Урок - мастерская в 5 классе "Типы речи. Описание"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Панфилова Татьяна Евгеньевна

Урок - мастерская в 5 классе "Типы речи. Описание"  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterskaya.rar2.47 МБ
Файл zvukovye_fayly_k_uroku-_masterskoy.rar1.17 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» Южноуральского городского округа Челябинской области.

УРОК – МАСТЕРСКАЯ         В  5 КЛАССЕ

«ТИПЫ  РЕЧИ. ОПИСАНИЕ».

Учитель русского языка

и литературы Панфилова Т.Е.

ЮЖНОУРАЛЬСК   - 2013

Цели:

1. Помочь учащимся увидеть и почувствовать неисчерпаемые      возможности слова; учить владеть детей художественным словом, создавать собственные оригинальные миниатюры. Научиться определять особенности текста описания, создавать текст художественного стиля и описательного типа речи.

           

2. Способствовать развитию у учащихся умения наблюдать, выделять существенные признаки, делать выводы. Развивать ассоциативное мышление у детей; способствовать развитию творческих способностей школьников.

 

3. Воспитывать мотивы учения, положительное   отношение к знаниям; воспитывать культуру общения и самостоятельность.

Ход урока.

Индукция.

Мастер

-Ребята, у вас дома есть копилки?

-А что вы в них копите? Сейчас я тоже  раздам вам копилки (листочки). Сегодня мы должны  наполнить их… Как вы думаете – чем?

(Словами и мыслями).

- Итак, мы должны опустить в копилку первое слово, которое будет темой нашей мастерской. А чтобы найти его, закройте глаза и послушайте.

(Звучит запись « Ливневый дождь в лесу») (Слайд №2 )

- Опустите найденное слово в копилку и послушайте дальше.

(Звучит запись «Затишье». «Радостное пение птиц») (Слайд №3).

Самоконструкция.

Мастер раздает  цветные карточки, на каждой из них карандашом в уголке написано:

дождь, мое настроение; гроза, мое настроение; птицы, мое настроение. (Слайд №4)

Мастер.

- Напишите на карточках два- три предложения на данные темы, чтобы сохранить память об услышанном.

Социоконструкция.

Мастер.

- Представьте себе, что вы юные корреспонденты и вам поручили написать в школьную стенгазету зарисовку на тему «Природа».

Учащиеся образуют группы по цвету своих карточек.

Мастер.

- Распределите ваши карточки в такой последовательности, чтобы получился текст. Озаглавьте его. (Групповая работа).

Самоконструкция.

Мастер.

- Какие слова всплывают в вашей памяти, когда вы слышите слово дождь.

Запишите их в вашу копилку.

-Распространите слова- ассоциации определениями или другими словами, чтобы получились словосочетания.

Социоконструкция.

Мастер.

- Поделитесь своими находками с соседом по парте. ( Работа в парах)

Афиширование.

- Нарисуйте, каким вы представляете дождь.

 (Рисунки вывешиваются на доску).

Социализация.

Работа с текстом. Особенности текста – описания. ( См. Приложение №1). (Е.И. Никитина «Русская речь 5класс», М., «Дрофа», 2006г.) (Работа в группах).

Вопросы к тексту: ( Слайд № 5).

1).Определите тему текста. Озаглавьте.

2).Определите тип речи.

3).Какова композиция текста?

4). Какие слова и выражения использует автор для создания картины?

Афиширование.

Выступление групп.

Мастер.

– Давайте теперь вернемся к текстам, которые вы написали в группе.

Афиширование.

(Чтение текстов)

- Какой дождь вы описали?

- Что помогает нам это понять?

-Какие еще определения к слову дождь можно подобрать? Запишите их в свою копилку.

( Слайд № 6).

Социализация.

 Мастер.

-Дополните свои записи определениями, которые вам понравились.

 - Как называются такие слова в художественном произведении?

(Слайд №7).

Есть очень интересный словарь. Его составили ученые- лингвисты Кирилл Сергеевич Горбачевич и Евгений Петрович Хабло.

Знакомство со «Словарем эпитетов русского литературного языка» Горбачевич К. С., Хабло Е. П. (Слайд №8).

 В «Словаре эпитетов» определений к слову дождь  более 150.

Запишите те, которые вам понравились. (Слайд №9,10,11).

Разрыв.

Мастер.

- А теперь послушаем, как описывают дождь мастера художественного слова.

(Выразительное чтение текстов). ( См. Приложение №2).

(Слайд №12,13,14,15,16).

-О каких дождях идет речь в отрывках. Как их характеризуют авторы?

Каким настроением проникнуты поэтические тексты?

- Какое описание вам больше понравилось? Почему?

Социализация.

-Обратимся к рисункам.

- Какой дождь вы нарисовали? Обоснуйте свой ответ.

(Выслушиваются все желающие).

Мастер.

- Используя содержание своей копилки, напишите небольшое сочинение, в котором вы выразите свое отношение к дождю.

Социализация.

Чтение сочинений в группе. Выбор лучших, которые читаются классу.

Рефлексия.

Мастер.

- С каким настроением вы работали в Мастерской?

- Что понравилось? ( Слайд № 17).

ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

Мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Лужи от этого дождя всегда теплые. Он не звенит, а шепчет  что-то свое усыпительное, чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой.

Лесной перегной и мох впитывают этот  дождь не торопясь, основательно. Поэтому после него начинают буйно лезть грибы – липкие маслята, желтые лисички, румяные рыжики, опенки и бесчисленные поганки.

     Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком и хорошо берет хитрая и осторожная рыба – плотва.

        (К.Г. Паустовский)

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.

