Программа факультатива «Основы традиционной русской культуры»
рабочая программа (5 класс) по теме
Программа факультативного курса "Основы традиционной (православной) русской культуры" рассчитана на учащихся 5,6 классов, количество часов в каждом классе – 34. Данная программа - один из возможных вариантов ознакомления учащихся с основами христианства, а также изучения ярких примеров древнерусской литературы и архитектуры в среднем звене общеобразовательной школы. Выбор произведений древнерусской литературы, рекомендуемых программой для чтения и изучения, определяется способностями и умением учащихся эмоционально воспринять и осмыслить художественный текст.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 87 КБ |
![]() | 1.6 МБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Краснооктябрьская СОШ
Гусь- Хрустального района Владимирской области.
Программа факультатива
«Основы
традиционной русской
культуры»
(5,6 классы)
разработана учителем русского языка и литературы МОУ Краснооктябрьская СОШ Гусь- Хрустального района
Ковыловой Г.В.
2008г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа факультативного курса "Основы традиционной (православной) русской культуры" рассчитана на учащихся 5,6 классов, количество часов в каждом классе – 34. Данная программа - один из возможных вариантов ознакомления учащихся с основами христианства, а также изучения ярких примеров древнерусской ли тературы и архитектуры в среднем звене общеобразовательной школы. Выбор произведений древне русской литературы, рекомендуемых программой для чтения и изучения, определяется способностями и умением учащихся эмо ционально воспринять и осмыслить художественный текст.
Программа оставляет за учителем право на выбор произведе ний древнерусской литературы и способов их изучения (чтение и изучение, самостоятельное чтение, внеклассное чтение и т. д.). Принцип вариативности предполагает выбор не только произве дений, перечисленных в программе, но и включение в число изу чаемых произведений тех памятников древнерусской литературы, которые ближе по своему содержанию истории города, земли, края. Так, например, в данной программе детям предложено познакомиться с памятниками культуры и архитектуры древней Муромской земли.
Произведения, рекомендованные для изучения в определен ном классе, подбираются по жанровому принципу или по сход ству их художественной структуры. В пятом классе предлагают ся для изучения произведения с легендарной основой, с явными фольклорными традициями. В шестом классе изучаются воинс кие повести, летопись и житие. Жанровый прин цип позволяет дать теоретическое понятие жанра, его развитие и традиции, представить живую литературную историю, ибо каждое последующее произведение восходит в своей поэтике к предыду щему, развивая общие каноны жанра. Все знания, полученные на факультативе, являются основой для более серьез ного постижения самых значительных и сложных произведений древнерусской литературы — "Слова о полку Игореве" и "Жития протопопа Аввакума". Сила и красота "Слова о полку Игореве" глубже осознается на фоне произведений одной темы и жанра. Без знания житийных традиций невозможно понять художествен ное своеобразие "Жития протопопа Аввакума".
Все произведения, рекомендуемые для чтения и изучения, вхо дят в книгу "Древнерусская литература. Хрестоматия. Учебное по собие для 5—9 классов общеобразовательных учреждений", выпу щенную в издательстве "Просвещение", подготовленную доктором филологических наук О. В. Твороговым, это пособие ориентиро вано на данную программу. В издательстве "Просвещение" издана книга "Литература Древней Руси: Биобиблиографический сло варь" (составитель Л. В. Соколова; под редакцией О. В. Творогова).
Произведения разбиты следующим образом:
V КЛАСС
"Чудо Георгия о змие". Идеал мужественной красоты, идеал за щитника и заступника. Значение легенды о Георгии в русской жизни и русском искусстве.
"Повесть временных лет" (рассказы о походе Олега на Царь-град, о смерти Олега, о смерти Игоря и мести Ольги, о походе Святослава на Византию, сказание о Кожемяке, сказание о белго родском киселе). "Повесть временных лет" — художественная, ли тературно изложенная история Древней Руси. Отражение в "По вести временных лет" народных представлений о любви к Родине, об уме, находчивости, силе, героизме. Значение и роль преданий в ее тексте. "Повесть о Петре и Февронии Муромских", былины об Илье Муромце.
VI КЛАСС
"Повесть о Тверском Отрочем монастыре", "Моление Даниила Заточника", "Повесть о Шемякином суде". Связь древнерусской литературы с фольклором. Сказочные, легендарные мотивы в "Повести о Петре и Февронии Муромских" и в "Повести о Тверском Отрочем мона стыре". Христианские мотивы в лирике русских поэтов: А.Н.Плещеев. «После чтения газет», М.Ю.Лермонтов «Молитва», К.М.Фофанов «Отче наш». Христианин А.С.Пушкин и христианская культура.
Обращение древнерусских авторов к пословицам и пого воркам как источникам народной мудрости. Гуманистические идеалы литературы Древней Руси, внимание к человеку, сочув ствие его бедам, осознание ценности его личных достоинств (кра соты, ума, верности, доброты).
