Программа курса дополни-тельного предметного образования «Основы риторики. Мысль и слово»
рабочая программа по русскому языку (10 класс)

Усова Татьяна Николаевна

Курс помогает развивать навыки и умения рационального речевого поведения, обучает искусству воздействия на собеседника - единомышленника и оппонента, способствует формированию и развитию языковой личностию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_ritoriki._mysl_i_slovo.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Актуальность изучения курса

        Слово находится в центре всех человеческих деяний. Высокая культура устной и письменной речи – обязательное условие успешной деятельности человека в цивилизованном мире. Таким образом, одна из актуальных задач современного общества – содействовать развитию и становлению человека, способного четко мыслить, правильно и хорошо говорить. Древний мудрец Аристотель сказал: «Мы слушаем не речь, а человека, который говорит». 

Наше время – время активных и предприимчивых людей. В стране созданы условия для развития творческой инициативы, открыт широкий простор для выражения различных мнений, убеждений, оценок. Все это требует развития коммуникативных возможностей современного человека.

Подростку необходимо не только общение, но и умение общаться. Часто он попадает в такие ситуации, когда от такого умения зависит и самооценка, и отношение ровесников, и доверие взрослых собеседников. Данный курс призван помочь подростку ориентироваться в современном мире, умело строя отношения со знакомыми и с незнакомыми людьми.

Яркое и страстное слово во все времена, как известно из истории развития человечества, оказывало большое влияние на людей, их взгляды и убеждения, дела и поступки. Человек, произносящий речь, приковывает внимание окружающих. Высказывая то или иное суждение, оратор воздействует на публику. Дейл Карнеги, автор популярной в  мире и в нашей стране  книги «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей», писал: «Умение говорить – это кратчайший путь к известности. Почти любой может говорить так, что будет приятен и желанен в обществе, если он обладает верой в себя и людей, которая его воспламеняет».

Человек, обладающий риторическими навыками и умениями, чувствует себя уверенно в самых различных ситуациях бытового, социального, делового и профессионального общения. Такому человеку намного легче установить контакт и найти взаимопонимание со знакомыми и незнакомыми людьми, с подчиненными и начальством. Только человек, владеющий словом и логикой, может добиться успехов в жизни. Но для того, чтобы овладеть логикой и речью, надо систематически работать, развивая необходимые навыки.

Цели программы

1.  Способствовать формированию навыков и умений рационального речевого поведения, обучению искусству воздействия на собеседника-единомышленника и оппонента;

2.  Формирование и развитие языковой личности, которая способна словесно воплотить мысль.

3. Научить готовить и произносить убедительные речи на доступные учащимся темы с учетом интересов аудитории, участвовать в дискуссиях, отстаивая свою точку зрения.

Задачи

1) Дать учащимся наиболее общее представление о сущности риторики; познакомить с этикой и культурой делового общения; показать учащимся возможности слова-действия.

2)  Заложить основы знаний построения публичного высказывания, произнесения речи.

3)  Выработать умения и навыки ораторского мастерства (владение речью и ее техникой, влияния на аудиторию и т.п.)

4) Научить анализировать и создавать собственную публичную речь с точки зрения ее целесообразности и эффективности.

5)  Сформировать навыки культуры спора, дискуссии, полемики.

6) Сформировать потребность постоянного совершенствования своей речевой деятельности.

7) Воспитать морально-волевые качества личности (внимание, память, уверенность в себе, настойчивость, общительность, толерантность).

Данный курс предполагает следующие формы и методы работы с учащимися:

  • работа в группах;
  • работа в парах;
  • ролевые и деловые игры;
  • метод проблемного изложения в обучении;
  • частично-поисковый, или эвристический;
  • исследовательский метод;

Основные виды занятий:

  • лекции, практические занятия, индивидуальные задания, домашние задания, дополнительные дифференцированные задания в соответствии с уровнем освоения предметного материала, работа в творческих группах, в парах, моделирование речевых ситуаций, выполнение творческих заданий различных видов, тренинги, ролевые игры.

