факультатив «Мысль и слово»
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Паршина Лилия Алексеевна

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса по русскому языку  «Мысль и слово» для 9 класса

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fakult_mysl_i_slovo_9_klass.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 им. Г.В. Зимина» города Калуги

Рассмотрено                                                                               Утверждено

на методическом объединении                                                на заседании педсовета

28.08.2013г.                                                                                Протокол №1 от 29.08.2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультативного курса по русскому языку

 «Мысль и слово»

для 9 «А» класса

на 2014 – 2015 учебный год

                                                                    Паршина Лилия Алексеевна

                                                                   учитель русского языка

и литературы

Калуга, 2014


Пояснительная записка

Программа факультативного курса «Мысль и слово» рассчитана на обучающихся 9  класса. Факультативный курс направлен на совершенствование практических умений работы с текстом, которое выстраивается как исследовательская деятельность. Обучающиеся в процессе выполнения заданий понимают закономерности, делают выводы, упражняются в творческих заданиях.  Факультативный курс рассчитан на 35 часов (1 час в неделю) и направлен на создание творческой атмосферы деятельности. Анализ текста предполагает обращение к ранее изученному материалу по всем разделам языка.  

Цель курса:

- формирование коммуникативных компетенций: свободное владение устной и письменной речью.

Задачи курса:

- систематизировать материал, изученный на уроках русского языка в прошлых классах;    
- расширить знания о тексте (о функциональных стилях, признаках, правилах их применения);

- совершенствовать развитию навыков в составлении собственных текстов различных жанров;
- способствовать практическому использованию знаний и умений на уроках литературы;

- способствовать развитию речи на межпредметной основе;

Курс предполагает творческие формы работы на уроке: сочинение, комплексный анализ текста, эссе, отзыв, рецензия и др.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

   В результате изучения  факультативного курса обучающиеся должны знать:

- средства художественной изобразительности, применяемые в художественных и   публицистических текстах;

- правила русской орфографии и пунктуации;

- правила создания текстов различных стилей;

уметь:

- самостоятельно осмысливать содержание текста, понимать авторский замысел;

-производить анализ текстов разных стилей, поэтического и прозаического текста, текстов на  близкие темы;

- выразительно читать текст;

- создавать свой текст в устной и письменной форме;

-писать рецензию, эссе, сочинение-миниатюру,  отзыв на прочитанный текст с использованием разных типов речи;

Содержание курса

Блок 1. Текст как результат речевой деятельности.

Основные сведения о тексте. Слово в словаре и в тексте. Авторская позиция в тексте. Типы и стили речи. Публицистический стиль речи. Художественный стиль речи.

Блок 2. Средства художественной изобразительности.

Роль средств художественной изобразительности в тексте. Прямое и переносное значение слова. Метафора и метонимия. Лексические и синтаксические средства художественной изобразительности. Анализ средств художественной изобразительности в поэтическом тексте.

Анализ средств художественной изобразительности в прозаическом тексте.

Блок 3. Жанровая принадлежность текста.

Жанр эссе. Жанр описания. Описание предметов, картин, портретов. Сочинение-описание по картине. Жанр рассуждения. Композиция текста-рассуждения. Подбор аргументации. Привлечение источников. Сочинение-рассуждение по предложенному тексту. Рецензия и отзыв. Выражение собственного мнения. Опровержение аргументов собеседника. Редактирование. Аннотация на  художественное произведение.

Блок 4. Комплексный анализ текста.

Тема и идея в тексте. Проблематика текста. Постижение авторского замысла. Выражение собственного мнения-согласия. Выражение несогласия. Аргументация. Поиск источников.  Композиция текста. Логика изложения.

Блок 5. Устная работа с текстом.

Подробный пересказ текста. Сжатый пересказ текста. Составление плана-конспекта. Выразительное чтение  поэтического текста. Выразительное чтение  прозаического текста. Итоговый урок.


