Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Загадки единственного и множественного числа имен сущ."
план-конспект урока (5 класс) на тему
Данная технологическая карта поможет учителю-предметнику ярко и интересно провести урок по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока рус.яз. в 5 кл. | 42.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока №127
ФИО (полностью) | Заливена Оксана Алексеевна |
Место работы | ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ» п.г.т. Стройкерамика м.р. Волжский Самарской области |
Должность | Учитель русского языка и литературы |
Предмет | Русский язык |
Класс | 5 Б |
Базовый учебник | Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электронном носителе в 2 ч. Ч.2 / [Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова идр., науч. ред. Н.М.Шанский].- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2013. |
Образовательные ресурсы | http: // www.uroki.net http: // www.zavuch.info http: // www.intergu.ru http: // www.uroki.net |
Тема урока | "Загадки единственного и множественного числа имени существительного" |
Тип урока | Урок общеметодологической направленности; систематизация и обобщение изученного |
Цели урока | Расширить знания учащихся о числе имени существительного; дать понятие о морфологической норме; развивать навыки лингвистического разбора, мотивацию к познавательной деятельности; приучать к соблюдению речевых норм; формировать навыки работы в парах, группах; воспитывать любовь к родному краю. |
Планируемые результаты | Предметные (объём усвоения и уровень овладения компетенциями): Учащиеся будут:
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретённая компетенция): Учащиеся научатся:
Личностные: У учащихся будет
|
Методы и формы обучения | Наблюдение над языком; эвристический метод |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем. |
Оборудование | Интерактивная доска (экран) проектор, компьютер, мультимедийный проектор. |
Формируемые УУД | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; проявляют устойчивый познавательный интерес к языковым особенностям; осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков; осознают необходимость заботы о своём здоровье; ведут диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; конструктивно разрешают возникающие проблемы; осваивают новые виды деятельности; проявляют потребность в самовыражении и самореализации. Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу; выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, квалификации; устанавливают причинно-следственные связи; устанавливают причинно-следственные связи между своим здоровьем и физическими упражнениями; извлекают необходимую информацию из объяснения, высказываний одноклассников, систематизируют знания; читают и слушают, извлекая нужную информацию. Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем, одноклассниками самостоятельно необходимые действия; принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний; адекватно самостоятельно оценивают правильность выполнения действий и вносят необходимые коррективы; планируют необходимые действия; контролируют необходимые действия, замечают допущенные ошибки; адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: слушают и слышат друг друга; высказывают и обосновывают свою точку зрения; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с учителем; отображают в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий; строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
Организационная структура (сценарий) урока
Тема: "Загадкиединственного и множественного числа имени существительного" | Тип: урок систематизации и обобщения полученных знаний | |||
Задачи:
| ||||
Планируемые результаты | ||||
Предметные:
| Метапредметные:
| Личностные:
| ||
Оборудование: компьютерная презентация, интерактивная доска (ИД) | ||||
Ресурсы урока: Русский язык: учебник для 5 класса, ч. 2; рабочая программа; индивидуальные карточки | ||||
Ход урока | ||||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | |||
Мотивация познавательной деятельности | ||||
Вступительное слово учителя – Здравствуйте, ребята, уважаемые гости и учителя. – Сегодня мы продолжим с вами разговор об именах существительных, а точнее о числе имен существительных. |
| |||
Актуализация необходимых знаний | ||||
– Подскажите мне, пожалуйста, сколько вы знаете чисел имени существительного. Как они называются? – Приведите пример имен существительных в единственном числе. – Приведите пример имен существительных во множественном числе – Спасибо, молодцы. |
| |||
Организация познавательной деятельности | ||||
Выпишите из словарика учебника 10 имён существительных. Устно составьте с ними предложения
