Технологическая карта урока по теме "Синонимы" и презентация 5 класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
По учебнику М.М. Разумовской 5 класс. Урок по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sinonimy_5_klass.doc | 57 КБ |
prezentatsiya_sinonimy.pptx | 1.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учитель Стебенева Татьяна Николаевна
Предмет: Русский язык
Класс 5
Тема урока: Синонимы
УМК: «Русский язык 5 класс». Учебник под ред. М. М. Разумовской. Издательство «Дрофа», Москва, 2013
Цели деятельности педагога | Дать понятие синонимов и о их роли в речи, развивать мотивы и интересы познавательной деятельности |
Тип урока | Урок объяснения нового материала |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: расширить понятийную базу о лексике русского языка, с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов с различными оттенками значения Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач. Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию |
Методы и формы обучения | Индивидуальная, фронтальная, в группах сменного состава |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, классная доска, учебники, раздаточный материал |
Наглядно-демонстрационный материал | Презентация по теме урока, выполненная учителем |
Основные понятия | Синонимы |
Организационная структура урока
Этапы работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный момент | Цель: включение в деловой ритм - Начнём наш урок. Записываем в тетрадях число, классная работа | Приветствуют учителя, делают записи в тетрадях | |
2.Актуализация и пробное учебное действие | Цель: создание проблемной ситуации 1-5 слайды - Я показываю слайды, а вы выбираете слово, которое соответствует слайду, и отправляете в дом. - Что общего у этих слов? Как такие слова называются? Запишите тему урока. | Ученики в домик по порядку заключают слова: изба, хата, юрта, чум, вигвам Ученики говорят, что эти слова близки по лексическому значению (дом), что это синонимы. Записывают тему урока в тетради | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: извлекают необходимую информацию. Регулятивные: на конкретном материале находить и ставить учебную проблему Коммуникативные: слушают, формулируют собственные мысли |
3.Целеполагание | Цель: определение цели урока - Какую цель мы сегодня поставим перед собой, говоря о синонимах? Записываю на доске: Синонимы? Роль? | - Что такое синоним? - Какую роль играют синонимы в речи? Записывают в тетради: Синонимы? Роль? | Личностные: желают приобретать новые знания Регулятивные: освоение учебной деятельности в умственной форме |
4. Этап изучения нового учебного материала | 1)Цель: наблюдение за языковым материалом. Эвристическая беседа - Для начала предлагаю послушать отрывок из сказки русского писателя Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца…» 6 слайд Читаю текст: Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц… -Эй, ты, косой, ты и волка не боишься? - И волка не боюсь, и лисицы, и медведя – никого не боюсь! Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы. - Назовите слова движения в первом предложении, характеризующие зайцев в лесу. Запишите их в тетради через запятую. - Что это за части речи? Близки ли они по лексическому значению? Но в чём их отличие? - Над глаголами поставьте цифры 1, 2, 3 в зависимости усиления действия. - Как отреагировали зайцы на хвастовство главного героя? Запишите в тетради эти слова. - Близки ли эти слова по лексическому значению и в чём их различие. Какие это части речи? - Над глаголами поставьте цифры 1, 2, 3 в зависимости усиления действия. - Каким словами автор назвал главного героя? Запишите в тетради, указав части речи. - Почему слово «заяц» в первом предложении автор заменяет на слово «косой» во втором? -Итак, перед нами три группы слов. Какими признаками характеризуется каждая группа. На стр.85 учебника прочитайте правило. Синонимы в переводе с греческого языка «одноимённые» | Работают фронтально. Слушают текст. Под руководством учителя устанавливают сходства и различия синонимов Записывают: собрались, сбежались, приплелись. Говорят, что это глаголы, близкие по лексическому значению, но отличие есть: молодые, сильные зайчата сбежались (быстро), зайцы собрались (не торопясь), старые, слабые приплелись (медленно, еле-еле). Действие движения одно, но выполнено по-разному. Записывают: хихикнули, засмеялись, улыбнулись. Говорят, что это глаголы, близкие по лексическому значению, но есть отличия: хихикнули (один раз), засмеялись (громко), улыбнулись (слегка). Говорят: заяц, косой (сущ.) Говорят, чтоб избежать речевого повтора. Отвечают, что близкие по смыслу, но есть различия в употреблении и одной части речи. Это синонимы. Читают правило в учебнике. | Познавательные: извлекают новую информацию, основываясь на учебную ситуацию и личный опыт. Регулятивные: выстраивают алгоритм дальнейшей работы Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся Коммуникативные: строят совместную учебную деятельность с учителем, доказывают правильность своего выбора и принятого решения Коммуникативные: преодоления застенчивости |
2) Цель: знакомство со «Словарём синонимов». - В чём разница синонимов: изба, хата, юрта, чум, вигвам? Назовите слово, которое для всех народов мира общеупотребительное. - Если у вас небольшой словарный запас и вы не можете подобрать синоним, то обращаетесь к «Словарю синонимов» (демонстрация словаря и нахождение синонимов к слову «дом» | Ученики формулируют свои мысли, при необходимости обосновывают свою точку зрения. Устанавливают, что разница в том, что люди разных национальностей дом называют по-разному. | Познавательные: выстраивают логические цепи рассуждений Регулятивные: выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с учётом конкретной учебно-познавательной задачи, высказывают и обосновывают свою точку зрения | |
