"В мире фразеологии"
методическая разработка по русскому языку по теме

Иванишина Нина Федоровна

 

формирование  умения определять лексическое  значение фразеологизмов,  научить отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frazeologiya.docx18.59 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: В мире фразеологии.

Цель: формирование  умения определять лексическое  значение фразеологизмов,  научить отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний.

Ход занятия:

Слово учителя.

С развитием науки и техники в нашу речь входят фразеологизмы-термины. Настроится на волну, показаться крупным планом, игра в одни ворота.

        Во многих фразеологизмах смысловым центром является человек. Работать спустя рукава, бить баклуши.  Это неделимые словосочетания с переносным смыслом.

Свободные словосочетания

Фразеологизмы

Он чуть было не проговорился

Вовремя прикусил язык

Засучив рукава я , я доставал живых рыб.

Ребята работали, засучив рукава

Рахметов стал помогать тянуть лямку.

Пускай послужит он в армии, да потянет лямку.

2. Толкования фразеологизмов.

1. Овладеть собой, успокоится.   (брать себя в руки). 2. Привлекать к себе внимание, быть особенно заметным. ( Бросаться в глаза кому- либо.)3. Прежде всего, в первую очередь. ( в первую голову) 4. Испытывать тревогу - переживать.( Болеть душой)

3. Дело мастера боится.

Очень - беречь как зеницу ока.

            души не чаять - на руках носить

            сильно краснеть -до корней волос,

            быстро скакать - во весь опор.

            смеяться - кататься со смеху.

            тесно - повернуться негде.

            темно - хоть глаз выколи.

            мало - кот наплакал

            рано- в двух шагах

            плохо – из рук вон

4. Викторина

1 .Какое из двух словосочетаний является фразеологизмом?

*Золотые руки, золотые зубы,

*Медвежья услуга - медвежья берлога.

Волчий хвост -* волчий аппетит

Важная деталь -* важная птица.

2. Какие фразеологические единицы вошли в нашу речь из сказок?  (за тридевять земель,  по усам текло, баклуши, лясы).

3. Перед вами два словосочетания: гасить свет, гасить известь. Почему только в одном из них глагол гасить можно заменить синонимом тушить ? (заменить можно только в свободном словосочетании).

Вопросы - шутки.

1.Из каких фразеологизмов инопланетяне  могли бы заключить, что у человека не пара  ног, рук, глаз. А много? (Со всех ног, без задних ног, на все руки мастер).

2. В каком фразеологизме даже враги именуются друзьями? (Они ненавидели друг друга).

3.В каком фразеологизме упоминается таблица умножения? (Как дважды два).

4. Что общего в словах друг, бараний рог, три погибели? (согнуть).

5. Его вешают, приходя в уныние, его задирают зазнайки, его всюду суют. (нос).

6. Он в голове у легкомысленного человека, его советуют искать в поле (ветер).

            Как говорят о человеке?

Который часто меняет решения -  семь пятниц на неделе.

У которого слова не расходятся с делом - хозяин своего слова.

Которого трудно заставить поверить в что –либо- Фома неверующий

Очень тихий - воды не замутит. Который очень болтливый- язык без костей.

               

Всяк молодец на свой образец.

За семь верст киселя хлебать – далеко. Класть зубы на полку-голод. Переливать из пустого в порожнее - пустые разговоры. Очертя голову- быстро. Как снег на голову - неожиданно. Обвести вокруг пальца- обхитрить.

Говорил  товарищ мой вчера,

Что в кино сходить пора.

Только я хотел уж собираться, Как ему взбрело купаться.

По дороге передумал он,

потащил меня на стадион.

- Что ты,- закричал я,- в самом деле

У тебя семь пятниц на неделе.

Глеб у доски повесил нос

Краснеет до корней волос

Он в этот час, как говорится,

готов сквозь землю повалиться.

 О чем же думал он вчера,

Когда баклуши бил с утра?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В мире фразеологии"

формирование  умения определять лексическое  значение фразеологизмов,  научить отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний....

"В мире фразеологии"

формирование  умения определять лексическое  значение фразеологизмов,  научить отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний....

"В мире фразеологии"

формирование  умения определять лексическое  значение фразеологизмов,  научить отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний....

"В мире фразеологии"

формирование  умения определять лексическое  значение фразеологизмов,  научить отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний....

В мире фразеологии

Презентация предназначена для учащихся 6 класса и может быть использована на уроке русского языка при изучении темы "Фразеология"....

Лингвистическая игра «В мире фразеологии».

Содержит различные конкурсы...

Открытый урок "В мире фразеологии"

Дорогие,ребята!Сегодня мы с вами проведем не обычный урок,а урок-конкурс.Отправимся мы с вами в страну,где выражают свои мысли кратко,метко,сочно.Здесь понадабятся наши знания и "...веселое лукавство ...