урок- проектирование . ПОдготовка  книги к переизданию. Обложка. Аннотация. Иллюстрирование. Работа детей в группе....