Урок-игра "В мире фразеологии"
план-конспект занятия по русскому языку (5, 6 класс)
Урок-игра для повторения темы "Фразеология"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-igra_v_mire_frazeologii_.docx | 26.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Составитель: Беляева Мария Владимировна
Урок-игра «Мир фразеологизмов».
Цели урока:
- Закрепить понятие о лексикологии и фразеологии как разделах русского языка.
- Учить составлять фразеологизмы и определять их лексическое значение.
- Учиться видеть и находить проявление лексических отношений.
- Прививать интерес к изучению русского языка.
- Развивать умение работать в группах.
- Развивать познавательные процессы (память, воображение, мышление, внимание, речь).
План урока:
- Организационный момент.
- Игра.
- «Отборочный тур»;
- «Разминка»;
- «Аукцион»;
- «Экскурсия в прошлое»;
- «Расширяя горизонты».
- Подведение итогов.
- Формулировка домашнего задания.
Оборудование: раздаточный материал в виде карточек с филлвордами и картинками.
Ход урока.
- Орг.момент. (1 минута).
- Игра. (40 минут).
I этап. «Отборочный тур». (10 минут). Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас будет не совсем обычный урок, а урок-игра, урок-соревнование. А без чего не может состояться ни одна игра? (без участников).
Верно. Поэтому сейчас я наберу три команды. Я буду называть небольшие загадки, а тот, кто первый поднимет руку, тот попадет в команду.
1) Дружнее этих двух ребят на свете не найдешь.
О них обычно говорят: ВОДОЙ НЕ…(РАЗОЛЬЕШЬ).
2) Мы исходили городок буквально ВДОЛЬ И…(ПОПЕРЕК).
И так устали по дороге, что еле ВОЛОЧИЛИ…(НОГИ).
3) Товарищ твой просит украдкой ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу окажешь МЕДВЕЖЬЮ…(УСЛУГУ).
4) Фальшивят, путают слова, поют КТО В ЛЕС, … (КТО ПО ДРОВА).
Ребята слушать их не станут. От этой песни УШИ…(ВЯНУТ).
5) Сидит очень прямо гордец-господин –
Как будто сейчас ПРОГЛОТИЛ он … (АРШИН).
6) «Двоек» у Борьки в четверти две.
Да, БЕЗ ЦАРЯ мой дружок В … (ГОЛОВЕ).
7) Ох, копуша наш Тарас –
Ждали друга БИТЫЙ ... (ЧАС)
8) Друг нас всех не замечает, о любимой он мечтает.
С её именем в устах Он ВИТАЕТ В … (В ОБЛАКАХ).
9) Всех убеждает повсюду Вадим:
С Марса пришелец общается с ним.
Только не верят Вадиму нигде –
ВИЛАМИ ПИСАНО ВСЁ НА … (ВОДЕ).
10) Сосед наш всю ночь то стучал, то сверлил –
И ЗВЕРЯ ВО МНЕ он к утру … (РАЗБУДИЛ).
11) Нам простуда нипочём, в нас здоровье БЬЁТ … (КЛЮЧОМ).
Солнце, воздух и вода – вот здоровы мы всегда.
12) Просил я друга зря оставить мне кусочек дыни,
Услышан не был мой ГЛАС ВОПИЮЩЕГО В … (ПУСТЫНЕ).
13) Я за лето не подрос – вот он мой БОЛЬНОЙ … (ВОПРОС).
14) Быть как все девчонки c детства не хотела я.
Слёз не лью, не крашусь – Я ВОРОНА … (БЕЛАЯ).
Боксом занимаюсь, нравом непокорная.
Не желаю птицей становиться чёрною!
15) Делать нечего Илюше –
Целый день он БЬЁТ … (БАКЛУШИ).
Не рисует, не читает,
Просто ВРЕМЯ… (УБИВАЕТ).
ПРОПАДАЕТ…ДАРОМ лето –
Нет на даче Интернета.
С трудною «Р» мы второй уже год
БЬЁМСЯ упорно КАК РЫБА ОБ … (ЛЁД).
И замечательный наш логопед,
За это время совсем стал уж сед.
Молодцы. Вот мы и сформировали команды. [Учащиеся пересаживаются соответственно командам]. Но теперь обратим внимание на то, что я не досказывала не обычные словосочетания. А как они называются? (Фразеологизмы)
- Верно. Но что такое фразеологизмы? (устойчивые сочетания слов).
- Молодцы. Фразеологизмы изучает целая наука. И называется она фразеология. Но фразеология не существует сама по себе, она входит в состав еще более крупной науки – лексикологии – науки, изучающей словарный состав языка. Фразеология же представляет собой целый мир различных сочетаний, которые мы используем постоянно, иногда сами того не замечая. И именно этой теме я предлагаю посвятить нашу с вами игру.