Стекляшка - …; речной - …; земелька - …; лисёнок - …; свистулька - …; железяка - …; певцы - …; жемчужина - …; меняться - …; дремать - …; число - …; в плену - …; жена - …; лещи - …; в длину - …; княжна - …; деление - …; белизна - …; сердечко - …. – Приготовимся к работе. Запишите в тетрадях число и классная работа. Я думаю, вы догадались, какая сегодня у нас тема урока. Правильно. Только не просто «Число имен существительных», а «Загадки единственного и множественного числа имени существительного». (Приложение. Слайд 1) Распределите слова на группы, запишите их в столбики и озаглавьте каждый столбик. Сахар, шорты, санки, брюки, кино, люди, веселье, тишина.. – Кто будет готов, как всегда поднимает руку. Работаем в тетрадях на оценку. – Давайте проверим, что же получилось у вас. Как озаглавили столбики? – Первый столбик: сахар, кино, веселье, тишина, ребенок. Это слова, употребляемые только в единственном числе. – Второй: санки, брюки, люди – слова, употребляемые только во множественном числе. – Сверим наши ответы с доской. Внимание на экран. (Приложение. Слайд 3) – Молодцы, прекрасно справились с этой задачей и помогли мне навести порядок. Задание второе – А теперь задание сложнее и интереснее. Попробуйте найти «лишнее» слово. Только помните: сегодня мы говорим о числе имен существительных. (Приложение. Слайд 4) – Внимательно посмотрите на слова: Работа, профессия, знание, трудолюбие. – Время на раздумья у вас немного. Кто готов, как всегда поднимает руку. – Давайте проверять, как решили эту головоломку. (Приложение. Слайд 5) – Какое слово лишнее? – Почему? – Правильно, но разве может быть трудолюбие лишним? – В каком значении употреблено слово «лишнее»? Правильно, в переносном. А можно ли сказать, что в прямом смысле трудолюбие лишнее слово? – Конечно нельзя. Не даром столько пословиц и поговорок связано со словами «трудолюбие», « труд». Может кто-то вспомнит такую пословицу или поговорку? Физкультминутка Мы писали и устали, Все мы дружно тихо встали, Ножками потопали:раз,два,три. Ручками похлопали:раз,два,три. Сели,встали,встали,сели И друг друга не задели. Мы немножко отдохнём И опять писать начнём. Ручки выше, шире плечи, Раз, два,три, дыши ровней От зарядки станешь крепче, Станешь крепче и сильней. Задание третье – Молодцы. А теперь внимание на экран. (Приложение. Слайд 6) Прочитайте пословицы. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Терпенье и труд все перетрут. Делу время – потехе час. Труд человека кормит, а лень портит. – Запишите последнее предложение в тетрадях. Постройте схему и расскажите о предложении. Выполним задание на доске. Задание четвертое – Если не хотите остаться голодными, придется поработать. Каждый труд у нас в почете. Давайте узнаем, насколько вы трудолюбивые помощники по хозяйству. – Задание для мальчиков, но девочки тоже могут попробовать его выполнить. – Внимание на экран. Вслух ничего говорить нельзя. Внимательно читайте задания. Кто запишет ответ в тетрадь, поднимает руку. (Приложение. Слайд 7) – Правильный ответ. Смотрим на экран. (Приложение. Слайд 8) Тиски, ножницы, кусачки, плоскогубцы, пассатижи – это рабочие инструменты. – Что особенного увидели в этих словах? Молодцы, все эти слова употребляются только во множественном числе. А кто знает, почему? – Потому что все эти инструменты состоят из двух деталей-половинок. – Девочки, теперь задание для вас, а мальчики тоже попробуют его выполнить. – Опять внимание на экран. (Приложение. Слайд 9) – Правильный ответ. Смотрим на экран. (Приложение. Слайд 10) Творог, сметана, молоко, ряженка – полезные молочные продукты. – Что особенного заметили у этих слов. Правильно, они употребляются только в единственном числе. Задание пятое – Вы хорошо поработали. Молодцы. А по работе и награда. Поэтому можем и отдохнуть, только помните: делу время, а потехе час. Кто любит игры? – Тогда узнайте названия народных коллективных игр. Но сначала скажите мне , что значит «народные» игры? – А что значит «коллективные»? – Конечно, речь сейчас пойдет о русских коллективных играх. Но не надейтесь, что игры – это легко. Готовы? Тогда внимание на экран. (Приложение. Слайды 11-18) – Кто догадается, что это за игра, пишет название в тетради и поднимает руку. – Проверяем свои ответы. Внимание на экран. Запись в тетрадях: Городки( игра, в к-рой небольшие чурки (рюхи) выбиваются палкой из города), жмурки, прятки, салки, догонялки, уголки, колдунчики (индивид. сообщение уч-ся), бабки, бирюльки (индивид. сообщение уч-ся: бирюлька – маленькая точёная фигурка из дерева, применяемая в игре, к-рая состоит в том. Что из кучки таких фигурок достают крючком одну за др., не шевеля остальных. Запись в тетрадь для ОК в раздел «Почему мы так