Лингвистическая игра «В мире фразеологии».
материал по русскому языку (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
« В мире фразеологии».
Автор:
Костылева Вера Витальевна,
учитель русского языка и литературы.
г. Верещагино, 2014
В мире фразеологии.
Ведущий: Всем вам известно множество таких выражений, как бить баклуши, работать спустя рукава, бежать сломя голову, сесть в калошу, держать камень за пазухой и т.п. Эти выражения называются идиомами или фразеологическими единицами.
Идиома – это неразложимое, устойчивое сочетание слов, образующее единое целое, употреблённое, как правило, в переносном смысле, образное и эмоциональное.
Фразеологизмы украшают речь, делают её более выразительной, гибкой, красивой, меткой. Наличие большего количества фразеологизмов в языке свидетельствуют о его богатстве и силе.
Конкурс знатоков.
- Какие фразеологические выражения вошли в нашу речь из сказок?
( За тридевять земель; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается;
по усам текло, а в рот не попало и др)
- Какие вы знаете идиомы со словом ум?
(ум за разум заходит, задним умом крепок, раскинуть умом, сойти с ума, браться за ум, себе на уме, не в своём уме, уму не постижимо, повредиться в уме, пришло на ум, из ума нейдёт, не моего ума дело, без ума от чего – либо, выжить из ума, не моего ума дело и т.п.)
- Кто больше назовёт больше всех фразеологизмов со словом голова?
( вбить в голову, голову повесить, сломя голову, ломать голову, с головы до ног, с больной головы на здоровую, голову дать на отсечение, как снег на голову, голова идёт кругом, голову вскружить и т.п.)
- Как выражаются, когда хотят сообщить, что всё благополучно, исправно?
( Всё в порядке)
- Какие вы знаете фразеологизмы с устаревшими словами? Поясните.
( Бить баклуши, точить лясы, у чёрта на куличках и т.п)
Живы сценки.
Задание должно проходить в виде небольших интермедий, сценок, изображающих содержание какого – то фразеологизма. Зрители должны угадать фразеологизм. ( Пляшет под чужую дудку; в час по чайной ложке; тянуть канитель; всё дело в шляпе; кричать во всю ивановскую.)
Игра «Отгадай пословицу».
- По двум ключевым словам отгадайте пословицу.
Ключевые слова к игре:
Омут – черти ( В тихом омуте черти водятся)
Время – час ( Делу время, потехе час)
Лес – щепки ( Лес рубят, щепки летят)
Труд – рыбка ( Без труда не вытащишь и рыбку из пруда)
Одежка – ум ( По одежке встречают, по уму провожают)
Углы – пироги (Красна изба не углами, красна пирогами).
- Назовите аналогичную пословицу.
А) Тот не заблудится, кто спрашивает. ( Язык до Киева доведёт)
Б) Неторопливый слон достигает раньше цели, чем резвый жеребец.
( Тише едешь, раньше будешь)
В) Очень резво белка прыгает, но порой и срывается.
( Конь на четырёх ногах, и то спотыкается)
Г) В каждом стаде есть своя чёрная овца.
(В семье не без урода)
Д) Где нет фруктовых садов, и свёкла сойдёт за апельсин.
( На безрыбье и рак рыба)
Е) Наглеца узнаешь по глазам, а осла по ушам.
( Птицу по полёту видно)
Полминутки для шутки.
- Есть ли у земли лицо? (стереть с лица земли)
- Может ли вопрос заболеть? (больной вопрос)
- Есть ли у вопроса рёбра? ( ставить вопрос ребром)
- В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы умножения? (знать как дважды два)
- Есть ли глаза у опасности, правды, смерти? ( смотреть правде, опасности, смерти в глаза)
- В какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее? ( делать из мухи слона).
- Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше? ( бежать со всех ног)
- Какое кушанье бывает в голове у некоторых людей? (каша)
Что это?
А) Её толкут в ступе или носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; её набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей. (Вода)
Б) Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.
(Нос)
В) Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если что – то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.
(Уши)
Г) Её заваривают, затевая какое – либо дело, а потом расхлёбывают распутывая это дело; её не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; её просит рваная обувь.
(Каша)
Фразеологическое лото.
Готовятся карточки для игры. Ведущий читает начало пословицы, а участник игры, у которого оказалось продолжение, встаёт и зачитывает её полностью.
Пословицы для карточек.
1.Любишь кататься люби и саночки возить
2.У семи нянек дитя без глаза
3.Не сиди сложа руки так не будет и скуки
4.За двумя зайцами погонишься ни одного не поймаешь
5.Как аукнется так и откликнется
6.После драки кулаками не машут
7.Кончил дело гуляй смело
8.Поспешишь людей насмешишь.
Подводятся итого лингвистической игры, награждаются победители.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока - игры "В мире слов" по теме "Лексика и фразеология".
Реализация принципов духовно - нравственного воспитания через внеклассную деятельность Конспект урока - игры «В мире слов» ...
"В мире фразеологии"
формирование умения определять лексическое значение фразеологизмов, научить отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний....
Лингвистическая игра по станциям "В мире слов"
Игра по станциям. На каждой станции дети решают лингвистические задания....
Лингвистическая игра "Путешествие в страну Фразеологию"
Игру-путешествие в страну Фразеологию можно провести при изучении темы "Фразеологизмы" или во внеклассной работе. Игра поможет проверить знание известных фразеологизмов и познакомит ребят с новыми, уг...
Игра "В мире фразеологии"
Игра может использоваться после изучения темы "Фразеология"...
Урок-игра "В мире фразеологии"
Урок-игра для повторения темы "Фразеология"...
Лингвистическая игра "Путешествие страну фразеологию" (8 класс)
Цель игры: привлечь внимание учащихся к фразеологизмам, показать их многоообразие....