Разработка урока русского языка в 5 классе в рамках ФГОС «Буквы А-О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Мордвинова Надежда Михайловна

 

  1.  

ФИО (полностью)

Мордвинова Надежда Михайловна

  1.  

Место работы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа  №11 города Кинеля

  1.  

Должность

Учитель русского языка и литературы

  1.  

Предмет

Русский язык

  1.  

Класс

5

  1.  

Тема и номер урока в теме

Буквы А-О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-, 1урок (45 минут)

  1.  

Базовый учебник

Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык 5 класс, М.: «Просвещение», 2013

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_fgos_111.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока русского языка в 5 классе

 в рамках ФГОС

«Буквы А-О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-»

ФИО (полностью)

Мордвинова Надежда Михайловна

Место работы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа  №11 города Кинеля

Должность

Учитель русского языка и литературы

Предмет

Русский язык

Класс

5

Тема и номер урока в теме

Буквы А-О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-, 1урок (45 минут)

Базовый учебник

  1. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык 5 класс, М.: «Просвещение», 2013

Тип урока: введение нового знания.

Технология: деятельностный метод обучения.

Основные цели:

1)сформировать представление о способе выбора написания А-О в корнях  - РАСТ-,

- РАЩ-, - РОС -

научить умению распознавать слова с чередующимися гласными А-О в корнях - РАСТ-,

- РАЩ-, - РОС -  и комментировать условия написания;

2)закрепить знание этапов учебной деятельности и их содержание;    

 3)тренировать умение самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством учителя.

4) развитие мыслительных операций: исследования, наблюдения, анализа, обобщения.

Необходимое оборудование: учебник.

Ход урока

1.Постановка учебной задачи.

Результатом этого этапа будет определение учебной задачи. Это этап мотивации и целеполагания.

УУД: личностные, коммуникативные.

Учитель приветствует детей, высказывая добрые пожелания. В результате создается положительная эмоциональная направленность:

 Здравствуйте, ребята!

Мы продолжаем путешествовать по замечательной стране «Орфография», изучать новое и интересное. Поэтому внимательно слушайте и запоминайте каждое слово. Возможно, оно послужит ключом к разгадке тайн нашего языка.

С каким важным понятием мы познакомились на предыдущих уроках? (орфограмма).

 Что такое орфограмма? (ошибкоопасное место). А для чего мы должны изучать орфограммы? (чтобы быть грамотными людьми). Пригодится ли в жизни это качество – быть грамотным человеком? (да, конечно). Перечислите, какие вы знаете орфограммы в корне? (перечисляют). С правописанием какого корня мы познакомились на предыдущем уроке? ( -ЛАГ-, -ЛОЖ-).

Предлагаю вам выполнить следующее задание: разделите данные слова на группы, обоснуйте свое решение, вставьте пропущенные буквы:

Тр..пинка, пол..гаться, разгл..деть, прил.жить, р..стения, пол..жение, водор..сли, выр..щивание, р..сковать.

 

Все ли справились с заданием? Всё ли вам было понятно в задании? (не совсем, возникли затруднения). Какие затруднения? Почему они возникли? Может, мы чего-то не знаем?  (Дети не знают, как правильно написать корни с чередованием - РАСТ-,- РАЩ-, - РОС -)

 

Итак, какова наша с вами учебная задача? Какую цель преследуем на уроке? Что сегодня предстоит нам выяснить?  (Дети высказываются, формулируют тему урока).

2. «Открытие нового знания».

Результатом этого этапа будет формирование ориентировочной основы действий.

Способы: диалог, парная работа.

Принцип деятельности.

УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (создание благоприятной атмосферы заинтересованности, развитие монологической речи, работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

-Ребята, а как мы можем с вами узнать правило написания корня с чередованием - РАСТ-,- РАЩ-, - РОС -?  (можем прочитать в учебнике, а можем понаблюдать за словами и самостоятельно выявить определенные закономерности).

