КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 – 7 КЛАССОВ ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛЕКСИКУ « СЛОВО – ОДЕЖДА ВСЕХ ФАКТОВ, ВСЕХ МЫСЛЕЙ»
методическая разработка по теме
КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 – 7 КЛАССОВ
ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛЕКСИКУ
« СЛОВО – ОДЕЖДА ВСЕХ ФАКТОВ, ВСЕХ МЫСЛЕЙ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leksika.doc | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Северо-восточное управление образования
Центр психолого-медико-социального сопровождения «Северо-Восток»
КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 – 7 КЛАССОВ
ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛЕКСИКУ
« СЛОВО – ОДЕЖДА ВСЕХ ФАКТОВ, ВСЕХ МЫСЛЕЙ»
Составитель:
педагог дополнительного образования
по русскому языку
Егорова Елена Ивановна
Принято
Методическим объединением
ЦПМСС «Северо-Восток»
Москва 2010 год
Коррекционно- развивающее занятие по русскому языку
для учащихся 4 – 7 классов, посещающих занятия в ЦПМСС «Северо – Восток»
Тема: Путешествие в лексику.
«Слово – одежда всех мыслей, всех фактов»
Цель: Рассмотреть и закрепить основные понятия одного из разделов науки о языке – лексике. Рассмотреть различные вопросы, связанные с жизнью слова в языке.
Учебные задачи:
- формирование, закрепление и дифференциация понятий: лексика, слово и его лексическое значение, синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы;
- познакомить с различными видами словарей, дать информацию о составителях словарей;
- учить работе в группе;
- формировать и совершенствовать речевые навыки;
- обогатить и пополнить словарный запас.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развитие слухового восприятия, слуховой памяти;
- развитие зрительного восприятия, памяти;
- развитие устной речи;
- развитие внимания,
- развитие познавательной активности;
- формирование интеллектуальных умений;
- развитие самоконтроля, самооценки;
- развитие творческих способностей;
- развивать умения анализа, синтеза, обобщения.
Воспитывающие задачи:
- прививать любовь и интерес к родному языку;
- воспитывать чувство товарищества, уважения друг
к другу.
Место проведения: большой класс.
Длительность занятия: 45 минут.
Форма занятия:
открытое занятие, с приглашением педагогов,
психологов, логопедов и родителей;
разделить учащихся на группы, в зависимости от
количества детей, в каждой группе ученики разной
возрастной категории (4-7кл.)
Оборудование: - классная доска,
- переносная доска,
- выставка словарей: орфографический,
этимологический, энциклопедический,
толковые словари, словари иностранных слов,
словари синонимов, антонимов, омонимов,
фразеологический словарь и другие;
- рисунки фразеологизмов;
- выставка «Рисуем фразеологизмы»;
- карточки «Соедини слова парами»;
- карточки: «Словарь «лесных» слов»,
«Словарь «морских» слов»,
«Словарь «снежных» слов»;
- иллюстрированный плакат «Разделы русского языка»,
«Что изучает лексика»;
- распечатки высказываний писателей, выдающихся
людей о русском языке, словарях.
Введение
Знакомство с разделом «Лексика» на уроках русского языка начинается в начальной школе на разных этапах учебного процесса. Более полно раскрываются понятия этого раздела в 5-6 классах и вызывает у учеников большой интерес.
Коррекционно- развивающее занятие Путешествие в лексику. «Слово – одежда всех фактов, всех мыслей» является обучающим, систематизирующим, развивающим, воспитывающим. Успешность усвоения учебного материала учащимися, посещающими ЦПМСС «Северо-Восток», имеющими трудности в обучении, темп овладения ими, прочность, осмысленность знаний в большей степени зависит от деятельности учителя, хорошо знающего познавательные возможности и способности учеников, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, физическим развитием. Данное занятие создает такие условия, при которых возникает возможность использовать и фактические и потенциальные особенности каждого ребенка.
