Технологическая карта урока по культуре речи "Красную речь красно и слушать"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Речь - удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_karta_uroka_po_kulture_rechi_v_5_klasse.docx | 25.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по культуре речи в 5 классе
Тема: «Красную речь красно и слушать». Речь - удивительно сильное средство,
но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.
Г. Гегель
Тип урока: урок развития речи
Цель: познакомить учащихся с различными этикетными формулами, формировать навык соблюдения правил речевого этикета, способствовать обогащению и усложнению словарного запаса учащихся с помощью усиления коммуникативных средств речи, учить вежливости и тактичности в общении с собеседником, умению правильно выбирать этикетные формулы в зависимости от речевой ситуации.
Задачи:
- познакомить с историей развития русского речевого этикета;
- рассмотреть классификацию формул речевого этикета;
- научить устанавливать и поддерживать доброжелательный, вежливый контакт с собеседником, правильно употреблять этикетные формулы в зависимости от речевой ситуации;
- развивать стремление учащихся активно обсуждать вопросы культуры речи;
- научить выслушивать чужое мнение и выражать свою точку зрения;
- воспитать уважение к речевому этикету, бережное отношение к родному языку;
- внимательно относиться к своей и чужой речи.
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные деятельность (УУД) |
1. Мотивация к учебной деятельности. Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Приветствие учащихся. Предлагает задание: Помните строки из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»? (показывает слайд 1) Вмиг по речи распознали, что царевну принимали… Просит ответить на проблемный вопрос: Почему богатыри поняли, что у них в гостях царевна? Задает вопрос: почему речевые особенности остаются с человеком всегда? Ставит вопрос: что такое речевой этикет? | Приветствуют учителя. Выполняют задание – отвечают на вопросы учителя Характеризуют царевну Формулируют проблемный вопрос Дают ответ на проблемный вопрос Излагают свою точку зрения Описывают речевые ситуации Работают со словарем | Личностные: положительное отношение к учебной деятельности. Познавательные: Извлечение нужной информации, самостоятельное её нахождение |
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие. Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия | Задаёт вопросы: Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока и его цель? Организует обсуждение Выслушивает мнения учащихся Предлагает ответить на вопрос: Какая пословица может стать темой нашего урока? | Высказывают своё мнение, доказывают правильность своего суждения, формулируют цель урока (Сегодня на уроке мы познакомимся с различными этикетными формулами, научимся применять их в любых речевых ситуациях, убедимся в необходимости поддерживать доброжелательный контакт в разных условиях общения, а также познакомимся с интересными фактами из истории русского речевого этикета). Обсуждают, доказывают право своего выбора Отбирают самую верную пословицу | Познавательные: самостоятельное определение темы, выделение и формулирование познавательной цели. Регулятивные: Целеполагание. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений. |
3. Выстраивание проекта и его реализация Цель: построение проекта и фиксация нового знания, проверка умения применять новые знания в типовых условиях. 4. Динамическая пауза (этап физической зарядки) Цель: сменить вид деятельности | Задаёт вопрос: Можно ли с первых слов незнакомого человека определить, культурный ли он человек? Выделяетс помощью учеников несколько этикетных формул:
Даёт задание: создать «учебный фильм» или слайды для презентации по теме урока Направляет… Наблюдает… Согласовывает… Организует обратную связь… Оказывает содействие… Руководит… Предоставляет ресурсы… | Отвечают, доказывают своё мнение. По рисункам на слайдах разыгрывают сценки Определяют этикетные формулы Работают в группах (создание «кадров» для «учебного фильма» или слайдов для презентации)
2) Напутствия (формулы прощания) 3) Формулы благодарности 4) Приглашения-просьбы 5) Формулы вежливого отказа 6) Комплименты 7) Спор, дискуссия 8) Интонация Раскрывают … Наблюдают… Анализируют… Выделяют… Выстраивают… Читают… Инсценируют… Характеризуют… Доказывают… Аргументируют… Делают выводы по результатам работы… | Познавательные: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера Коммуникативные:умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ, выражать свои мысли с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений. Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в фиксации затруднения, коррекция, контроль; умение планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами Личностные: оценивание усваиваемого содержания, способность самооценки своих действий Личностные: Убеждённость в здоровом образе жизни и необходимости быть здоровым, реализация этой установки на уроке. |
5. Итог урока. Рефлексия. | Задаёт вопросы: Важно ли то, чему мы научились сегодня? Какая задача перед нами стояла? | Ответы на вопросы учителя | Познавательные:рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УУД Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других участников коммуникации |
6. Домашнее задание:
или
| Спасибо за урок! | ||
ЗАДАНИЕ для ГРУППЫ:
Проанализируйте предоставленные Вам технологическую карту урока по развитию речи «Красную речь красно и слушать» и учебную презентацию и предложите собственные виды работы учащихся при создании проекта по классификации этикетных формул.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока "Имя существительное - часть речи удивительная"
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по учебнику Е.А.Быстровой - обобщение изученного об имени существительном...
Технологическая карта урока "Официально-деловой стиль речи"
Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения как таковые, а способность пользоваться приобретенными; не объём информации, а умение получать ее и моделировать; н...
Технологическая карта урока русского языка «Прямая речь» 5 класс
Разработка урока по русскому языку в 5 классе с учётом требований ФГОС по теме "Прямая речь" (1-й урок по теме). Программа по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений под ре...
Технологическая карта урока физической культуры в 6 классе. Тема урока «Внедрение ВСК норм ГТО на уроках физической культуры»
Технологическая карта урока физической культуры в 6 классе. Тема урока «Внедрение ВСК норм ГТО на уроках физической культуры»...
Технологическая карта урока физической культуры в 5 классе (урок волейбола в соответствии ФГОС)
Технологическая карта по физической культуре в 5 классе Раздел программы: Спортивные игры. Волейбол.Тема урока: Правила самоконтроля. Верхняя передача.Цель урока: Совершенствовать технику верхней...
Технологическая карта урока русского языка (развития речи) в 10 классе. Приложение (текст и дополнительные материалы к уроку).
Материалы к уроку русского языка (развития речи) в 10 классе в рамках подготовки к ЕГЭ (к написанию сочинения по исходному тексту - задание № 27). Тема: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по...
Технологическая карта урока физической культуры(модуль ритмика) 2 класс.Тема урока - "Танец музыкальный человек" (раздел "Детские образные танцы").
Предлагается познакомиться с учебным материалом для учащихся 2 класса по предмету физическая культура (модуль ритмика). На уроке учащиеся осваивают танцевальные действия, пополняют словарный запас анг...