Лаборатория Слова - пространство творческой мысли. Роль вставных конструкций в речи.
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме
- Цели занятия.
- Учить грамотно выражать свои мысли, используя вставные конструкции.
- Отрабатывать приёмы аргументации.
- Вырабатывать навыки коллективного поиска ответа на проблемный вопрос.
- Учить корректно отстаивать свою точку зрения.
- Показать, что вставные конструкции – способ выражения своего «Я» в высказывании.
Среди целей, которые поставил учитель на уроке, одной из важнейших является та, что связана с осмыслением роли вставных конструкций в речи: Показать, что вставные конструкции – способ выражения своего «Я» в высказывании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lsvstuplenieurok.docx | 22.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Бурцева Наталья Владимировна, ГБОУ № 302 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Лаборатория Слова – пространство творческой мысли
Вступление
Лаборатория Слова – совокупность таких методов работы, которые позволяют успешно формировать коммуникативные умения на уроке словесности.
Свободно пользоваться устной и письменной речью в разных жизненных ситуациях.
- Правильно понимать чужое устное высказывание
- Бегло и осознанно читать
- Хорошо говорить
- Уметь на письме грамотно и понятно выражать свои мысли
Основные принципы работы в Лаборатории Слова:
- Соединение науки и практики.
- Выход за рамки дидактических задач.
- Выход за рамки своего предмета.
- Выход за рамки урока.
- Выход за границы традиционных форм работы.
- Бережная работа со Словом.
- Развитие речи – на каждом уроке.
- Содружество учителя и ученика.
- Развитие творческого потенциала учителя и ученика.
Организация работы в Лаборатории Слова такова, что акцент - прежде всего на развитии устной речи. С лингвистической точки зрения устная форма речи первична, а письменная вторична. Установление норм устной формы речи является более высокой ступенью развития языка». Л.А. Вербицкая
Среди перечисленных принципов работы в Лаборатории Слова главными являются те, которые связаны с выходом за рамки дидактических задач, за рамки своего предмета, за рамки традиционных форм работы.
Роль вставных конструкций в речи
- Цели занятия.
- Учить грамотно выражать свои мысли, используя вставные конструкции.
- Отрабатывать приёмы аргументации.
- Вырабатывать навыки коллективного поиска ответа на проблемный вопрос.
- Учить корректно отстаивать свою точку зрения.
- Показать, что вставные конструкции – способ выражения своего «Я» в высказывании.
Среди целей, которые поставил учитель на уроке, одной из важнейших является та, что связана с осмыслением роли вставных конструкций в речи: Показать, что вставные конструкции – способ выражения своего «Я» в высказывании.
- Наблюдение.
Сравнить рассказы о посещении театра. Сделать предварительные выводы.
Театр уж полон. Ложи блещут.
Партер и кресла – всё кипит.
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит… А.С.Пушкин, 1831 год
-----------------------------------------------------------------------------
Театр есть слияние трех отдельных стихий - стихии актера, стихии поэта и стихии зрителя в едином мгновении.
М. Волошин, 1909 год
-----------------------------------------------------------------------------------
Что же останется от современного театра, у которого будет отнято действие и зрелище, самые основы его существования? Театр полузаброшен, а все ходят в Кинемо.
Л. Андреев, 1912 год
На первом этапе дети знакомятся с высказываниями о театре поэтов и писателей. Учитель обращает внимание на то, что восторженное отношение А.С.Пушкина сменяется со временем опасениями, связанными с падением интереса к театру и постепенным разрушением гармоничного единства стихий театра. На этом этапе, реализуя домашнее задание, дети рассказывают о посещении спектакля.
- Размышление
Второй этап работы связан с размышлениями после речи «неформальной группы». Вопрос, обращённый к детям, часто ли им приходилось слышать подобную речь, является подготовительным. Вопрос: «Считаете ли вы, что с нашей речью происходят страшные необратимые изменения? – главный. В ответе на него можно выбрать позицию либо оптимистическую, либо пессимистическую.
- Работа со словарями.
Оптимизм (лат. optimus – наилучший). Мировосприятие, проникнутое жизнерадостностью, верой в лучшее будущее; склонность во всем видеть светлые стороны. (Словарь иностранных слов, стр. 123)
Пессимизм лат. pessimus – наихудший). Мироощущение, проникнутое унынием, безнадежностью, неверием в справедливость, лучшее будущее; склонность во всем видеть плохое. (Словарь иностранных слов, стр. 129)
Реализм (лат. realis – вещественный, действенный).
Одна из форм отражения реальной действительности во всем ее многообразии. (Словарь по этике, стр. 133)
Сленг (англ. slang) Речь социально или профессионально обособленной группы, жаргон.
Элементы речи, не совпадающие с нормой литературного языка (обычно экспрессивно окрашенные). (Современный толковый словарь русского языка, стр. 755)
Примитивизм (лат. primitivus – первобытный, первоначальный)
Упрощенный подход к сложным вопросам, явлениям.
