Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Загадки единственного и множественного числа имен сущ."
план-конспект урока (5 класс) на тему

Данная технологическая карта поможет учителю-предметнику ярко и интересно провести урок по теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока №127

ФИО (полностью)

Заливена Оксана Алексеевна

Место работы

ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ» п.г.т. Стройкерамика м.р. Волжский Самарской области

Должность

Учитель русского языка и литературы

Предмет

Русский язык

Класс

5 Б

Базовый учебник

Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электронном носителе в 2 ч. Ч.2 / [Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова идр., науч. ред. Н.М.Шанский].- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2013.

Образовательные ресурсы

http: //  www.uroki.net

http: //  www.zavuch.info

http: //  www.intergu.ru

http: // www.uroki.net 

Тема урока

"Загадки единственного и множественного числа имени существительного"

Тип урока

Урок общеметодологической направленности; систематизация и обобщение изученного

Цели урока

Расширить знания учащихся о числе  имени существительного; дать понятие о морфологической норме; развивать навыки лингвистического разбора, мотивацию к познавательной деятельности; приучать к соблюдению речевых норм; формировать навыки работы в парах, группах; воспитывать любовь к родному краю.

Планируемые результаты

Предметные (объём усвоения и уровень овладения компетенциями):

Учащиеся будут:

  • определять сущ., имеющие форму только мн.ч., использовать их в речи;
  • предупреждать  речевые ошибки ;
  • объяснять языковые явления.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретённая компетенция):

Учащиеся научатся:

  • управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия);
  • осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции;
  • объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста, в котором есть сущ. мн. и ед. ч.

Личностные:

У учащихся будет

  • сформирована устойчивая мотивация к обучению;
  • сформированы навыки анализа, конструирования, проектной работы с перспективой самодиагностики результатов.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем.

Оборудование

Интерактивная доска (экран) проектор, компьютер, мультимедийный проектор.

Формируемые УУД

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; проявляют устойчивый познавательный интерес к языковым особенностям; осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков; осознают необходимость заботы о своём здоровье; ведут диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; конструктивно разрешают возникающие проблемы; осваивают новые виды деятельности; проявляют потребность в самовыражении и самореализации.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу; выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, квалификации; устанавливают причинно-следственные связи; устанавливают причинно-следственные связи между своим здоровьем и физическими упражнениями; извлекают необходимую информацию из объяснения, высказываний одноклассников, систематизируют знания; читают и слушают, извлекая нужную информацию.

Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем, одноклассниками самостоятельно необходимые действия; принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний; адекватно самостоятельно оценивают правильность выполнения действий и вносят необходимые коррективы; планируют необходимые действия; контролируют необходимые действия, замечают допущенные ошибки; адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: слушают и слышат друг друга; высказывают и обосновывают свою точку зрения; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с учителем; отображают в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий; строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Организационная структура (сценарий) урока

Тема: "Загадкиединственного и множественного  числа имени существительного"

Тип: урок систематизации и обобщения полученных знаний

Задачи:

  • вовлекать учащихся в активную учебную деятельность;
  • развивать устную монологическую и диалогическую речь учащихся;
  • продолжать работу над выразительным чтением текста, его анализированием.

Планируемые результаты

Предметные:

  • расширить знания учащихся об имени существительном;
  •  дать понятие о морфологической норме;
  •  вызвать интерес к лингвистике, продолжить работу по региональной лексике. воспитывать любовь к родному краю.

Метапредметные:

  • понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;
  • планировать деятельность на уроке;
  • выражать свою точку зрения в монологическом высказывании

Личностные:

  • проявлять интерес к русскому языку;
  • осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке;
  • воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: компьютерная презентация, интерактивная доска (ИД)

Ресурсы урока: Русский язык: учебник для 5 класса, ч. 2; рабочая программа; индивидуальные карточки

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

  1. Организационный момент. (Ребята входят в класс под песню из мультфильма «Крошка Енот»).

Вступительное слово учителя

– Здравствуйте, ребята, уважаемые гости и учителя.

