Урок русского языка в 5 классе "Правописание гласных падежных в окончаниях существительных в единственном числе"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Конспект урока изучения нового материала. Содержит элементы повторения изученного ранее материала, подводит обучабщихся к самостоятельному выводу по изучакмой теме. Урок сопровождается мультимедийной презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.
Цели урока:
- повторить, систематизировать знания учащихся по теме «Склонение имен существительных»;
- формировать умение распределять имена существительные по склонениям;
- формировать умение правильно писать падежные окончания существительных;
- развить внимание и память учащихся;
- развить умение анализировать, рассуждать, делать вывод;
- воспитать интерес к урокам русского языка, любовь к слову.
Оборудование: презентация по теме урока.
Ход урока:
- Организационный момент, вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята!
Прозвенел опять звонок,
Начинаем наш урок.
На себя вы посмотрите:
Вы по-разному сидите.
Если сжали кулачок,
Если руки на замок,
Значит, вы напряжены,
Безразличны и скучны.
Кулачки вы разожмите
И ладошки покажите.
Вот теперь готов наш класс.
В добрый путь и в добрый час!
- Сообщение темы урока.
Сегодня мы продолжим наше путешествие по сказочной стране Морфологии и городу Существителенску и вспомним, что такое склонение, будем учиться правильно писать падежные окончания существительных. Тема важная и нужная. Записываем число и тему урока.
- Актуализация ранее полученных знаний.
- Беседа с классом
- Что такое склонение?
- Сколько склонений вы знаете?
- Каким образом слова объединяются в склонения?
Ответ на последний вопрос можно найти в сказке.
- Прослушивание лингвистической сказки.
В городе Существителенске жили-были вельможи Существительные. Они говорили, что им подчиняются все, а они – никому. Но однажды в городе появился богатырь Склонение, который стал наводить там порядок. Королю Морфу это понравилось, и он решил назначить Склонение губернатором города. Склонение смело принялся за дело: Существителенск был разделен на три больших района. Губернатору помогали падежи, окончания и род. В первом районе поселились существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, -я; во втором районе – существительные среднего рода с окончаниями –о, -е и существительные мужского рода с нулевым окончанием: в третьем районе – существительные женского рода с нулевым окончанием. Вход в каждый район охраняет слово, которое помогает всем жителям района изменяться одинаково: земля (1 скл.), стол (2 скл.), степь (3 скл.).
- Сделайте вывод о том, на каком основании мы относим существительное к тому или иному склонению.
Послушаем продолжение сказки.
После расселения по разным районам существительные живут дружно, но иногда случаются неприятности: порой окончания и падежи проявляют коварство и пытаются запутать бедных жителей города. «Вредные» падежи – родительный, дательный и предложный. Но на помощь всегда приходят «волшебные» слова «земля», «стол», «степь»
- Задание: просклонять опорные слова «земля», «стол», «степь». Три ученика выполняют у доски, остальные – в тетради.
Итог: делаем вывод по таблице на слайде.
Падежи | 1 склонение | 2 склонение | 3 склонение |
Род. п. | -и (-ы) | -и | |
Дат. п. | -е | -и | |
Предл. п. | -е | -е | -и |
- Знакомство с теоретическим материалом учебника на с 212 (самостоятельное чтение)
- Закрепление темы.
- Задание: вставьте пропущенные окончания существительных; объясните выбор окончания (задание на слайде)
- В зоопарк_ у клетк_ с обезьянами всегда много людей. 2) Ветки черемух_ стояли в кувшин_ на окошк_. 3) Кисти белых цветов сирен_ выделялись на зелен_ листьев. 4) Дом дедушк_ стоит на окраин_ деревн_. 5) На болот_ в воздух_ пахло сыростью.
- «Кто быстрее?» Составьте словосочетания глаг. + сущ. с данными глаголами. (Задание на слайде).
Отк…заться от… (помощ…, книг.., прогулки…)
Изл…гать без … (подготовк…, запис…, задержк…)
Подготовиться к …(атак.., охот…, школ…)
Р…сти в… (рощ…, степ…, пол…)
- Какие предлоги помогли быстро определить падежную форму существительного?
(Предлоги без, от употребляются с родительным падежом, предлог к - с дательным, а предлог в с винительным и предложным.)
- Упражнение 532.
- Работа с сигнальными карточками -Е, - И.
Пробираться по пустыне, бояться пустыни, узнавать о пустыне; мечтать о победе, путь к победе; поступить по совести, петь от радости; говорить о свободе, радоваться свободе; не запятнать чести; работать в библиотеке, в дар библиотеке, на полках библиотеки; стоять в коридоре, не предаваться грусти.
- Подведение итогов урока.
- О чем мы сегодня говорили на уроке?
- Какие трудности могут возникнуть в написании падежных окончаний существительных?
- Как можно избежать ошибок в окончаниях род., дат., предл. падежей?
- Домашнее задание.
- Упражнения 533, 535
- приготовить карточку для соседа по парте из 10 слов или из 3-4 предложений, где пропущены окончания существительных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка на тему "Гласные И-Ы после Ц".
Урок проводится в 5 классе, отрабатываются навыки орфографической зоркости в отношении представленной орфограммы....
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа" (5 класс)
В данной технологической карте прописаны цели урока, планируемые результаты, этапы урока, деятельность учителя и учащихся, формируемые УУД....
Технологическая карта урока русского языка "Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа" (5 класс)
В данной технологической карте прописаны цели урока, планируемые результаты, этапы урока, деятельность учителя и учеников, формируемые УУД, дидактический материал....
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Загадки единственного и множественного числа имен сущ."
Данная технологическая карта поможет учителю-предметнику ярко и интересно провести урок по теме....
Конспект урока русского языка на тему : «Гласные в суффиксах существительных -ик-и-ек-«.
laquo;Гласные в суффиксах существительных -ик-и-ек-«....
Урок русского языка "Правописание безударных гласных в корне слова"
Конспект урока русского языка по теме "Правописание безударных гласных в корне слова" в технологии ТРКМ...