Блочная подача материала на уроках по развитию речи.Типы речи (описание животного).
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
План урока по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blochnaya_podacha_materiala_na_urokakh_po_razvitiyu_rechi.docx | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
5 класс
Тема: Блочная подача материала на уроках по развитию речи.
Типы речи (описание животного).
Цели и задачи: Введение теоретического материала крупными блоками;
формирование речевых навыков и умений; научить самостоятельной творческой работе по созданию текста на основе теоретических знаний о канонах построения и речевого оформления высказывания; научить видеть общее в отдельном для применения при создании или анализе любого другого текста этой группы; показать закономерности строения текстов – описаний, характер развития в них мысли, привить навыки устранения речевых недочетов; развивать языковое чутье и речевую культуру.
На интерактивной доске:
где? когда? какой? почему?
что произошло? как? зачем?
что делает?
меняющиеся постоянные причины
действия наблюдения явлений,
(предмет и (предмет и его их связь
его действия) признаки)
Тематический словарь:
Части целого:
голова хвост величина (форма)
уши грива цвет (окраска)
шерсть глаза
лапы шея
когти оперения
клюв крылья
Текст №1
На черной воде плавала громадная птица. Оперение ее переливалось лимонным и розовым цветом. Заросшая курчавым пухом голова была маленькая, величиной с яйцо. Огромный клюв с кожаным красным мешком как будто был приклеен к ней.
Текст №2
Пеликан постепенно вылез на берег и приковылял к нашему привалу. Тут он увидел рыбу, раздвинул клюв, щелкнул им с деревянным стуком, крикнул «уэк» и начал отчаянно бить крыльями и притоптывать утиной лапой.
Текст №3
Пеликаны не могут нырять. Это связано с особым строением костей и наличием подкожных воздушных мешков.
Беседа с классом
- О ком говорится в этих отрывках?
Что в них общего? (тема одинаковая)
- Что мы узнаем из I части? (какой пеликан)
из II части? (что делает, его действия)
из III части? (почему он не может нырять, причины)
- Представьте, что у вас в руках фотоаппарат, сколько вам нужно сделать снимков к I части? (один, все признаки одновременные)
ко II части? (столько, сколько меняющихся действий; здесь действия последовательные)
- можно ли сфотографировать то, о чем говорится в III части? (нет, потому что причину увидеть нельзя, ее можно узнать, понять, об этом можно только рассуждать).
Итак, перед нами разные типы речи – описание, повествование, рассуждение.
Тип речи (типовой фрагмент) – это группа предположений, имеющих общее (типовое) значение. Все предложения, входящие в тип речи, строятся по одной и той же модели. По своей структуре типовой фрагмент (или тип речи) состоит из «данного» (Д) и «нового» (Н).
Д - в нем всегда что-то повторяется (конец или новое)
Н - даёт новую информацию.
Обратимся к тексту №1, где описывается, какой пеликан, т.е. его признаки.
- Как описывается внешность пеликана?
( называется не весь предмет описания, а его части, детали – это обязательный компонент подобного текста – описания).
оперение, голова, клюв
Это позволяет избежать ненужных повторов слова «пеликан» и более подробно описать предмет изображения.
Обратите внимание на порядок построения предложений:
Д | кто что | ? | предмет | Н | какой каков | ? | признак |
В качестве «данного» могут быть использованы существительные со значением части целого. Вначале называются детали, которые рисуются, а в конце их признаки («новое» всегда в конце).
Главное в тексте - описании – показ признаков.
Описать предмет – значит указать, раскрыть признаки предмета или явления.
Что может быть предметом описания?
(Человек, животное, природа, местность, обстановка и т.д.)
В зависимости от того, какую цель мы ставим, приступая к описанию, определяется стиль речи. Если нам нужно сообщить какую-либо информацию, научные сведения, мы используем научно-деловой стиль.
( Научное описание используется в учебнике природоведения, где говорится не о конкретных животных, а о признаках, свойственных всем животным данного вида).
Деловое описание.
Представьте, что у вас пропало домашнее животное: кошка, собака, попугайчик. Как бы вы составили описание?
-Зачитать подготовленные дома объявления о пропаже.
Ваша задача - как можно точнее и полнее передать все постоянные признаки, отметить все существенное, по которому можно отличить предмет изображения от других.
Если нам необходимо передать читателю свои чувства, переживания нарисовать словами картину-это художественный стиль.
(например, пишете в письме подруге, другу, какой прекрасный кот или собака живет у вас в доме).
Текст описания в художественном стиле или художественное описание построить труднее.
Совет М.А. Рыбниковой.
«Чтобы описание получилось живым, убедительным, постарайтесь взглянуть на предмет описания «открытыми» глазами: мало ли что ты видел все это вчера, и в прошлом году, видишь каждый день. Взгляни еще раз и схвати все это заново».
Этому нужно учиться. И учиться прежде всего у авторов – профессионалов, у писателей.
Зачитать пример художественного описания (1 часть – на интерактивной доске).
«Петух»
Петух был такой красивый и смелый. На шее огненное ожерелье. Спина серая, в мелких белых пестринках, а в пышном хвосте длинные, серпообразные сине-черные перья. Держался он гордо. Выступал вперед широкой, отливающей бронзой грудью, высоко, будто на параде, поднимал лапы с загнутыми острыми шпорами.
