Факультатив 7 класс «Слово и текст»
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ_po_rus.yazyku_7_klass.docx | 35.91 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа элективного курса по русскому языку «Слово и текст» разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, с учетом Федеральных государственных требований БУП – 2004; учебного плана образовательного учреждения. Примерной программы основного общего образования по русскому языку ( базовый уровень ) для 7 класса, рекомендованной письмом Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 № 03-1263, а также с использованием авторской программы С.А.Курловой.
Программа курса рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).). Согласно годовому календарному учебному графику 34 часа (1ч.-9.05).
Курс расширяет и углубляет программный материал, развивает самостоятельность, творческую инициативу ученика, тренирует его ум, пробуждает интерес к предмету, формирует навыки общественного поведения и полезной деятельности. Основная цель данного элективного курса – дать основные сведения по грамматике, фонетике, орфографии и пунктуации, имеющие познавательное и практическое значение. Данная программа включает в себя материал, необходимый и достаточный для достижения целей среднего образования. Общему и языковому развитию учащихся способствуют следующие цели программы:
- формирование духовного мира ребенка, его ценностных ориентаций, мировоззренческих представлений через слово, посредством расширения активного и пассивного словаря ребенка;
-развитие таких психических новообразований, как мышление, память, внимание, способность к рефлексии, самооценке посредством овладения, с одной стороны, абстрактной системой языка, с другой стороны, путем запоминания конкретного языкового материала ( слов текста), анализа текстов нравственной тематики или размышлений над аналогичными темами сочинений;
-расширение общеобразовательного кругозора учащихся за счет усвоения лингвистических знаний, а также в результате чтения;
-становление общеучебных умений и навыков (работа с книгой, конспектирование, пользование справочной литературой, в частности разноаспектными словарями);
-совершенствование навыков и умений в письменной и устной продуктивной и рецептивной речевой деятельности (чтении, слушании, письме, говорении), овладении культурой речевого поведения, в частности речевым этикетом.
Задачи обучения родному языку состоят в том, чтобы обеспечить:
-формирование языковой компетенции, включающей в себя знания о системе языка и умения пользоваться ими для достижения орфографической, пунктуационной, речевой грамотности;
-формирование коммуникативной компетенции, предполагающей овладение различными видами речевой деятельности, культурой речевого поведения.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТУ
Учащиеся должны знать:
- основные сведения о языке, изученные в 5 - 6 классе;
- изученные языковедческие понятия, разделы языкознания;
- основные единицы языка, их признаки;
- смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог, сфера и ситуация речевого общения;
- признаки текста;
- основные признаки и особенности жанров изученных стилей речи;
- функционально – смысловые типы речи, их признаки;
- основные нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), изученные в 5 - 6 классе; нормы речевого этикета.
Учащиеся должны уметь:
- различать разговорную речь и язык художественной литературы;
- определять тему, основную мысль текста, функционально – смысловой тип речи, анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
аудирование и чтение
- адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;
- владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
- извлекать информацию из различных источников; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости;
- создавать текст заданного стиля и типа речи;
- свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать нормы русского речевого этикета;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и недочеты; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально - культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемыхграмматических средств; развития способности к самооценке;
- получения знаний по другим учебным предметам.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата п | ф | Тема урока | Кол-во Час. | Тип урока | Элементы содержания | Измерители Вид контроля |
