Разработка урока русского языка по теме "Чередование корней кос-кас"
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс) на тему

Методические рекомендации к проведению урока с чередованием корней

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kos_kas.doc37 КБ
Office presentation icon kos_kas.ppt631 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 6 классе

Буквы о и а в корне -кос- – -кас-

Подготовила:

учитель русского языка

Телегина Н.И.

-2012-

Конспект урока русского языка в 6 классе

Буквы о и а в корне -кос- – -кас-

2 слайд

Цели урока: познакомить учащихся с выбором букв о – а в корнях -кос- - -кас-

Задачи урока: сформировать навык правильной постановки чередующихся гласных о-а в корнях кос-кас;

развивать орфографическую зоркость;

сделать лексический разбор.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, учебник

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжаем изучать раздел «Словообразование и орфография». На уроке мы обратимся к изучению безударных гласных о и а в корне

-кос- – -кас-.

  1. Объяснение нового материала.

3 слайд

Запись в тетрадь двух глаголов.

Коснуться/касаться

Вопросы учащимся

- Посмотрите внимательно на слова, скажите, в чем вы видите разницу?

- Что обозначают эти слова? Каково их лексическое значение?

(дотрагиваться до чего-либо, кого-либо; затрагивать что-нибудь в разговоре, в письме; иметь отношение к чему-либо, кому-либо).

Работа с учебником.

Давайте рассмотрим задание под звездочкой и ответим на вопрос, данный в учебнике: какая безударная гласная пишется в корне этих слов, если после корня стоит суффикс а? А если после корня нет суффикса а?

(ответы детей)

4 слайд

Прочитаем правило № 26 (В корне как-кос в безударном положении пишется буква а, если после корня стоит суффикс –а-, и буква о, если этого суффикса нет). Один из учащихся читает правило вслух. После прочтения правила каждому учащемуся дается немного времени на осмысление правила и предлагается по желанию, не подглядывая в учебник, рассказать правило всему классу. (4-5 учеников).

  1. Закрепление изученного материала.

Отработка навыка правописания правила №26.

А) Ребята, по цепочке, под диктовку учителя записывают словосочетания и комментируют написание встречающихся орфограмм.

Коснуться рукой, опасное прикосновение, расположиться на опушке, посадить росточек, тенистые тропинки.

5,6 слайд

После ученикам предлагается небольшая самостоятельная работа в тетрадях.

Помириться с другом, косить траву, поласкать котёнка, собирать коллекцию, умирать от жары, располагаться на ночлег, расти на полянке, узкая дорожка, касаться мяча рукой.

Взаимопроверка (учащиеся меняются тетрадями и проверяют написание слов по образцу, данному на слайде).

Б). Работа у доски.

Запись предложении по диктовку учителя. Один учащийся у доски.

  1. Муму принялась есть с обычной вежливостью, едва прикасаясь мордочкой до кушанья (И. Тургенев).
  2. Война только коснулась железным пальцем Даши (А.Т.).
  3. Он весь съежился от этого  прикосновения (Чак.).
  4. Кусты сибирской яблони касались ветвями стёкол маленьких окон (Марк.)

7 слайд

 Как вы понимаете выражение «война коснулась железным пальцем»?

(ответы детей).

  1. Итоги урока. Рефлексия.
  2. Домашнее задание. 8 слайд

Упр. 109, параграф 21.

Написать сочинение-миниатюру на тему «На озере» с использованием слов и словосочетании: коснулось воды, касается берегов, растет, водоросли, мелкие растеньица, ряска, заросшие камышом, расстилается по поверхности и др.

9 слайд

Всем спасибо за урок, можете быть свободны.

     10 слайд

  Список использованной литературы:

  1. Русский язык: Учеб. Для 6 кл. общеобр.учреждении / М.Т.Баранов, Л.Т.Григорян, Т.А.Ладыженская и др. – 21-е изд. –М.: Просвещение, 1999. – 223с.