Рабочая программа  курса «Речеведение. Основы риторики. Мысль и слово» составлена в соответствии с нормативными документами:

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 года;

2. Государственный образовательный стандарт общего образования (федеральный компонент) (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089);

3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 3 марта 2011 года, регистрационный №19993);

4. И.А. Мартьянова: Основы риторики. 10-11 классы. Практические материалы для занятий с учащимися. – Эксмо-Пресс, 2007, 128 с.

        На изучение курса в 10 классе отводится 35 часов (1 час в неделю).

        Формы контроля и методы оценки компетенции учащихся:

  • промежуточные - самостоятельные работы; письменный и устный анализ речевых ситуаций; практические работы; самоконтроль и взаимоконтроль по вопросам, предложенным учителем и составленным самостоятельно;  составление устных высказываний в различных жанрах на предложенные темы; произнесение «чужой» речи (деловые и ролевые игры, тренинги) 
  • итоговые - контрольные работы, тестовые задания; защита мини-проекта, презентация по заданной теме.

Содержание тем учебного курса

Введение

Риторика как теория и мастерство воздействующей, целесообразной, гармонизирующей речи. Риторика в современном мире. Общая и частные риторики. Риторические знания как компонент гуманитарного образования, как условие успешной реализации возможностей и предназначения личности. Цель и задачи курса, его структура. Этапы овладения элементами речевого мастерства. Самонаблюдение, самоанализ, самоконтроль и методы работы в риторическом классе.

Источники курса и истоки современной риторики.

История и особенности русского речевого идеала

1. У истоков отечественной речевой традиции. Понятие речевого (риторического) идеала — исторически сложившегося в данной культуре речевого (риторического) образца, отражающего наиболее общие требования к речи и речевому поведению и соответствующего особенностям общеэстетического идеала, принятого в этой культуре.

Пути становления и истоки русского речевого идеала в контексте истории русской культуры.

2. Античность. Речевой идеал древней классики. Гомер. Софисты. Сократ. Платон. «Риторика» Аристотеля. Риторический идеал Цицерона. Противоположность софистического (агонистического) и сократического (эристического) диалога.

Основные общеэстетические категории, определяющие риторический идеал античной классики: гармония, симметрия, ритм, сдержанность («софросине »), уравновешенность («годность », « фругалитас » Цицерона).

3. Риторический идеал раннего христианства. Речевой образец евангельских текстов (Нагорная Проповедь); «Лествица» св. Иоанна. Лествичника как отражение принятых норм и идеалов речевого поведения.

Основные категории риторического образца, принятого в православном христианстве: кротость, смирение, миролюбие, дружелюбие, сдержанность; риторические категории, отражающие этот образец.

4. Древнерусская риторическая традиция. Особенности русской культуры и специфика отечественного речевого идеала. Его прошлое, настоящее и будущее, перспективы реконструкции и развития.

Основные риторические категории и элементы речевого мастерства

1. Понятие эффективности речевого общения. Различие принципов определения эффективности речи в зависимости от особенностей контекста культуры: информационное и дискурсивное определения категории монолога и диалога и формы речевого общения.

2.Оратория: мастерство публичного выступления :

1) Принципы подготовки к публичной речи.

2) Законы эффективного речевого общения; от Аристотеля к современной неориторике.

Принцип коммуникативного сотрудничества и правила речевого общения. Коммуникативность речи и речевого поведения: средства достижения контракта с адресатом.

3) Основные элементы речевой ситуации: говорящий, слушающий (адресат, аудитория), предмет речи, условия речевого общения.

4) Фактор говорящего. Образ оратора. Качества, которые необходимо развивать. Дружелюбие как риторическая категория. Речевая этика в риторическом понимании. Механизм стресса, способы его преодоления и использования. Принцип гармонии речевого события. Принцип гармонизирующего диалога в речевом поведении оратора. Принцип коммуникативного сотрудничества и правила речевого общения. Коммуникативность речи и речевого поведения: средства достижения контакта с адресатом.

5) Фактор аудитории. Социология и психология аудитории. Способы предварительной оценки аудитории. Стратегия и тактика речевого поведения оратора.

6) Факторы внимания. Данные психологии внимания: оптимальная продолжительность речи и её частей, особенности структуры и формы публичной речи, направленные на привлечение и удержание внимания аудитории. Основные факторы внимания: движение (словесное, содержательное, физическое- жесты и мимика, изменение положения тела оратора и т.д), конкретность, близость, разнообразие, юмор. Контроль за вниманием.

