Программа курса дополни-тельного предметного образования «Основы риторики. Мысль и слово»
рабочая программа по русскому языку (10 класс)
Курс помогает развивать навыки и умения рационального речевого поведения, обучает искусству воздействия на собеседника - единомышленника и оппонента, способствует формированию и развитию языковой личностию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_ritoriki._mysl_i_slovo.doc | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Актуальность изучения курса
Слово находится в центре всех человеческих деяний. Высокая культура устной и письменной речи – обязательное условие успешной деятельности человека в цивилизованном мире. Таким образом, одна из актуальных задач современного общества – содействовать развитию и становлению человека, способного четко мыслить, правильно и хорошо говорить. Древний мудрец Аристотель сказал: «Мы слушаем не речь, а человека, который говорит».
Наше время – время активных и предприимчивых людей. В стране созданы условия для развития творческой инициативы, открыт широкий простор для выражения различных мнений, убеждений, оценок. Все это требует развития коммуникативных возможностей современного человека.
Подростку необходимо не только общение, но и умение общаться. Часто он попадает в такие ситуации, когда от такого умения зависит и самооценка, и отношение ровесников, и доверие взрослых собеседников. Данный курс призван помочь подростку ориентироваться в современном мире, умело строя отношения со знакомыми и с незнакомыми людьми.
Яркое и страстное слово во все времена, как известно из истории развития человечества, оказывало большое влияние на людей, их взгляды и убеждения, дела и поступки. Человек, произносящий речь, приковывает внимание окружающих. Высказывая то или иное суждение, оратор воздействует на публику. Дейл Карнеги, автор популярной в мире и в нашей стране книги «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей», писал: «Умение говорить – это кратчайший путь к известности. Почти любой может говорить так, что будет приятен и желанен в обществе, если он обладает верой в себя и людей, которая его воспламеняет».
Человек, обладающий риторическими навыками и умениями, чувствует себя уверенно в самых различных ситуациях бытового, социального, делового и профессионального общения. Такому человеку намного легче установить контакт и найти взаимопонимание со знакомыми и незнакомыми людьми, с подчиненными и начальством. Только человек, владеющий словом и логикой, может добиться успехов в жизни. Но для того, чтобы овладеть логикой и речью, надо систематически работать, развивая необходимые навыки.
Цели программы
1. Способствовать формированию навыков и умений рационального речевого поведения, обучению искусству воздействия на собеседника-единомышленника и оппонента;
2. Формирование и развитие языковой личности, которая способна словесно воплотить мысль.
3. Научить готовить и произносить убедительные речи на доступные учащимся темы с учетом интересов аудитории, участвовать в дискуссиях, отстаивая свою точку зрения.
Задачи
1) Дать учащимся наиболее общее представление о сущности риторики; познакомить с этикой и культурой делового общения; показать учащимся возможности слова-действия.
2) Заложить основы знаний построения публичного высказывания, произнесения речи.
3) Выработать умения и навыки ораторского мастерства (владение речью и ее техникой, влияния на аудиторию и т.п.)
4) Научить анализировать и создавать собственную публичную речь с точки зрения ее целесообразности и эффективности.
5) Сформировать навыки культуры спора, дискуссии, полемики.
6) Сформировать потребность постоянного совершенствования своей речевой деятельности.
7) Воспитать морально-волевые качества личности (внимание, память, уверенность в себе, настойчивость, общительность, толерантность).
Данный курс предполагает следующие формы и методы работы с учащимися:
- работа в группах;
- работа в парах;
- ролевые и деловые игры;
- метод проблемного изложения в обучении;
- частично-поисковый, или эвристический;
- исследовательский метод;
Основные виды занятий:
- лекции, практические занятия, индивидуальные задания, домашние задания, дополнительные дифференцированные задания в соответствии с уровнем освоения предметного материала, работа в творческих группах, в парах, моделирование речевых ситуаций, выполнение творческих заданий различных видов, тренинги, ролевые игры.
Рабочая программа курса «Речеведение. Основы риторики. Мысль и слово» составлена в соответствии с нормативными документами:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 года;
2. Государственный образовательный стандарт общего образования (федеральный компонент) (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089);
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 3 марта 2011 года, регистрационный №19993);
4. И.А. Мартьянова: Основы риторики. 10-11 классы. Практические материалы для занятий с учащимися. – Эксмо-Пресс, 2007, 128 с.
