факультатив «Мысль и слово»
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса по русскому языку «Мысль и слово» для 9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakult_mysl_i_slovo_9_klass.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 им. Г.В. Зимина» города Калуги
Рассмотрено Утверждено
на методическом объединении на заседании педсовета
28.08.2013г. Протокол №1 от 29.08.2013г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса по русскому языку
«Мысль и слово»
для 9 «А» класса
на 2014 – 2015 учебный год
Паршина Лилия Алексеевна
учитель русского языка
и литературы
Калуга, 2014
Пояснительная записка
Программа факультативного курса «Мысль и слово» рассчитана на обучающихся 9 класса. Факультативный курс направлен на совершенствование практических умений работы с текстом, которое выстраивается как исследовательская деятельность. Обучающиеся в процессе выполнения заданий понимают закономерности, делают выводы, упражняются в творческих заданиях. Факультативный курс рассчитан на 35 часов (1 час в неделю) и направлен на создание творческой атмосферы деятельности. Анализ текста предполагает обращение к ранее изученному материалу по всем разделам языка.
Цель курса:
- формирование коммуникативных компетенций: свободное владение устной и письменной речью.
Задачи курса:
- систематизировать материал, изученный на уроках русского языка в прошлых классах;
- расширить знания о тексте (о функциональных стилях, признаках, правилах их применения);
- совершенствовать развитию навыков в составлении собственных текстов различных жанров;
- способствовать практическому использованию знаний и умений на уроках литературы;
- способствовать развитию речи на межпредметной основе;
Курс предполагает творческие формы работы на уроке: сочинение, комплексный анализ текста, эссе, отзыв, рецензия и др.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
В результате изучения факультативного курса обучающиеся должны знать:
- средства художественной изобразительности, применяемые в художественных и публицистических текстах;
- правила русской орфографии и пунктуации;
- правила создания текстов различных стилей;
уметь:
- самостоятельно осмысливать содержание текста, понимать авторский замысел;
-производить анализ текстов разных стилей, поэтического и прозаического текста, текстов на близкие темы;
- выразительно читать текст;
- создавать свой текст в устной и письменной форме;
-писать рецензию, эссе, сочинение-миниатюру, отзыв на прочитанный текст с использованием разных типов речи;
Содержание курса
Блок 1. Текст как результат речевой деятельности.
Основные сведения о тексте. Слово в словаре и в тексте. Авторская позиция в тексте. Типы и стили речи. Публицистический стиль речи. Художественный стиль речи.
Блок 2. Средства художественной изобразительности.
Роль средств художественной изобразительности в тексте. Прямое и переносное значение слова. Метафора и метонимия. Лексические и синтаксические средства художественной изобразительности. Анализ средств художественной изобразительности в поэтическом тексте.
Анализ средств художественной изобразительности в прозаическом тексте.
Блок 3. Жанровая принадлежность текста.
Жанр эссе. Жанр описания. Описание предметов, картин, портретов. Сочинение-описание по картине. Жанр рассуждения. Композиция текста-рассуждения. Подбор аргументации. Привлечение источников. Сочинение-рассуждение по предложенному тексту. Рецензия и отзыв. Выражение собственного мнения. Опровержение аргументов собеседника. Редактирование. Аннотация на художественное произведение.
Блок 4. Комплексный анализ текста.
Тема и идея в тексте. Проблематика текста. Постижение авторского замысла. Выражение собственного мнения-согласия. Выражение несогласия. Аргументация. Поиск источников. Композиция текста. Логика изложения.
Блок 5. Устная работа с текстом.
Подробный пересказ текста. Сжатый пересказ текста. Составление плана-конспекта. Выразительное чтение поэтического текста. Выразительное чтение прозаического текста. Итоговый урок.