II этап. «Разминка». (7 минут).
С помощью устойчивых сочетаний можно описать абсолютно любую сферу нашей с вами жизни. Так давайте же попробуем вспомнить как можно больше тем, которые находят отражение во фразеологизмах. Например, «Повесил нос» - эмоции и чувства человека. За каждую тему команда получит один балл. Только договоримся о том, что с места мы не кричим, а тянем руку. И только тогда я спрашиваю.
1 команда – труд, семья, доброта, стыд.
2 команда – учеба, смелость, грусть, природа, безделье.
3 команда – чувства человека, интерес, хитрость, ум, Родина, обида.
А теперь мы с вами попробуем вспомнить простейшие фразеологизмы. Перед вами картинки (Приложение 1). Ваша задача понять, какие фразеологизмы на ней зашифрованы. (1 балл за каждый фразеологизм).
Баллы: [Фиксируются учителем, подсчитываются во время самостоятельной работы учащихся и выносятся на доску].
1 команда – 6 (4+2)
2 команда – 7 (5+2)
3 команда – 8 (6+2).
III этап. «Аукцион». (7 минут).
Ребята, в предыдущем конкурсе вы назвали мне тему природы как одну из тем, затронутых во фразеологизмах. Один из аспектов этой темы – фразеологизмы о животных. С этой темой и будет связано следующее задание. Вы все получите одинаковые филлворды. Вы знаете, что это такое? (вид кроссворда, в котором зашифрованы слова). Умеете ли вы их решать?
Ваша задача в этом конкурсе – найти как можно больше слов с названиями животных (за каждое – 1 балл), а также придумать с их названиями фразеологизмы (2 балла). Максимально вы можете получить 3 балла. На это вам дается 3 минуты.
Т | П | Т | О | К | А | С | В | З | М | Е | Я |
И | А | Х | У | М | К | О | О | Р | А | Я | Ь |
Ц | К | К | Р | Ы | А | Б | П | О | Н | Ц | Н |
А | У | О | Ш | Б | А | Л | Т | Е | Н | Е | И |
К | Р | Л | К | А | С | Т | О | В | М | О | В |
Ы | Б | Е | А | К | Ч | О | А | Ц | А | К | С |
Б | Е | Д | Ь | А | Л | О | Б | М | Р | Г | У |
Л | К | К | С | О | С | Н | А | Ы | Ш | К | О |
О | В | А | Р | К | О | Л | Р | А | Н | А | Ь |
(Комар, Слон Свинья, Волк, Овца, Рак, Баран, Сокол, Гусь, Кошка, Собака, Змея, Мышка, Рыба, Муха, Кот, Лебедь, Ласточка, Ворон, Птица, Бык).
1 команда – слон, муха, рак, баран, мышка, змея, кошка, рыба.
Делать из мухи слона; где раки зимуют; как баран на новые ворота.
2 команда – кот, слон, баран, кошка, рак, гусь, змея, рыба, муха.
Делать из мухи слона; где раки зимуют; змея подколодная; как гусь из воды; гибкий как кошка; молчать как рыба, пятиться как рак.
3 команда – кот, мышка, рак, слон, рыба, свинья, змея, муха, волк, овца, баран.
Кот наплакал; где раки зимуют; слоновья память; хрупкая как мышка; молчать как рыба об лед; верещать как свинья, гибкий как змея, сделать из мухи слона.
Баллы:
1 команда – 14 (8+6)
2 команда – 23 (9+14)
3 команда – 19 (11+8).
IV этап. «Экскурсия в прошлое». (10 минут).
- Ребята, а как вы думаете каким образом в нашем языке появляются фразеологизмы? (из литературных произведений, из древности, и мифов…)
- Да, верно. Следующий наш конкурс носит название «Экскурсия в прошлое». Мы попробуем дать определение фразеологизмам, а также попытаться узнать его историю
Объяснить исходное значение фразеологизма. (5 баллов, где 2 балла ставится за определение, 3 балла за историю).
По жребию каждой команде 2 фразеологизма.
Кричать во всю Ивановскую; Сизифов труд; Уйти с носом; Ахиллесова пята; Блудный сын; Дойти до ручки.
Время выполнения – 5 минут.
1 команда – Сизифов труд. Означает сложный и бесполезный труд.
Дойти до ручки. Вероятно, так говорят о тех, кто очень болен. (3 балла).
2 команда – Уйти с носом. (уйти ни с чем).