Был он храбр, как истинный гвардеец. На улице делал к противнику два-три неторопливых шага, будто представлял ему возможность подумать.
Если тот не убирался, петух стремительно обрушивался на него. При этом он зонтиком растопыривал на шее медно-красные перья, низко пригибал голову, его длинный хвост волочился по земле, как плащ.
Е. Носов
- Автор рисует нам петуха вообще или какого-то определенного?
(Да, ему присуща отличающая его от других внешность, характер)
- Автор стремится сообщить нам все точные и подробные сведения о петухе или нарисовать его словом?
В художественном описании все подчинено основной мысли автора, его замыслу, следовательно, автор включает в описание только те признаки, которые эту мысль раскрывают.
- Где заключена основная мысль отрывка?
(В первом предложении)
Замысел автора – показать красоту петуха и его смелость, это определяется отбором признаков.
Текст разбивается на 2 абзаца (части). В I – внешний вид петуха, во II-его повадки.
- Как описывается внешность?
(шея, хвост, спина; называется не весь предмет, а его части).
Предложения построены таким образом:
Д Н
ПетухД был такой красивыйН и смелыйН. На шееД огненное ожерельеН. СпинаД сераяН, а в пышном хвостеД длинныеН перья.
Обратите внимание на то, что в качестве Д используется существительные со значением части целого, в качестве Н используются прилагательные, существительное «ожерелье», признаковые глаголы («волочился»).
Недостатком вашей работы может стать употребление в качестве Н только прилагательных. Можно использовать другие части речи,словосочетания со значением признака (величина, цвет), причастия (текст о пеликане).
Можно часть признаков переместить в Д (например: огромныйН клювД, заросшая курчавымН пухом головаД).
Нужно избегать повторов.
У автора «петух», «он» (целое заменено частями целого). Связка «был» употреблена всего два раза.
Язык художественных описаний тоже яркий, эмоциональный, выразительный, образный. Этому тоже нужно учиться.
У автора:
1) точные эпитеты (выбрал из ряда синонимов самые точные, конкретные:
спина не просто серая, а серая в мелких белых пестринках);
2) точная глагольная лексика («выступал», а не ходил, двигался);
3) используется сравнения «будто на параде», «как истинный гвардеец», метафора - «грудь, отливающая бронзой», «острые шпоры»,
ведь автору нужно показать его смелость: не петух, а воин, боец.
Есть ли в тексте элементы повествования? (как он двигался, как ведет себя во время боя).
Описывая животное, нельзя не говорить о его повадках. Для чисто описательных текстов характерно отсутствие движения. Основная функция описания - запечатлеть какой-то момент действительности.
Если есть элементы повествования, то они подчинены законам описания. Лучше описывать предмет в какую-то определенную минуту времени.
Как же все это применять на практике? Обратимся к сочинениям учеников, описывающих какое-либо животное.
Дидактический материал: § 91 упр.410 «Бег по кругу».
Основная мысль - в первом предложении.
Замысел, цель автора – показать верхового коня в беге по кругу.
Как построен текст?- по законам описания
Д Н
Элементы каких типов речи присутствуют в тексте?
(повествование – как бежит конь)
Конь показан в определенный момент времени.
Недостатки:
1)повторение связки «был»;
2) использование целого вместе с частью целого;
3) для передачи признаков используются в основном прилагательные
(можно Н Д)
Дидактический материал: упр.414, 415 (устранение фактических неточностей и ошибок).
Итак, делаем выводы.
1) Для каждого типа речи существуют свои законы построения текста.
Если это описание, в предложениях называется предмет (целое) и его детали (части целого) и показываются их признаки.
Д | кто что | ? | предмет | Н | какой каков | ? | признак |
2) Если это художественное описание, нужно отобрать такие признаки, которые помогли бы нам «увидеть» предмет наиболее ярко, образно (уменьшительно-ласкательные суффиксы, слова в переносном значении, сравнения)
3) Стараться избегать речевых недочетов:
а) слово – связка «был» употребляется в настоящем времени;
б) повтор предмета, который описывается (замена целого частями).
4) Для передачи признаков использовать не только прилагательные, но и другие части речи.
Домашнее задание: описать животное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Блочное изучение материала на уроках геометрии
Блочное изучение материала на уроках геометрии в старших классах ....
Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»
Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»Анализ текстов разных типов речи на уроках русского языка как средство формирования...
Темы уроков: ПОВТОРЕНИЕ СТИЛИ РЕЧИ. ТИПЫ РЕЧИ
Планируемые результаты:предметные: владеют навыками стилистического и типологического анализа текста;личностные: развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивост...
Дидактические многомерные инструменты как метод организации повторительно-обобщающих и обзорных уроков в системе блочной подачи материала.
.................
Методическая разработка конспекта урока для учащихся 6 класса на тему "Развитие речи. Типы текстов. Рассуждение, повествование, описание предмета."
В русском языке существуют 3 типа речи: повествование, описание, рассуждение. У каждого типа речи имеется своя характеристика.Учащиеся по окончании урока должны научиться: ...
Разработка урока развития речи "Типы речи"
Уро развития речи...
Урок развития речи "Описание животного"
Художник рисует красками, писатель - словами. Научиться так описать любимое животное, чтобы каждый хотел к нему прикоснуться, погладить - сможет каждый, если познакомится с разработкой урока. Клише со...