говорим» фразеологизма Играть в бирюльки (перен. заниматься пустяками), горелки ( рус. нар. игра, в к-рой 1 участник ловит др., убегающих от него поочередно парами) – Что общего у всех этих слов? Да действительно, все они употребляются только во множественном числе. А почему, как вы думаете? Составьте предложение с этими существительными. Оно должно начинаться со слов: «Я знаю…» Например: Я знаю разные народные коллективные игры: городки, жмурки, прятки, салки, догонялки, уголки, колдунчики, бабки, бирюльки, горелки. – Объясните знаки препинания в этом предложении. Составьте схему. Задание шестое – Прочитайте слова, записанные на доске: лень доброта вежливость трусость грубость отзывчивость внимательность доброжелательность – Кто знает, что общего у этих имен существительных? Правильно они называют качества человека. – Что общего у этих всех слов, если вспомнить тему урока? Действительно, они все употребляются только в единственном числе. – Как вы думаете, а можно все-таки среди этих слов найти лишние? (Лень, грубость, трусость) – А что это за качества человека? (Отрицательные). Вычеркните их. – Составьте предложение с оставшимися именами существительными. Запишем его в тетрадях и на доске. Вежливость, внимательность, доброта, отзывчивость, доброжелательность – это очень важные положительные качества человека. Итог урока: На доске записаны преложения. Учащиеся должны устно исправить ошибки в этих предложениях. Эту ленту нужно отрезать большим ножницами. Ах, эти молодёжь! На поле росло много хлопков. С этим мальчишкой одна сплошная хлопота! |
Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения.
| |||
Подведение итогов | ||||
– Молодцы, вы замечательно сегодня работали. Кто же догадался, а в чем же состоит загадка числа имени существительного? – Правильно, одни слова могут употребляться только в единственном числе, другие – только во множественном, а большинство имен существительных имеют оба числа. – Сегодня единственное и множественное число имени существительного помогло нам разобраться и с коллективными играми и с индивидуальным трудолюбием каждого. – Спасибо за работу, урок окончен. Д/з:
|
|
Организационная структура (сценарий) урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | |||||
осуществляемые действия | познавательная | коммуникативная | регулятивная | ||||
осуществляемые действия | формируемые умения | осуществляемые действия | формируемые умения | осуществляемые действия | формируемые умения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1.Мотивация (самоопред.) к уч. деят-ти) | Приветствует уч-ся, проверяет отсутствующих, выясняет причины отсутствия на уроке. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. | Осознают учебно-познавательную задачу | Размещают уч. материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. | Слушают и слышат друг друга | Записывают в тетрадь «шапку» урока. | Планируют в сотрудничестве с учителем, одноклассниками самостоятельно необходимые действия |
2.Актуализация знаний и пробное уч. действие | Даёт первое задание поработать со словарными словами. Задание: выпишите в тетрадь 15 имён сущ., устно составьте с ними предложения | Слушают учителя. | Выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения уч. задач операции анализа, синтеза. | Устно проговаривают придуманные предложения. | Высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Записывают слова в тетрадь, подчёркивают безуд. гл. | Принимают и сохраняют уч. задачу. |
Проводит игру «Кто правильно подберёт проверочное слово?» (кидаеи мяч, ребята возвращают, называя проверочное слово) | Слушают учителя, подбирают проверочные слова. | Выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения уч. задач операции анализа, синтеза. | Устно проговаривают проверочные слова. | Высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Работают устно, по цепочке. | Принимают и сохраняют уч. задачу. | |
3.Выявление места и причины затруднения | Обсуждение результатов предыдущего этапа. | Скажите, с какими трудностями вы столкнулись при подборе однокоренных слов? Попробуйте назвать причины затруднения. | |||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....
технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"
Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...
Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"
Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Технологическая карта урока русского языка "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа" (5 класс)
В данной технологической карте прописаны цели урока, планируемые результаты, этапы урока, деятельность учителя и учащихся, формируемые УУД....
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....