Разработка урока русского языка по теме "Чередование корней кос-кас"
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс) на тему
Методические рекомендации к проведению урока с чередованием корней
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kos_kas.doc | 37 КБ |
kos_kas.ppt | 631 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 6 классе
Буквы о и а в корне -кос- – -кас-
Подготовила:
учитель русского языка
Телегина Н.И.
-2012-
Конспект урока русского языка в 6 классе
Буквы о и а в корне -кос- – -кас-
2 слайд
Цели урока: познакомить учащихся с выбором букв о – а в корнях -кос- - -кас-
Задачи урока: сформировать навык правильной постановки чередующихся гласных о-а в корнях кос-кас;
развивать орфографическую зоркость;
сделать лексический разбор.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, учебник
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ход урока
- Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжаем изучать раздел «Словообразование и орфография». На уроке мы обратимся к изучению безударных гласных о и а в корне
-кос- – -кас-.
- Объяснение нового материала.
3 слайд
Запись в тетрадь двух глаголов.
Коснуться/касаться
Вопросы учащимся
- Посмотрите внимательно на слова, скажите, в чем вы видите разницу?
- Что обозначают эти слова? Каково их лексическое значение?
(дотрагиваться до чего-либо, кого-либо; затрагивать что-нибудь в разговоре, в письме; иметь отношение к чему-либо, кому-либо).
Работа с учебником.
Давайте рассмотрим задание под звездочкой и ответим на вопрос, данный в учебнике: какая безударная гласная пишется в корне этих слов, если после корня стоит суффикс а? А если после корня нет суффикса а?
(ответы детей)
4 слайд
Прочитаем правило № 26 (В корне как-кос в безударном положении пишется буква а, если после корня стоит суффикс –а-, и буква о, если этого суффикса нет). Один из учащихся читает правило вслух. После прочтения правила каждому учащемуся дается немного времени на осмысление правила и предлагается по желанию, не подглядывая в учебник, рассказать правило всему классу. (4-5 учеников).
- Закрепление изученного материала.
Отработка навыка правописания правила №26.
А) Ребята, по цепочке, под диктовку учителя записывают словосочетания и комментируют написание встречающихся орфограмм.
Коснуться рукой, опасное прикосновение, расположиться на опушке, посадить росточек, тенистые тропинки.
5,6 слайд
После ученикам предлагается небольшая самостоятельная работа в тетрадях.
Помириться с другом, косить траву, поласкать котёнка, собирать коллекцию, умирать от жары, располагаться на ночлег, расти на полянке, узкая дорожка, касаться мяча рукой.
Взаимопроверка (учащиеся меняются тетрадями и проверяют написание слов по образцу, данному на слайде).
Б). Работа у доски.
Запись предложении по диктовку учителя. Один учащийся у доски.
- Муму принялась есть с обычной вежливостью, едва прикасаясь мордочкой до кушанья (И. Тургенев).
- Война только коснулась железным пальцем Даши (А.Т.).
- Он весь съежился от этого прикосновения (Чак.).
- Кусты сибирской яблони касались ветвями стёкол маленьких окон (Марк.)
7 слайд
Как вы понимаете выражение «война коснулась железным пальцем»?
(ответы детей).
- Итоги урока. Рефлексия.
- Домашнее задание. 8 слайд
Упр. 109, параграф 21.
Написать сочинение-миниатюру на тему «На озере» с использованием слов и словосочетании: коснулось воды, касается берегов, растет, водоросли, мелкие растеньица, ряска, заросшие камышом, расстилается по поверхности и др.
9 слайд
Всем спасибо за урок, можете быть свободны.
10 слайд
Список использованной литературы:
- Русский язык: Учеб. Для 6 кл. общеобр.учреждении / М.Т.Баранов, Л.Т.Григорян, Т.А.Ладыженская и др. – 21-е изд. –М.: Просвещение, 1999. – 223с.
- Уроки русского языка: 5 кл.: Кн.для учителя: Из опыта работы. – М.:Просвещение, 1986. – 208с.
- Розенталь Д.Э. 750 упражнений по русскому языку с ответами для поступающих в вузы/ Д.Э.Розенталь. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2007. – 656с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: познакомить учащихся с выбором букв о – а в корнях -кос- - -кас- Задачи урока: сформировать навык правильной постановки чередующихся гласных о-а в корнях –кос- - -кас-; развивать орфографическую зоркость; сделать лексический разбор слов.
К о снуться / К а саться
Правило № 26 В корне как-кос в безударном положении пишется буква а, если после корня стоит суффикс –а-, и буква о, если этого суффикса нет
Спишите, поставьте нужную букву Пом.риться с другом, к.сить траву, пол.скать котёнка, соб.рать коллекцию, ум.рать от жары, распол.гаться на ночлег, р.сти на полянке, у.кая доро.ка, к.саться мяча рукой
Проверим Пом и риться с другом, к о сить траву, пол а скать котёнка, соб и рать коллекцию, ум и рать от жары, распол а гаться на ночлег, р а сти на полянке, у з кая доро ж ка, к а саться мяча рукой
Как вы понимаете выражение «Война коснулась железным пальцем» ?
Домашнее задание Упр. 109, параграф 21. Написать сочинение-миниатюру на тему «На озере» с использованием слов и словосочетании: коснулось воды, касается берегов, растет, водоросли, мелкие растеньица, ряска, заросшие камышом, расстилается по поверхности и др.
Всем спасибо за урок. Можете быть свободны .
Список использованной литературы: Русский язык: Учеб. Для 6 кл. общеобр.учреждении / М.Т.Баранов, Л.Т.Григорян, Т.А.Ладыженская и др. – 21-е изд. –М.: Просвещение, 1999. – 223с. Уроки русского языка: 5 кл.: Кн.для учителя: Из опыта работы. – М.:Просвещение, 1986. – 208с. Розенталь Д.Э. 750 упражнений по русскому языку с ответами для поступающих в вузы/ Д.Э.Розенталь. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2007. – 656с. Картинки к презентации взяты с сайта zavuch.info Prezentacii.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка для 5 класса Тема: «Правописание чередующихся корней лаг-лож, кас-кос»
Разработка урока русского языка для 5 класса. Тема: «Правописание чередующихся корней лаг-лож, кас-кос» Образовательные цели:-формировать навык правопис...
Разработка урока русского языка для 5 класса. Тема: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»
Разработка урока русского языка для 5 класса. Тема: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением» Предметные цели:Знать виды орфограммы безударная гласная в корне сло...
Открытый урок русского языка по теме "Корни кос-кас"
Открытый урок русского языка по теме "Корни кос-кас"...
Разработка урока русского языка в 5 классе в рамках ФГОС «Буквы А-О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-»
ФИО (полностью)Мордвинова Надежда Михайловна Место работыГосударственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 города Кинеля...
Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Правописание гласных О-А в корне с чередованием -КАС- - -КОС-"
Урок построен так, чтобы ученики могли активзировать уже имеющуюся у них информацию с целью использования для учащихся нового в ходе разрешения поставленной перед ними проблемы. Урок "открытия" нового...
Разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы О и А в корне -КАС-,-КОС-"
Урок изучения нового материала. Используются сингапурские приемы....
Методическая разработка урока русского языка по теме «Буквы О-А в корне -ЛАГ- и -ЛОЖ-»
Методическая разработка выполнена в соответствии с ФГОС, предназначена для проведения урока русского языка в 5 классе по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др. и может быть использов...