Архитектурные памятники России. Урок развития речи в 8-м классе. Подробное изложение повествовательного характера с элементами описания "Храм Василия Блаженного
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс)
Цели:
продолжить знакомство с архитектурными памятниками России;
познакомиться с отличительными архитектурными особенностями храма Василия Блаженного;
проверить умения подробного пересказа текста с использованием в письменной речи архитектурной лексики;
развивать умение воспроизводить архитектурные детали памятника.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Архитектурные памятники России. Урок развития речи в 8-м классе. Подробное изложение повествовательного характера с элементами описания "Храм Василия Блаженного"
Цели:
продолжить знакомство с архитектурными памятниками России;
познакомиться с отличительными архитектурными особенностями храма Василия Блаженного;
проверить умения подробного пересказа текста с использованием в письменной речи архитектурной лексики;
развивать умение воспроизводить архитектурные детали памятника.
Оборудование:
картины с изображением храма Василия Блаженного;
цветные иллюстрации учебника с изображением храма Василия Блаженного;
карточка-текст (для учителя).
индивидуальное задание (даётся ученику до урока) – подготовить выразительное чтение стихотворения Д. Кедрина “Зодчие” (упр. № 112).
Архитектура – тоже летопись мира, она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания и когда уже ничто не говорит о погибшем народе.Н. В. Гоголь
План (закрыт):
По какому поводу был построен храм Василия Блаженного?
В чём оригинальность архитектурного сооружения храма?
Архитектурные детали храма.
Какова история храма Василия Блаженного? Кто его авторы? Какова легенда о храме?
Слова (закрыты):
Зодчий – строитель, архитектор (специалист в области архитектуры).
Архитектура – искусство проектировать и возводить здания и сооружения.
Летопись – совокупность, собрание каких–либо записей, произведений, кинолент и т. п., в которых нашли отражение отдельные моменты развития, хода чего – либо.
Юродивый, блаженный – у православных христиан: добровольный нищий скиталец, принявший образ человека, лишённого здравого ума, но обладающий даром прорицания.
Храм – здание, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.
Собор – главная или большая церковь в городе, в монастыре.
Столп – башня, колонна.
Подклеть – нижний ярус в церкви.
Придел – пристройка православного храма со стороны южного или северного фасада.
В октябре 1552 года, Казань, Иван Грозный, храм – памятник, каменный собор Покрова, многоглавая группа кремлёвских соборов, столпы – храмы стоят на широком подклете сложного звёздчатого очертания, башнеобразная форма, строители – Барма и Постник.
ХОД УРОКА
1. Запись числа, темы.
2. Постановка цели урока.
3. Запись эпиграфа в тетрадь, работа над ключевыми словами архитектура, летопись и смыслом эпиграфа.
4. Слово учителя.
Наша страна – Россия – чрезвычайно красива и знаменита на весь мир своими архитектурными памятниками. Мы уже с вами об этом говорили, когда писали недавно подробное изложение о Триумфальной арке, которая находится в городе Москве – столице нашей Родины. Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним из них. Расположен он в центре Москвы на Красной площади. Столица наша до сегодняшнего дня сохранила свой неповторимый русский стиль, своё лицо. И сегодняшний урок мы посвятим одному из красивейших архитектурных памятников России – храму Василия Блаженного. Невозможно представить Красную площадь без собора Василия Блаженного. Его затейливые многокрасочные купола и шатры известны всем: и тем, кто бывал в Москве, и тем, кто никогда в ней не был. Однако далеко не всем известно, что стены и башни такого знакомого собора хранят свои тайны и загадки. Мы узнаем интересные эпизоды из жизни этого памятника. Я не случайно сказал “из жизни”.
– Как вы думаете, почему? Наверное, потому, что у памятников, как у людей, есть своя жизнь, своя судьба. Об этом мы с вами узнаем чуть позже.
5. Конкретизация темы урока. Работа над ключевыми словами темы.
а) Запись на доске и в тетрадях (открывается доска с записанными словами, ученики записывают значения слов)
Храм Василия Блаженного – здание, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов,
блаженный (синоним юродивый) – у православных христиан: добровольный нищий скиталец, принявший образ человека, лишённого здравого ума, но обладающий даром прорицания.
б) Слово учителя об истории храма.
Карточка. Василий Московский, Христа ради юродивый (1468 – 2.08.1557).