7) Фактор движения. Язык движений Мимика, жест. Поза оратора. Основные принципы жестикуляции и ораторские жесты: история и современность. Принципы и способы аудиторной и самостоятельной работы над ораторским движением.

8) Речь и звук: акустика речи Значимые акустические признаки речи и основные параметры: ритм, темп, паузирование, интонирование, высота голоса, громкость, тембр. Приёмы звуковой выразительности и способы их использования. Способы и приёмы работы над звуковой стороной своей речи.

9) Структура публичного выступления. Путь от мысли к слову, его основные этапы. Классический риторический канон и современность. Общие принципы изобретения содержания, отбора и расположения материала, облечения его в словесную форму. Использование техники «общих мест». Структура хрии и использование ее принципов в строении публичной речи. Функции отдельных этапов («частей») речи и задачи оратора. Методика составления аннотированного плана выступления.

10) Фактор удовольствия: эстетика речи. Средства речевой выразительности: «цветы красноречия». Важнейшие риторические тропы и фигуры. Структура и риторические функции метафоры, сравнения, антитезы. Амплификация. «Ссылка на авторитеты», цитирование, пословица, афоризм; риторика остроумия: юмор, ирония, намек, парадокс, их функции в публичной речи.

11) Риторические функции речевой нормы. Принципы и способы работы над правильностью речи. Эстетические функции старой и устаревшей нормы.

Требования к уровню подготовки

В результате изучения элективного курса «Речеведение. Основы риторики. Мысль и слово» ученик должен

знать/понимать

- границы коммуникативной, языковой (лингвистической) и культуроведческой компетенций учащихся;

- правила составления резюме и собеседования при устройстве на работу;

- нормы и требования по оформлению деловой документации;

- алгоритма рецензии, эссе; алгоритма анализа текста и составления деловых документов; правил орфографии и пунктуации; синтаксиса простого и сложного предложений;

уметь

-осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; аудирование и чтение;

- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; говорение и письмо - создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Перечень учебно-методического обеспечения

1.Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»  [Электронный ресурс]. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70291362/paragraph/1:0 (дата обращения: 05.09.2017)

2. Примерные программы среднего (полного) общего образования: русский язык и литература: 10 – 11 классы. М., 2012.

3. И.А. Мартьянова: Основы риторики. 10-11 классы. Практические материалы для занятий с учащимися. – Эксмо-Пресс, 2007, 128 с.

4. «Основы русской словесности. Программа для 10-11 классов», «Основы риторики», «Основы редактирования». Составитель Л.М. Рыбченкова. 2-е издание. Москва, «Дрофа», 1999г.

Список литературы

  1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. Учебное пособие. М.: КноРус, 2015. 416 с.
  2. Голуб И.Б. Риторика. Учитесь говорить правильно и красиво. Учебник. М: Омега-Л, 2017. 405 с.
  3. Зверева Н. Я говорю - меня слушают. Уроки практической риторики. М.: Альпина Паблишер, 2016. 234 с
  4. Ипполитова Н.А. Методика преподавания риторики. М.: Экзамен, 2014. 336 с.
  5. Климова М.В. Удивительная риторика. М.: ЭНАС-КНИГА, 2015. 192 с.
  6. Лешутина И.А. Риторика. Искусство публичного выступления. М.: Pretext, 2008. 302 с.
  7. Марченко О.И. Основы красноречия. Риторика как наука и искусство убеждать. М.: Форум, 2016. 208 с.
  8. Ментцель В. Риторика. Искусство говорить свободно и убедительно. М.: Омега-Л, 2015. 132 с.
  9. Надибаидзе О.Ш. Речевая компетенция говорящего. Учебное пособие. М.: Флинта, 2009. 192 с.
  10. Петрова А.Н. Искусство речи для радио- и тележурналистов. М.: Аспект-Пресс, 2017. 144 с.
  11. Руденко А.М. Основы риторики. Учебник. Ростов н/Д.: Феникс, 2016. 381 с.

Календарно-тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование курса «Речеведение. Основы риторики. Мысль и слово»

Класс 10а

Учитель Усова Т.Н.