Особенности применения программы: специфика курса предполагает широкое использование разного рода учебно- наглядных пособий: видеофильмов, репродукций, аудиозаписей; организацию и проведение праздников с целью ознакомления и возрождения русской православной традиции в семьях; творческие работы учащихся; экскурсионно- паломнические поездки в монастыри, храмы. Другие места, связанные с историей нашего Отечества.
Цель: воспитание духовно - нравственной личности ребенка через приобщение к историко - культурному наследию, основанному на русской православной традиции.
Задачи:
- ознакомление детей с русской православной историей, культурой, искусством, традицией и верой русского народа;
- ознакомление детей с жизнью и подвигом досточтимых людей земли русской;
- вырастить детей духовно, душевно и телесно здоровыми;
- раскрыть духовные и физические дарования детей;
- формирование гражданского самосознания;
- взрастить любовь к своему земному Отечеству- России и к своему народу.
№ п/п | Содержание. | Количество часов | Форма проведения. |
5 класс Основы христианства. (знакомство с Библией) | 19ч | ||
1 | Рождение Иисуса. Праздник Рождество. Христославы. | 1 3 | Медиафильм. праздник |
2 | Детство Иисуса. | 2 | Медиафильм. |
3 | Крещение. | 2 | Беседа с использованием произведений искусства. |
4 | Учение Христа. | 1 | Рассказ учителя |
5 | Вход Господень в Иерусалим. | 1 | Рассказ учителя |
6 | На пасхальной вечере. Праздник Пасха. | 2 2 | Медиафильм. праздник |
7 | Голгофа. | 1 | Рассказ учителя |
8 | Смерть Христа. | 1 | Рассказ учителя |
9 | Вознесение. | 1 | Рассказ учителя. |
10 | Просмотр фильма «Иисус Христос» | 2 | Видеофильм. |
Древнерусская литература. | 15ч | ||
11 | «Повесть временных лет»-художественная, литературно изложенная история Древней Руси. "Чудо Георгия о змие". | 2 2 | Чтение произведений |
12 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских» | 2 | Театрализованное представление. |
13 | Экскурсия в Спас - Преображенский монастырь г. Мурома. |
4 | Экскурсия |
14 | Святой преподобный Илья Муромец – богатырь земли Русской. | 1 | Медиафильм |
15 | Былины об Илье Муромце | 2 | Чтение, иллюстрирование |
16 | Итоговый урок. | 2 | Час творчества |
6 класс «Моя жизнь сегодня». (знакомство с Евангелием) | 14ч | ||
1 | Прогрессирующая жизнь. Лестница христианского возрастания. | 1 | Беседа. |
2 | Возрастание в мудрости. Мудрость дает жизнь. | 1 | Лекция. |
3 4 | Как приобрести знание. День славянской письменности и культуры. | 1 2 | Беседа. праздник |
5 | Мудрое поведение. | 1 | тестирование |
6 | Природа-это ключ к сокровищам Божьего слова. Красота природы. | 2 | Урок- экскурсия. |
7 | Здоровая жизнь. «Бог сотворил человека правым». | 1 | Беседа. |
8 | Чистота. Физические упражнения | 2 | Урок- практикум. |
9 | Трудолюбие. Питательная диета. Отдых. | 1 | Беседа. |
10 | Добрые дела и приятная речь укрепляют здоровье. | 2 | Диспут. |
Древнерусская литература. | 11ч. | ||
10 | «Повесть о Тверском Отрочем монастыре». | 2 | Чтение произведения. |
11 | «Моление Даниила Заточника» | 1 | Чтение произведения. |
12 | «Повесть о Шемякином суде». | 2 | Чтение произведения. |
13 | Христианские мотивы в лирике русских поэтов. А.Н.Плещеев. «После чтения газет», | 1 1 | Беседа. Чтение, обсуждение. |
14 | М.Ю.Лермонтов «Молитва» | 1 | Чтение, беседа. |
15 | К.М.Фофанов «Отче наш». | 1 | Чтение, беседа. |
16 | Христианин А.С.Пушкин и христианская культура. | 2 | Урок-познание. видеофильм |
Экскурсии | 8ч | ||
17 | Посещение Владимиро - Суздальского музея- заповедника.
| 4ч | |
18 | Кремль г. Рязани. | 4ч. | |
19 | Заключительный урок на тему: «Гуманистические идеалы русской традиционной (православной) культуры. Внимание к человеку, сочувствие его бедам, сознание ценности его личных достоинств (красоты, ума, верности, доброты» | 1 | Час творчества. |
Прогнозируемые результаты.
- Дети должны знать:
- основы христианства;
- происхождение некоторых православных праздников.
- Эмоционально воспринимать и осмысливать художественный текст.