1 | 6.09 | Язык и речь. Почему человек умеет говорить | 1 | Урок-беседа | Знакомство с высказываниями замечательных людей о русском языке. Рассмотрение строения речевого аппарата | Сам.работа с журналами. Составление задания по теме. | |
2 | 13.09 | Русский язык среди других языков мира. | 1 | Урок-лекция | Работа с карточками. Практические задания по теме. Сопоставление и рассмотрение некоторых особенностей разных языков. | Взаимопроверка. Подведение итогов. | |
3 | 20.09 | Изобразительные возможности языка. | 1 | Урок-беседа | Повторение изученных художественных средств. Работа с текстом | Беседа по вопросам. Редактирование текста | |
4 | 27.09 | Речь устная и письменная | 1 | Урок-путешествие | История возникновения письменности. Формы речи | Работа с научной и публицистической литературой. | |
5 | 4.10 | Монолог. Монолог. Полилог. | 1 | Урок-беседа | Составление монолога и диалога на заданную тему. Оформление диалога | Контрольн. Списыван. Сопоставление текста по образцу | |
6 | 11.10 | Слово как универсальная единица языка | 1 | Урок-беседа | Что такое слово. Лексическое значение слова. Сообщение на лингвистическую тему. | Индивидуальная работа по карточкам | |
7 | 18.10 | Прямое и переносное значение слова. Виды переносных значений. | 1 | Урок-практикум | Условия употребления слов в переносном значении. Сообщение на лингвистическую теме | Игра «Угадай» | |
8 | 25.10 | Предложение как единица языка. Слова – предложения и их роль в тексте | 1 | Урок-беседа | Предложение. Признаки предложения. Границы предложения. Знак конца предложения. Интонация. | Комплексный анализ текста | |
9 | 1.11 | Текст. Тема текста. | 1 | Урок-беседа | Текст и его признаки. Тема и основная мысль текста. Членение на абзацы, микротема. | Анализ текста | |
10 | 15.11 | Темы широкие и узкие | 1 | Урок-практикум | Работа с текстом. Умение выделять темы широкие и узкие | Написание текста на широкую и узкую темы | |
11 | 22.11 | Контекст. Подтекст. Затекст. | 1 | Урок-практикум | Работа с текстом. Творческие задания | Индивидуальная и групповая работа | |
12 | 29.11 | Средства связи предложений в тексте | 1 | Урок-беседа | Средства связи предложений в тексте. Зависимость предложений друг от друга. Учебное исследование | Комплексный анализ текста | |
13 | 6.12 | Типы связи | 1 | Цепная и параллельная связь | Средства связи предложений в тексте. Зависимость предложений друг от друга. Учебное исследование | Комплексный анализ текста | |
14 | 13.12 | Интонация и логическое ударение | 1 | Урок-практикум | Работа с текстом. Умение выбрать правильную интонацию и верно расставить логические ударения | Комплексный анализ текста | |
15 | 20.12 | Смысловая связь. | 1 | Урок –практикум | Зависимость предложений друг от друга | Работа с текстом в группах | |
16 | 27.12 | Разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный стили речи. | 1 | Урок-лекция | Особенности и признаки Языковые особенности стилей речи каждого стиля | Индивидуальная работа по теме учебного исследования | |
17 | 17.01 | Публицистический стиль. | 1 | Урок -практикум | Структура публицистического стиля. Анализ текста публицистического стиля. | Подбор и анализ текста | |
18 | 24.01 | Проблема и аргументы в текстах публицистического характера. | 1 | Урок-практикум | Структура публицистического стиля. Анализ текста публицистического стиля. | Сжатие исходного текста | |
19 | 31.01 | Сочинение – рецензия по тексту публицистического стиля | 1 | Урок-практикум | Написание сочинения – рецензии по заданной теме | Сочинение | |
20 | 7.02 | Художественный стиль речи | 1 | Урок-лекция | Структура стиля. Основная мысль в худ.тексте. | Комплексный анализ текста | |
21 | 14.02 | Сжатие текста художественного стиля. | 1 | Урок-практикум | Составление текста по образцу. | Выставка работ по изученным темам | |
22 | 21.02 | Сочинение-рассуждение по художественному тексту. | 1 | Урок-практикум | Написание сочинения – рассуждения по заданной теме | Сочинение | |
23 | 28.02 | Рецензия на написанное произведение | 1 | Урок-практикум | Выбор текста и написание рецензии. Особенности написания рецензии. | Подготовка к конкурсу на лучшую рецензию | |
24 | 7.03 | Изобразительно-выразительные средства языка в тексте | 1 | Урок-беседа, практикум | Выставка работ и их оценка. Фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические средства | Создание стенгазеты с использованием изобр.-выр. средств | |
