Урок развития речи в 5 классе.Подробное изложение повествовательного характера с элементами описания предмета(по отрывку из книги Л.Кассиля"Ранний восход")
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Урок является закреплением понятия "подробное изложение",учит подробно излагать повествовательный текст с элементами описания предмета,совершенствовать умение раскрывать тему и основную мысль текста.Красочные иллюстрации,отрывки из различных литературных произведений,пошаговая подготовка к работе помогут учителю и учащимся в достижении цели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи
Подробное изложение повествовательного характера с элементами описания предмета (по отрывку из книги Л.Кассиля «Ранний восход»)
5 класс
Учитель Краснова Н.В.
Цель урока: закрепить понятие «подробное изложение», учить подробно излагать повествовательный текст с элементами описания предмета, совершенствовать умение раскрывать тему и основную мысль текста.
Ход урока.
- Речевая разминка.
Где березняк, рябой и редкий,
Где тает дымка лозняка,
Он, серенький, сидит на ветке
И держит в клюве червяка.
Но это он, простой, невзрачный,
Озябший ночью от росы,
Заворожит поселок дачный
У пригородный полосы.
(М.Исаковский)
- Прочитайте стихотворение.
- Догадались ли вы, о ком в нем идет речь?
- Какими вы представили себе соловья? Расскажите о нем, используя слова автора.
- Обратите внимание на определения, которые дает автор: серенький, простой, невзрачный. Как соотносятся лексические значения этих прилагательных? (Это слова- синонимы)
- А как отзывается автор о пении птицы, какой глагол он использует, каково его значение?
(В.И. Даль. Толковый словарь Русского языка:
Заворожить (перен.) – совершенно очаровать, обворожить кого-нибудь, всецело завладеть чьим-то вниманием, мыслями, чувствами).
- Какое настроение чувство передано в стихотворении?
- Прочитайте стихотворение выразительно,соблюдая интонацию, необходимые паузы и логическое ударение. Несколько учащихся читают, учитель и ученики оценивают чтение.
- Работа по теме.
- Приступим к основной части работы. Наш сегодняшний урок будет посвящен работе над изложением.
Вы должны научиться подробному изложению текста с введением в него описания предмета. Само по себе описание встречается редко, обычно оно включается в сказку, рассказ, повесть, роман.
- Давайте вспомним произведения, включающие в себя описания различных предметов.
1) За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть;
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит,
А сама – то величава,
Выступает, будто пава.
(А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)
2) Оно
Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто медом налилось!
Видны семечки насквозь…
(А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
3)…кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Пыль с лежанкой изразцовой.
(-//-)
4) Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломкой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко постучит.
(А.С. Пушкин «Зимний вечер»)
5) …пышный, румяный, и такой красоты,
Что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать!
Изукрашен хлеб разными хитростями,
выведены сверху города с заставами.
(«Царевна – лягушка»)
6)… такой чудный, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать! Изукрашен ковер златом – серебром, вышито на нем все царство с городами и деревнями, с горами и лесами, с реками и озерами.
- Мы разобрали много интересных примеров. Из них видно, что можно описать предметы, обстановку, природу. С какой же целью вводят авторы описания?
- А теперь обратимся к тексту Льва Кассиля. Вам предлагается отрывок из его книги «Ранний восход».
Многое открылось Коле в это лето. Он использовал каждую минуту, чтобы понять сокровенные законы во всём, что его окружало. Он мог часами всматриваться в зубчатый вырез кленового листа с тонкими прожилками, сличал его с зазубринами на крыле бабочки.
Коля научился подмечать неожиданные сходства. Веточка ландыша напоминала ему капельки молока, брызнувшего на траву. А иногда крохотные фарфоровые ролики на зелёном лилипутьем столбике.
- Будто табунок молоденьких зебр пасется,- показывал он на рощицу молодых белоногих берёзок.
Он срывал пшеничный колос с длинными золотыми усами, вертел его
над головой, подставлял лучам солнца. Он видел в нём палочку
горящего бенгальского огня.
Внимательный взгляд Коли распознавал теперь многое, что ускользало от него раньше.
В ней Кассиль пишет о природе, России и ее маленьком гражданине, вашем ровеснике Коле Дмитриеве. Это юный художник. Он не просто смотрит вокруг. Он всматривается и видит чудеса.
- Прослушайте отрывок «Неожиданные сходства»
- Определите стиль отрывка. Какие задачи решает автор и какие языковые предметы данного стиля вы видите?
