«Система коммуникативных заданий для развития монологической речи обучающихся 6 класса (на примере типа речи описания) в соответствии с КИМами»
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) на тему
Хочу представить коллегам систему заданий, которая поможет подготовить к написанию сжатого изложения и сочинения, а особенно - к устному собеседованию выпускников основной школы. Хочу представить коллегам систему заданий, которая поможет подготовить к написанию сжатого изложения и сочинения, а особенно - к устному собеседованию выпускников основной школы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Хочу представить коллегам систему заданий, которая поможет подготовить к написанию сжатого изложения и сочинения, а особенно - к устному собеседованию выпускников основной школы. В 5 классе учащиеся знакомятся с основным понятием - «текст» и его признаками. В 6, 7 классах ученики закрепляют эти понятия и знакомятся с новыми стилистическими особенностями текстов. Также создают собственные тексты с учётом их стилистической принадлежности. Я остановлюсь на заданиях, развивающих монологическую речь шестиклассников, на примере типа речи описание .
ПРЕДМЕТ И МЕСТО ЕГО НАХОЖДЕНИЯ. В 6 классе в соответствии с программой должно проводиться обучение сочинениям - описаниям природы и помещения. Составной частью таких текстов часто бывает описание места - фрагмент со значением « предмет и место его нахождения». Знакомя обучающихся с новой разновидностью описания, следует разграничить описание места и описание предмета , т.к. в описании места предметы только называются, а в описании предмета они характеризуются, называются их признаки.
ТЕКСТЫ А. В лесу, на траве, на дорожках уже виднелось много опавших листьев. На полянах ярко краснели гроздьями ягод стройные рябины. (Г. Скребицкий ) Б. Кругом деревни поля ещё голые. А одно поле будто зелёной краской залито. Такое яркое, такое весёлое, такое праздничное! Зелёные ростки, одинаковые, как родные братцы, кустиками, кустиками торчат. (Э. Шим )
ЗАДАНИЯ Сравните тексты. Какой из них содержит описание места , а какой – описание предмета ? Промаркируйте те слова, которые помогли вам сделать вывод.
Текст сочинения ученика Моя комната. Я очень люблю свою комнату. Особенно зимой, рано утром, когда встаёт красное от мороза солнце. Оно отражается в окнах соседнего дома и попадает ко мне в комнату. Комната заливается ровным розовым светом. От него становится радостно и спокойно на душе. Вся комната становится как будто волшебной и ещё более уютной. В моей комнате много разных предметов, но я хочу сказать только об одном. Это мой любимый компьютер! Он стоит на моём рабочем столе. Это самая важная вещь в моей комнате, потому что за ним я провожу много времени. Он помогает мне в учёбе и отдыхе. Я очень люблю свою просторную и уютную комнату. Мне хорошо жить в ней!
ЗАДАНИЯ Выделите в прочитанном тексте части: описание предмета и описание его местоположения. По данному образцу создайте собственный текст-описание предмета и его местоположения на тему «Моя школа».
Следующая группа заданий направлена на наблюдение над способами и средствами связи предложений в текстах этого типа.
ТЕКСТЫ А. Шумит над головой лес. Мягко похлюпывает под ногою карельский мох. Рдяно алеют в своей нержавеющей зелени крупные бусины брусники. Косо, невпопад лежит рыжий, поникший папоротник. И никаких звуков – ничего, кроме шума дождя и шорохов леса. Способы _______________________ Средства _________________________ Б. Клевер – один из самых надёжных барометров. Он заранее знает о том, что погода изменится. Достаточно посмотреть на него перед дождём, чтобы убедиться в этом. Перед ненастьем клевер сближает листочки, цветок его на тонкой ножке поникает. Способы _______________________ Средства _________________________
ЗАДАНИЯ Прочитайте тексты. Определите способы и средства связи предложений.
ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ПРЕДМЕТА Следующая группа заданий предполагает обучение шестиклассников использованию языковых средств для обозначения местоположения предмета. Они направлены на предупреждение речевых повторов.
МАТЕРИАЛ К ЗАДАНИЮ Затем, близко, недалеко, после этого, невдалеке, позднее, поблизости, через некоторое время, через час, вблизи, возле, справа, немного позже, около, дальше, в нескольких шагах, наконец, на окне, около двери, тут же.
ЗАДАНИЕ Распределите помещённые выше слова в два столбика. В один - те слова, которые могут быть использованы в описании места, в другой - те, которые могут быть употреблены в повествовании.
ТЕКСТ Рядом с высоким мужчиной сидит маленький мальчик. Рядом с ними лежит их верный пёс Храбрый. Рядом стоят корзина и ведро, полные грибов, и кувшин с ягодами.
ЗАДАНИЕ Прочитайте текст. Определите тип речи. Найдите и устраните речевые недочёты (повторы), используя синонимы.
ТЕКСТ Много есть озёр на свете больших и малых, глубоких и мелких, суровых и живописных, но ни одно из них не может сравниться с Байкалом, и нет другого такого водоёма в мире, который бы мог соперничать с ним столь широкой известностью и громкой славой. И ни о каком другом озере не сложено так много легенд и сказаний, песен и стихов, поэм и рассказов.
ЗАДАНИЯ Прочитайте текст, выделите ключевые слова. Обратите внимание на их частеречную принадлежность. Докажите, что этот текст – описание, используя памятку. Продолжите предложение: На мой взгляд, данный текст принадлежит к типу речи описание, потому что…
Памятка. 1) Нет динамики; действия или признаки постоянные или одновременные, не изменяющиеся во времени. 2) Можно изменить порядок перечисления действий или признаков, поменяв местами фрагменты текста. 3) «Новое» в описании - это свойства предмета. Отсюда - обилие прилагательных и причастий. Особенности описания как типа речи.