Занятие потребовало особенной, длительной подготовки учителя и учеников. Для выставки «Иллюстрируем фразеологизмы» на индивидуальных занятиях ученикам были даны задания нарисовать то, как они представляют смысл фразеологизма. По желанию ребята выбирали стихи для заучивания наизусть.
Занятие состоит из 4-х основных этапов:
- Вступление (введение в занятие).
- Слово – важнейшая единица языка.
- Загадки русского языка: синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы.
- Заключение.
Для ознакомления ребят со словарями необходимо сделать разнообразную подборку словарей: языковых, профессиональных, энциклопедических и др. Указать на необходимость, значимость и полезность этой литературы.
Для решения поставленных целей, коррекционно-развивающих и воспитывающих задач, поставленных на занятии, используются разнообразные методы и приемы:
- слово учителя и беседа,
-метод образности и наглядности,
- обобщение и сопоставление,
- метод занимательности и игры,
- прием работы в группах и другие.
Особое внимание уделялось оснащению коррекционно-развивающего занятия наглядными пособиями: карточками, дидактическими играми, средствами обеспечения обратной связи.
Коррекционно-развивающее занятие содержит разнообразные задания, которые могут быть использованы на уроках русского языка в массовой школе при изучении раздела «Лексика» для обобщения и систематизации знаний.
Предлагаемый материал позволит разнообразить урок, решить проблемы, возникшие в процессе изучения раздела «Лексика», поможет расширению словарного запаса, активизирует познавательную и творческую деятельность
учеников 4 -7 классов.
Материалы занятия предназначены учителям русского языка общеобразовательной школы, учителям специальных (коррекционных) классов.
Путешествие в лексику
«Слово – одежда всех фактов, всех мыслей»
Как он близок, как понятен,
Как народ к нему привык,
Звонких песен, ярких пятен
Выразительный язык!
И. Уткин
- Вступление.
Учитель: Встречая новый день и завершая его, отправляясь на учебу, на работу, разговаривая с друзьями и родственниками, думая о чем-то, человек прибегает к слову.
Это доброе слово здравствуйте, это сладкое слово мама, это важное слово трудиться, это нужное слово спасибо. Слов в русском языке много, и они разнообразны.
Читают ученики: Есть слова – словно раны, слова – словно суд, -
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, предать и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть.
Слава, Родина, верность, свобода и честь.
Учитель: Сегодня, ребята, мы отправляемся в путешествие в один из интереснейших разделов русского языка, которых называется лексика.
Лексика – это все слова русского языка.
Чтобы выразить свои мысли, чувства, сообщить что-то, рассказать о чем-то, мы подбираем нужные слова. Слово является как бы одеждой наших мыслей, наших чувств, переживаний.
II. Cлово – важнейшая единица языка, с помощью которой человек называет предметы
(Учитель начинает, ученики продолжают цепочку слов): камень, солнце…;
явления: наводнение, снегопад, половодье…;
людей: бабушка, доктор, актриса…;
живые существа: пчела, черепаха, бабочка…;
признаки: яркий, холодный, синеглазый…;
действия: смотреть, плыл, полетели…;
числа: восемь, двадцать пять, первый, сто седьмой….
Называть (именовать) то, что существует в мире внешнем и внутреннем мире человека – главная «обязанность» слова. Слово называет не только то, что мы видим, слышим, ощущаем, имеем, понимаем, что затрагивает нашу душу, но также и то, что существует в человеческой памяти, благодаря книгам.
Читает учитель или подготовленный ученик:
« Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум дождя, тень садов, неясность сна, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». К. Паустовский
Учитель: Замечательные слова русского писателя подтверждают, что слов в русском языке огромное количество. Ими мы выражаем все, чем живем и дышим. Чтобы речь наша была образной, красивой мы стараемся «нарядить ее в яркую одежду».
- Сколько же слов должно быть в языке, чтобы передать все, о чем пишет К. Паустовский?
- Как вы думаете, сколько всего слов в русском языке?