(Этот отрывок является текстом художественного стиля. Автор рисует яркую, эмоциональную картину, вовлекает читателя в наблюдение за миром леса).
- Сформируйте основную мысль текста, пользуясь словами автора.
(- Многое открылось Коле в это погожее лето.
- Коля научился подмечать неожиданные сходства.
- Коля научился распознавать то, что ускользало от него раньше.)
- Верно. А для чего автор несколько раз формирует основную мысль? Помогает ли это в построении текста?
(Это повторение основной мысли помогает организовать текст. Первая – зачин, вокруг второй группируется описание,третья выступает в роли концовки).
- Вы верно подметили, что описание подтверждает основную мысль текста. Описание- основа этого текста, ведь взгляд Коли на природу – часть его внутреннего мира.
- А теперь проанализируйте 2,3,4 абзацы текста и определите микротемы (предметы) в описании.
(Ландыши, березовая роща, колосок).
- Попытаемся установить те признаки,которые создают образ каждого из предметов. Все эти признаки легли в основу сравнении,которых так много в этом тексте.
(Сочетание белых цветочков и зелёного стебелька у ландыша,белый ствол с черными полосками у березы, золотистость колоса).
- Почему именно эти признаки схватил глаз юного художника?
Они ярче других, бросаются в глаза.
- Какими языковым средствами пользуется писатель?
(Ландыши: капельки молока, брызнувшего на траву.
Береза: будто табунок зебр пасется.
Колос: с длинными золотыми усами.)
- Видите, насколько необычны, свежи эти образы. А посмотрите на состав некоторых слов, выделите в них суффиксы:
Капельки,стебелек, табунок, рощица.
- Какую окраску придают словам суффиксы?
(Уменьшительно – ласкательную)
- Для чего использует их Кассиль,помогают ли они передавать отношение Коли к природе?
(Помогают доказать что Коле очень дорог этот лес.)
- Прослушайте текст еще раз. Мы уже говорили о его структуре. Составим план этого текста. План наш будет сложным,т.к. микротемы выделили в отдельные подпункты.
- Многое открылось Коле в это погожее лето.
- Коля научился подмечать неожиданные сходства.
- Веточка ландыша.
- Белоногие березки.
- Колосок с золотыми усами.
- Внимательный глаз Коли видит то, что ускользало раньше.
- Теперь вы почти готовы к написанию изложения, но мы должны предупредить возникшие орфографические ошибки, поэтому проработаем текст еще раз.
- Работа на доске и в тетрадях.
Сокровенные законы, всматриваться, зубчатый, неожиданные сходства, крохотные фарфоровые рамки, на зеленом лилипутьем стебельке, белоногих березок, колосок с длинными пшеничными усами, солнце, палочка горящего бенгальского огня.
- Заключительное чтение. Подробное изложение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи в 5 классе по теме: "Подготовка к сочинению-описанию "Моя любимая игрушка"
Данный урок воспитывает у детей интерес к народному искусству, сопровождается презентацией "Из истории русской игрушки", учит пятиклассников создавать текст-описание предмета, пользуясь планом к сочин...
Урок русского языка в 5 классе по теме «Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания предмета»
план-конспект урока русского языка по развитию речи...
конспект урока + презентация "Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания 5 класс"
конспект урока + презентация "Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания 5 класс"...
Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания предмета».
Дидактическая цель: создание условий для формирования навыков выявления особенностей текста повествования и описания, признаков художественного стиля, выделения микротем текста, пересказа (в том чис...
Тема: «Подготовка к изложению с творческим заданием (изменение лица) с элементами описания предмета по отрывку из рассказа К.Паустовского «Жильцы старого дома».
Тип урока: урок развития речи....
« КАК ПРОВЕСТИ УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПО ТЕМЕ: «УСТНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ И СОЧИНЕНИЕ – ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПО ЛИЧНЫМ НАБЛЮДЕНИЯМ (НА ОСНОВАНИИ ЛИЧНОГО ОПЫТА). СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ СОЗДАНИЯ ТЕКСТА СОЧИНЕНИЯ»
На сегодняшний день так складывается ситуация с преподаванием русского языка и литературы, что мы понимаем, как особенно необходимо обращать внимание на письменную и устную речь обучающихся, особенно ...
Архитектурные памятники России. Урок развития речи в 8-м классе. Подробное изложение повествовательного характера с элементами описания "Храм Василия Блаженного
Цели: продолжить знакомство с архитектурными памятниками России;познакомиться с отличительными архитектурными особенностями храма Василия Блаженного;проверить умения подробного пересказа текста с испо...