Примитив – то, что является неразвитым, простым.(Современный толковый словарь русского языка, стр. 614)
В Лаборатории работа со словарём - обязательный этап. Ввести в активную речь слово, можно только начиная с осмысления его лексического значения.
- Творческий процесс
На четвёртом этапе работы дети пишут своё мнение, выбрав позицию либо оптимиста, либо пессимиста. В своём высказывании необходимо использовать вставные конструкции, которые имеются в раздаточном материале.
Материалы для работы.
1. Без сомнения, действительно, поистине, бесспорно, конечно, да, нет;
2. Вероятно, должно быть, возможно, наверное, пожалуй;
3.К счастью, к досаде, к сожаленью, странное дело, чего доброго, ах, ох;
4. Говорят, по мнению, по сообщению, по словам, помнится;
5. С одной стороны, с другой стороны, главное, во-первых, во-вторых, наконец, таким образом;
6. Впрочем, иначе говоря, другими совами, короче говоря;
7. Видите ли, представьте себе, пожалуйста;
- Представление своих работ.
- Наша речь, безусловно, претерпевает изменения, но наш язык так силён, что, без сомнения, сумеет преодолеть временные негативные явления.
- В нашей речи, к сожалению, всё больше и больше слышишь «грязи». Вероятно, это связано с катастрофическим падение культуры. Чего доброго, вскоре совсем исчезнет «великий и могучий русский язык».
- Полемика. В центре спора вопрос: «Кто прав?» Во время полемики необходимо также использовать вставные конструкции.
- Обращение к Мудрецу.
Народ российский всегда крепок был языком и верою: язык делал его единомысленным, вера – единосущным. (Президент Российской Академии Наук Александр Семёнович Шишков).
Странная судьба у русского племени! У нас не переводятся клики, , которыми провозглашается во всеуслышание, что у русских нет языка. Наконец, есть такие, которые доказали учёной Европе, что и нас нет! Нашлись удалые молодцы, которые поверили учёным доказательствам и воскликнули: «Так точно, нас нет, тю-тю!» (Из речи в Московском обществе любителей российской словесности, 1863)
Завершить спор может обращение к мнению авторитетного человека. На этом занятии это будет мнение 4 –го российского министра просвещения Александра Семеновича Шишкова, который пояснил, что «русский народ всегда был крепок языком и верою. Вера делала его единосущным, а язык единомысленным.» По мнению Шишкова, нельзя придавать большого значения тем, кто не верит в силу языка и народа нашего.
- Познай своё «Я».
Выдели те вводные конструкции, которые ты чаще всего используешь в речи.
1. Уверенность в собственной правоте.
2. Неуверенность.
3.Эмоциональность.
4. Осведомлённость.
5. 6. Логичность, последовательность, упорядоченность.
7. Стремление привлечь внимание собеседника.
- Выводы.
ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ - ЛИЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СКАЗАННОМУ.
ЯЗЫК ПОДЧЁРКИВАЕТ ЗНАЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ, ПОЭТОМУ ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ ВСЕГДА ВЫДЕЛЯЮТСЯ НА ПИСЬМЕ ЗНАКАМИ.
ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ – ЭТО ТВОЁ «Я» В ВЫСКАЗЫВАНИИ.
Не постижение грамматики, а открытие Человека – главная цель работы в Лаборатории Слова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Обращение, вводные слова и вставные конструкции»
Тип урока: обобщение изученного.Вид урока: урок-семинар.Технология: на диалоговой основе.Оборудование: индивидуальные карточки....
Урок русского языка "Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и вставными конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения" 8 класс
Урок дает возможность повторить материал на изученную тему и проверить знания учащихся. Используются тесты для 9 класса "Готовимся к ГИА"...
Урок на тему: «Вводные (вставные) конструкции: слова, словосочетания, предложения» в 11 классе
Урок-презентация, исследование омонимичных явлений, подготовка к выполнению заданий ЕГЭ, развитие культуры речи...
Урок русского языка в 8 классе «Предложения с обращениями, вводными словами, вставными конструкциями и словами ДА, НЕТ»
Тема урока: «Предложения с обращениями, вводными словами, вставными конструкциями и словами ДА, НЕТ»Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений, то есть урок рефл...
8 класс Презентация к уроку "Предложения с обращениями, вводными словами, вставными конструкциями и словами ДА, НЕТ"
Презентация к уроку " Предложения с вводными словами и вставными конструкциями"...
Урок по русскому языку для 8 класса.Закрепление по теме: «Предложения с обращениями, вводными словами, вставными конструкциями».
На уроке используется групповая, индивидуальная работа, работа в паре, фронтальный опрос. Урок построен по учебнику Бархударова....
вводные слова и вставние конструкции
вводные слова и вставние конструкции...