Ахиллесова пята – слабое место. В древности был герой по имени Ахиллес. Когда он был маленьким, его купали в реке, дающей бессмертие. Но держали за пятку, которая осталась единственным «смертным» местом. (7)
3 команда – Кричать во всю Ивановскую – очень громко кричать. В старину была площадь, которую называли Ивановской, на которой стояли люди, кричавшие указы царя. Поэтому такое выражение – кричать во всю Ивановскую. Блудный сын. Выражение основано на притче. О том, что в древности был человек. Его сын жаждал наследства отца. Получив часть состояния ушёл из дома и потратил все деньги, но стал работать свинопасом. Потом вернулся домой, где был с радостью принят отцом. Блудный сын – тот, кто сделал что-то плохое, а потом раскаялся. (10 баллов).
Ребята, кто-нибудь может объяснить сложные сочетания?
[2 команда объясняет историю фразеологизма Сизифов труд – Жил очень хитрый человек, который пытался обмануть смерть. Несколько раз ему это удавалось, но смерть все-таки его забрала. И в царстве мертвых он получил наказание: должен был катить в гору камень, который постоянно с нее скатывался. Остальные фразы – дойти до ручки и уйти с носом объясняются учителем].
Баллы:
1 команда – 3.
2 команда – 10 (2+5+3)
3 команда – 10 (5+5).
V этап. «Расширяя горизонты». (7 минут).
Ребята, знаете ли вы, что фразеологизмы, как и простые слова, имеют свои лексические особенности? В частности, у многих сочетаний есть свои синонимы и антонимы. Например, фразеологизм Игра не стоит свеч, которым называют изначально бесполезное занятие, имеет такой синоним – Овчинка выделки не стоит. Можно подобрать к нему и антоним – Кровь из носу, то есть очень важное и нужное предприятие.
Вам сейчас я тоже предлагаю подобрать к определенным фразам синонимы и антонимы. Чтобы было проще, я назову вам их значение. Каждое сочетание будет оцениваться в 2 балла. На подготовку я дам вам время – 3 минуты.
Кот наплакал (очень малое количество чего-либо) - куры не клюют; по пальцам пересчитать. (4 балла).
Слова не вытянешь (очень молчаливый человек) - болтлив как попугай; молчит как рыба об лед. (4 балла).
Как рыба в воде (непринужденное, естественное поведение) – не в своей тарелке; как сыр в масле. (4 балла).
Баллы:
1 команда – 4.
2 команда – 4.
3 команда – 4.
Ребята, у вас есть последняя возможность заработать баллы. Я буду называть вам (каждой команде по отдельности) фразы. Вы должны догадаться, о чем я говорю и назвать верные фразеологизмы. Например, ЕЕ набирают в рот, когда молчат; Ею нельзя разлучить верных друзей и в НЕЕ прячут концы несчастные люди – все это о воде.
Итак, что это? (5 минут).
Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. (Нос. Повесить нос; задрав нос; совать нос не в свои дела).
Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если что-то не понимают; не бельё, а их развешивают. (Уши. Уши вянут; хлопать ушами; развесить уши).
Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит. (Ветер. Ветер в голове; ищи ветра в поле; бросать слова на ветер).
- Подведение итогов. (3 минуты).
- Формулировка домашнего задания (1 минута).
Молодцы, ребята! Сегодня на уроке вы не только не ударили в грязь лицом, в классе не было учеников, которые звезд с неба не хватали. И я на седьмом небе от общения с вами!
Список использованной литературы:
Энциклопедический словарь юного филолога. Сост-ль М. В. Панов, М.: Педагогика, 1984. С 144-148, 323.
Булыко А.Н. Фразеологический словарь русского языка, Минск: Харвест, 2007.
Берков В.П., Мокиенко В.М., Шулежкова С.Г. Большой словарь крылатых слов русского языка, М.: Русские словари, Астрель, АСТ, 2005.
http://www.otrezal.ru/phraseological_dictionary/ (28.09.2014).
http://zanimatika.narod.ru/Book_Kril_frazi.htm (28.09.2014).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок – игра "В мире космоса"
Викторина « В мире космоса» с показом презентации...
Конспект урока - игры "В мире слов" по теме "Лексика и фразеология".
Реализация принципов духовно - нравственного воспитания через внеклассную деятельность Конспект урока - игры «В мире слов» ...
урок-игра "В мире басен Крылова"(презентация)
урок-игра "В мире басен Крылова" рассчитан на учащихся 5 класса. уроки в форме игры нравятся детям. Цель урока: выяснить уровень...
Урок-игра "В мире лексики" (с презентацией).
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС....
Урок- игра "В мире продуктов"
Урок составлен по учебнику "English" Верещагиной для 3-их классов, содержит богатый материал в игровой форме по теме: "Еда"...
Урок-игра по теме "Фразеология"
Закрепление и контроль знаний в игровой форме...
Открытый видео - урок (игра) - "В мире сказок" - Своя игра.
Данный урок направлен на повышение интереса учащихся к чтению на английском языке и ознакомление со сказками и мультфильмами зарубежных авторов....