Урок-игра "В мире фразеологии"
план-конспект занятия по русскому языку (5, 6 класс)

Беляева Мария Владимировна

Урок-игра для повторения темы "Фразеология"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-igra_v_mire_frazeologii_.docx26.92 КБ

Предварительный просмотр:

Составитель: Беляева Мария Владимировна

Урок-игра «Мир фразеологизмов».

Цели урока:

  1. Закрепить понятие о лексикологии и фразеологии как разделах русского языка.
  2. Учить составлять фразеологизмы и определять их лексическое значение.
  3. Учиться видеть и находить проявление лексических отношений.
  4. Прививать интерес к изучению русского языка.
  5. Развивать умение работать в группах.
  6. Развивать познавательные процессы (память, воображение, мышление, внимание, речь).

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Игра.
  • «Отборочный тур»;
  • «Разминка»;
  • «Аукцион»;
  • «Экскурсия в прошлое»;
  • «Расширяя горизонты».
  1. Подведение итогов.
  2. Формулировка домашнего задания.

Оборудование: раздаточный материал в виде карточек с филлвордами и картинками.

Ход урока.

  1. Орг.момент. (1 минута).
  2. Игра. (40 минут).

I этап. «Отборочный тур». (10 минут). Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас будет не совсем обычный урок, а урок-игра, урок-соревнование. А без чего не может состояться ни одна игра? (без участников).

Верно. Поэтому сейчас я наберу три команды. Я буду называть небольшие загадки, а тот, кто первый поднимет руку, тот попадет в команду.

1) Дружнее этих двух ребят на свете не найдешь.
О них обычно говорят:
ВОДОЙ НЕ…(РАЗОЛЬЕШЬ).

2) Мы исходили городок буквально ВДОЛЬ И…(ПОПЕРЕК).

И так устали по дороге, что еле ВОЛОЧИЛИ…(НОГИ).

3) Товарищ твой просит украдкой ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу окажешь
МЕДВЕЖЬЮ…(УСЛУГУ).

4) Фальшивят, путают слова, поют КТО В ЛЕС, … (КТО ПО ДРОВА). 

Ребята слушать их не станут. От этой песни УШИ…(ВЯНУТ).

5) Сидит очень прямо гордец-господин –

Как будто сейчас ПРОГЛОТИЛ он … (АРШИН).

6) «Двоек» у Борьки в четверти две.

Да, БЕЗ ЦАРЯ мой дружок В … (ГОЛОВЕ).

7) Ох, копуша наш Тарас –

Ждали друга БИТЫЙ ... (ЧАС)

8) Друг нас всех не замечает, о любимой он мечтает.

С её именем в устах Он ВИТАЕТ В … (В ОБЛАКАХ).

9) Всех убеждает повсюду Вадим:

С Марса пришелец общается с ним.

Только не верят Вадиму нигде –

ВИЛАМИ ПИСАНО ВСЁ НА … (ВОДЕ).

10) Сосед наш всю ночь то стучал, то сверлил –

И ЗВЕРЯ ВО МНЕ он к утру … (РАЗБУДИЛ).

11) Нам простуда нипочём, в нас здоровье БЬЁТ … (КЛЮЧОМ).

Солнце, воздух и вода – вот здоровы мы всегда.

12) Просил я друга зря оставить мне кусочек дыни,

Услышан не был мой ГЛАС ВОПИЮЩЕГО В … (ПУСТЫНЕ).

13) Я за лето не подрос – вот он мой БОЛЬНОЙ … (ВОПРОС).

14) Быть как все девчонки c детства не хотела я.

Слёз не лью, не крашусь – Я ВОРОНА … (БЕЛАЯ).

Боксом занимаюсь, нравом непокорная.

Не желаю птицей становиться чёрною!

15) Делать нечего Илюше –

Целый день он БЬЁТ … (БАКЛУШИ).

Не рисует, не читает,

Просто ВРЕМЯ… (УБИВАЕТ).

ПРОПАДАЕТ…ДАРОМ лето –

Нет на даче Интернета.

С трудною «Р» мы второй уже год

БЬЁМСЯ упорно КАК РЫБА ОБ … (ЛЁД).

И замечательный наш логопед,

За это время совсем стал уж сед.

Молодцы. Вот мы и сформировали команды. [Учащиеся пересаживаются соответственно командам]. Но теперь обратим внимание на то, что я не досказывала не обычные словосочетания. А как они называются? (Фразеологизмы)

- Верно. Но что такое фразеологизмы? (устойчивые сочетания слов).

- Молодцы. Фразеологизмы изучает целая наука. И называется она фразеология. Но фразеология не существует сама по себе, она входит в состав еще более крупной науки – лексикологии – науки, изучающей словарный состав языка. Фразеология же представляет собой целый мир различных сочетаний, которые мы используем постоянно, иногда сами того не замечая. И именно этой теме я предлагаю посвятить нашу с вами игру.