Календарно - тематическое планирование

№ темы в блоке

Тема урока

Количество часов

Блок 1. Текст как результат речевой деятельности.

7

1

1

Основные сведения о тексте.

2

2

Слово в словаре и в тексте.

3

3

Авторская позиция в тексте.

4

4

Авторская позиция в тексте.

5

5

Типы и стили речи.

6

6

Публицистический стиль речи.

7

7

Художественный стиль речи.

Блок 2. Средства художественной изобразительности.

5

8

1

Роль средств художественной изобразительности в тексте.

9

2

Прямое и переносное значение слова. Метафора и метонимия.

10

3

Лексические и синтаксические средства художественной изобразительности.

11

4

Анализ средств художественной изобразительности в поэтическом тексте.

12

5

Анализ средств художественной изобразительности в прозаическом тексте.

Блок 3. Жанровая принадлежность текста.

10

13

1

Жанр эссе.

14

2

Жанр описания. Описание предметов, картин, портретов.

15

3

Сочинение-описание по картине.

16

4

Жанр рассуждения. Композиция текста-рассуждения.

17

5

Подбор аргументации. Привлечение источников.

18

6

Сочинение-рассуждение по предложенному тексту.

19

7

Рецензия и отзыв. Выражение собственного мнения.

20

8

Опровержение аргументов собеседника.

21

9

Редактирование.

22

10

Аннотация на  художественное произведение.

Блок 4. Комплексный анализ текста.

6

23

1

Тема и идея в тексте.

24

2

Проблематика текста.

25

3

Постижение авторского замысла.

26

4

Выражение собственного мнения-согласия. Выражение несогласия.

27

5

Аргументация. Поиск источников.

28

6

Композиция текста. Логика изложения.

Блок 5. Устная работа с текстом.

7

29

1

Подробный пересказ текста.

30

2

Сжатый пересказ текста.

31

3

Составление плана-конспекта.

32

4

Выразительное чтение  поэтического текста.

33

5

Выразительное чтение  поэтического текста.

34

6

Выразительное чтение  прозаического текста.

35

7

Итоговый урок.

Список литературы.

  1. Бабайцева В.В., Бернадская Л.Д. Комплексный анализ текста на уроке русского языка // Русская Словесность. № 3; 1997.
  2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 1996.
  3. Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности.- М., 2000.
  4. Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. - М.,1987.

                                                                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Слова и мысли"

Презентация "Слова и мысли" может быть использована во внеклассной работе. В ней собраны лучшие фразы Габриэля Гарсия Маркеса, которые можно использовать в качестве эпиграфов при написании рефератов, ...

Технологические карты по курсу "Основы риторики. Мысль и слово"

Материал содержит технологические карты, разработанные ко вскму курсу риторики для 10-11 классапо программе А.К Михальской...

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 – 7 КЛАССОВ ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛЕКСИКУ « СЛОВО – ОДЕЖДА ВСЕХ ФАКТОВ, ВСЕХ МЫСЛЕЙ»

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ  4 – 7 КЛАССОВ  ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛЕКСИКУ « СЛОВО – ОДЕЖДА ВСЕХ ФАКТОВ, ВСЕХ МЫСЛЕЙ»...

Лаборатория Слова - пространство творческой мысли. Роль вставных конструкций в речи.

Цели занятия.Учить грамотно выражать свои мысли, используя вставные конструкции.Отрабатывать приёмы аргументации.Вырабатывать навыки коллективного поиска ответа на проблемный вопрос.Учить коррек...

Факультатив 7 класс «Слово и текст»

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку 7 класс...

Факультатив "Слово и текст"

Факультатив "Слово и текст" для учеников 7 класса. Программа рассчитана на 34 часа...

Программа курса дополни-тельного предметного образования «Основы риторики. Мысль и слово»

Курс помогает развивать навыки и умения рационального речевого поведения, обучает искусству воздействия на собеседника - единомышленника и оппонента, способствует формированию и развитию языковой личн...