Рабочая программа факультатива «Основы робототехники», 5-6 класс
рабочая программа (5 класс)
Рабочая программа факультатива «Основы робототехники», 5-6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_robototehnika_2_goda.doc | 138 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ КАДЕТСКИЙ КОРПУС
«СЕВЕРОМОРСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГОБОУ МО КК
«Североморский кадетский корпус»
________________Касагов Д.Ю.
«____»_________________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу
«Робототехническое конструирование»
Двухгодичный курс обучения
Разработчик: Обсуждена и согласована на
Учитель методическом совете
__________Симонов А.А. Протокол №_______
от «___»____________ 2015г.
Принята на педагогическом
Совете ГОБОУ МО КК
Протокол № _____________
от «___»___________2015 г.
г.Североморск
2015 год
Пояснительная записка
Основным содержанием данного курса являются постепенное усложнение занятий от технического моделирования до сборки и программирования роботов с использованием материалов книги С.А. Филиппова «Робототехника для детей и родителей» и компьютеров.
Актуальность курса заключается в том, что он направлен на формирование творческой личности живущей в современном мире. Технологические наборы LEGO MINDSTORMS EV3 ориентированы на изучение основных физических принципов и базовых технических решений, лежащих в основе всех современных конструкций и устройств.
На уроках используются конструктор из серии LEGO MINDSTORMS EV3 с программным обеспечением (CD-R диск с визуальной средой программирования EV3).
Используя персональный компьютер, либо нетбук или ноутбук с ПО EV3, LEGO-элементы из конструктора ученики могут конструировать управляемые модели роботов. Загружая управляющую программу в специальный LEGO-компьютер EV3 и присоединяя его к модели робота, робот функционирует автономно. EV3 работает независимо от настольного компьютера, на котором была написана управляющая программа; получая информацию от различных датчиков и обрабатывая ее, он управляет работой моторов.
Итоги изученных тем подводятся созданием учениками собственных автоматизированных моделей, с написанием программ, используемых в своих проектах, и защитой этих проектов.
Цель:
- Научить использовать средства информационных технологий, чтобы проводить исследования и решать задачи в межпредметной деятельности.
Задачи:
- Знакомство со средой программирования EV3;
- Усвоение основ программирования, получить умения составления алгоритмов;
- Умение использовать системы регистрации сигналов датчиков, понимание принципов обратной связи;
- Проектирование роботов и программирование их действий;
- Через создание собственных проектов прослеживать пользу применения роботов в реальной жизни;
- Расширение области знаний о профессиях;
- Умение учеников работать в группах.
1-й год обучения
35 часов (один час резервный), 1 раз в неделю
№ занятия | Тема | Содержание | Часы |
1. ВВЕДЕНИЕ (6часов) | |||
1 | Введение в робототехнику | Лекция. Цели и задачи курса. Что такое роботы. Ролики, фотографии и мультимедиа. Рассказ о соревнованиях роботов: Евробот, фестиваль мобильных роботов, олимпиады роботов. Спортивная робототехника. В т.ч. - бои роботов (неразрушающие). Конструкторы и «самодельные» роботы. | 2 |
2 | |||
3 | Конструкторы компании ЛЕГО | Лекция. Информация о имеющихся конструкторах компании ЛЕГО, их функциональном назначении и отличии, демонстрация имеющихся у нас наборов | 2 |
4 | |||
5 | Знакомимся с набором Lego Mindstorms EV3 | Лекция. Знакомимся с набором Lego Mindstorms EV3 сборки . Что необходимо знать перед началом работы с EV3. Датчики конструкторов LEGO на базе компьютера EV3 (Презентация), аппаратный и программный состав конструкторов LEGO на базе компьютера EV3 (Презентация), сервомотор EV3. | 2 |
6 | |||
2. Конструирование и программирование (16часов) | |||
7 | Конструирование первого робота | Практика. Собираем первую модель робота «Пятиминитука» по инструкции. | 2 |
8 | |||