Ученые предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов.
Все они «хранятся» в словарях.
- А теперь обратимся к нашей выставке словарей. Словари бывают большие и маленькие.
Одни словари помогают правильно писать слова. Это орфографический словарь.
Другие рассказывают об истории слова – этимологический словарь.
Третьи расширяют наш кругозор – энциклопедический словарь.
Толковый словарь объясняет значение слова. Есть словари иностранных слов, словари синонимов, антонимов, фразеологический словарь…
Известный французский писатель Франс писал:
«Словарь – это вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него!»
Словари должны быть всегда рядом, всегда под рукой.
Словари должны стать вашими друзьями и помощниками.
Каких известных авторов- составителей словарей (лексикографов) вы знаете?
С.И. Ожегов – 57 тысяч слов.
Д.И. Ушаков – 85 тысяч слов (4 тома).
В.И. Даль – 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц собрано в «Толковом словаре живого великорусского языка».
Каждое слово имеет свое лексическое значение, свое смысловое содержание, одинаково понимаемое людьми. Одни слова имеют одно значение (однозначные), а другие несколько значений (многозначные).
В толковом словаре можно узнать лексическое значение слова.
2. Творческое задание « Мы – лексикографы».
Ребята выступают в роли собирателей слов, составляют свои словари:
словарь «лесных слов», «морских слов», «снежных слов».
- Загадки русского языка.
- Богат и загадочен наш язык. Вот одна из загадок. Синонимы.
Каждый вечер в любимой с детства телевизионной передаче к детворе обращаются именно так: «Спокойной ночи, малыши!»
В школе, обращаясь к ученикам, учитель говорит: ребята, дети.
Все эти слова: детвора, дети, ребята, малыши, детишки называют невзрослых людей. Слова эти имеют общее лексическое значение, но разные оттенки. Это синонимы. В каждой ситуации при обращении к детям, говоря о них, нужно выбрать наиболее уместное, наиболее точное.
Синонимы могут быть среди различных частей речи:
любопытный, любознательный, пытливый – имена прилагательные;
ощущение, чувство – имена существительные;
сравнить, сличить, сопоставить – глаголы;
здесь, тут – наречия и др.
а). Игра «Подбери синоним».
Храбрый, бесстрашный, отважный, удалой, безбоязненный – смелый.
Мотив, напев – мелодия.
Отрава, зелье – яд.
Весть, сообщение, новость, извещение - известие.
Традиция, правило, привычка – обычай.
Затруднять, тормозить – мелить.
Но не все слова имеют синонимы. Например, нет синонимов
- у имен собственных (подругу можно назвать Машей, Маней, Марией, Марусей, Маняшей);
- у наименований конкретных предметов: кассета, пододеяльник, простыня;
- у национальностей: венгр, француз и др.;
- у имен числительных: пятый, триста, сто пятый и др.
б). Игра « Расставь синонимы по ступенькам».
- ---------- Большой, огромный, громадный.
------------
-----------
2. ----------- Заболеть, занемочь, слечь.
------------
------------
3. ------------ Ошибка, погрешность,
------------ заблуждение.
-------------
в). Вывод.
Запас синонимов постепенно пополняется: появляются новые слова
( решительный, смелый, крутой; срочный, экстренный).
Синонимы не мешают друг другу. Богатство языка в целом и речи человека зависит от запаса синонимов, от умения владеть ими.
Синонимы помогают делать речь точной, яркой, выразительной, избегать повторов:
Сколько раз пытался я ускорить время,
Что несло меня вперед,
Подхлестнуть, вспугнуть его, пришпорить,
Чтобы слышать, как оно идет.
Синонимы в данном стихотворении С.Я. Маршака делают текст динамичным, передают стремительность движения времени, время как горячий скакун.
2. Следующая загадка русского языка. Омонимы.
В русском языке есть слова-двойники, оболочки которых совпадают.
Они имеют одинаковое звучание и даже написание, но совершенно разное лексическое значение. Омонимы многозначные слова.