II этап. «Разминка». (7 минут).

С помощью устойчивых сочетаний можно описать абсолютно любую сферу нашей с вами жизни. Так давайте же попробуем вспомнить как можно больше тем, которые находят отражение во фразеологизмах. Например, «Повесил нос» - эмоции и чувства человека. За каждую тему команда получит один балл. Только договоримся о том, что с места мы не кричим, а тянем руку. И только тогда я спрашиваю.

1 команда – труд, семья, доброта, стыд.

2 команда – учеба, смелость, грусть, природа, безделье.

3 команда – чувства человека, интерес, хитрость, ум, Родина, обида.

А теперь мы с вами попробуем вспомнить простейшие фразеологизмы. Перед вами картинки (Приложение 1). Ваша задача понять, какие фразеологизмы на ней зашифрованы. (1 балл за каждый фразеологизм).

Баллы: [Фиксируются учителем, подсчитываются во время самостоятельной работы учащихся и выносятся на доску].

1 команда – 6 (4+2)

2 команда – 7 (5+2)

3 команда – 8 (6+2).

III этап. «Аукцион». (7 минут).

Ребята, в предыдущем конкурсе вы назвали мне тему природы как одну из тем, затронутых во фразеологизмах. Один из аспектов этой темы – фразеологизмы о животных. С этой темой и будет связано следующее задание. Вы все получите одинаковые филлворды. Вы знаете, что это такое? (вид кроссворда, в котором зашифрованы слова). Умеете ли вы их решать?
Ваша задача в этом конкурсе – найти как можно больше слов с названиями животных (за каждое – 1 балл), а также придумать с их названиями фразеологизмы (2 балла). Максимально вы можете получить 3 балла. На это вам дается 3 минуты.

Т

П

Т

О

К

А

С

В

З

М

Е

Я

И

А

Х

У

М

К

О

О

Р

А

Я

Ь

Ц

К

К

Р

Ы

А

Б

П

О

Н

Ц

Н

А

У

О

Ш

Б

А

Л

Т

Е

Н

Е

И

К

Р

Л

К

А

С

Т

О

В

М

О

В

Ы

Б

Е

А

К

Ч

О

А

Ц

А

К

С

Б

Е

Д

Ь

А

Л

О

Б

М

Р

Г

У

Л

К

К

С

О

С

Н

А

Ы

Ш

К

О

О

В

А

Р

К

О

Л

Р

А

Н

А

Ь


(Комар, Слон Свинья, Волк, Овца, Рак, Баран, Сокол, Гусь, Кошка, Собака, Змея, Мышка, Рыба, Муха, Кот, Лебедь, Ласточка, Ворон, Птица, Бык).

1 команда – слон, муха, рак, баран, мышка, змея, кошка, рыба.

Делать из мухи слона; где раки зимуют; как баран на новые ворота.

2 команда – кот, слон, баран, кошка, рак, гусь, змея, рыба, муха.

Делать из мухи слона; где раки зимуют; змея подколодная; как гусь из воды; гибкий как кошка; молчать как рыба, пятиться как рак.

3 команда – кот, мышка, рак, слон, рыба, свинья, змея, муха, волк, овца, баран.

Кот наплакал; где раки зимуют; слоновья память; хрупкая как мышка; молчать как рыба об лед; верещать как свинья, гибкий как змея, сделать из мухи слона.

Баллы:

1 команда – 14 (8+6)

2 команда – 23 (9+14)

3 команда – 19 (11+8).

IV этап. «Экскурсия в прошлое». (10 минут).

- Ребята, а как вы думаете каким образом в нашем языке появляются фразеологизмы? (из литературных произведений, из древности, и мифов…)

- Да, верно. Следующий наш конкурс носит название «Экскурсия в прошлое». Мы попробуем дать определение фразеологизмам, а также попытаться узнать его историю

Объяснить исходное значение фразеологизма. (5 баллов, где 2 балла ставится за определение, 3 балла за историю).

По жребию каждой команде 2 фразеологизма.

Кричать во всю Ивановскую; Сизифов труд; Уйти с носом; Ахиллесова пята; Блудный сын; Дойти до ручки.  

Время выполнения – 5 минут.

1 команда – Сизифов труд. Означает сложный и бесполезный труд.

Дойти до ручки. Вероятно, так говорят о тех, кто очень болен. (3 балла).

2 команда – Уйти с носом. (уйти ни с чем).

