«Урок обучающего изложения подробного характера типа речи – описание, в художественном стиле, по произведению Е. Носова «Петух» ( 2 часа).
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Для урока обучающего изложения был выбран текст Е. Носова «Петух».
Задача обучающего сочинения подробного характера: «воспроизвести как можно более полно содержание исходного текста».
Основное назначение работы над изложениями подробного характера состоит в обучении учащихся умениями хорошо осмысливать сюжетно-композиционную канву и содержание исходных текстов, вдумываться в особенности их языкового строя.
Учащиеся, в процессе самостоятельного изложения содержания текстов, должны самостоятельно планировать связные высказывания, а также отбирать лексико-синтаксические и стилистические средства в соответствии с идейно-тематической направленностью исходного текста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Урок обучающего изложения подробного характера типа речи – описание, в художественном стиле, по произведению Е. Носова «Петух».
Цель: подготовить учащихся к подробному изложению типа речи – описание в художественном стиле по тексту Е. Носова «Петух».
Задачи:
1) образовательные:
- познакомить учащихся с творчеством Е.И. Носова;
- научить учащихся видеть и правильно воспринимать произведение в единстве содержания и формы.
2) развивающие:
-совершенствовать умение выделять все компоненты описания, понимать их назначение, осознанно воспринимать их в художественной речи;
-совершенствовать орфографические умения («Н» и «НН» в суффиксах прилагательных; непроверяемая гласная в корне слова – ожерелье, парад; «Ь» после шипящих; написание сложных прилагательных, обозначающих цвет и т.д.);
-совершенствовать пунктуационные умения (предложения со сравнительными оборотами; предложения с однородными членами и т.д.).
3)коммуникативно- речевые:
-совершенствовать умение выразительного и изучающего чтения;
-совершенствовать умение строить связное устное и письменное высказывание;
-совершенствовать работу по обогащению речи учащихся новыми словами;
-совершенствовать умение грамотного отбора языковых средств, необходимых для характеристики образа петуха;
-совершенствовать умение сознательно искать и употреблять нужное слово, точно определяющее мысль;
-совершенствовать умение выразительно передавать свои мысли и чувства.
4) воспитательные:
-воспитывать интерес к творчеству писателя;
-прививать учащимся любовь к родному языку;
-формировать талантливого читателя.
-воспитание внимательного отношения к слову и его значению;
-активизация познавательной деятельности у учащихся.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Методы и приемы |
Орг. момент | Здравствуйте, ребята. Садитесь. | Садятся. | |
Планирование, целеполагание, мотивация. | Сегодня наш урок будет посвящен написанию изложения. Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число – двадцать седьмое февраля, классная работа и тему урока: «Подробное изложение в художественном стиле по тексту Е. И. Носова «Петух». На первом уроке мы с вами подготовимся к написанию изложения, а на втором – вы будете его писать. | Слушают. | Глобальное слушание. Слово учителя. |
Речевая ситуация. Лингвистический эксперимент. | Как вы думаете, ребята, почему у многих дома живут морская свинка, золотистый хомячок, кошка или собака? А потому, что они такие симпатичные, милые, ласковые, смешные, а самое главное это то, что мы их очень любим! Кто-нибудь хочет рассказать о своем домашнем любимце? Каждый домашний питомец сам по себе уникален. И различия заключаются не только во внешнем облике: окрас, размер или способ общения, но и во внутренних качествах животного. Мы можем перечислить, что кошка, например, ласковая, умная, сообразительная, хитрая, ловкая. Но простое перечисление не сможет передать нашу любовь и наше восхищение своим питомцем. Очень трудно описать животное так чтобы вызвать отклик у окружающих. Поэтому, на сегодняшнем уроке мы с вами будем учиться это делать на примере произведения настоящего мастера слова. | Слушают. Отвечают. | Информационно-рецептивный метод. Глобальное слушание. Слово учителя. Беседа. |