УПОТРЕБЛЕНИЕ В ОПИСАНИИ ГЛАГОЛОВ СО ЗНАЧЕНИЕМ НАЛИЧИЯ «Опасным» местом с точки зрения появления речевых недочётов в описании места могут быть глаголы со значением наличия. Они не несут в себе основной информации, а являются связующим звеном между сведениями о предмете и о месте его расположения. Поэтому текст – описание часто содержит безглагольные предложения. Предлагаются задания на нахождение таких особенностей текста.
ТЕКСТ Тарас повёл сыновей своих в светлицу, откуда проворно выбежали две красивые девки-прислужницы… Светлица была убрана во вкусе времени, о котором живые намёки остались только в песнях да народных думах, уже не поющихся более на Украине бородатыми старцами-слепцами; во вкусе того бранного, трудного времени, когда начались разыгрываться схватки и битвы на Украине. Всё было чисто вымазано цветной глиной. На стенах - сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружья, хитро обделанный рог для пороху, золотая уздечка на коня и путы с серебряными бляхами. Окна были маленькие, с круглыми тусклыми стёклами, которые встречаются ныне только в старинных церквах. Вокруг окон и дверей были украшения из дерева. На полках по углам стояла разная утварь: кувшины, бутылки и фляжки зелёного и синего стекла, разные серебряные кубки, позолоченные чарки всякой работы: венецианской, турецкой, черкесской, зашедшие в светлицу Бульбы всякими путями через третьи и четвёртые руки, что было весьма обыкновенно в те удалые времена. Берестовые скамьи вокруг всей комнаты; огромный стол под образами в парадном углу; широкая печь с запечьями, уступами и выступами, покрытая пёстрыми изразцами,- всё это было очень знакомо нашим двум молодцам, приходившим каждый год на каникулярное время . В качестве текста - описания интерьера мною использован отрывок из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (глава 1).
Задания к тексту Докажите, что этот текст относится к описанию. Выделите части в соответствии со схемой строения текста – описания (схема прилагается). Схема строения текста-описания: 1). Общее впечатление о предмете описания. 2). Признаки предмета. 3). Отношение к предмету. Отметьте глаголы наличия в тексте. Объясните их роль в тексте. Выделите в тексте безглагольные предложения . Проведите с ними лингвистический эксперимент: вставьте (где возможно) глаголы наличия. Пронаблюдайте, как изменился текст. Улучшился или ухудшился? Лексическая работа. Отметьте в тексте слова, значения которых вам непонятны. Проведите работу с «Толковым словарём» Ожегова по выяснению значений слов.
ТЕКСТЫ-ОПИСАНИЯ РАЗНОЙ СТИЛИСТИЧЕСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ Описания часто встречаются в текстах разной стилистической принадлежности. В научное описание включаются существенные, точные признаки, которые названы прилагательными и существительными. В описании художественного стиля выделяются самые яркие признаки, создающие образ; они могут передаваться сравнениями, словами в переносном значении, словами с оценочными суффиксами. Предлагаются задания на понимание особенностей описаний разной стилистической принадлежности.
ТЕКСТЫ А. Яблоня – ранет пурпурный - морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5-3 сантиметра. Вес плода- 17-23 грамма. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом. Б. Липовые яблоки были крупные и прозрачно-жёлтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось, как стакан свежего липового мёда. В середине чернели зёрнышки. Потрясёшь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки. (В. Солоухин)
ЗАДАНИЯ Чем различаются эти описания? В чём их особенности с точки зрения лексики, синтаксиса? К каким стилям речи они принадлежат? Где могут употребляться? Найдите в своих учебниках тексты, подобные тексту А. Объясните их назначение. На основе найденных текстов типа А создайте собственный художественный текст типа Б.
ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА Хотя описание внешности человека в соответствии с программой изучается только в 7 классе, считаю целесообразным уже шестиклассникам давать задания на узнавание и нахождение характеристик-описаний в прочитанных ими текстах художественных произведениях.
В качестве примера текста - описания внешности человека взят отрывок из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были острижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары .
ЗАДАНИЯ Лексическая работа. Отметьте в тексте слова, значения которых вам непонятны. Проведите работу с «Толковым словарём» Ожегова по выяснению значений слов. Найдите в текстах прочитанных вами произведений подобные описания. Участвуйте в проведении игры - викторины «Узнай меня». По представленному тексту - описанию узнайте литературный персонаж, укажите название произведения и его автора.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - мастерская в 5 классе "Типы речи. Описание"
Урок - мастерская в 5 классе "Типы речи. Описание" ...
Блочная подача материала на уроках по развитию речи.Типы речи (описание животного).
План урока по развитию речи...
Типы речи. Описание.
Урок русского языка в 6 классе "Типы речи. Описание" Урок построен в соответствии с ФГОС в форме технологической карты....
«Урок обучающего изложения подробного характера типа речи – описание, в художественном стиле, по произведению Е. Носова «Петух» ( 2 часа).
Для урока обучающего изложения был выбран текст Е. Носова «Петух». Задача обучающего сочинения подробного характера: «воспроизвести как можно более полно содержание исходного текста»....
Урок "Типы речи. Описание места"
Урок-презентация "Типы речи. Описание"...
Урок русского языка в 5 классе по теме "Типы речи. Описание"
Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Типы речи. Описание"...
Комплекс заданий по теме "Структура типа речи - описание"
Комплекс заданий по теме "Структура типа речи - описание"...
- Мне нравится (1)