Лаборатория Слова - пространство творческой мысли. Роль вставных конструкций в речи.
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

 

  • Цели занятия.
  • Учить грамотно выражать свои мысли, используя вставные конструкции.
  • Отрабатывать приёмы аргументации.
  • Вырабатывать навыки коллективного поиска ответа на проблемный вопрос.
  • Учить корректно отстаивать свою точку зрения.
  • Показать, что вставные конструкции – способ выражения своего «Я» в высказывании.

 Среди целей, которые поставил учитель на уроке, одной из важнейших является та, что связана с осмыслением роли вставных конструкций в речи: Показать, что вставные конструкции – способ выражения своего «Я» в высказывании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lsvstuplenieurok.docx22.12 КБ

Предварительный просмотр:

Бурцева Наталья Владимировна, ГБОУ № 302 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Лаборатория Слова – пространство творческой мысли

Вступление

Лаборатория Слова – совокупность  таких методов работы, которые позволяют успешно формировать коммуникативные умения на уроке словесности.

Свободно пользоваться устной и письменной речью в разных жизненных ситуациях.

  • Правильно понимать чужое устное высказывание
  • Бегло и осознанно читать
  • Хорошо говорить
  • Уметь на письме грамотно и понятно выражать свои мысли

Основные принципы работы в Лаборатории Слова:

  • Соединение науки и практики.
  • Выход за рамки дидактических задач.
  • Выход за рамки своего предмета.
  • Выход за рамки урока.
  • Выход за границы традиционных форм работы.
  •  Бережная работа со Словом.
  • Развитие речи – на каждом уроке.
  • Содружество учителя и ученика.
  •  Развитие творческого потенциала учителя и ученика.

Организация работы  в Лаборатории Слова такова, что акцент -  прежде всего на развитии устной речи. С лингвистической точки зрения устная форма речи первична, а письменная вторична. Установление норм устной формы речи является более высокой ступенью развития языка». Л.А. Вербицкая

Среди перечисленных принципов работы в Лаборатории Слова главными являются те, которые связаны с выходом за рамки дидактических задач, за рамки своего предмета, за рамки традиционных форм работы.

Роль вставных конструкций в речи

  • Цели занятия.
  • Учить грамотно выражать свои мысли, используя вставные конструкции.
  • Отрабатывать приёмы аргументации.
  • Вырабатывать навыки коллективного поиска ответа на проблемный вопрос.
  • Учить корректно отстаивать свою точку зрения.
  • Показать, что вставные конструкции – способ выражения своего «Я» в высказывании.

 Среди целей, которые поставил учитель на уроке, одной из важнейших является та, что связана с осмыслением роли вставных конструкций в речи: Показать, что вставные конструкции – способ выражения своего «Я» в высказывании.

  1. Наблюдение.
    Сравнить рассказы о посещении театра. Сделать предварительные выводы.

Театр уж полон. Ложи блещут.

Партер и кресла – всё кипит.

В райке нетерпеливо плещут,

И, взвившись, занавес шумит…                        А.С.Пушкин, 1831 год

-----------------------------------------------------------------------------

Театр есть слияние трех отдельных стихий - стихии актера, стихии поэта и стихии зрителя  в едином мгновении.

                                                                                   М. Волошин, 1909 год

-----------------------------------------------------------------------------------

Что  же  останется  от  современного  театра,  у  которого будет отнято действие  и  зрелище,  самые  основы  его существования? Театр полузаброшен, а все  ходят  в  Кинемо.

                                                                                     Л. Андреев, 1912 год

 На первом этапе дети знакомятся с высказываниями о театре поэтов и писателей. Учитель обращает внимание на то, что восторженное отношение А.С.Пушкина сменяется со временем опасениями, связанными с падением интереса к театру и постепенным разрушением гармоничного единства стихий театра. На этом этапе, реализуя домашнее задание, дети рассказывают о посещении спектакля.

  1. Размышление

 Второй этап работы связан с размышлениями после речи  «неформальной группы». Вопрос, обращённый к детям, часто ли им приходилось слышать подобную речь, является подготовительным. Вопрос: «Считаете ли вы, что с нашей речью происходят  страшные необратимые изменения? – главный. В ответе на него можно выбрать позицию либо оптимистическую, либо пессимистическую.

  1.  Работа со словарями.

Оптимизм  (лат. optimus – наилучший). Мировосприятие, проникнутое жизнерадостностью, верой в лучшее будущее; склонность во всем видеть светлые стороны. (Словарь иностранных слов, стр. 123)

Пессимизм  лат. pessimus – наихудший). Мироощущение, проникнутое унынием, безнадежностью, неверием в справедливость, лучшее будущее; склонность во всем видеть плохое. (Словарь иностранных слов, стр. 129) 

Реализм  (лат. realis – вещественный, действенный).

Одна из форм отражения реальной действительности во всем ее многообразии. (Словарь по этике, стр. 133)

 Сленг (англ. slang)  Речь социально или профессионально обособленной группы, жаргон.