Информация о писателе, произведении. Актуализация внимания. | Кто-нибудь из вас читал произведения Е.И. Носова? (В русской литературе часто встречаются писатели-однофамильцы: например, Лев Николаевич Толстой и Алексей Николаевич Толстой). Николай Николаевич Носов, автор известных рассказов о приключениях Незнайки, а вот Евгений Иванович Носов – о котором и пойдет сегодня речь, русский писатель, из-под пера которого родились интересные и живописные рассказы о животных («Белый гусь», «Деревенские ласточки», «Лесной хозяин») и произведения о Великой Отечественной войне («Усвятские шлемоносцы»). Внимательно прослушайте мой рассказ об этом авторе, подумайте и попробуйте ответить на такой вопрос: «Почему именно эти 2 темы: о войне и о деревне стали главными в его творчестве?» Он родился в селе Толмачево в 1925 году в семье потомственного мастерового кузнеца. В разгар Великой Отечественной войны, едва успев окончить обучение в 8 классе, Е.И. Носов самовольно уходит на фронт. Закончил обучение будущий писатель уже после войны и стал работать в газете. В это время и появляются его первые рассказы. Как вы думаете, почему именно темы войны и деревни стали главными в его творчестве? Писатель обладал тонким чувством слова, обостренным восприятием окружающего мира. В своих рассказах он мастерски изображал не только людей, но и братьев наших меньших. В особенности, Евгений Носов любил птиц. Зимой пернатым нужна помощь, так как достать в это время года корм очень трудно. Писатель не только сам помогал птицам, но призывал людей не быть равнодушными к их судьбе. Яркие, мастерски созданные на бумаге образы пернатых оживают в нашем воображении. В этом вы убедитесь, когда будете слушать рассказ «Петух». |
Разные ответы. Слушают. -Он юношей ушел на фронт, прошел войну от начала и до конца. Видел все то, что происходило там. Об этом и писал в своих рассказах. -А в деревне он родился, жил. С любовью описывал ее естественный и неспешный ход. | Рецептивный метод. Беседа. Информационно-рецептивный метод. Глобальное слушание. Слово учителя. Рецептивный метод. Беседа. |
Первичное чтение текста. | Внимательно прослушайте этот текст и подумайте: какова тема и основная мысль этого небольшого отрывка (учитель читает). | Слушают. | Рецептивный метод. Глобальное слушание. Ознакомительное чтение. |
Анализ текста. Общие впечатления. | Итак, скажите, какое впечатление у вас вызвал этот рассказ? Как бы вы определили тему этого рассказа? Почему? Основная мысль? Почему? Найдите предложение, которое, как вы считаете, наиболее точно отражает ее. Как вы считаете, что лежит в названии этого текста: тема или основная мысль? Почему? Молодцы. Мы с вами уже говорили ранее, что определение темы и основной мысли нам необходимо, чтобы понять замысел автора. Давайте запишем в тетрадь тему и основную мысль текста. | -Восхищение; -Уважение… -Тема – петух -Петух – красивый и смелый. -Тема. Она отражает то, о чем пойдет речь в тексте. Записывают | Рецептивный метод. Беседа. |
Анализ текста. Анализ содержания. Контроль. | Мы пишем сегодня подробное изложение по художественному тексту, а, следовательно, чтобы хорошо его написать, нужно подвергнуть анализу содержание, композицию и тип речи. Прошу (на доске) перечертите в тетрадь таблицу, состоящую из 3 граф: 1)содержание, 2)композиция, 3)тип речи. Первое, что вы с вами разберем – это содержание. При написании изложения мы должны передать его наиболее точно. А для этого нам потребуется выделить микротемы. Обратите внимание на доску. Здесь эти микротемы написаны, но они перепутаны местами. Попробуйте самостоятельно, пользуясь доказательствами из текста, записать в таблицу, в графу содержание – микротемы в правильном порядке. Итак, кто желает выйти к доске и написать микротемы в правильном порядке? Докажите с помощью текста свою точку зрения. Все согласны? Исправьте ошибки, если есть и запишите правильный вариант. Подведем итог этой работы. Выделив микротемы, мы с вами выделили примерный содержательный план текста, которым вы сможете руководствоваться при написании изложения. | 3)Храбрый боец. 1)Красивый и смелый петух. 2) Гордый красавец. Выходит к доске ученик. Правильный вариант: 1)Красивый и смелый петух; 2)Гордый красавец; 3)Храбрый боец. | Беседа с элементами письменной работы.