Его родителей звали Иаков и Анна. Согласно старинной московской легенде, Анна родила Василия на паперти храма Владимирской иконы Божией Матери в лето 1469 от Рождества Христова в ближнем подмосковном селе Елох, где гораздо позднее построили Елоховский собор. Мальчик, названный Василием, родился в крестьянской семье. Был он с детства смышлен, трудолюбив и набожен. Когда Василий подрос, отец отправил его в Москву и отдал в обучение к сапожнику. Однажды к мастеру заехал молодой и красивый воин. Он попросил сделать ему сапоги из лучшей кожи, такие, чтоб носились много лет. Мастер пообещал сделать все за две недели, и заказчик дал ему хороший задаток.
Как только воин ушел, Василий тяжело вздохнул, а потом, грустно улыбнувшись, сказал: “Пропадут деньги его понапрасну”.
Мастер рассердился и ответил: “Здесь, Васятка, напрасно денег не берут”.
Василий еще раз вздохнул и, ничего не сказав в ответ, печально поглядел на хозяина.
На следующий день оба они узнали, что заказчик их внезапно умер.
И еще несколько раз, к немалому изумлению знавших его, отрок оказывался пророком и ясновидцем. Невмоготу стало ему сидеть в тесной комнатушке над кожей и дратвой, и однажды, поклонившись хозяину, ушел Василий в старой поскони и босиком на паперть церкви Святой Троицы, что стояла над кремлевским рвом, рядом с Фроловским мостом. Здесь вскоре обрел он славу юродивого Христа ради, то есть блаженного человека, принявшего на себя смиренную личину юродства, но отнюдь не юрода-безумца, а, напротив, мудреца. Юродивых исстари почитали на Руси, считая Божьими людьми, отказавшимися от всех благ жизни, от собственных родных, не боявшихся говорить правду в глаза кому угодно, истязавшими себя голодом и холодом.
В лютый мороз и под палящим солнцем он ходил обнаженным и босым по московским улицам. Святой подчас опрокидывал лотки с товаром и с радостью принимал побои торговцев. Однако потом обнаруживалось, что поступал он так по Божиему Промыслу, так как товар, опрокинутый им, был негодным. И вскоре стало ясно, что св. Василий — человек Божий. Многие москвичи обращались к блаженному за советом. Василий был ясновидцем и на торгу бесстрашно обличал нечестных торговцев, подливавших в молоко воду, а в муку — мел. Он не боялся ни бояр, ни самого грозного царя Ивана Васильевича, а они, напротив, боялись нищего пророка.
Однажды Блаженный Василий разбросал на базаре калачи у одного калачника, и тот сознался, что в муку подмешивал мел и известь. Однажды воры, заметив, что святой одет в хорошую шубу, подаренную ему некоторым боярином, задумали обманом выманить ее у него; один из них притворился мертвым, а другие просили у Василия на погребение. Василий точно покрыл мертвого своею шубою, но, видя обман, сказал при этом: "буди же ты отныне мертв за лукавство твое; ибо писано: лукавии да потребятся". Обманщик действительно умер.
Слава блаженного изо дня в день росла, и москвичи глядели на него со страхом и благоговением. Он необычайно возвысился в глазах народа в июне 1547 года, когда было Василию уже 78 лет. 20 июня его увидели горячо молящимся и безутешно плачущим возле церкви Вознесенского монастыря, что стоял на Остроге. (Ныне это улица Воздвиженка.) Необычайно долгой была молитва Василия и чрезвычайно глубоким казалось всем его горе.
На следующий день в Вознесенском монастыре вспыхнул пожар и одновременно началась, как сообщал летописец, “буря велика, и потече огонь яко же молния”. Это был самый грандиозный из всех пожаров, какие когда-либо случались в городе.
Царь с семьей бежал из Кремля на Воробьевы горы и смотрел, как превращалась в пепел его столица. Через десять часов Москва выгорела дотла — не осталось ни одного дома, погибло людей “без числа”.
Вскоре после пожара Василий заболел и 2 августа 1551 года скончался. Сам Иван Грозный нес его гроб и повелел похоронить блаженного у Троицкой церкви, что на Рву.
А в 1555 году над могилой Василия Блаженного начали строить новый храм в честь покорения Казани, названный Покровским собором, что на Рву.
Через шесть лет собор был построен, но через 30 лет москвичи стали называть его храмом Василия Блаженного, потому что в 1588 году к собору был пристроен придел Василия Блаженного, который и дал новое имя всему собору, ставшее общепризнанным, хотя официально храм и сейчас называется собором Покрова Богоматери.
С 1588 г. стали говорить о чудесах, совершающихся у гроба Блаженного Василия; вследствие этого патриарх Иов определил праздновать память чудотворца в день его кончины, 2 августа. Царь Феодор Иоаннович велел устроить в покровском соборе придел во имя Василия блаженного, на месте, где он был погребен, и соорудил для мощей его серебряную раку. Память Блаженного в Москве издревле праздновалась с большою торжественностью: служил сам патриарх и при богослужении присутствовал обыкновенно сам царь. (Использован материал кн.: Вольдемар Балязин. Занимательная история России. М. 2001)
6. Рассматривание цветной иллюстрации “Храм Василия Блаженного” в учебниках.
