Разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы О и А в корне -КАС-,-КОС-"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Урок изучения нового материала. Используются сингапурские приемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.docx | 45.72 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по русскому языку в 6 классе.
Тема: "Буквы а и о в корне
-кас- - -кос-".
Микушина Елена Фёдоровна
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Поповская СОШ»
п. Чернь
2018 г.
Тема: "Буквы а и о в корне -кас- - -кос-".
Цель:
– выяснить условие написания изучаемых корней, научить владеть способом выбора а-о в корне -кас- - -кос-, способствовать формированию развития быстроты реакции, внимания, мышления, речи и памяти.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные: знать правило написания букв а-о в корне кас – кос, уметь правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний, пользоваться орфографическим словарем.
Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить, поставить цель и организовать ее достижение, рефлексивное мышление, самоанализ, самооценка.
Личностные: формирование внимательного и уважительного отношения к русскому языку, стремление к речевому самосовершенствованию.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы: Поисковый, исследовательский, игровой, здоровьесберегающий.
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: мультимедиапроектор, презентация, маршрутные листы, оценочные листы.
Карта урока.
Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке, методическое обеспечение | Формируемые умения (УУД) |
1. Организационный момент. | 1 мин. | Проверка готовности детей к уроку, создание эмоционального настроя на урок. - Здравствуйте, ребята. Хорошо проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке? Ручка, книжка и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь отметку… (пять). Сегодняшний урок, ребята, проходит в непривычной обстановке, поэтому от вас потребуется максимум внимания, сосредоточенности и аккуратности. Если возникнут вопросы или понадобится помощь, то используйте «Закон поднятой руки». Не забывайте о правильной осанке! Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их (аплодисменты). Итак, начинаем урок. Учитель поднимает руку / ХАЙ ФАЙВ – концентрация внимания на поднятой ладони учителя как сигнала начала урока или выдачи задания. | Подготовка рабочего места. Эмоциональный и интеллектуальный настрой на предстоящую работу | фронтальная | Личностные: - формирование положительной мотивации к изучению нового |
2. Актуализация знаний Слайд 1 | 4 мин. | Игра « Справочное бюро». Структура КУИЗ-КУИЗ-ТРЕЙД).(За правильно составленный вопрос и за правильный ответ по 1 баллу. | Учащиеся задают своим одноклассникам вопросы. Вспоминают правила.
| фронтальная | Познавательные: Коммуникативные – формирование умений совместного решения проблемы; |
3. Определение темы урока, формулировка цели и задач Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 | 3 мин. 5 мин. 3 мин. | А теперь открываем тетради, записываем число, классная работа. А для темы оставьте строчку, пожалуйста. Чуть позже вы сами определите тему нашего урока. Сегодня – 24 октября, обычный осенний день, а по народному календарю – Филиппов день, названный так в честь святого Филиппа – одного из апостолов. На Руси на Филиппа обычно начиналась канитель — так наши предки называли распутицу и грязь на дорогах. Мы с вами узнали новое слово, давайте попробуем составить словарную статью. Канитель — 1.распутица и грязь на дорогах; 2. золотая или серебряная нить, используемая в вышивке. Орфографическая работа. Если на Филиппов день снег л…жится на мокрую землю и (не)тает, будет ранняя и тёплая в…сна. А к з…мёрзшей реке в этот день надо прик…снуться, чтобы стать богатым. Работа по цепочке. За каждый правильный ответ ученик получает 1 балл. Вставить пропущенные орфограммы, объяснить их графически. -Какая орфограмма вызвала у вас затруднение? (Буква о или а в корне кос, кас). -Что же определяет выбор гласной в корне кос или кас. Проведём наблюдение. Касаться, прикосновение, касание, прикасаться, коснуться. Перед вами ряд однокоренных слов. Посмотрите на них внимательно и попробуйте сказать, когда в корне кос, кас пишется а, а когда о. /За правильный ответ – 1 балл/ Молодцы! А теперь сформулируйте тему урока и запишите её. А какова цель нашего урока? Узнать правило написания корней –кос---кас-, научиться применять это правило на письме. | Совместное определение темы урока, целеполагание. Учащиеся называют тему, цель урока. Предлагаемое уточняется учителем. Оценивают свою деятельность в оценочном листе. | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные: – формирование умения определять и формулировать тему, цели и задачи урока без помощи учителя; |
4. Усвоение новых знаний. Слайд 7 Физкультминутка Слайд 8 Слайд 9 | 7 мин. 7 мин.
1 мин.
5 мин. | 1.Работа с учебником. Прочитайте правило в учебнике на с.104-105. Сравните с нашими выводами. 2. Работа со словарем. Какое общее лексическое значение имеет корень с чередованием –кас – кос-? За помощью обратимся к обратимся к «Толковому словарю русского языка» С.И. Ожегова. Сделаем это на примере слова КАСАТЬСЯ. 1.Дотрагиваться до чего-нибудь. Придумайте предложение с этим значением слова. Запишите его. 2.Затрагивать какой-нибудь вопрос в изложении. Придумайте предложение с этим значением слова. Запишите его. 3.Иметь отношение к кому-либо, чему-либо. Придумайте предложение с этим значением слова. Запишите его. - Первое значение прямое, а второе и третье - …? (переносное) - Однозначные или многозначные слова с корнем –кос – кас-? (многозначные) 3. Работа со словами на слайде. Коса (девичья), скосить (траву), коснуться. Запишите слова. /Работа уч-ся у доски/ Выделите в них корни, выясните, являются ли данные слова однокоренными. (Нет) Сделайте вывод, что надо учитывать при выборе гласных в корнях? (При выборе гласных в корнях обязательно следует учитывать лексическое значение слова.) /1 балл/ Из-за парт мы выйдем дружно, Но шуметь совсем не нужно. Встали прямо, ноги вместе Поворот кругом на месте. Хлопнем пару раз в ладошки И потопаем немножко. А теперь представим детки, Будто руки наши ветки, Покачаем ими дружно, Словно ветер дует южный. Ветер стих . Вздохнули дружно. Нам урок продолжить нужно. Подравнялись, тихо сели И на доску посмотрели. 3. Работа в группах. Составьте алгоритм рассуждения при решении вопроса о правописании корня -кас- - -кос-. Алгоритм.