 – Сегодня мы продолжим с вами разговор об именах существительных, а точнее о числе имен существительных.

  • Настраиваются на учебную деятельность

Актуализация необходимых знаний

  1. Разминка

– Подскажите мне, пожалуйста,  сколько вы знаете чисел имени существительного. Как они называются?

 – Приведите пример имен существительных в единственном числе.

 – Приведите пример имен существительных во множественном числе

 – Спасибо, молодцы.

  • Уч-ся отвечают на вопросы учителя, приводят примеры.

Организация познавательной деятельности

  1.  Основное содержание материала. Решение логически построенных грамматических задач
  2. Словарная работа

Выпишите из словарика учебника 10 имён существительных.

Устно составьте с ними предложения

  1.  Повторяем орфограмму «Безударная гласная в корне слова» (повторение проходит в форме игры, где учитель кидает мяч ребёнку и называет слово, а ученик возвращает мяч, называя проверочное слово)

Стекляшка - …; речной - …; земелька - …; лисёнок - …; свистулька - …; железяка -  …; певцы - …; жемчужина - …; меняться - …; дремать - …; число - …; в плену - …; жена - …; лещи - …; в длину - …; княжна - …; деление - …; белизна - …; сердечко - ….

– Приготовимся к работе. Запишите в тетрадях число и классная работа. Я думаю, вы догадались, какая сегодня у нас тема урока. Правильно. Только не просто «Число имен существительных», а «Загадки единственного и множественного числа имени существительного». (Приложение. Слайд 1)

Распределите слова на группы, запишите их в столбики и озаглавьте каждый столбик.

Сахар, шорты, санки, брюки, кино, люди, веселье, тишина..

– Кто будет готов, как всегда поднимает руку. Работаем в тетрадях на оценку.

– Давайте проверим, что же получилось у вас. Как озаглавили столбики?

 – Первый столбик: сахар, кино, веселье, тишина, ребенок. Это слова, употребляемые только в единственном числе.

 – Второй: санки, брюки, люди – слова, употребляемые только во множественном числе.

 – Сверим наши ответы с доской. Внимание на экран. (Приложение. Слайд 3)

 – Молодцы, прекрасно справились с этой задачей и  помогли мне навести порядок.

Задание второе

– А теперь задание сложнее и интереснее. Попробуйте найти «лишнее» слово. Только помните: сегодня мы говорим о числе имен существительных. (Приложение. Слайд 4)

 – Внимательно посмотрите на слова:

Работа, профессия, знание, трудолюбие.

– Время на раздумья у вас немного. Кто готов, как всегда поднимает руку.

 – Давайте проверять, как решили эту головоломку. (Приложение. Слайд 5)

 – Какое слово лишнее?

 – Почему?

 – Правильно, но разве может быть трудолюбие лишним?

 – В каком значении употреблено слово «лишнее»? Правильно, в переносном. А можно ли сказать, что в прямом смысле трудолюбие лишнее слово?

 – Конечно  нельзя. Не даром столько пословиц и поговорок связано со словами  «трудолюбие», « труд». Может кто-то вспомнит такую пословицу или поговорку?

Физкультминутка

Мы писали и устали,

Все мы дружно тихо встали,

Ножками потопали:раз,два,три.

Ручками похлопали:раз,два,три.

Сели,встали,встали,сели

И друг друга не задели.

Мы немножко отдохнём

И опять писать начнём.

Ручки выше, шире плечи,

Раз, два,три, дыши ровней

От зарядки станешь крепче,

Станешь крепче и сильней.

Задание третье

– Молодцы. А теперь внимание на экран. (Приложение. Слайд 6)

 Прочитайте пословицы.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Терпенье и труд все перетрут.

Делу время – потехе час.

Труд человека кормит, а лень портит.

– Запишите последнее предложение в тетрадях. Постройте схему и расскажите о предложении. Выполним задание на доске.

Задание четвертое

– Если не хотите остаться голодными, придется поработать. Каждый труд у нас в почете. Давайте узнаем, насколько вы трудолюбивые помощники по хозяйству.