7. Чтение учителем текста о храме Василия Блаженного из учебника (упр. № 111).
Учащиеся в это время продолжают рассматривать цветную иллюстрацию. Чтение вслух задания одним из учеников.
8. Беседа и задания.
– Как можно озаглавить текст?
а) Запись на доске и в тетрадях.
“Храм – памятник Василию Блаженному”. Архитектурное или скульптурное сооружение в память какого – либо лица, события.
б) Чтение текста по абзацам с объяснением непонятных слов (значения слов записаны на доске).
в) Составление плана с отражением в каждом абзаце микротемы.
г) Чтение плана, записанного на доске.
– Какие пункты плана можно объединить? (2 и 3)
– Запишите план в тетрадь.
План.
1) По какому поводу был построен храм Василия Блаженного?
2) Оригинальность “архитектурных деталей” храма.
3) Какова история храма Василия Блаженного? Кто его авторы? Какова легенда о храме?
– Каков стиль текста? Докажите. (Публицистический: цель – донести до читателей красоту храма, показать его оригинальность и удивительную судьбу; сфера применения – статья в журнал; лексика – специальная, архитектурная терминология)
– Определите тип речи. Докажите. (Повествование с элементами описания)
9. Выступление учащегося (индивидуальное задание).
– Прослушайте стихотворение Д. Кедрина “Зодчие”. Сравните его с текстом о храме Василия Блаженного. В чём различие между ними?
Чтение стихотворения “Зодчие” (упр. 112).
– Почему стихотворение называется “Зодчие”? Кто такие зодчие? Подберите к этому слову синоним. (Значение слова записано на доске)
– Почувствовали ли вы различие и в чём между текстом и стихотворением о храме. (В тексте в центре повествования находится сам храм, а в стихотворении – его строители, поэтому у них разные темы и основные мысли. Дети определяют темы и идеи произведений. Стихотворение написано в художественном стиле. Учащиеся доказывают правильность своих суждений)
– Прочитаем ещё раз выразительно текст упр. 111.
Читает ученик.
10. Словарная работа.
Чтение слов и словосочетаний, записанных на доске, для использования при написании изложения.
11. Слово учителя.
– Наше знакомство с храмом Василия Блаженного подходит к концу, и мне остаётся пожелать вам мысленно совершить экскурсию в красивейший архитектурный памятник России – храм Василия Блаженного, а потом письменно поделиться своими впечатлениями от увиденного и услышанного о нём.
Памятники – это наша история и наша память, и мне кажется, пока мы помним об истории страны, мы продолжаем её жизнь.
Я объявляю конкурс на лучшее описание этого памятника.
12. Самостоятельная работа учащихся (если учащиеся не успеют написать в классе, можно разрешить закончить дома).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе по теме «Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания предмета»
план-конспект урока русского языка по развитию речи...
Описание памятника (к урокам развития речи в 8 классе). Презентация учащихся.
Описание памятников литературных героев, архитектурных сооружений, знаменитых людей.Данные презентации подготовлены учениками 8 "Г" класса к урокам развития речи по теме "Описание памятника"....
Урок развития речи в 5 классе.Подробное изложение повествовательного характера с элементами описания предмета(по отрывку из книги Л.Кассиля"Ранний восход")
Урок является закреплением понятия "подробное изложение",учит подробно излагать повествовательный текст с элементами описания предмета,совершенствовать умение раскрывать тему и основную мысль текста.К...
конспект урока + презентация "Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания 5 класс"
конспект урока + презентация "Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания 5 класс"...
Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания предмета».
Дидактическая цель: создание условий для формирования навыков выявления особенностей текста повествования и описания, признаков художественного стиля, выделения микротем текста, пересказа (в том чис...
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ НА ТЕМУ: «ОПИСАНИЕ ПРИРОДЫ», «ВЫБОРОЧНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ – ОПИСАНИЕ НА ТЕМУ «УЖАСНАЯ МЕТЕЛЬ» (6 КЛАСС)
Конспекты уроков разработаны с использование АРТ-технологий...
Конспект урока развития речи в 8 классе «Подробное изложение повествовательного текста»
Цели урока:1. Знакомство учащихся с историей памятника Второй мировой войны.2. Развитие творческих способностей, умения воспринимать и осмысливать текст, организовывать собственные мысли после чтения....