|
Анализ композиции. | Содержание любого текста будет диктовать определенное композиционное строение. На подготовке к уроку сочинения мы с вами вспоминали, что текст имеет: вступление, основную часть и заключение. На примере нашего текста давайте найдем эти композиционные части. Скажите, какова роль любого вступления? Есть ли в тексте вводная часть? Если есть, докажите, почему вы так считаете? Молодцы. Запишите в графу композиция под цифрой 1 – вступление. Таким образом, делаем вывод, что вступление у текста есть. Обратимся к основной части. Скажите, какое содержание она будет в себя включать? Только внешний облик? Или только внутреннее содержание? Или обе части? Докажите свою точку зрения. Значит, к основной части мы отнесем оба оставшихся пункта. Тогда следует такой вопрос: у нас нет заключения в этом тексте. Как вы думаете почему? Все дело в том, что этот текст – отрывок из рассказа «Как патефон петуха от смерти спас». Отрывок как бы вырван из этого рассказа. Подразумевается дальнейшее продолжение. Поэтому в данном случае отсутствует заключение. Вот в чем особенность этого текста. Отметим в своих тетрадях, в графе композиция, что основная часть текста включает и описание внешнего вида петуха, и особенности его поведения. | -Подготавливает читателя к дальнейшему восприятию текста. Дает примерное представление о том, что будет дальше происходить в произведении. Есть. «Петух был красивый и смелый». Мы сможем понять, о чем дальше пойдет речь: сначала будет говориться о красоте петуха, а потом – в чем заключается его смелость. -Основная часть будет содержать обе части. В первой части описывается внешний облик птицы. Во второй описывается его внутренние качества. -Может быть замысел автора, где вывод следует сделать читателям. Записывают. | Беседа с элементами письменной работы. |
Анализ типологической структуры (эпизод 1). | Вам сегодня предстоит не просто описать этого петуха, а сделать это так, чтобы создать яркий образ. Данный текст написан в художественном стиле, а следовательно, его основная задача – воздействовать на читателя или слушателя с помощью конкретных картин или образов. Давайте обратимся к тексту и посмотрим, как это делает Евгений Носов. Но для начала – начертите таблицу, состоящую из 3 граф, которые называются так: где? что? какое? Давайте обратимся ко второму абзацу, где дается описание внешнего облика петуха. Что мы можем выписать в таблицу из первого предложения? В 1 графу – «на шее», во 2 графу – «ожерелье», в 3 графу – «огненное». Кто-нибудь знает, что такое «ожерелье»? Обратите внимание на картинку, где изображен петух. Разве у него на шее есть ожерелье? Нет. Просто у петуха таким образом расположены перья, что напоминают ожерелье. Следовательно, данное слово использовано в переносном значении (сравнение). А как вы представляете ожерелье, да к тому же огненное. Это какой цвет? Яркий, желто-красный оттенок. Какой интересный эпитет выбран автором. Скажите, а с какой целью автор нарисовал нам такой образ? Он мог просто сказать: на шее петуха есть перья желто-красного оттенка. Молодцы. Что мы еще можем отметить о внешнем виде петуха? Проследите по тексту. Хорошо. А как вы себе представляете перья да к тому же – серпообразные. Давайте посмотрим на картинку. А кто-нибудь из вас знает: что такое серп? Серп – ручное орудие труда в виде изогнутого полукругом мелко зазубренного ножа. Т.е. автор нам показывает, что форма перьев хвоста изогнутая полукругом. А цвет у этих перьев сине-черный, т.е. очень темного, насыщенного оттенка синего цвета, близкого к черному. Опять перед нами не простое описание обычного петуха, а очень яркое и образное. Давайте запишем в тетрадь. Что еще можно отметить? А как вы себе представляете – бронзовый оттенок? Это золотисто-коричневый, очень красивый цвет. А давайте, обратим внимание на лапы. Как их описывает автор? Обратим внимание еще раз на картинку. Где расположены шпоры и как они выглядят? Правильно. Шпоры, ребята, это роговые заостренные выросты на ногах некоторых птиц. В данном случае, у нашего петушка. Давайте занесем эту информацию в табличку. Итак, подведем итог. Изображен здесь