На изучение курса в 10 классе отводится 35 часов (1 час в неделю).
Формы контроля и методы оценки компетенции учащихся:
- промежуточные - самостоятельные работы; письменный и устный анализ речевых ситуаций; практические работы; самоконтроль и взаимоконтроль по вопросам, предложенным учителем и составленным самостоятельно; составление устных высказываний в различных жанрах на предложенные темы; произнесение «чужой» речи (деловые и ролевые игры, тренинги)
- итоговые - контрольные работы, тестовые задания; защита мини-проекта, презентация по заданной теме.
Содержание тем учебного курса
Введение
Риторика как теория и мастерство воздействующей, целесообразной, гармонизирующей речи. Риторика в современном мире. Общая и частные риторики. Риторические знания как компонент гуманитарного образования, как условие успешной реализации возможностей и предназначения личности. Цель и задачи курса, его структура. Этапы овладения элементами речевого мастерства. Самонаблюдение, самоанализ, самоконтроль и методы работы в риторическом классе.
Источники курса и истоки современной риторики.
История и особенности русского речевого идеала
1. У истоков отечественной речевой традиции. Понятие речевого (риторического) идеала — исторически сложившегося в данной культуре речевого (риторического) образца, отражающего наиболее общие требования к речи и речевому поведению и соответствующего особенностям общеэстетического идеала, принятого в этой культуре.
Пути становления и истоки русского речевого идеала в контексте истории русской культуры.
2. Античность. Речевой идеал древней классики. Гомер. Софисты. Сократ. Платон. «Риторика» Аристотеля. Риторический идеал Цицерона. Противоположность софистического (агонистического) и сократического (эристического) диалога.
Основные общеэстетические категории, определяющие риторический идеал античной классики: гармония, симметрия, ритм, сдержанность («софросине »), уравновешенность («годность », « фругалитас » Цицерона).
3. Риторический идеал раннего христианства. Речевой образец евангельских текстов (Нагорная Проповедь); «Лествица» св. Иоанна. Лествичника как отражение принятых норм и идеалов речевого поведения.
Основные категории риторического образца, принятого в православном христианстве: кротость, смирение, миролюбие, дружелюбие, сдержанность; риторические категории, отражающие этот образец.
4. Древнерусская риторическая традиция. Особенности русской культуры и специфика отечественного речевого идеала. Его прошлое, настоящее и будущее, перспективы реконструкции и развития.
Основные риторические категории и элементы речевого мастерства
1. Понятие эффективности речевого общения. Различие принципов определения эффективности речи в зависимости от особенностей контекста культуры: информационное и дискурсивное определения категории монолога и диалога и формы речевого общения.
2.Оратория: мастерство публичного выступления :
1) Принципы подготовки к публичной речи.
2) Законы эффективного речевого общения; от Аристотеля к современной неориторике.
Принцип коммуникативного сотрудничества и правила речевого общения. Коммуникативность речи и речевого поведения: средства достижения контракта с адресатом.
3) Основные элементы речевой ситуации: говорящий, слушающий (адресат, аудитория), предмет речи, условия речевого общения.
4) Фактор говорящего. Образ оратора. Качества, которые необходимо развивать. Дружелюбие как риторическая категория. Речевая этика в риторическом понимании. Механизм стресса, способы его преодоления и использования. Принцип гармонии речевого события. Принцип гармонизирующего диалога в речевом поведении оратора. Принцип коммуникативного сотрудничества и правила речевого общения. Коммуникативность речи и речевого поведения: средства достижения контакта с адресатом.
5) Фактор аудитории. Социология и психология аудитории. Способы предварительной оценки аудитории. Стратегия и тактика речевого поведения оратора.
6) Факторы внимания. Данные психологии внимания: оптимальная продолжительность речи и её частей, особенности структуры и формы публичной речи, направленные на привлечение и удержание внимания аудитории. Основные факторы внимания: движение (словесное, содержательное, физическое- жесты и мимика, изменение положения тела оратора и т.д), конкретность, близость, разнообразие, юмор. Контроль за вниманием.
7) Фактор движения. Язык движений Мимика, жест. Поза оратора. Основные принципы жестикуляции и ораторские жесты: история и современность. Принципы и способы аудиторной и самостоятельной работы над ораторским движением.
