Факультатив "Слово и текст"
календарно-тематическое планирование по русскому языку (7 класс) на тему

Потеха Галина Ивановна

Факультатив "Слово и текст" для учеников 7 класса. Программа рассчитана на 34 часа

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Программа факультатива «Слово и текст»

Данная программа по рассчитана на 34 учебных часа и может быть использована учителем для проведения факультативных занятий по русскому языку в 7 классе. Благодаря данному курсу семиклассники смогут усвоить основы текстоведения, выработать систему работы над анализом художественного произведения, как прозаического, так и поэтического, что позволит им значительно лучше подготовиться к олимпиадам по русскому языку и литературе.

Неотъемлемой частью программы являются занятия, направленные на формирование устойчивых коммуникативных умений учащихся по развитию связной речи. Немаловажным также является ориентация на создание собственных произведений различного характера, в том числе  сжатых изложений и сочинений-рассуждений. Поэтому данный курс позволит учителю постепенно начать подготовку к ОГЭ выпускников в новой форме.  

Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях. На занятиях курса предполагается уделять большое внимание развитию речи  учащихся, развитию навыков и умений самостоятельного анализа предложенного текста. Эта работа предусматривает в том числе и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками.

Программа факультатива составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней (2004 г.) в соответствии с программами по русскому языку: 

М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2003 г.  

Цель: формирование коммуникативных умений учащихся при работе над текстом.

Задачи:

  • овладение основными текстоведческими понятиями;
  • развитие связной речи учащихся, как устной, так и письменной;
  • формирование умения анализировать текст, выделять в нем проблему;
  • составление текстов собственного сочинения различной тематики.

Формы работы: лекции и практические занятия, сочетание групповой и индивидуальной форм работы.

Методы и приемы:

  • лекция;
  • беседа;
  • объяснение учителя;
  • исследование;
  • наблюдение;
  • сопоставление и анализ.

Виды деятельности учащихся:

  • контрольное списывание;
  • сжатие исходного текста;
  • редактирование текста;
  • составление текста по образцу;
  • составление обрамлений к рассказу;
  • восстановление частей текста;
  • составление устных и письменных высказываний на лингвистическую тему;
  • анализ текста художественного и публицистического стилей;
  • конспектирование, тезисирование;
  • работа с научной и публицистической литературой;
  • составление схем, таблиц алгоритмов.

Ожидаемые результаты:

  • в результате изучения курса учащиеся
  • овладеют умением анализировать текст и высказывать свою собственную точку зрения на проблему, поставленную в данном тексте;
  • получат новые знания из области лингвистики и литературоведения;
  • научатся работать над сжатием исходного текста;
  • смогут проводить различные виды анализа текста.

Содержание программы

1. Язык и речь (5 ч.)

Язык и речь. Почему человек умеет говорить. Русский язык среди других языков мира. Изобразительные возможности языка. Речь устная и письменная. Монолог. Диалог. Полилог.

2. Единицы языка (3 ч.)

Слово как универсальная единица языка. Прямое и переносное значение слов. Виды переносных значений. Предложение как единица языка. Слова-предложения и их роль в тексте.

3. Текст и его основные понятия (7 ч.)

Текст. Тема текста. Микротема и абзац.  Темы широкие и узкие. Основная мысль. Контекст. Подтекст. Затекст. Проблема. Средства связи предложений в тексте. Типы связи. Цепная и параллельная связь. Интонация и логическое ударение. Смысловая связь.

4. Стили речи (15 ч.)

Разговорный, Официально-деловой, публицистический, научный, художественный стили и их особенности. 
Публицистический стиль. Его структура. Анализ текста публицистического стиля. Проблема и аргументы в текстах публицистического характера. Сочинение-рецензия по тексту публицистического стиля. 
Художественный стиль речи и его структура. Основная мысль в художественном тексте. Сжатие текста художественного стиля. Составление текста по образцу. Сочинение-рассуждение по художественному тексту. Рецензия на написанное произведение.
Изобразительно-выразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические.
Научный стиль речи и его структура. Термины в научном стиле речи. Составление высказывания на лингвистическую тему. Типы речи.
Повествование, описание, рассуждение. Тексты смешанного типа. Сочинение-повествование. Сочинение-описание. Сочинение-рассуждение.

5. Система работы над текстом (4 ч.)

Виды анализа прозаического текста. Лингвистический анализ.
Анализ поэтического текста. Сравнительно-сопоставительный анализ. Лексико-семантический анализ. Анализ произведения в контексте. Система работы над анализом текста. Конспектирование. Тезисирование. Аннотирование. Редактирование.

Календарно-тематическое планирование – Приложение

Литература для учителя:

  1. Антонова Е.С. Тайна текста. Методические рекомендации к рабочей тетради для развития речи учащихся 7-9 классов. – М., 2001.
  2. Анненков В.И. Анализ художественного произведения. – М., 1987.
  3. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М.,1963.
  4. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М.,1977.
  5. Купина Н.А. Лингвистический анализ художественного текста. – М.,1980.
  6. Львова С.И. Уроки словесности в 7-9 классах: программа, планирование, материалы к урокам. – М.,1996.
  7. Мещереков В.Н. Основы школьного речеведения.– М., 2004.
  8. Черемсина-Ениколопова Н.В. Законы и правила русской интонации. – М.,1999.

Программы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2009 г.  

Литература для учащихся:

  1. Антонова Е.С. Тайна текста. Рабочая тетрадь по развитию речи для учащихся 7-9 классов. – М., 2009
  2. Горшков А.И. Все богатство, сила и гибкость нашего языка (А.С.Пушкин в истории  русского  языка). – М., 1992.
  3. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. – М.,1995.
  4. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. – М., 1986.
  5. Журавлев А.П. Звук и смысл. – М., 1991.
  6. Мокиенко В.М. Образырусской речи. – Л., 1986.
  7. Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М.,1993.
  8. Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – М., 1986.

Словари:

  1. Горбачевич К.С. Словарь сравнений и сравнительных оборотов в русском языке. – М., 2004.
  2. Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского языка. – СПб., 2001.
  3. Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – М.,1998.
  4. Энциклопедический словарь юного филолога. / сост. М.В. Панов. – М., 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Работа с текстом (в плане подготовки к ЕГЭ). Основные проблемы текста. Авторская позиция. Составление вторичного текста"

Этот урок поможет учителям, готовящим детей к ЕГЭ, на любом открытом материале составить вторичный текст....

Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 2)

               В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых являе...

Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 1)

В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых является метод графического моделирования. В инновационном образовании ...

Урок развития речи в 6 классе «Текст .Признаки текста .Способы связи предложений в тексте".

Урок развития речи в 6 классе«Текст .Признаки текста  .Способы связи предложений в тексте". Урок разработан и проведён Петровой Натальей Николаевной, учителем  МОУ СШ № 6 Центрального района...

3-Текст. Тема текста. Основная мысль текста.

laquo;Разработки конспектов уроков русского языка для учащихся 5 классов в соответствии с требованиями ФГОС по разделу «Вспоминаем. Повторяем. Изучаем»...

Текст. Структуры текста. Способы построения текста. Методы построения текста(индуктивный, дедуктивный методы)

На уроках родного русского языка (7 класс) изучается очень интересная тема о методах постоения текста...

4 класс Текст - повествование. Характерные признаки текста - повествования. Схема построения повествовательного текста.

Формировать умения определять  особенности текста - повествования, последовательность частей в тексте; формировать умения пересказывать повествовательный текст по плану и опорным словам; развиват...