Элементы речи, не совпадающие с нормой литературного языка (обычно экспрессивно окрашенные).  (Современный толковый словарь  русского языка, стр. 755)

Примитивизм  (лат. primitivus – первобытный, первоначальный)

Упрощенный подход к сложным вопросам, явлениям.

Примитив – то, что является неразвитым, простым.(Современный толковый словарь русского языка, стр. 614)

В  Лаборатории работа со словарём - обязательный этап. Ввести в активную речь слово, можно только начиная с осмысления его лексического значения.

  1. Творческий процесс

 На четвёртом этапе работы дети пишут своё мнение, выбрав позицию либо оптимиста, либо пессимиста. В своём высказывании необходимо использовать вставные конструкции, которые имеются в раздаточном материале.

Материалы для работы.

1. Без сомнения, действительно, поистине, бесспорно, конечно, да, нет;

2. Вероятно, должно быть, возможно, наверное, пожалуй;

3.К счастью,  к досаде, к сожаленью, странное дело, чего доброго, ах, ох;

4. Говорят, по мнению, по сообщению, по словам, помнится;

5. С одной стороны, с другой стороны, главное, во-первых, во-вторых, наконец, таким образом;

6. Впрочем, иначе говоря, другими совами, короче говоря;

7. Видите ли, представьте себе, пожалуйста;

  1. Представление своих работ.

-  Наша речь, безусловно, претерпевает  изменения, но наш язык так  силён, что, без сомнения, сумеет преодолеть временные негативные явления.

- В нашей речи, к сожалению, всё больше и больше  слышишь «грязи». Вероятно, это связано с катастрофическим падение культуры. Чего доброго, вскоре  совсем  исчезнет  «великий и могучий русский язык».

  1. Полемика. В центре спора вопрос: «Кто прав?» Во время полемики необходимо также использовать вставные конструкции.
  2. Обращение к Мудрецу.

Народ российский всегда крепок был языком и верою: язык делал его единомысленным, вера – единосущным. (Президент Российской Академии Наук Александр Семёнович Шишков).

Странная судьба у  русского племени!  У нас не переводятся клики, , которыми провозглашается  во  всеуслышание, что у русских нет языка. Наконец, есть такие, которые доказали учёной Европе, что и нас нет! Нашлись удалые молодцы, которые поверили учёным доказательствам и воскликнули: «Так точно, нас нет, тю-тю!» (Из речи в Московском обществе любителей российской словесности, 1863)

 Завершить спор может обращение к мнению авторитетного человека. На этом занятии это будет мнение 4 –го российского министра просвещения Александра Семеновича Шишкова, который пояснил, что «русский народ всегда был крепок языком и верою. Вера делала его единосущным, а язык единомысленным.» По мнению Шишкова, нельзя придавать большого значения  тем, кто не верит в силу языка и народа нашего.

  1.   Познай своё «Я».

Выдели те вводные конструкции, которые ты чаще всего используешь в речи.  

1. Уверенность в собственной правоте.

2. Неуверенность.

3.Эмоциональность.

4. Осведомлённость.

5. 6. Логичность, последовательность, упорядоченность.

7. Стремление привлечь внимание собеседника.

  1. Выводы.

ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ  -  ЛИЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СКАЗАННОМУ.

ЯЗЫК ПОДЧЁРКИВАЕТ ЗНАЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ,  ПОЭТОМУ ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ ВСЕГДА ВЫДЕЛЯЮТСЯ НА ПИСЬМЕ ЗНАКАМИ.

ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ – ЭТО ТВОЁ «Я» В ВЫСКАЗЫВАНИИ.

Не постижение грамматики, а открытие Человека – главная цель работы в Лаборатории Слова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Обращение, вводные слова и вставные конструкции»

Тип урока: обобщение изученного.Вид урока: урок-семинар.Технология: на диалоговой основе.Оборудование: индивидуальные карточки....

Урок русского языка "Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и вставными конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения" 8 класс

Урок дает возможность повторить материал на изученную тему и проверить знания учащихся. Используются тесты для 9 класса "Готовимся к ГИА"...

Урок на тему: «Вводные (вставные) конструкции: слова, словосочетания, предложения» в 11 классе

Урок-презентация, исследование омонимичных явлений, подготовка к выполнению заданий ЕГЭ, развитие культуры речи...

Урок русского языка в 8 классе «Предложения с обращениями, вводными словами, вставными конструкциями и словами ДА, НЕТ»

Тема урока: «Предложения с обращениями, вводными словами, вставными конструкциями и словами ДА, НЕТ»Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений, то есть урок рефл...

8 класс Презентация к уроку "Предложения с обращениями, вводными словами, вставными конструкциями и словами ДА, НЕТ"

Презентация к уроку " Предложения с вводными словами и вставными конструкциями"...

Урок по русскому языку для 8 класса.Закрепление по теме: «Предложения с обращениями, вводными словами, вставными конструкциями».

На уроке используется групповая, индивидуальная  работа,  работа в паре,  фронтальный опрос. Урок построен по учебнику Бархударова....

вводные слова и вставние конструкции

вводные слова и вставние конструкции...