5. Закрепление знаний | Цель: индивидуально-групповая работа для закрепления полученных знаний 30 учащихся разделены на 6 групп. 3 варианта: 1, 2 группы «Переводчик» Задание: Замените подчёркнутое слово синонимом и запишите новые предложения в тетради. В лесу мы увидели рыжую плутовку. В зоопарке живёт гиппопотам по имени Кеша. Косолапый вышел из чащи на опушку леса. 3, 4 группы Задание: Вставьте в предложения слова в нужной форме, выбрав из пары синонимов. Предложения запишите в тетради. 1)Партизаны отразили все … противника. Вся природа ждала … весны. (атака, пробуждение) 2)Учитель регулярно проводил … с родителями. Костя оплатил … по телефону. (разговор, беседа) 5, 6 группы «Редактор» Задание: Замените речевые повторы синонимами, используя слова для справок. Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник. Слова для справок: пугливый, трусливый, боязливый. Учащиеся работают индивидуально, потом пересаживаются за столы 1,2,3,4,5,6 и сличают записи. | Работают письменно сначала индивидуально, потом в группах сменного состава. Высказывают свою точку зрения. | Регулятивные: выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме, корректируют. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с учётом конкретной учебно-познавательной задачи, высказывают свою точку зрения |
7. Домашнее задание | Цель: отработка навыков 8 слайд Послушайте отрывок из рассказа Л. Каминского «Самая невероятная история»: - Пятый «А», внимание! Пожалуйста, возьмите ручки в ваши ручки и запишите тему домашнего сочинения. Кто там тяжело вздыхает? Успокойтесь, пожалуйста! Мы с вами уже давно ничего не сочиняли. Кстати, кто нам назовёт синонимы к слову «сочинять»? -Какие синонимы вы назовете? 9 слайд Пятый «А» оживился: - Выдумывать! Фантазировать! Заливать! Вешать лапшу на уши! - Прекрасно! Между прочим, вы не забыли, какой завтра день? Правильно, первое апреля! Самый подходящий день, чтобы выдумывать, заливать и это, как вы сказали, вешать лапшу… Тема сочинения соответствующая: «Моя невероятная встреча». - Какие из синонимов к слову «сочинять» можно употреблять только в разговорной речи? - Запишите дом.задание, используя в тексте синонимы. | Записывают домашнее задание в дневник | Познавательные: осуществляют анализ информации |
8. Рефлексия | Цель: подвести итоги - Подведём итоги. Что такое синонимы? Какую роль выполняют в речи? Добились ли мы сегодня поставленной цели? 10 слайд - В тетради письменно продолжите предложения: На уроке я узнал... Я умею… Затрудняюсь… | Записывают ответы на вопросы в произвольной форме Читают записи (по желанию) | Регулятивные: оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: формулируют собственное мнение. Личностные: формируют адекватную мотивацию учебной деятельности, понимают значение знаний для человека |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц… - Эй, ты, косой, ты и волка не боишься? - И волка не боюсь, и лисицы, и медведя – никого не боюсь! Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы.
В лесу мы увидели рыжую плутовку . В зоопарке живёт гиппопотам по имени Кеша. Косолапый вышел из чащи на опушку леса.
Партизаны отразили все … противника. Вся природа ждала … весны. 2. Учитель регулярно проводил … с родителями. Костя оплатил на почте … по телефону.
Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник.
- Пятый «А», внимание! Пожалуйста, возьмите ручки в ваши ручки и запишите тему домашнего сочинения. Кто там тяжело вздыхает? Успокойтесь, пожалуйста! Мы с вами уже давно ничего не сочиняли. Кстати, кто нам назовёт синонимы к слову «сочинять»?
Пятый «А» оживился: - Выдумывать! Фантазировать! Заливать! Вешать лапшу на уши! - Прекрасно! Между прочим, вы не забыли, какой завтра день? Правильно, первое апреля! Самый подходящий день, чтобы выдумывать, заливать и это, как вы сказали, вешать лапшу… Тема сочинения соответствующая: «Моя невероятная встреча».
На уроке я узнал… Я умею… Затрудняюсь…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока математики в 5 классе "Сложение и вычитание смешанных чисел" с презентацией. Урок по ФГОС.
Технологическая карта урока математики в 5 классе "Сложение и вычитание смешанных чисел" с презентацией. Урок по ФГОС. Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов де...
Презентация к технологической карте урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»
Презентация к технологической карте урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс "Графика.Алфавит" с презентацией и маршрутным листом
Технологическая карта составлена с учетом всех требований ФГОС ООО. Используются различные методы и формы урока. Используютя новые приемы: синквейн, кластер, "толтые и тонкие вопросы"...
Технологическая карта урока алгебры в 7 классе по теме "Раскрытие скобок", презентация к уроку алгебры в 7 классе по теме "Раскрытие скобок"
«Раскрытие скобок». Этот материал является подготовительным для решения уравнений новым способом, по программе на его усвоение отводится три часа. Данный урок первый. Нужно изучить и научиться примен...
Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме: Умножение десятичных дробей. Презентация к уроку: Умножение десятичных дробей
Особенности урока: урок — путешествие, прослеживается межпредметная связь с географией, экологией; практическая направленность заданий, показывает, где могут пригодиться знания математики; подоб...
Технологическая карта урока "Смешанные числа" 5 класс + презентация+самостоятельные работы
Данная разработка урока по математике в 5 классе представлена технологичской картой урока по теме "Смешанные числа", презентацией, комплектом самостоятельных работ...