а). Загадки.
1. Им дверь открывают, им дверь закрывают.
2. Этот музыкальный знак начинает нотный стан.
3. Бьет из-под земли родник. Бывает он горяч, а бывает студен.
Отгадка у этих загадок одна. Это ключ. Слово – омоним.
б). Посмотрите на рисунки и объясните значение этих многозначных слов:
кулак - …; лук - …; коса - …; игла - ….
С омонимами мы еще сегодня встретимся.
3. Еще одна загадка нашего языка. Антонимы.
Послушайте пословицы.
Учись доброму, худое на ум не пойдет.
Молодости не воротишь, а старости не избежать.
Умный сын – отцу замена, глупый – не помощь.
В этих пословицах определенно и умно изложены выводы народа.
Пословицы не оставляют сомнений: верно лишь одно из двух; и эта точность создается за счет употребления слов с противоположными значениями.
Они относятся к одной части речи, сочетаются с одними и теми же словами.
Это и есть антонимы.
а). Игра. «Найди антоним».
Слова записаны на доске, ученики подходят и соединяют слова в пары.
ссориться уезжать
усиливать оттаивать
утверждать убавлять
поднимать ослаблять
радоваться опускать
брать появляться
возвращаться печалиться
исчезать отрицать
прибавлять давать
замерзать мириться
б). Подбери нужный антоним.
К словам можно подобрать антонимы, которые называют противоположные качества: грубость - нежность
кислый - сладкий
ясный – пасмурный;
характеризуют время: рано – поздно
зимой – летом
утро – вечер;
обозначают место, пространство: влево – вправо
снизу – сверху
вперед – назад
высоко – низко;
количество: много – мало
избыток – недостаток;
называют противоположные действия, движение, перемещение:
купить – продать
войти – выйти
поднимать – опускать
прискакать- ускакать
- Фразеологизмы.
Итак, мы раскрыли загадки синонимов, омонимов, антонимов.
Но не только в слова «одеваются» наши мысли, чувства, не только словом можно выразить что-либо, рассказать, сообщить, пошутить.
В нашем распоряжении большой отряд устойчивых сочетаний, которые приходят на ум тогда, когда «заговорит русский характер».
В самом деле, если хочется о ком - либо сказать, что он ленится, говорим:
лежит на печи;
если пристально всматриваюсь - смотрю в оба;
в ожидании, очень волнуюсь – сижу как на иголках.
В русском языке в соответствии с традициями сформировался большой круг таких метких, устойчивых и образных выражений, называются они фразеологизмами.
Фразеология охватывает не только словосочетания, но и все воспроизводимые по памяти образные средства: пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения.
Фразеологизмы можно иллюстрировать. Получаются такие комичные, веселые рисунки.
а). Догадайтесь, что имел в виду художник?
Рассмотрите эти шуточные рисунки и догадайтесь, какие устойчивые выражения проиллюстрировал художник.
( Учитель показывает иллюстрации, ученики разгадывают фразеологизм, объясняют его смысл, вводят в речь).
Охотник до конфет – любитель сладкого. ( Охотник – многозначное слово, омоним).
Играть первую скрипку – занимать ведущее, главное положение в каком-либо деле.
Водой не разольешь – дружны, неразлучны, всегда вместе.
Бить ключом. Жизнь бьет ключом – в жизни много событий, много работы, приносящей удовольствие, радость.
Держать зуб – обижаться, завидовать, злиться на кого-то.
Правду водой не смыть – правда достоверна, от нее никуда не спрячешься.
Сидеть на бобах – не иметь ничего.
б). Выставка «Иллюстрируем фразеологизмы».
А теперь мы отправимся на выставку работ наших учеников, которые смогли тоже изобразить фразеологизмы на бумаге.
Посмотрим, какие веселые иллюстрации получились.
( Ученики подходят к выставке, показывают свои работы, объясняют значение фразеологизма, составляют с ним предложение, вводят в речь).