Предлагаю следующее задание выполнить в парах.

 

Перед вами правильно написанные слова. Прочитайте их, запишите, выделите корень, сравните их и выведите явно видимую закономерность в правописании.

 

Взрастить, подрастать, вырастать, поросль, выросла, заросли, выращивать, выращенный, приращение

 

Все ли справились с заданием? (да).  Итак, выполнив это задание, сможете вы ответить, от чего зависит правописание букв А-О в корнях - РАСТ-,- РАЩ-, - РОС -? Сформулируйте, пожалуйста, правило написания чередующихся гласных.

 

3.Первичное закрепление.

Результатом этого этапа будет комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание нового знания, запись в виде алгоритма.

 

  -Ребята, давайте составим алгоритм, чтобы легче  запомнить правило. ( Дети проговаривают  шаги алгоритма).

(выделить корень;  подчеркнуть согласную корня: перед  «СТ» пишем «А», перед «Щ» мы также пишем «А», а перед «С» - «О»).

Корнем командует его конечная согласная. Здесь всего лишь один корень, зато множество исключений: это «тройники» - - РАСТ-,- РАЩ-, - РОС –

Самый простой способ запоминания: необходимо запомнить эти корни и исключения.

Слова-исключения: Ростов, Ростислав, росток, ростовщик, отрасль.

 А теперь  откроем учебник, прочитаем правило и сопоставим с нашим алгоритмом. (дети высказываются).

Выполним упражнение на новое правило  из учебника. Ученики проговаривают в парах условия написания корней - РАСТ-,- РАЩ-, - РОС - и осуществляют взаимопроверку.

Как проверить, усвоили вы новую тему или нет? (нужно поработать самостоятельно).

 

4.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Результатом этого этапа будет самоконтроль и самооценка, каждый для себя делает вывод, что он уже умеет. Ученик проговаривает алгоритм действия «про себя».

 

Предлагаю написать буквенный диктант (а-о).  Если ученики правльно написали буквы в продиктованных словах, значит, они усвоили правило и не сделали ни одной ошибки. Учитель показывает (с помощью ПК) правильный ответ.

 

1.растительность, растение, нарастить

2.росли, произрастать, вырос

3.подрастать, выращивание, разрастись .

5.Тренировочные упражнения.

Результатом этого этапа будет отработка и закрепление изученного материала, выведение на уровень автоматизированного умственного действия.

Рефлексия деятельности (итог урока).

Урок заканчивается, значит, надо подвести итог.

Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ее? Докажите. Оцените свою деятельность и своих одноклассников, используя слова с корнями - РАСТ-,- РАЩ-, - РОС -  ( расти, отросла выращивать и т.д.).

Домашнее задание по выбору: 1. Выполнить упражнение из учебника.

                                                     2. Составить карточку для соседа на изученное

                                                      правило.            

                                                      (10 слов с пропущенными буквами в корнях);

                                                      3. Написать небольшой рассказ «Удивительный мир  

                                                       растений»,

                                                       употребляя

                                                     слова и словосочетания с корнями - РАСТ-,- РАЩ-, - РОС-.

                                                     4. Придумать свой текст, состоящий только из исключений

                                                      этого правила.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"

Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...

разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...

Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия

Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....

разработка урока русского языка 7 класс "Морфологический разбор наречий"

Разработка урока сопровождается презентацией "Морфологический разбор наречий"....

Разработка урока русский язык 6 класс

Данный урок  проводится при изучении темы "Числительное".  Посредством краеведческого материала закрепить практические навыки правильного употребления числительного в речи.  ...

Урок русского языка в условиях реализации ФГОС «Буквы З и С на конце приставок» (5 класс)

Представлен конспект урока .  Цель урока:обеспечитьвосприятие, осмысление и закрепление правила «Правописание приставок на –з и –с»; овладение способами действия по правилу, алгоритмическим предп...