  1. Уроки русского языка: 5 кл.: Кн.для учителя: Из опыта работы. – М.:Просвещение, 1986. – 208с.

  1. Розенталь Д.Э. 750 упражнений по русскому языку с ответами для поступающих в вузы/ Д.Э.Розенталь. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2007. – 656с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конспект урока русского языка в 6 классе Буквы о и а в корне -кос- – -кас- Подготовила: учитель русского языка Телегина Н.И. -2012- Prezentacii.com

Слайд 2

Цели урока: познакомить учащихся с выбором букв о – а в корнях -кос- - -кас- Задачи урока: сформировать навык правильной постановки чередующихся гласных о-а в корнях –кос- - -кас-; развивать орфографическую зоркость; сделать лексический разбор слов.

Слайд 3

К о снуться / К а саться

Слайд 4

Правило № 26 В корне как-кос в безударном положении пишется буква а, если после корня стоит суффикс –а-, и буква о, если этого суффикса нет

Слайд 5

Спишите, поставьте нужную букву Пом.риться с другом, к.сить траву, пол.скать котёнка, соб.рать коллекцию, ум.рать от жары, распол.гаться на ночлег, р.сти на полянке, у.кая доро.ка, к.саться мяча рукой

Слайд 6

Проверим Пом и риться с другом, к о сить траву, пол а скать котёнка, соб и рать коллекцию, ум и рать от жары, распол а гаться на ночлег, р а сти на полянке, у з кая доро ж ка, к а саться мяча рукой

Слайд 7

Как вы понимаете выражение «Война коснулась железным пальцем» ?

Слайд 8

Домашнее задание Упр. 109, параграф 21. Написать сочинение-миниатюру на тему «На озере» с использованием слов и словосочетании: коснулось воды, касается берегов, растет, водоросли, мелкие растеньица, ряска, заросшие камышом, расстилается по поверхности и др.

Слайд 9

Всем спасибо за урок. Можете быть свободны .

Слайд 10

Список использованной литературы: Русский язык: Учеб. Для 6 кл. общеобр.учреждении / М.Т.Баранов, Л.Т.Григорян, Т.А.Ладыженская и др. – 21-е изд. –М.: Просвещение, 1999. – 223с. Уроки русского языка: 5 кл.: Кн.для учителя: Из опыта работы. – М.:Просвещение, 1986. – 208с. Розенталь Д.Э. 750 упражнений по русскому языку с ответами для поступающих в вузы/ Д.Э.Розенталь. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2007. – 656с. Картинки к презентации взяты с сайта zavuch.info Prezentacii.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка для 5 класса Тема: «Правописание чередующихся корней лаг-лож, кас-кос»

  Разработка урока русского языка для 5 класса. Тема: «Правописание чередующихся корней  лаг-лож,   кас-кос» Образовательные цели:-формировать навык правопис...

Разработка урока русского языка для 5 класса. Тема: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»

Разработка урока русского языка  для 5 класса. Тема: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением» Предметные цели:Знать виды орфограммы безударная гласная в корне сло...

Открытый урок русского языка по теме "Корни кос-кас"

Открытый урок русского языка по теме "Корни кос-кас"...

Разработка урока русского языка в 5 классе в рамках ФГОС «Буквы А-О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-»

ФИО (полностью)Мордвинова Надежда Михайловна Место работыГосударственное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа  №11 города Кинеля...

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Правописание гласных О-А в корне с чередованием -КАС- - -КОС-"

Урок построен так, чтобы ученики могли активзировать уже имеющуюся у них информацию с целью использования для учащихся нового в ходе разрешения поставленной перед ними проблемы. Урок "открытия" нового...

Разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы О и А в корне -КАС-,-КОС-"

Урок изучения нового материала. Используются сингапурские приемы....

Методическая разработка урока русского языка по теме «Буквы О-А в корне -ЛАГ- и -ЛОЖ-»

Методическая разработка выполнена в соответствии с ФГОС, предназначена для проведения урока русского языка в 5 классе по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др. и может быть использов...