Группы защищают свои работы, оценивают работу.
4. Работа со стихотворением. Прочитайте стихотворение.
На урок пришли в наш класс Корень –КОС- и корень –КАС-. Суффикс –А- примчался мигом, Оглушил всех громким криком: - Где Вы, где Вы, корень –КАС-? Не могу я жить без Вас! Если после корня –А-, С корнем –КАС- пиши слова.
(Стихотворение распечатано на листах для заучивания дома). | Работают с учебником. Сравнивают собственные выводы с материалом учебника
Наблюдают за языковым материалом и на основе таблицы формулируют правило правописания корня кас-кос. 3. Работают со словами на слайде. Записывают, выделяют корни, анализируют слова, делают вывод. Составляют алгоритм рассуждения при решении вопроса о написании слов с корнем -кас- - -кос-. Оценивают свою деятельность в оценочном листе. Читают стихотворение. | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, групповая. | Познавательные: анализ объектов с целью выяснения их признаков; структурирование знаний; осознанное построение речевого высказывания. Регулятивные: оценивание результатов деятельности (своей-чужой); определение целей этапов учебной деятельности в сотрудничестве с учителем. Коммуникативные: – формирование умений совместного решения проблемы; |
6. Первичное закрепление. Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 | 1. Распределительный диктант. Записать слова в три столбика. Слова: коснись ветки, прикасаться, косоворотка, касается рукой, нежное прикосновение, косой заяц, касательная линия, острая коса. /Каждая группа читает 1 столбик/ По 1 баллу за правильный ответ 2. Грамматическая зарядка Задание Если в корне “а” - сидим, если в корне “о” - встаем.
ТЭК ОФ – ТАЧ ДАУН – «встать – сесть» - структура получения информации. Когда на заданный вопрос, в качестве положительного ответа ученики встают, те, кто не согласен, продолжают сидеть. 3. Разноуровневые задания. Работа в группах. Проверяют друг у друга в группе. / 4.Работа с текстом в группах. Прочитайте предложения. Составьте из них текст. Озаглавьте, определите тип речи, стиль речи, основную мысль текста. Найдите слова с чередованием гласных. Какие буквы надо вставить на месте пропусков? Почему?
352146 Ходили ребята по лесу и нашли под кустом ежа. Попробуй прикоснись к нему руками - везде иголки торчат. Положили ежа в шапку и домой принесли. Развернулся еж, увидел молоко и стал его есть, касаясь носиком тарелки. Поел и шариком свернулся. Прижился ежик у ребят и стал расти не по дням, а по часам. (По Е. Чарушину) | 2. Распределяют слова в три столбика, объясняют свое решение. 3. Работают в группах, выполняют разноуровневые задания, проверяют себя и друг друга, оценивают свою деятельность. Выполняют задание, проверяют себя по слайду. Оценивают свою деятельность в оценочном листе. 4. Работают с напечатанными предложениями. Составляют текст, выполняют к нему задания. | Самостоятельная работа, работа в группах | Познавательные: - формирование системы знаний; владение приёмами отбора и систематизации материала; - анализ, сравнение; - формирование умения группировать материал; - построение речевого высказывания. Регулятивные: – формирование четких и последовательных действий в процессе работы. - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Коммуникативные: – формирование умений совместного решения проблемы; - воспитание уважительного отношения к мнению других; | |
7. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении. Слайд 16 | § 36, правило наизусть; Индивидуальные задания по карточкам Инструктаж о выполнении. | Запись домашнего задания | Разноуровне вое задание | ||
8. Рефлексия (подведение итогов занятия) | Организуется рефлексия и самооценка учениками деятельности на уроке. - Какие цели ставили в начале урока? Что нового узнали? - Назовите ключевые слова урока. Оценка работы в группе. -Используя карточку учета знаний, оцените знания по данной теме, полученные на уроке. Оцените смайликами, как усвоили сегодняшний результат. | Ребята отвечают на вопросы учителя, оценивают свою деятельность на уроке, ее результаты. Выставляют себе итоговую оценку в оценочном листе | Фронтальная. | Регулятивные: - оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. Личностные: самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности. Познавательные:умение строить речевое высказывание. |
Оценочный лист учащегося.
Фамилия, имя____________________________________________________
Тема урока________________________________________________________
Этап урока | Оценка деятельности |
Справочное бюро | 1. |
Орфографическая работа Определение темы Определение цели Работа с учебником Составление алгоритма Распределительный диктант Грамматическая зарядка Работа в группах Работа с текстом в группах | 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. |
Итоговая оценка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"
Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...
разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"
Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...
Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия
Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....
разработка урока русского языка 7 класс "Морфологический разбор наречий"
Разработка урока сопровождается презентацией "Морфологический разбор наречий"....
Разработка урока русский язык 6 класс
Данный урок проводится при изучении темы "Числительное". Посредством краеведческого материала закрепить практические навыки правильного употребления числительного в речи. ...
Разработка урока русского языка 7 класс "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"
Урок соответствует требованиям ФГОС основного общего образования....
Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.
Тема: Обобщение знаний об имени существительном.Цель урока:Образовательная:· обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...