 – Задание для мальчиков, но девочки тоже могут попробовать его выполнить.

 – Внимание на экран. Вслух ничего говорить нельзя. Внимательно читайте задания. Кто запишет ответ в тетрадь, поднимает руку. (Приложение. Слайд 7)

 – Правильный ответ. Смотрим на экран. (Приложение. Слайд 8)

Тиски, ножницы, кусачки, плоскогубцы, пассатижи – это рабочие инструменты.

– Что особенного увидели в этих словах? Молодцы, все эти слова употребляются только во множественном числе. А кто знает, почему?

 – Потому что все эти инструменты состоят из двух деталей-половинок.

 – Девочки, теперь задание для вас, а мальчики тоже попробуют его выполнить.

 – Опять внимание на экран. (Приложение. Слайд 9)

 – Правильный ответ. Смотрим на экран. (Приложение. Слайд 10)

Творог, сметана, молоко, ряженка – полезные молочные продукты.

– Что особенного заметили у этих слов. Правильно, они употребляются только в единственном числе.

Задание пятое

 – Вы хорошо поработали. Молодцы. А по работе и награда. Поэтому можем и отдохнуть, только помните:  делу время, а потехе час. Кто любит игры?

 – Тогда узнайте названия народных коллективных игр. Но сначала скажите мне , что значит «народные» игры?

 – А что значит «коллективные»?

 – Конечно, речь сейчас пойдет о русских коллективных играх. Но не надейтесь, что игры – это легко. Готовы? Тогда внимание на экран. (Приложение. Слайды 11-18)

 – Кто догадается, что это за игра, пишет название в тетради и поднимает руку.

 – Проверяем свои ответы. Внимание на экран.

Запись в тетрадях:

Городки( игра, в к-рой небольшие чурки (рюхи) выбиваются палкой из города), жмурки, прятки, салки, догонялки, уголки, колдунчики (индивид. сообщение уч-ся), бабки, бирюльки (индивид. сообщение уч-ся: бирюлька – маленькая точёная фигурка из дерева, применяемая в игре, к-рая состоит в том. Что из кучки таких фигурок достают крючком одну за др., не шевеля остальных. Запись в тетрадь для ОК в раздел «Почему мы так говорим»  фразеологизма 

Играть в бирюльки (перен. заниматься пустяками), горелки ( рус. нар. игра, в к-рой 1 участник ловит др., убегающих от него поочередно парами)

– Что общего у всех этих слов? Да действительно, все они употребляются только во множественном числе. А почему, как вы думаете? Составьте предложение с этими существительными. Оно должно начинаться со слов: «Я знаю…»

Например: Я знаю разные народные коллективные игры: городки, жмурки, прятки, салки, догонялки, уголки, колдунчики,  бабки, бирюльки, горелки.

– Объясните знаки препинания в этом предложении. Составьте схему.

Задание шестое

– Прочитайте слова, записанные на доске:

лень                                  доброта

вежливость                    трусость

грубость                          отзывчивость

внимательность           доброжелательность

– Кто знает, что общего у этих имен существительных? Правильно они называют качества человека.

 – Что общего у этих всех слов, если вспомнить тему урока? Действительно, они все употребляются только в единственном числе.

 – Как вы думаете, а можно все-таки среди этих слов найти лишние? (Лень, грубость, трусость)

 – А что это за качества человека? (Отрицательные). Вычеркните их.

 – Составьте предложение с оставшимися именами существительными.

Запишем его в тетрадях и на доске.

Вежливость, внимательность, доброта, отзывчивость, доброжелательность – это очень важные положительные качества человека.

Итог урока:

На доске записаны преложения. Учащиеся должны устно исправить ошибки в этих предложениях.

Эту ленту нужно отрезать большим ножницами. Ах, эти молодёжь! На поле росло много хлопков. С этим мальчишкой одна сплошная хлопота!

  • Записывают в тетрадь словарные слова, подчеркивают безударную гласную, ставят ударение в словах. Устно составляют простые предложения.

  • Принимают условия игры, подбирают проверочные слова.

  • Записывают в тетрадь число, классная работа, отвечают на вопрос учителя.