25 | 14.03 | Научный стиль речи | 1 | Урок изучения нового материала | Структура научного стиля. Работа с текстами научного стиля | Устный опрос | |
26 | 21.03 | Термины в научном стиле речи. | 1 | Урок-викторина | Письменная викторина по вопросам, предложенным учителем | Письменная работа | |
27 | 4.04 | Составление высказывания на лингвистическую тему | 1 | Урок-практикум | Чтение и обсуждение прочитанных высказываний известных людей на лингвистическую тему | Составление высказываний и их оценка | |
28 | 11.04 | Типы речи | 1 | Урок-практикум | Особенности типов речи. Соединение в тексте разных типов речи | Устный опрос | |
29 | 18.04 | Повествование, описание, рассуждение. | 1 | Урок-практикум | Особенности типов речи. Соединение в тексте разных типов речи | Творческие задания | |
30 | 25.04 | Виды анализа прозаического текста | 1 | Закрепление изученного материала | Работа с прозаическим текстом. Лингвистический анализ. Сравнительно-сопоставительный анализ | Устный опрос | |
31 | 2.05 | Анализ поэтического текста | 1 | Закрепление изученного материала | Работа с поэтическим текстов. Художественные средства | Творческие задания | |
32 | 16.05 | Анализ произведения в контексте | 1 | Закрепление изученного материала | Групповая и индивидуальная работа с текстом | Творческие задания | |
33 | 23.05 | Система работы над анализом текста | 2 | Урок-практикум | Конспектирование. Тезисирование. Аннотирование. | Составление алгоритмов | |
34 | 30.05 | До новой встречи (итоговый урок) | Закрепление изученного материала | Выставка всех работ за год. Выступления учащихся с сообщениями |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВСЕХ ТЕМ (БЛОК-МОДУЛИ)
№ п/п | НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛА, ТЕМЫ | Кол-во часов |
1 | Язык и речь. | 5 |
2 | Единицы языка. | 3 |
3 | Текст и его основные понятия. | 7 |
4 | Стили речи. | 15 |
5 | Система работы над текстом. | 3 |
6 | Итоговый урок | 1 |
УЧЕТ О КОНТРОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
- контрольное списывание;
- сжатие исходного текста;
- редактирование текста;
- составление текста по образцу;
- составление обрамлений к рассказу;
- восстановление частей текста;
- составление устных и письменных высказываний на лингвистическую тему;
- анализ текста художественного и публицистического стилей;
- конспектирование, тезисирование;
- работа с научной и публицистической литературой;
- составление схем, таблиц алгоритмов.
Содержание программы
1. Язык и речь (5 ч.)Язык и речь. Почему человек умеет говорить. Русский язык среди других языков мира. Изобразительные возможности языка. Речь устная и письменная. Монолог. Диалог. Полилог.
2. Единицы языка (3 ч.)Слово как универсальная единица языка. Прямое и переносное значение слов. Виды переносных значений. Предложение как единица языка. Слова-предложения и их роль в тексте.
3. Текст и его основные понятия (7 ч.)Текст. Тема текста. Микротема и абзац. Темы широкие и узкие. Основная мысль. Контекст. Подтекст. Затекст. Проблема. Средства связи предложений в тексте. Типы связи. Цепная и параллельная связь. Интонация и логическое ударение. Смысловая связь.
4. Стили речи (15 ч.) Разговорный, Официально-деловой, публицистический, научный, художественный стили и их особенности.
Публицистический стиль. Его структура. Анализ текста публицистического стиля. Проблема и аргументы в текстах публицистического характера. Сочинение-рецензия по тексту публицистического стиля.
Художественный стиль речи и его структура. Основная мысль в художественном тексте. Сжатие текста художественного стиля. Составление текста по образцу. Сочинение-рассуждение по художественному тексту. Рецензия на написанное произведение.
Изобразительно-выразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические.
Научный стиль речи и его структура. Термины в научном стиле речи. Составление высказывания на лингвистическую тему. Типы речи.
Повествование, описание, рассуждение. Тексты смешанного типа. Сочинение-повествование. Сочинение-описание. Сочинение-рассуждение.
5. Система работы над текстом (3 ч.)Виды анализа прозаического текста. Лингвистический анализ.
Анализ поэтического текста. Сравнительно-сопоставительный анализ. Лексико-семантический анализ. Анализ произведения в контексте. Система работы над анализом текста. Конспектирование. Тезисирование. Аннотирование. Редактирование.
6.Итоговый урок (1ч.)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- Александрович Н.Ф. Занимательная грамматика, Минск, 1963.