8) Речь и звук: акустика речи Значимые акустические признаки речи и основные параметры: ритм, темп, паузирование, интонирование, высота голоса, громкость, тембр. Приёмы звуковой выразительности и способы их использования. Способы и приёмы работы над звуковой стороной своей речи.
9) Структура публичного выступления. Путь от мысли к слову, его основные этапы. Классический риторический канон и современность. Общие принципы изобретения содержания, отбора и расположения материала, облечения его в словесную форму. Использование техники «общих мест». Структура хрии и использование ее принципов в строении публичной речи. Функции отдельных этапов («частей») речи и задачи оратора. Методика составления аннотированного плана выступления.
10) Фактор удовольствия: эстетика речи. Средства речевой выразительности: «цветы красноречия». Важнейшие риторические тропы и фигуры. Структура и риторические функции метафоры, сравнения, антитезы. Амплификация. «Ссылка на авторитеты», цитирование, пословица, афоризм; риторика остроумия: юмор, ирония, намек, парадокс, их функции в публичной речи.
11) Риторические функции речевой нормы. Принципы и способы работы над правильностью речи. Эстетические функции старой и устаревшей нормы.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения элективного курса «Речеведение. Основы риторики. Мысль и слово» ученик должен
знать/понимать
- границы коммуникативной, языковой (лингвистической) и культуроведческой компетенций учащихся;
- правила составления резюме и собеседования при устройстве на работу;
- нормы и требования по оформлению деловой документации;
- алгоритма рецензии, эссе; алгоритма анализа текста и составления деловых документов; правил орфографии и пунктуации; синтаксиса простого и сложного предложений;
уметь
-осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; аудирование и чтение;
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; говорение и письмо - создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Перечень учебно-методического обеспечения
1.Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» [Электронный ресурс]. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70291362/paragraph/1:0 (дата обращения: 05.09.2017)
2. Примерные программы среднего (полного) общего образования: русский язык и литература: 10 – 11 классы. М., 2012.
3. И.А. Мартьянова: Основы риторики. 10-11 классы. Практические материалы для занятий с учащимися. – Эксмо-Пресс, 2007, 128 с.
4. «Основы русской словесности. Программа для 10-11 классов», «Основы риторики», «Основы редактирования». Составитель Л.М. Рыбченкова. 2-е издание. Москва, «Дрофа», 1999г.
Список литературы
- Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. Учебное пособие. М.: КноРус, 2015. 416 с.
- Голуб И.Б. Риторика. Учитесь говорить правильно и красиво. Учебник. М: Омега-Л, 2017. 405 с.
- Зверева Н. Я говорю - меня слушают. Уроки практической риторики. М.: Альпина Паблишер, 2016. 234 с
- Ипполитова Н.А. Методика преподавания риторики. М.: Экзамен, 2014. 336 с.
- Климова М.В. Удивительная риторика. М.: ЭНАС-КНИГА, 2015. 192 с.
- Лешутина И.А. Риторика. Искусство публичного выступления. М.: Pretext, 2008. 302 с.
- Марченко О.И. Основы красноречия. Риторика как наука и искусство убеждать. М.: Форум, 2016. 208 с.
- Ментцель В. Риторика. Искусство говорить свободно и убедительно. М.: Омега-Л, 2015. 132 с.
- Надибаидзе О.Ш. Речевая компетенция говорящего. Учебное пособие. М.: Флинта, 2009. 192 с.
- Петрова А.Н. Искусство речи для радио- и тележурналистов. М.: Аспект-Пресс, 2017. 144 с.
- Руденко А.М. Основы риторики. Учебник. Ростов н/Д.: Феникс, 2016. 381 с.
Календарно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование курса «Речеведение. Основы риторики. Мысль и слово»
Класс 10а
Учитель Усова Т.Н.