Количество часов: всего 35; в неделю 1 час

Планирование составлено на основе рабочей программы

(указать ФИО учителя, реквизиты утверждения программы с датой)

№ п/п

Название раздела, количество часов

Тема урока

Дата проведения

По плану

Коррекция

1

Введение (1 ч)

У истоков отечественной речевой традиции.

06.09.17

2

История и особенности русского речевого идеала

Понятие речевого (риторического) идеала

13.09.17

3

Пути становления и истоки русского речевого идеала в контексте истории русской культуры.

20.09.17

4

Античность. Речевой идеал древней классики.

27.09.17

5

Основные общеэстетические категории, определяющие риторический идеал античной классики:

04.10.17

6

Риторический идеал раннего христианства.

Речевой образец евангельских текстов

11.10.17

7

Древнерусская риторическая традиция. Особенности русской культуры и специфика отечественного речевого идеала.

18.10.17

8

Основные риторические категории и элементы речевого мастерства

Понятие эффективности речевого общения.

25.10.17

9

Определение эффективности речи в зависимости от особенностей контекста культуры.

08.11.17

10

Категории монолога и диалога и формы речевого общения.

15.11.17

11

Оратория: мастерство публичного выступления.

22.11.17

12

Принципы подготовки к публичной речи.

29.11.17

13

Законы эффективного речевого общения (от Аристотеля к современной неориторике).

06.12.17

14

Основные элементы речевой ситуации: говорящий, слушающий, предмет речи, условия речевого общения.

13.12.17

15

Образ оратора. Качества, которые необходимо развивать.

2012.17

16

Механизм стресса, способы его преодоления и использования.

27.12.17

17

Коммуникативность речи и речевого поведения: средства достижения контакта с адресатом.

10.01.18

18

Фактор аудитории. Социология и психология аудитории.

17.01.18

19

Способы предварительной оценки аудитории.

24.01.18

20

Стратегия и тактика речевого поведения оратора.

31.01.18

21

Оптимальная продолжительность речи и её частей.

07.02.18

22

Особенности структуры и формы публичной речи

14.02.18

23

Основные факторы внимания (движения, жесты, мимика).

21.02.18

24

Контроль за вниманием.

28.02.18

25

Фактор движения. Язык движений.

07.03.18

26

Мимика, жест. Поза оратора.

14.03.18

27

Основные принципы жестикуляции и ораторские жесты: история и современность.

21.03.18

28

Принципы и способы работы над ораторским движением.

04.04.18

29

Речь и звук: акустика речи

11.04.18

30

Значимые акустические признаки речи и основные параметры: ритм, темп, паузирование, интонирование, высота голоса, громкость, тембр.

18.04.18

31

Приёмы звуковой выразительности и способы их использования.

25.04.18

32

Способы и приёмы работы над звуковой стороной своей речи.

02.05.18

33

Структура публичного выступления, его

основные этапы.

16.05.18

34

Эстетика речи. Средства речевой выразительности: «цветы красноречия».

23.05.18

35

Принципы и способы работы над правильностью речи.

30.05.18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологические карты по курсу "Основы риторики. Мысль и слово"

Материал содержит технологические карты, разработанные ко вскму курсу риторики для 10-11 классапо программе А.К Михальской...

Программа дополнительного образования «Основы дизайна с использованием компьютерной графики»

Компьютерный дизайн, компьютерная графика – это искусство и его можно постигать. Программа  «Основы дизайна с использованием компьютерной графики» научит видеть красоту, поможет обрести диз...

Дополнительное образование - основа процесса социализации детей в условиях детского дома

В этом выступлении отражены основные теоретические аспекты моей профессиональной деятельности в качестве инструктора по труду детского дома семейного типа....

Программа дополнительного образования "Основы управления транспортным средством и безопасность дорожного движения"

Программа программа направлена на приобретение учащимися знаний по программе подготовки водителей категории "А"...

факультатив «Мысль и слово»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса по русскому языку  «Мысль и слово» для 9 класса...

Рабочая программа по курсу «Основы риторики как искусство слова»

Рабочая программа по курсу «Основы риторики как искусство слова»...

Программа курса дополни-тельного предметного образования «Речеведение»

Программа курса позволяет закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствовать навыки создания текстов разных жанров....