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения.

  • Выполняют самостоятельно задание, делают записи в тетрадях, сверяют с доской.

  • Выполняют задание, ищут лишнее слово, называют его, проверяем совместно.

  • Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий

  • Отвечают на вопросы.

  • Читают пословицы, выполняют задание.

  • Записывают предложение в тетради, строят его схему, рассказывают о предложении.

  • Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения
  • Задание выполняют только мальчики, а потом только девочки, поднимают руки, отвечают на вопросы.

  • Участвуют в обсуждении содержания материала.
  • Отвечают на вопросы.

  • Учатся формулировать собственное мнение и позицию

  • Выполняют следующее задание

  • Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат, записывают в тетрадь, отвечают на вопросы.

  • Устно составляют предложения со словами городки, жмурки, прятки, салки, догонялки, уголки, колдунчики, бабки, бирюльки, горелки.

  • Записывают в тетрадь предложение учителя, составляют его схему.

  • Читают слова, записанные на доске, отвечают на вопросы учителя, выполняют задание, составляют предложения.

  • Записывают в тетрадь предложение.

  • Устно исправляют ошибки в предложениях, записанных на доске.

Подведение итогов

  • Организует подведение итогов урока, спрашивает, как называется изучаемый раздел, какой теме был посвящен урок, удалось ли решить учебную задачу, как оценивают свою работу на уроке. Раздаточный материал, где ребята должны оценить урок.

– Молодцы, вы замечательно сегодня работали. Кто же догадался, а в чем  же состоит загадка числа имени существительного?

 – Правильно, одни слова могут употребляться только в единственном числе, другие – только во множественном, а большинство имен существительных имеют оба числа.

 – Сегодня единственное и множественное число имени существительного помогло нам разобраться и с коллективными играми и с индивидуальным трудолюбием каждого.

 – Спасибо за работу, урок окончен.

Д/з:

  1. § 98.
  2. Упр. 555
  3. Индивидуальное задание: найти на географической карте нашей области топонимы (географические названия), которые имеют форму только мн.ч.
  • Анализируют материал, изученный на уроке, свои успехи и недочёты.

  • Записывают д/з в дневники.

Организационная структура (сценарий) урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

осуществляемые действия

познавательная

коммуникативная

регулятивная

осуществляемые действия

формируемые умения

осуществляемые действия

формируемые умения

осуществляемые действия

формируемые умения

1

2

3

4

5

6

7

8

1.Мотивация (самоопред.)  к уч. деят-ти)

Приветствует уч-ся, проверяет отсутствующих, выясняет причины отсутствия на уроке.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.

Осознают учебно-познавательную задачу

Размещают уч. материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Слушают и слышат друг друга

Записывают в тетрадь «шапку» урока.

Планируют в сотрудничестве с учителем, одноклассниками самостоятельно необходимые действия

2.Актуализация знаний и пробное уч. действие

Даёт первое задание поработать со словарными словами.

Задание: выпишите в тетрадь 15 имён сущ., устно составьте с ними предложения

Слушают учителя.

Выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения уч. задач операции анализа, синтеза.

Устно проговаривают придуманные предложения.

Высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Записывают слова в тетрадь, подчёркивают безуд. гл.

Принимают и сохраняют уч. задачу.

 Проводит игру «Кто правильно подберёт проверочное слово?» (кидаеи мяч, ребята возвращают, называя проверочное слово)

Слушают учителя, подбирают проверочные слова.

Выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения уч. задач операции анализа, синтеза.

Устно проговаривают проверочные слова.

Высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Работают устно, по цепочке.

Принимают и сохраняют уч. задачу.

3.Выявление места и причины затруднения

Обсуждение результатов предыдущего этапа.

Скажите, с какими трудностями вы столкнулись при подборе однокоренных слов?

Попробуйте назвать причины затруднения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....

технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"

Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Технологическая карта урока русского языка "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа" (5 класс)

В данной технологической карте прописаны цели урока, планируемые результаты, этапы урока, деятельность учителя и учащихся, формируемые УУД....