Количество часов: всего 35; в неделю 1 час
Планирование составлено на основе рабочей программы
(указать ФИО учителя, реквизиты утверждения программы с датой)
№ п/п | Название раздела, количество часов | Тема урока | Дата проведения | |
По плану | Коррекция | |||
1 | Введение (1 ч) | У истоков отечественной речевой традиции. | 06.09.17 | |
2 | История и особенности русского речевого идеала | Понятие речевого (риторического) идеала | 13.09.17 | |
3 | Пути становления и истоки русского речевого идеала в контексте истории русской культуры. | 20.09.17 | ||
4 | Античность. Речевой идеал древней классики. | 27.09.17 | ||
5 | Основные общеэстетические категории, определяющие риторический идеал античной классики: | 04.10.17 | ||
6 | Риторический идеал раннего христианства. Речевой образец евангельских текстов | 11.10.17 | ||
7 | Древнерусская риторическая традиция. Особенности русской культуры и специфика отечественного речевого идеала. | 18.10.17 | ||
8 | Основные риторические категории и элементы речевого мастерства | Понятие эффективности речевого общения. | 25.10.17 | |
9 | Определение эффективности речи в зависимости от особенностей контекста культуры. | 08.11.17 | ||
10 | Категории монолога и диалога и формы речевого общения. | 15.11.17 | ||
11 | Оратория: мастерство публичного выступления. | 22.11.17 | ||
12 | Принципы подготовки к публичной речи. | 29.11.17 | ||
13 | Законы эффективного речевого общения (от Аристотеля к современной неориторике). | 06.12.17 | ||
14 | Основные элементы речевой ситуации: говорящий, слушающий, предмет речи, условия речевого общения. | 13.12.17 | ||
15 | Образ оратора. Качества, которые необходимо развивать. | 2012.17 | ||
16 | Механизм стресса, способы его преодоления и использования. | 27.12.17 | ||
17 | Коммуникативность речи и речевого поведения: средства достижения контакта с адресатом. | 10.01.18 | ||
18 | Фактор аудитории. Социология и психология аудитории. | 17.01.18 | ||
19 | Способы предварительной оценки аудитории. | 24.01.18 | ||
20 | Стратегия и тактика речевого поведения оратора. | 31.01.18 | ||
21 | Оптимальная продолжительность речи и её частей. | 07.02.18 | ||
22 | Особенности структуры и формы публичной речи | 14.02.18 | ||
23 | Основные факторы внимания (движения, жесты, мимика). | 21.02.18 | ||
24 | Контроль за вниманием. | 28.02.18 | ||
25 | Фактор движения. Язык движений. | 07.03.18 | ||
26 | Мимика, жест. Поза оратора. | 14.03.18 | ||
27 | Основные принципы жестикуляции и ораторские жесты: история и современность. | 21.03.18 | ||
28 | Принципы и способы работы над ораторским движением. | 04.04.18 | ||
29 | Речь и звук: акустика речи | 11.04.18 | ||
30 | Значимые акустические признаки речи и основные параметры: ритм, темп, паузирование, интонирование, высота голоса, громкость, тембр. | 18.04.18 | ||
31 | Приёмы звуковой выразительности и способы их использования. | 25.04.18 | ||
32 | Способы и приёмы работы над звуковой стороной своей речи. | 02.05.18 | ||
33 | Структура публичного выступления, его основные этапы. | 16.05.18 | ||
34 | Эстетика речи. Средства речевой выразительности: «цветы красноречия». | 23.05.18 | ||
35 | Принципы и способы работы над правильностью речи. | 30.05.18 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологические карты по курсу "Основы риторики. Мысль и слово"
Материал содержит технологические карты, разработанные ко вскму курсу риторики для 10-11 классапо программе А.К Михальской...
Программа дополнительного образования «Основы дизайна с использованием компьютерной графики»
Компьютерный дизайн, компьютерная графика – это искусство и его можно постигать. Программа «Основы дизайна с использованием компьютерной графики» научит видеть красоту, поможет обрести диз...
Дополнительное образование - основа процесса социализации детей в условиях детского дома
В этом выступлении отражены основные теоретические аспекты моей профессиональной деятельности в качестве инструктора по труду детского дома семейного типа....
Программа дополнительного образования "Основы управления транспортным средством и безопасность дорожного движения"
Программа программа направлена на приобретение учащимися знаний по программе подготовки водителей категории "А"...
факультатив «Мысль и слово»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса по русскому языку «Мысль и слово» для 9 класса...
Рабочая программа по курсу «Основы риторики как искусство слова»
Рабочая программа по курсу «Основы риторики как искусство слова»...
Программа курса дополни-тельного предметного образования «Речеведение»
Программа курса позволяет закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствовать навыки создания текстов разных жанров....