Календарно - тематическое планирование
№ | № темы в блоке | Тема урока | Количество часов |
Блок 1. Текст как результат речевой деятельности. | 7 | ||
1 | 1 | Основные сведения о тексте. | |
2 | 2 | Слово в словаре и в тексте. | |
3 | 3 | Авторская позиция в тексте. | |
4 | 4 | Авторская позиция в тексте. | |
5 | 5 | Типы и стили речи. | |
6 | 6 | Публицистический стиль речи. | |
7 | 7 | Художественный стиль речи. | |
Блок 2. Средства художественной изобразительности. | 5 | ||
8 | 1 | Роль средств художественной изобразительности в тексте. | |
9 | 2 | Прямое и переносное значение слова. Метафора и метонимия. | |
10 | 3 | Лексические и синтаксические средства художественной изобразительности. | |
11 | 4 | Анализ средств художественной изобразительности в поэтическом тексте. | |
12 | 5 | Анализ средств художественной изобразительности в прозаическом тексте. | |
Блок 3. Жанровая принадлежность текста. | 10 | ||
13 | 1 | Жанр эссе. | |
14 | 2 | Жанр описания. Описание предметов, картин, портретов. | |
15 | 3 | Сочинение-описание по картине. | |
16 | 4 | Жанр рассуждения. Композиция текста-рассуждения. | |
17 | 5 | Подбор аргументации. Привлечение источников. | |
18 | 6 | Сочинение-рассуждение по предложенному тексту. | |
19 | 7 | Рецензия и отзыв. Выражение собственного мнения. | |
20 | 8 | Опровержение аргументов собеседника. | |
21 | 9 | Редактирование. | |
22 | 10 | Аннотация на художественное произведение. | |
Блок 4. Комплексный анализ текста. | 6 | ||
23 | 1 | Тема и идея в тексте. | |
24 | 2 | Проблематика текста. | |
25 | 3 | Постижение авторского замысла. | |
26 | 4 | Выражение собственного мнения-согласия. Выражение несогласия. | |
27 | 5 | Аргументация. Поиск источников. | |
28 | 6 | Композиция текста. Логика изложения. | |
Блок 5. Устная работа с текстом. | 7 | ||
29 | 1 | Подробный пересказ текста. | |
30 | 2 | Сжатый пересказ текста. | |
31 | 3 | Составление плана-конспекта. | |
32 | 4 | Выразительное чтение поэтического текста. | |
33 | 5 | Выразительное чтение поэтического текста. | |
34 | 6 | Выразительное чтение прозаического текста. | |
35 | 7 | Итоговый урок. |
Список литературы.
- Бабайцева В.В., Бернадская Л.Д. Комплексный анализ текста на уроке русского языка // Русская Словесность. № 3; 1997.
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 1996.
- Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности.- М., 2000.
- Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. - М.,1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Слова и мысли"
Презентация "Слова и мысли" может быть использована во внеклассной работе. В ней собраны лучшие фразы Габриэля Гарсия Маркеса, которые можно использовать в качестве эпиграфов при написании рефератов, ...
Технологические карты по курсу "Основы риторики. Мысль и слово"
Материал содержит технологические карты, разработанные ко вскму курсу риторики для 10-11 классапо программе А.К Михальской...
КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 – 7 КЛАССОВ ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛЕКСИКУ « СЛОВО – ОДЕЖДА ВСЕХ ФАКТОВ, ВСЕХ МЫСЛЕЙ»
КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 – 7 КЛАССОВ ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛЕКСИКУ « СЛОВО – ОДЕЖДА ВСЕХ ФАКТОВ, ВСЕХ МЫСЛЕЙ»...
Лаборатория Слова - пространство творческой мысли. Роль вставных конструкций в речи.
Цели занятия.Учить грамотно выражать свои мысли, используя вставные конструкции.Отрабатывать приёмы аргументации.Вырабатывать навыки коллективного поиска ответа на проблемный вопрос.Учить коррек...
Факультатив 7 класс «Слово и текст»
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку 7 класс...
Факультатив "Слово и текст"
Факультатив "Слово и текст" для учеников 7 класса. Программа рассчитана на 34 часа...
Программа курса дополни-тельного предметного образования «Основы риторики. Мысль и слово»
Курс помогает развивать навыки и умения рационального речевого поведения, обучает искусству воздействия на собеседника - единомышленника и оппонента, способствует формированию и развитию языковой личн...