не простой петух, а очень красивый, непохожий ни на какого другого. Автор добивается такого эффекта с помощью ярких эпитетов и образных сравнений. | - Ожерелье – шейное украшение из нитки жемчуга, драгоценных камней. -Чтобы выделить этого петуха, чтобы показать, какой он красивый. -Чтобы мы могли точно представить образ этой птицы. -Серая спина. -Пышный хвост с длинными серпообразными сине-черными перьями. -Изогнутые перья. Похожие на серп. -Широкая грудь, отливающая бронзой. -Коричневый. -С загнутыми острыми шпорами. -Они находятся на лапах, расположены сзади. Небольшие, но острые. | Беседа с элементами письменной работы. |
Анализ типологической структуры (эпизод 2). | Теперь, обратимся к 3 абзацу. В нем описываются уже внутренние качества петуха. Первое предложение – «Был он храбр, как истинный гвардеец». И ключевым выражением здесь будет являться «истинный гвардеец». Гвардеец, ребята, это лучший военнослужащий гвардии – отборного, привилегированного, лучше других обученного войска. Т.е. петух сравнивается с воином, причем самым сильным и самым храбрым. Лучше всего доказывают это, использованные автором глаголы. Найдите, пожалуйста, те, которые наиболее точно показывают, что петух – именно такой: храбрый боец? Правильно. А как вы понимаете слово – «обрушивался»? Т.е. стремительно напасть. Можно сделать вывод, что эти глаголы, как нельзя лучше, доказывают нам, что петух, действительно, истинный гвардеец. Запишите 2-3 глагола в тетрадку. | -Обрушивался; -Растопыривал перья и пригибал голову -Хвост волочился, как плащ. | Беседа с элементами письменной работы. |
Анализ типологической структуры (эпизод 3). | И, наконец, орфографическая работа. Сейчас мы выпишем слова с трудными орфограммами, объясним их, чтобы вы могли в своих изложениях допустить как можно меньше ошибок. -Огненное; -Ожерелье; -Длинные; -Серпообразные; -Сине-черные; -Истинный; -Гвардеец; -Плащ. | Записывают. | Продуктивный метод. Письменная работа. |
Вторичное чтение текста. | Мы с вами проработали все основные трудности, связанные с текстом нашего изложения. Сейчас я читаю вам текст еще раз. Внимательно слушаем его, после чего пишем изложение. | Слушают. | Информационно-рецептивный метод. Слово учителя. Рецептивный метод. Глобальное слушание. |
Написание изложения. | Пожалуйста, приступаем к работе. | Пишут сочинение. | Продуктивный метод. Письменная работа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи в 5 классе.Подробное изложение повествовательного характера с элементами описания предмета(по отрывку из книги Л.Кассиля"Ранний восход")
Урок является закреплением понятия "подробное изложение",учит подробно излагать повествовательный текст с элементами описания предмета,совершенствовать умение раскрывать тему и основную мысль текста.К...
Урок - мастерская в 5 классе "Типы речи. Описание"
Урок - мастерская в 5 классе "Типы речи. Описание" ...
Блочная подача материала на уроках по развитию речи.Типы речи (описание животного).
План урока по развитию речи...
Урок литературы по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Тема: "Связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Своеобразие стиля".
На данном уроке ученики знакомятся с историей происхождения казацких фамилий, определяют связь фамилии с характером её носителя; развиваются творческие способности, умение перерабатывать художест...
«Система коммуникативных заданий для развития монологической речи обучающихся 6 класса (на примере типа речи описания) в соответствии с КИМами»
Хочу представить коллегам систему заданий, которая поможет подготовить к написанию сжатого изложения и сочинения, а особенно - к устному собеседованию выпускников основной школы....
Урок "Типы речи. Описание места"
Урок-презентация "Типы речи. Описание"...
Архитектурные памятники России. Урок развития речи в 8-м классе. Подробное изложение повествовательного характера с элементами описания "Храм Василия Блаженного
Цели: продолжить знакомство с архитектурными памятниками России;познакомиться с отличительными архитектурными особенностями храма Василия Блаженного;проверить умения подробного пересказа текста с испо...