Урок "Типы речи. Описание места"
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) на тему

Енукова Татьяна Александровна

Урок-презентация "Типы речи. Описание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon tipy_rechi._opisanie_mesta.ppt479 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Описание места» Цели урока: 1.Повторить типы и стили речи, на основе имеющихся знаний сформировать представление о строении текста типа описание места, научить применять знания на практике. 2.Развивать навыки работы с текстом.

Слайд 2

I .Повторение. Какие вы знаете стили речи? РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛИ РЕЧИ КНИЖНЫЕ НАУЧНЫЙ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ДЕЛОВОЙ

Слайд 3

I .Повторение. Какие вы знаете типы речи? ПОВЕСТВОВАНИЕ ОПИСАНИЕ РАССУЖДЕНИЕ

Слайд 4

I . Повторение. Назовите способы связи предложений в тексте. СПОСОБЫ СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ По узкой дорожке , протоптанной в глубоком снегу, шел мальчик в валенках и меховой шапке. Мальчик возвращался домой из булочной и в согнутой руке нес два кирпичика хлеба . Хлеб был теплый, и мальчик грел об него маленький нос. Снегири прилетают кормиться на балкон до середины марта . Эти красногрудые красавцы много и охотно поют Данное Новое

Слайд 5

I .Повторение. Назовите средства связи предложений в тексте. СИНОНИМЫ ПОВТОР СЛОВА МЕСТОИМЕНИЯ !!! В ОДНОМ ТЕКСТЕ МОГУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ РАЗНЫЕ СПОСОБЫ И СРЕДСТВА СВЯЗИ !!!

Слайд 6

II .Работа с текстом. Задание: прочитайте текст, определите, к какому стилю и типу речи он относится, назовите способы и средства связи предложений в тексте. Нас было пять сестер. Как и все дети, мы много озорничали. Заводилой чаще всего была Саша. Вот одна из ее проказ. Однажды в какой-то канаве она откопала лошадиный череп, совсем белый, омытый дождями. Мы пополоскали его в ручейке, внутрь вставили свечку и прикрепили его к старой шляпе, чтобы надевать на голову. Накидывали на себя простыню и вставали на ходули. Зрелище получалось жутковатое.

Слайд 7

III .Новая тема. Задание: внимательно посмотрите вокруг и опишите то место, где вы находитесь. Используйте слова – помощники. ГДЕ ? ЗДЕСЬ ГДЕ-ТО КОЕ-ГДЕ ТУТ ЖЕ ГДЕ ? В ШКОЛЕ В ЛЕСУ В СЕЛЕ В КАБИНЕТЕ ГДЕ ? СПРАВА СЛЕВА НАПРАВО НАЛЕВО НАПРОТИВ ГДЕ ? ОКОЛО НЕЕ ВБЛИЗИ НЕДАЛЕКО ОТ ПОБЛИЗОСТИ В НЕСКОЛЬКИХ ШАГАХ

Слайд 8

III .Новая тема. При описании о чем вы говорили? Как можно разделить на 2 группы все то, что вы описывали? Что из описываемого является широким понятием, а что – узким? Вывод: при описании мы говорили о самом месте (широкое понятие) и о предметах, которые здесь находятся (узкое понятие).

Слайд 9

Строение предложений в тексте типа описание места. Схема: «ДАННОЕ» ( ГДЕ ? ) МЕСТО «НОВОЕ» ( ЧТО ? ) ПРЕДМЕТ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Прямо против входной двери – большое квадратное окно в раме из цветных желтых окон . С левой стороны от входа, около стола, перпендикулярно ему – письменный стол. Справа, посередине стены – коричневый камин. Сейчас же возле входной двери направо – шкаф с книгами.