9 | Изучение среды управления и программирования | Лекция. Изучение программного обеспечения, изучение среды программирования, управления. Краткое изучение программного обеспечения, изучение среды программирования и управления. Собираем робота "Линейный ползун": модернизируем собранного на предыдущем уроке робота "Пятиминутку" и получаем "Линейного ползуна". | 2 |
10 | |||
11 | Программирование робота | Практика. Разработка программ для выполнения поставленных задачи: несколько коротких заданий из 4-5 блоков | 2 |
12 | |||
13 | Конструируем более сложного робота | Создаём и тестируем "Трёхколёсного робота". | 2 |
14 | |||
15 | Программирование более сложного робота | Практика. Разработка программ для выполнения поставленных задачи: несколько коротких заданий. Количество блоков в программах более 5 штук. (более сложная программа). | 2 |
16 | |||
17 | Собираем гусеничного робота по инструкции | Создаём и тестируем "Гусеничного робота". | 2 |
18 | |||
19 | Конструируем гусеничного бота | На предыдущем уроке мы собирали гусеничного бота. Нужно ещё раз посмотреть на свои модели, запомнить конструкцию. Далее разобрать и попытаться собрать свою собственную модель. Она должна быть устойчива, не должно быть выступающих частей. Гусеницы должны быть оптимально натянуты. Далее тестируем своё гусеничное транспортное средство на поле, управляем им с мобильного телефона или с ноутбука. | 2 |
20 | |||
21 | Тестирование | Тест должен содержать простые и чётко сформулированные вопросы о конструкторе, о лего, о законах физики, математики и т.д. Рекомендуемое количество вопросов от 10 до 20. Ученики отвечают на простые вопросы, проверяют свой уровень знаний. В тест рекомендуется включить несколько вопросов на смекалку из цикла: "А что если...". В результате тестирования мы должны понять научился ли чему-нибудь ученик. | 2 |
22 | |||
3. Подготовка к соревнованиям (12 часов) | |||
23 | Собираем по инструкции робота-сумоиста | Нам необходимо ознакомиться с конструкцией самого простого робота сумоиста. Для этого читаем и собираем робота по инструкции: бот - сумоист. Собираем, запоминаем конструкцию. Тестируем собранного робота. Управляем им с ноутбука/нетбука. | 2 |
24 | |||
25 | Соревнование "роботов сумоистов" | Собираем по памяти на время робота-сумоиста. Продолжительность сборки: 30-60 минут. Устраиваем соревнования. Не разбираем конструкцию робота победителя. Необходимо изучить конструкции, выявить плюсы и минусы бота. | 2 |
26 | |||
27 | Анализ конструкции победителей | Необходимо изучить конструкции, выявить плюсы и минусы бота. Проговариваем вслух все плюсы и минусы. Свободное время. Собираем любую со сложностью не выше 3 единиц из имеющихся инструкций роботов. | 2 |
28 | |||
29 | Конструируем робота к международным соревнованиям WRO (1) | Задача учеников самостоятельно найти и смастерить конструкцию робота, которая сможет выполнять задания олимпиады. Все задания раскладываем по частям, например, нужно передвигаться из точки А в точку Б - это будет первая задача, нужно определять цвет каждой ячейки - это вторая задача, в зависимости от цвета ячейки нужно выкладывать определённое количество шариков в ячейку - это третья задача. | 6 |
30 | |||
31 | |||
32 | |||
33 | |||
34 | |||
35 | Свободное моделирование | Резервный час | 1 |
ИТОГО: | 35 |
2-ой год обучения
35 часов (один час резервный), 1 раз в неделю
№ | Тема | Содержание | Часы |
1. Работа в группах (18 часов) | |||
1 | Разработка проектов по группам. | Цель: Сформировать задачу на разработку проекта группе учеников. Шаг 2. При готовности описательной части проекта создам действующую модели. Если есть вопросы и проблемы - направляем учеников на поиск самостоятельного решения проблем, выработку коллективных и индивидуальных решений. Цель: Научиться презентовать (представлять) свою деятельность. Цель: Научиться публично представлять свои изобретения. | 8 |
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 | |||
7 | |||
8 | |||
