Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Правописание гласных О-А в корне с чередованием -КАС- - -КОС-"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок построен так, чтобы ученики могли активзировать уже имеющуюся у них информацию с целью использования для учащихся нового в ходе разрешения поставленной перед ними проблемы. Урок "открытия" нового знания разработан в соответсвии с содержанием образования, призван подготовить учащихся в дальнейшем к сдаче экзамена, эмоционально воздействовать на сознание и повышение интереса к предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 23.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по русскому языку для 6 класса
Тема урока: «Правописание гласных О-А
в корне с чередованием –КАС- - -КОС-».
Цели урока:
- образовательные: формирование навыка написания гласных О-А в корнях –КАС—КОС;
- развивающие: развивать критическое мышление у обучающихся;
- воспитательные: воспитывать самостоятельность обучающихся при работе над новой темой, формировать эстетические чувства учащихся.
Задачи урока:
- дидактическая: создание условий для моделирования в совместной деятельности обучающихся «открытия» нового знания средствами технологии развития критического мышления через чтение и письмо;
- учебная: определение условий выбора гласных О-А для правильного написания слов с корнями –КАС—КОС-.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Технология: технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Оборудование: дидактические материалы: карточки для групповой, индивидуальной работы, презентация.
Ход урока:
- Актуализация имеющихся знаний.
1. Стадия вызова
1)Ребята, какой цветок считают первой красавицей среди цветов? (слайд 1)
Работа с текстом.
Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы в словах, объясните условия выбора букв О-А (слайд 2)
Знаете ли вы, как правильно выр…стить розу? Для этого нужно прил…жить немало усилий. Тоненький отр…сток нуждается в плодородной почве. Молодое р…стение необходимо оберегать от вредителей и ярких лучей солнца. Выр…щенный цветок будет радовать вас пышным цветением. Прик…снитесь к цветку, и вы почувствуете бархатистость бутона.
Слова с какими орфограммами встретились в тексте? ( с гласными А-О в корнях –ЛАГ-, -ЛОЖ-; -РАСТ-,-РАЩ-, -РОС-).
2. Прием «Знаю-хочу узнать-узнал» (далее ЗХУ).
Работа с таблицей (слайд 3)
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Учащимся предлагается заполнить 1 графу в таблице (что я знаю об условиях выбора гласных А-О в корнях – ЛАГ-, -ЛОЖ-; -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-;).
Снова обращаемся к тексту (к слову прик…снитесь - слайд 4).
Как вы думаете, букву О или А необходимо написать в корне данного слова?
Предлагаю ребятам заполнить 2 графу таблицы ЗХУ (что я хочу узнать).
II. Определение темы и целей урока.
- О чем мы будем говорить? Сформулируем тему урока. (Тема урока записывается на доске).
- Какие цели мы можем перед собой поставить? (Учащиеся формулируют цели урока).
III. Изучение нового материала.
Стадия осмысления
Учащимся предлагается проанализировать слова, выделив в них корни (слайд 5):
Касаться коснуться
касательная соприкосновение
Создание проблемной ситуации.
Обращаю внимание ребят, что в одинаковых по произношению корнях в одном случае пишется О, в другом – А.
- Как вы думаете, с чем это связано? (учащиеся высказывают предположения).
Обратите внимание на последующий согласный корня. Учащиеся сами делают вывод о том, что выбор букв О-А в корнях –КАС- - - КОС- зависит от наличия или отсутствия суффикса А. (слайд 6).
Предлагаю проверить правильность вывода: обращаемся к учебнику (читаем орфограмму №26).
Вернемся к тексту о розе. Какую букву необходимо написать в слове прик…снитесь?
IV. Закрепление изученного материала.
- Работа с учителем.
А) Вставьте пропущенные буквы в слова, объясните условия выбора букв О- А в корнях –КАС- - КОС-, отметьте словосочетания, имеющие переносное значение, составьте с одним из словосочетаний предложение (слайд 7):
К…снуться стола, нежное прик…сновение, к…саться важной проблемы, к…сание рукой пола, прик…снуться к искусству, это к…сается всех.
Б) Пользуясь толковым словарем, определите лексическое значение групп однокоренных слов.