Слово «спорый» означает — быстрый, скорый, Спорый дождь льется отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом.

Особенно хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает и несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, еще видна на дне этой водяной чаши. Капля блестит и похожа на жемчуг.

При этом по всей реке стоит стеклянный звон. По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.

(К.Г. Паустовский)

О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». Сверкающие на солнце капли этого дождя похожи на крупные слезы. А кому же и плакать такими сияющими слезами горя или радости, как не сказочной красавице царевне!

(К.Г. Паустовский)

ПРИЛОЖЕНИЕ   №2.

Ночью дождь приходит неслышно. Он одевает стены, крыши, огороды дремотным влажным шелестом. Сквозь раскрытые окна доносится мокрый запах смородины.

Утренний дождь всегда бывает неожиданным. Его никто не ждет, даже если долго стояла жара. Он приходит с грозой откуда-то из-за леса. Его несет удивительно черная туча. Жесткие редкие молнии бьют

сокрушительно, и долго после каждой из них ходит по оврагам гул.

Вечерами дожди идут низко, ровными длинными косами. Теперь только к полночи пробьются в небе звезды, и прохладно засверкают в их мерцании мокрые травы и рощи.

Но всех реже и всех необыкновенней так называемый слепой дождь. Он случается перед концом дня, когда небольшая туча над головой, а солнце уже спешит к горизонту. Капли и струи налиты светом и счастливым сиянием. Словно и самому дождю радостно, что он пришел без мглы, такой веселый.

(Ю. Куранов).

ПРИЛОЖЕНИЕ №2.

Проплясал, проплакал дождь весенний.

Капли жемчужные, капли прекрасные,

Как хороши вы в лучах золотых,

И как печальны вы, капли ненастные,

Осенью чёрной на окнах сырых.

(С. Есенин)

Дождь.

Зашумел сад, и грибной дождь застучал в лист,

 Вскоре стал мир, как Эдем, свеж и опять чист.

И глядит луч из седых туч в зеркала луж —

Как растет ель, как жужжит шмель,

как блестит уж.

О, грибной дождь, протяни вниз хрусталя нить,

Все кусты ждут — дай ветвям жить,

дай цветам пить,

(С.Кирсанов)

Грунт – почва, земля

Эдем – синоним слова рай.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.

Стеклянный,   редкий и ядреный,  

С  веселым    шорохом    спеша,  

Промчался дождь,  и лес зеленый

Затих,  прохладою   дыша.  

(  И. Бунин)

Дождь обрушился. Он был какой – то ясный. Хлещущая с неба вода словно пронизана внутренним светом. Берег, темные рябые волны, пароходная палуба с рулевой будкой купались в этом неистовом, веселом, сияющем дожде.

( Вл. Тендряков).

ПРИЛОЖЕНИЕ №3.

Летняя гроза.

Был ясный денек. Светило солнце. Весело пели птицы. Вдруг поднялся сильный ветер. Вмиг стемнело. Раздались первые удары грома, сверкнула молния. По дорожкам сада дружно запрыгали звонкие капли дождя. В такую погоду хочется выйти на улицу и посмотреть на страшную, но завораживающую грозу.

    Летняя гроза проходит быстро. Уже опять светит солнце, радостно щебечут  птицы.

     Я люблю такой дождь, так как после него хочется резвиться, бегать по лужам.

Гроза.

Перед дождем птицы  сильно кричат, летают низко над землей, много кружатся. Они ведут себя беспокойно, чувствуя изменения в погоде.

    Небо потемнело. Солнце не видно из - за туч. Где – то далеко слышен гулкий раскат грома. Гроза приближается. Пошел сильный дождь. Даже не дождь, а ливень. Я не люблю дождь, потому что приходится сидеть дома. Остается только смотреть в окно, наблюдая за жемчужными струйками дождя.

        Гроза.

На улице стало пасмурно. Потихоньку закапал дождь. Вдруг налетел свирепый ветер. Ударил гром, сверкнула молния. Дождь  хлестал  по веткам деревьев. Было страшно.

   Скоро дождь закончился. Выглянуло солнце. В лужах купались  птички. Всем было радостно, что наступила тишина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок- мастерская (урок развития речи в 6 классе)

Написание сочинения- минниатюры за короткое время...

Урок развития речи в 5 классе "Урок-мастерская творческого письма"

Учащиеся убеждаются, что не всем дано быть поэтами, но у каждого в душе есть поэтические струны, что писать могут все, надо попытаться это сделать.Урок поможет формировать ценностное отношениек процес...

Урок - практикум "Готовимся к итоговому собеседованию". Технологическая карта урока на тему"Описание как функционально-смысловой тип речи. Описание фотографии. Синтаксические конструкции для создания текста-описания"

Материал для подготовки к устному собеседованию. Данный урок построен по ФГОС и содержит алгоритм создания устного высказывания - описания фотографии...

Технологическая карта урока по развитию речи. Форма проведения- урок- мастерская " За что спасибо?"

Данный урок русского языка разработан с использованием технологии педагогической мастерской письма для проведения в 9 классе.  На уроке предполагается работа с текстом рассказа Бориса Екимова, ко...

Урок-практикум по развитию речи. Описание. Портрет.

Интерактивная модель обучения (inter (взаимный), act (действовать)) - это такая организация  урока, при которой невозможно неучастие ученика в коллективном, основанном на взаимодействии всех учас...

Урок-мастерская «Достоин яви интерьер…» по созданию текстов с описанием интерьера.

Цели:-обучиться навыкам создания текстов с описанием интерьера разных видов на примере приобщения к высокохудожественным образцам русской литературы - овладеть приёмами конструирования текстов-оп...