- Заключение.
Выбирая слово для общения, выражения своих мыслей, чувств, переживаний, человек ищет необходимое в огромном лексическом море.
Чтобы речь была яркая, образная, точная, правильная, нужно больше читать,
чаще обращаться к нашим помощникам словарям.
Ученики читают стихи:
- И возможно ли русское слово
Превращать в щебетанье щегла,
Чтобы смысла живая основа
Сквозь него прозвучать не смогла?
- Тот, жизнью живет настоящей,
Кто к поэзии, книге привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык.
Учитель: Сегодня в лексическом море слов мы нашли и разгадали тайны синонимов, антонимов, омонимов, расшифровали устойчивые сочетания – фразеологизмы. Познакомились со словарями. Составили свои словари.
Но тайны слова раскрыты не все. Поэтому путешествие в мир слов, в лексику продолжается и на уроках в школе, и в каждую минуту нашей жизни.
А теперь Вам мои пожелания:
Живите в мире и дружбе, как ни разлей вода.
Не держите ни на кого зуб, а будьте вежливы и добры.
Знайте, что правду и водой не смыть, поэтому никогда не лгите.
Не будьте охотниками до сладостей. Будьте всегда здоровы.
Пусть ваша жизнь бьет ключом, будет успешной и радостной.
Много трудитесь. И не будете сидеть на бобах, а всегда будете
играть первую скрипку.
Всем удачи! Успехов в путешествии в удивительную страну слов, под названием «Лексика»!
Литература.
1.Аникина В. «Русские пословицы и поговорки», - М.: Худ. литер. 1988г.
(Классики и современники).
2. Волков С.В. «Уникальный иллюстрированный фразеологический словарь для детей», ООО Изд. «Сова», Санкт-Петербург, 2009г.
3.ЖиренкоО.Е., Гайдина Л.И., Кочергина А.В. Учи русский с увлечением:Формирование орфографической грамотности: 1-4 классы. – М.: 5 за знания, 2005г.
4. Жуков В.П., Жукова А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1994г.
5.Ожегов С. И. Словарь русского языка.- Москва, «Русский язык», 1986г.
6.Леденева В.В. Русский язык. Лексика: Тематическая тетрадь.- М.: Дрофа, 2003г.
7.Плешакова Е.П. Русский язык: коррекционно-развивающие упражнения. – Волгоград: Учитель, 2007г.
8.Чеснокова Л.Д., Букаренко С.Г., Дроботова Л.Л. На берегах Лингвинии: Занимательный задачник по русскому языку: Книга для уч-ся. – М.: Просвещение: Учебная литература, 1996г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое коррекционно-развивающее занятие по русскому языку с использованием игровых технологий «Занимательная орфография». Правописание приставок.
Открытое коррекционно-развивающее занятие по русскому языку с использованием игровых технологий «Занимательная орфография». Правописание приставок....
Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий по русскому языку в 6 классе
Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятийпо русскому языку в 6 классе...
Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий по русскому языку в 8 классе
Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий по русскому языку в 8 классе...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по русскому языку для 8 класса (для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по специальным коррекционным программам VII вида)
В учебной деятельности предусмотрено использование учебного комплекса:В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5 – 9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендован...
Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия по русскому языку во 2 классе.
Этот материал будет полезен учителям, работающих в классах для детей с ОВЗ (ФГОС для детей с ЗПР)....
Программа коррекционно-развивающих занятий по русскому языку для обучающегося 7 класса
Программа коррекционно-развивающих занятий по русскому языкупозволяет применять индивидуальный подход для обучения учащихся 7 класса в клаасе в урочное время, а также во внеурочное время на коррекцион...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по русскому языку "Подготовка к ОГЭ" для обучающихся 8-9 классов с ЗПР
Данная рабочая программа по курсу "Подготовка к ОГЭ" разработана в помощь учителю русского языка для проведения факультативных и коррекционно-развивающих занятий в 8-...