- Бельчикова Ю.А. Терминология в русском языке, М., 1980.
- Будагов Р.А. Введение в науку о языке, М., «Просвещение», 1999.
- Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка, М., 1996.
- Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка, М., 1994.
- Жуков Д.М. Загадочные письмена, М., 1962.
- Ефимов А.И. История русского литературного языка, 1993.
- Казанский Б.В. В мире слов, 1979.
- Прудников А.В. На уроке и после урока. М., 1998.
- Русские писатели о языке. Хрестоматия под ред. А.М. Докусова, М., 1959.
- Русские писатели о языке. Под ред. Б.В.Томашевского и И.Д.Левина, М.,2005.
- Селищев А.М. Происхождение русских фамилий, личных имен и прозвищ. М., 1987.
- Сергеев И.П. Тайна географических названий. М., 1989.
- Успенский Л.В. Биография слов. М., 1999.Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. М.
Литература для учащихся:
- Антонова Е.С. Тайна текста. Рабочая тетрадь по развитию речи для учащихся 7-9 классов. – М., 2009
- Горшков А.И. Все богатство, сила и гибкость нашего языка (А.С.Пушкин в истории русского языка). – М., 1992.
- Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. – М.,1995.
- Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. – М., 1986.
- Журавлев А.П. Звук и смысл. – М., 1991.
- Мокиенко В.М.Образырусской речи. – Л., 1986.
- Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М.,1993.
- Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – М., 1986.
Словари:
- Горбачевич К.С. Словарь сравнений и сравнительных оборотов в русском языке. – М., 2004.
- Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского языка. – СПб., 2001.
- Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – М.,1998.
- Энциклопедический словарь юного филолога. / сост. М.В. Панов. – М., 1984.
- Ресурсное обеспечение
- 1.http://www.school.edu.ru/ - Российский образовательный портал
- 2.http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации
- 3Новый словарь русского языка http:// www.rubricon.ru/nsr_1.asp
- 4 .Русский филологический портал http:// www.philology.ru/default/htm
- 5 Урок. Русский язык для школьников и преподавателей http://urok.hut.ru/
Согласовано Согласовано
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета ___________________Л.К.Карасева
МБОУ СОШ№9 г. Азова «_____» _______________2014г.
От___________2014 №
______________Л.К.Карасева
Г.АЗОВ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9 г. АЗОВА
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ№9 г. Азова
Приказ от №
_______________Е.В.Карасев
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Слово и текст»
по русскому языку
Уровень общего образования (класс)
Основное общее, 7 класс
Количество часов 35
Учитель Федоренко Ольга Анатольевна
Программа разработана на основе авторской программы С.А.Курловой. «Элективные курсы для школьников 5-8 класс» (издательство «Дрофа», 2010 год).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Повторение изученного в 5 - 8 классах" (на материале текста «Слово о полку Игореве»)
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку «От слова к тексту» для учащихся 10 классов
Содержание программы представляет собой отбор такого материала из разных разделов русского языка, который может вызвать у учащихся познавательный интерес, позволит сформулировать у них целостный...
Конспект логопедического урока с группой обучающихся 2 класса «Дифференциация звуков ч и щ в слогах, словах, предложениях, тексте».
Представлен материал для проведения учебного занятия с группой обучающихся 2 -го класса. Материал состоит : - Конспект логопедического урока с группой обуча...
Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 5 классе II отделения. Темы занятия: ФП Звуки ш-ж. Дифференциация. Оглушение звонких согласных на конце слова. РСВ текст "Про зайца". Восприятие фраз и вопросов к тексту.
Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 5 классе II отделения. Темы занятия: ФП Звуки ш-ж. Дифференциация. Оглушение звонких согласных на конце слова. РСВ текст "Про зай...
Курс по русскому языку в 7 классе "Слово и текст"
Неотъемлемой частью программы являются занятия, направленные на формирование устойчивых коммуникативных умений учащихся по развитию связной речи. Творческое овладение богатствами родного языка и освое...
Факультатив "Слово и текст"
Факультатив "Слово и текст" для учеников 7 класса. Программа рассчитана на 34 часа...
Программа факультативного курса по русскому языку в 7 классе "Слово и текст".
Программа факультативного курса по русскому языку в 7 классе "Слово и текст"....