Слайд 10

Порядок слов в предложении имеет значение!!! ОПРЕДЕЛИТЕ ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ЕСЛИ ЦЕЛЬ ВЫСКАЗЫВАНИЯ – РАССКАЗАТЬ, КАКИЕ ПРЕДМЕТЫ НАХОДИЛИСЬ В ПОМЕЩЕНИИ, ТО ЕСЛИ НУЖНО ОБРАТИТЬ ВНИМА- НИЕ НА СОСТОЯНИЕ ПОМЕЩЕНИЯ (ЦАРИТ ПОРЯДОК И КАЖДАЯ ВЕЩЬ НА СВОЕМ МЕСТЕ ИЛИ НАОБОРОТ) МЕСТО ГДЕ? «ДАННОЕ» ПРЕДМЕТ ЧТО? «НОВОЕ» ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПРЕДМЕТ ЧТО? «ДАННОЕ» МЕСТО ГДЕ? «НОВОЕ» ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Слайд 11

IV . Закрепление. Задание: найдите в предложениях «данное» и «новое». Какова цель высказывания? В палатке было тесновато, но зато как все было аккуратно, разумно положено и развешено! Каждая вещь помещалась на своем месте. Хорошо вычищенные и смазанные маслом автоматы висели на желтых палочках, изнутри подпиравших палатку. Шинели и плащ-палатки , сложенные ровно, лежали на свежих еловых ветках. Противогазы и вещевые мешки, покрытые чистыми утиральниками, были поставлены в головах вместо подушек. ПРОВЕРИТЬ

Слайд 12

Проверьте себя! Цель высказывания – обратить внимание на состояние помещения, расположение вещей. Данное - предмет Новое - место каждая вещь на своем месте вычищенные и смазанные маслом автоматы висели на желтых палочках шинели и плащ-палатки лежали на свежих еловых ветках противогазы и вещевые мешки были поставлены в головах вместо подушек

Слайд 13

IV . Закрепление. Работа с текстами Задание: прочитайте тексты, определите тему каждого фрагмента и укажите, как построены тексты – по типу описания предмета (что? какой?) или по типу описания места (где? что?)

Слайд 14

Упражнение № 530. Текст №1. Медаль Суворова имеет форму круга, диаметр медали 32 мм. На лицевой стороне медали –профильное (влево) погрудное изображение А.В.Суворова. Вдоль верхнего края – надпись «Александр Суворов», в нижней части медали- изображение лавровых ветвей. На оборотной стороне в центре- изображение скрещенных шпаги и сабли.

Слайд 15

Читаем текст Посреди комнаты стоял чудной красоты кукольный театр. На занавесе его блестел золотой зигзаг молнии. С боков занавеса поднимались две квадратные башни, раскрашенные так, будто они были сложены из маленьких кирпичиков. На левой башне были часы с бронзовыми стрелками. На циферблате против каждой цифры нарисованы смеющиеся рожицы мальчика и девочки. На правой башне- круглое окошко из разноцветных стекол.

Слайд 16

V . Домашнее задание: подготовиться к сочинению. Выберите тему сочинения: -«Наша снежная крепость»; -«Наш двор»; -«Моя комната»; -сочинение по картине (тему формулирует ученик). Подберите рабочие материалы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 6 классе по теме «Описание места»

Урок развития речи в 6 классе по теме «Описание места»...

«Система коммуникативных заданий для развития монологической речи обучающихся 6 класса (на примере типа речи описания) в соответствии с КИМами»

   Хочу представить коллегам систему заданий, которая поможет подготовить к написанию сжатого изложения и сочинения, а особенно - к устному собеседованию выпускников основной школы....

Урок - практикум "Готовимся к итоговому собеседованию". Технологическая карта урока на тему"Описание как функционально-смысловой тип речи. Описание фотографии. Синтаксические конструкции для создания текста-описания"

Материал для подготовки к устному собеседованию. Данный урок построен по ФГОС и содержит алгоритм создания устного высказывания - описания фотографии...

Проектный модуль по русскому языку "Красивые места моей малой родины" (описание места)

Проектный модуль уроков, посвященных теме "Описание места"...

Презентация на тему "Соединение в тексте описания места и состояния окружающей среды". 6 класс

Презентация на тему "Соединение в тексте описания места и состояния окружающей среды". 6 класс...