9 | Свободный урок. Сбор готовой модели на выбор. | Сбор и исследование одной из моделей роботов на выбор: Гоночная машина - автобот - автомобиль с возможностью удалённого управления и программирования его для движения по цветным линиям на полу! Бот с ультразвуковым датчиком - 4-х колёсный робот с интеллектуальной программой, принимающей решение куда ехать при наличии препятствия. Бот с датчиком касания - 4-х колёсный робот с программой, использующей датчик касания в качестве инструмента для определения препятствий. Бот с датчиком для следования по линии - робот, программа которого настроена на его движение по чёрной линии. Бот стрелок - простейший робот, стреляющий в разные стороны шариками. | 2 |
10 | |||
11 | Конструируем 4-х колёсного или гусеничного робота | Цель: собрать по инструкции робота, изучить его возможности и программу. | 2 |
12 | |||
13 | Конструируем колёсного или гусеничного робота. | Цель: придумать и собрать робота. Самостоятельно программировать робота. | 4 |
14 | |||
15 | |||
16 | |||
17 | Контрольное тестирование | Тест должен содержать простые и чётко сформулированные вопросы о конструкторе, о лего, о законах физики, математики и т.д. Рекомендуемое количество вопросов 20 штук. Ученики отвечают на простые вопросы, проверяют свой уровень знаний. В тест рекомендуется включить несколько вопросов на смекалку из цикла: "А что если...". В результате тестирования мы должны понять научился ли чему-нибудь ученик. Проводим анализ полученных результатов. Сравниваем их с теми, что были получены в начале обучения по предмету "робототехника". Проводим "отсев" двоечников, выбираем учеников, способных изучать робототехнику на повышенном уровне. Формируем из них группу для обучения на второй год. | 2 |
18 | |||
Конструирование и программирование (12 часов) | |||
19 | Собираем робота-богомола | Собираем и программируем робота-богомола МАНТИ. Урок 1. | 4 |
20 | |||
21 | |||
22 | |||
23 | Собираем робота высокой сложности | Собираем робота АЛЬФАРЕКСА (ALFAREX) урок 1. | 4 |
24 | |||
25 | |||
26 | |||
27 | Программирование робота высоко сложности | Программируем робота АЛЬФАРЕКСА, готовимся к показательным выступлениям. | 2 |
28 | |||
29 | Показательное выступление | Показательный урок: демонстрируем робота, запускаем программу, показываем возможности движения, соревнуемся на скорость перемещения. Команда-победитель получает призы. | 2 |
30 | |||
Свободное моделирование (5 часов) | |||
31 | Свободное моделирование. | Собираем любую по желанию модель. | 14 |
32 | |||
33 | |||
34 | |||
35 | Свободное моделирование. | Резервный час | 1 |
ИТОГО: | 35 |
Учебно-методический комплект:
1. Робототехника для детей и их родителей. Книга для учителя. С.А. Филиппов, - 263 с., илл., Руководство пользователя LEGO MINDSTORMS EV3, - 64 стр., илл.
2. Образовательный Лего-конструктор: LEGO MINDSTORMS EV3 версии 8547. В наборе 625 ЛЕГО-элементов, включая EV3-блок, датчик цвета, 2 датчика касания, 1 ультразвуковой датчик, 3 сервомотора 9в.
3. Программное обеспечение LEGO MINDSTORMS EV3, язык интерфейса русский и английский, сайт с инструкциями и уроками: http://www.prorobot.ru/lego.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа факультатива по русскому языку 6 класс
Полная рабочая программа факультатива с тематическим планированием....
Рабочая программа факультатива «Избранные вопросы информатики» 11 класс
Рассматриваются вопросы ЕГЭ 11 класс....
Рабочая программа факультатива по физике в 10 классе " Методы решения физических задач"
Данный материал содержит рабочую программу для факултативных занятий по физике в 10 класса. Решение задач является одним из основных методов обучения физики. Материал содержит развернутое тематическое...
Рабочая программа факультатива "Занимательная математика" для 5 класса.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование, список литературы....
Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова
Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский язык не является родн...
Рабочая программа факультатива «Основы русской словесности» для 9 класса
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе программы под редакцией Альбетковой Р.И. «Основы русской словесности для 5-9 классов» (Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий...
рабочая программа факультатива "Основы музеведения"
рабочая программа факультатива...