Ахиллесова пята – слабое место. В древности был герой по имени Ахиллес. Когда он был маленьким, его купали в реке, дающей бессмертие. Но держали за пятку, которая осталась единственным «смертным» местом. (7)

3 команда – Кричать во всю Ивановскую – очень громко кричать. В старину была площадь, которую называли Ивановской, на которой стояли люди, кричавшие указы царя. Поэтому такое выражение – кричать во всю Ивановскую. Блудный сын. Выражение основано на притче. О том, что в древности был человек. Его сын жаждал наследства отца. Получив часть состояния ушёл из дома и потратил все деньги, но стал работать свинопасом. Потом вернулся домой, где был с радостью принят отцом. Блудный сын – тот, кто сделал что-то плохое, а потом раскаялся. (10 баллов).

Ребята, кто-нибудь может объяснить сложные сочетания?

[2 команда объясняет историю фразеологизма Сизифов труд – Жил очень хитрый человек, который пытался обмануть смерть. Несколько раз ему это удавалось, но смерть все-таки его забрала. И в царстве мертвых он получил наказание: должен был катить в гору камень, который постоянно с нее скатывался. Остальные фразы – дойти до ручки и уйти с носом объясняются учителем].

Баллы:

1 команда – 3.

2 команда – 10 (2+5+3)

3 команда – 10 (5+5).

V этап. «Расширяя горизонты». (7 минут).

Ребята, знаете ли вы, что фразеологизмы, как и простые слова, имеют свои лексические особенности? В частности, у многих сочетаний есть свои синонимы и антонимы. Например, фразеологизм Игра не стоит свеч, которым называют изначально бесполезное занятие, имеет такой синоним – Овчинка выделки не стоит. Можно подобрать к нему и антоним – Кровь из носу, то есть очень важное и нужное предприятие.

Вам сейчас я тоже предлагаю подобрать к определенным фразам синонимы и антонимы. Чтобы было проще, я назову вам их значение. Каждое сочетание будет оцениваться в 2 балла. На подготовку я дам вам время – 3 минуты.

Кот наплакал (очень малое количество чего-либо) - куры не клюют; по пальцам пересчитать. (4 балла).

Слова не вытянешь (очень молчаливый человек) -  болтлив как попугай; молчит как рыба об лед. (4 балла).

Как рыба в воде (непринужденное, естественное поведение) – не в своей тарелке; как сыр в масле. (4 балла).

Баллы:

1 команда – 4.

2 команда – 4.

3 команда – 4.

Ребята, у вас есть последняя возможность заработать баллы. Я буду называть вам (каждой команде по отдельности) фразы. Вы должны догадаться, о чем я говорю и назвать верные фразеологизмы. Например, ЕЕ набирают в рот, когда молчат; Ею нельзя разлучить верных друзей и в НЕЕ прячут концы несчастные люди – все это о воде.

Итак, что это? (5 минут).

Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. (Нос. Повесить нос; задрав нос; совать нос не в свои дела).

Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если что-то не понимают; не бельё, а их развешивают. (Уши. Уши вянут; хлопать ушами; развесить уши).

Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит. (Ветер. Ветер в голове; ищи ветра в поле; бросать слова на ветер).

  1. Подведение итогов. (3 минуты).
  2. Формулировка домашнего задания (1 минута).

Молодцы, ребята! Сегодня на уроке вы не только не ударили в грязь лицом, в классе не было учеников, которые звезд с неба не хватали. И я на седьмом небе от общения с вами!

Список использованной литературы:

Энциклопедический словарь юного филолога. Сост-ль М. В. Панов, М.: Педагогика, 1984. С 144-148, 323.

Булыко А.Н. Фразеологический словарь русского языка, Минск: Харвест, 2007.

Берков В.П., Мокиенко В.М., Шулежкова С.Г. Большой словарь крылатых слов русского языка, М.: Русские словари, Астрель, АСТ, 2005.

http://www.otrezal.ru/phraseological_dictionary/ (28.09.2014).

http://zanimatika.narod.ru/Book_Kril_frazi.htm (28.09.2014).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – игра "В мире космоса"

Викторина « В мире космоса» с показом презентации...

Конспект урока - игры "В мире слов" по теме "Лексика и фразеология".

Реализация  принципов  духовно - нравственного  воспитания  через  внеклассную  деятельность Конспект  урока - игры «В  мире  слов» ...

урок-игра "В мире басен Крылова"(презентация)

урок-игра "В мире басен Крылова" рассчитан на учащихся 5 класса. уроки в форме игры  нравятся детям. Цель урока:            выяснить уровень...

Урок-игра "В мире лексики" (с презентацией).

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС....

Урок- игра "В мире продуктов"

Урок составлен по учебнику "English" Верещагиной для 3-их  классов, содержит богатый материал в игровой форме по теме: "Еда"...

Урок-игра по теме "Фразеология"

Закрепление и контроль знаний в игровой форме...

Открытый видео - урок (игра) - "В мире сказок" - Своя игра.

Данный урок направлен на повышение интереса учащихся к чтению на английском языке и ознакомление со сказками и мультфильмами зарубежных авторов....