коса | косой | коснулся |
косить | раскосый | касание |
косилка | искоса | прикоснуться |
косарь | косо | касание |
В словах с каким лексическим значением происходит чередование гласных? Как проверить написание гласных в корнях других групп слов? Приведите примеры
- Физкультминутка
Учитель называет слова. Если в корнях с чередованием пишется буква А, ученики хлопают в ладоши, если буква О – встают из-за парт.
(Р..стительность, возл…гать, к..сание, сл…гаемое, подг…ревший, перег..реть, прик…саться, выр..щенный, зар…сли, к…снуться, разр…статься, к…сательная, предпол..гать).
- Работа в парах.
Перед вами карточки с двумя вариантами заданий
Задание:
1.Спишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму.
2. Продиктуйте свой вариант задания напарнику.
3. Обсудите полученный результат.
I вариант
К…снуться, к…саться, прик…сновение, к…сание, к…снулись
II вариант
К…сательная, соприк…саться, кос…нешься, к…снулась, прик…снись
- Индивидуальные задания
При выполнении индивидуального задания учащимся предоставляется право выбора уровня сложности заданий: на “3”, на “4” или на “5”.
“3”
1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Графически обозначьте орфограмму.
К…саюсь, прик…снитесь, соприк…сновение, к…сательная, к…сается, к…саешься,
к…немся, неук…снительно, сенок…силка, прик…снулся, к…салась, к…снуться.
2. Выпишите слово, в корне которого не происходит чередование гласных, объясните его написание.
3. Составьте предложение с однородными членами, употребляя одно из слов с чередованием гласных корне.
“4”
1. Дополните предложения словами с корнем -КОС – КАС-. Графически обозначьте орфограмму.
Самолет плавно ______________________ земли.
Лектор несколько раз в своем выступлении __________________ этого вопроса.
Чтобы доказать теорему, нужно к окружности провести _______________________.
Эта проблема _____________________ меня меньше всего.
Мама нежно _______________ моего плеча.
2. Докажите, что слово “касаться” - многозначное. Приведите примеры.
“5”
1. Составьте контрольные вопросы по изученной теме.
2. Составьте словарный диктант на тему: “Правописание корней с чередованием гласных”. Графически обозначьте орфограммы.
(наиболее удачный вариант будет продиктован всему классу на следующем уроке)
V. Стадия рефлексии
Учащимся предлагается заполнить графу 3 в таблице ЗХУ (что я узнал). Соотнесите 2 и 3 графы таблицы ЗХУ.
Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?
Оцените свое настроение после урока. (Ребята пользуются сигнальными картами красного, зеленого и желтого цвета).
VI. Домашнее задание (по выбору учащихся).
- Составить кроссворд со словами на изученную орфограмму.
- Написать сочинение-миниатюру (7-10 предложений) по теме: «Спорт – это жизнь» с включением слов на изученную орфограмму.
- Составить словарную диктовку (15-17 слов) по теме «Буквы А-О в корнях с чередованием»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе по теме: «Гласные е - и в корнях с чередованием.»
Пердствлен конспект урока русского языка в 5 классе по традиционной программе автора Ладыженской. Игровые, групповые формы помогают лучше усвоить материал по изучению корней с чередованием....
Конспект урока русского языка по теме "Правописание гласных О - А в корнях с чередованием"
Цели: учебно-развивающие:Отработка навыков правописания корней с чередующимися гласными;отработка навыков самостоятельной работы;воспитательные:воспитывать бережное отношение к природе....
План - конспект по русскому языку в 5 классе. "Правописание гласных О – А в корнях с чередованием."
разработка урока по русскому языку в 5 классе....
презентация "Гласные О-А в корнях с чередованием"
данная презентация поможет обобщить полученные знания по данной теме...
гласные И-Е в корнях с чередованием Тест
Тест по теме "Чередующиеся И-Е в корнях слов"...
Презентация гласные а о в корнях с чередованием лаг лож
ласные а о в корнях с чередованием лаг лож...
Конспект урока по русскому языку 5 класс по теме "Е и И в корнях с чередованием"
Презентация по русскому языку на тему "Е и И в корнях с чередованием". В ней рассматриваются примеры слов, в корнях которых происходит чередование гласных И или И, а также задания для ...