- Уметь:
- понимать духовную литературу;
- провести анализ текста;
- Познакомиться с некоторыми архитектурными памятниками Древней Руси.
Библиография.
- « Ростово - Суздальская Русь». Москва. «Изобразительное искусство». 1970г.
- Н.Н.Воронин «Владимир. Боголюбово. Суздаль. Юрьев - Польской». Спутник по древним городам Владимирской земли. Москва. Искусство.1974г.
- «Древний Муром» Издательская программа правительства Москвы. МИХМ.2002г.
- Т.А.Флоренская. .«Мир дома твоего» Москва. Русских хронограф. 2004г.«Мир дома твоего».
- Сайт Copyright Пасха - Источник Радости / Paskha.net, 2001-2008
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Программа факультативного курса "Основы традиционной ( православной) русской культуры" — один из возможных вариантов ознакомления учащихся с основами христианства, а также изучения ярких примеров древнерусской литературы и архитектуры в среднем звене общеобразовательной школы. Цель : воспитание духовно- нравственной личности ребенка через приобщение к историко - культурному наследию, основанному на русской православной традиции. Задачи : - ознакомление детей с русской православной историей, культурой, искусством, традицией и верой русского народа; - Ознакомление детей с жизнью и подвигом досточтимых людей земли русской; - вырастить детей духовно, душевно и телесно здоровыми; - раскрыть духовные и физические дарования детей; - формирование гражданского самосознания; - взрастить любовь к своему земному Отечеству- России и к своему народу.
Основы христианства. (знакомство с Библией) Рождение Иисуса. Детство Иисуса. Крещение. Учение Христа. Вход Господень в Иерусалим. На пасхальной вечере. Голгофа. Смерть Христа. Вознесение. Просмотр фильма «Иисус Христос» Содержание программы.
«Моя жизнь сегодня». (знакомство с Евангелием) Прогрессирующая жизнь. Лестница христианского возрастания. Возрастание в мудрости. Мудрость дает жизнь. Как приобрести знание. Мудрое поведение. Природа-это ключ к сокровищам Божьего слова. Красота природы. Здоровая жизнь. «Бог сотворил человека правым». Чистота. Физические упражнения Трудолюбие. Питательная диета. Отдых. Добрые дела и приятная речь укрепляют здоровье.
Духовная литература. «Повесть временных лет»-художествен ная , литературно изложенная история Древней Руси. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» «Повесть о Тверском Отрочем монастыре». «Моление Даниила Заточника». «Повесть о Шемякином суде». Христианские мотивы в лирике русских поэтов. (А.Н.Плещеев. «После чтения газет», М.Ю.Лермонтов «Молитва»,Ф.И.Тютчев «Наш век»,К.М.Фофанов «Отче наш». Заключительный урок на тему: «Гуманистические идеалы русской традиционной (православной) культуры. Внимание к человеку, сочувствие его бедам, сознание ценности его личных достоинств (красоты, ума, верности, доброты»
Экскурсии. Экскурсия в Спас – Преображенский монастырь г. Мурома, с.Цикуль , с. Пятница Гусь-Хрустального района. Путешествие в Дивеево. Посещение Владимиро - Суздальского музея- заповедника, Кремля г. Рязани.
Прогнозируемые результаты. Дети должны знать: - основы христианства; - происхождение некоторых православных праздников. Эмоционально воспринимать и осмысливать художественный текст. Уметь : - понимать духовную литературу; - провести анализ текста; Познакомиться с некоторыми архитектурными памятниками Древней Руси.
Методическое сопровождение программы.
Православные праздники Беседа Беседа с использованием православного сайта ИНТЕРНЕТа Вводный урок Тема: «Язычество в жизни славян: прошлое и настоящее» «Языческое происхождение календарных праздников осенне-зимнего и весенне-летнего циклов » На Пасхальной вечере. 1.Древняя Русь в великие дни. 2.Пасха в старой Москве . 3.Светлое Христово Воскресе - ние 1655 года. 4.Пасха. Глава из книги Ивана Шмелева "Лето Господне"
Христианин А.С.Пушкин и христианская культура. Урок- познание.
Повесть о Петре и Февронии Муромских Урок- экскурсия в Муромский Свято-Троицкий женский монастырь .
Слава Вам, братья, славян просветители, Церкви Славянской святые отцы! Слава Вам , правды Христовой учители , Слава Вам ! Грамоты нашей творцы! Будьте ж славянству звеном единения, Братья святые : Мефодий , Кирилл! Да осенит его дух примирения Вашей молитвой пред Господом сил! День славянской письменности и культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/27/picture-426802-1395931414.jpg)
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/20/picture-270018-1497973678.jpg)
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/13/picture-480636-1410626788.jpg)
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/06/picture-674681-1444146776.jpg)
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/12/picture-964901-1589313095.jpg)
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...