Урок русского языка в 8 классе "Изменение глаголов по временам"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Урок русского языка "Изменение глаголов по временам"
Цели урока:
· развитие умений различать временные формы глаголов и правильно их употреблять;
· развивать орфографическую зоркость, умения выражать свои мысли в устной и письменной форме;
· воспитать самостоятельность, внимательность.
Оборудование:
· для учителя – учебник, компьютер, карточки для учащихся;
· для учащихся – учебник, тетради, орфографические словари.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_izmenenie_glagolov_po_vremenam.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Казанская школа №142
Урок русского языка в 8 классе
"Изменение глаголов по временам"
Разработала и провела:
Телегина С.А.,
Учитель I квалификационной категории
Казань, 2015 г.
Урок русского языка "Изменение глаголов по временам"
Цели урока:
- развитие умений различать временные формы глаголов и правильно их употреблять;
- развивать орфографическую зоркость, умения выражать свои мысли в устной и письменной форме;
- воспитать самостоятельность, внимательность.
Оборудование:
- для учителя – учебник, компьютер, карточки для учащихся;
- для учащихся – учебник, тетради, орфографические словари.
Ход урока
1. Организационный момент. (2 минуты)
Учитель: - Прочтите сегодняшнее число, объясните орфограммы.
Запись числа, классной работы.
2. Работа над созданием эмоционального настроя на уроке и восприятие предлагаемого материала. (4 минуты)
На доске иллюстрация и стихотворение.
У: Рассмотрите слайд № 1.
У: Рассмотрите иллюстрацию.
У: Прочтите каждый самостоятельно стихотворение, затем выразительно вслух
“Зима”
Е. Русаков
До марта скованы пруды,
Но как теплы дома!
В сугробы кутает леса
Заботливо зима.
Снег осыпается с берез
В дремотной тишине.
Картины летние мороз
Рисует на окне.
У: Почему мне захотелось показать вам именно этот слайд?
Д: (Хотя по календарю у нас весенний месяц, но в природе сейчас зима. Погода за окном соответствует теме иллюстрации и стихотворения.)
У: Какие орфограммы правописания вы увидели?
У: Над чем мы с вами сегодня будем работать?
У: Какое настроение вызвали у вас эти строки?
У: Ваше прекрасное настроение позволит нам провести урок плодотворно, поможет вспомнить пройденный материал.
3. Работа с анаграммами. Слайд № 2.
у а м с м (сумма)
ь а о с т з р н (разность)
а о л л г г (глагол)
е ч а о т с н (частное)
У: Найдите “лишнее” слово.
У: Какую работу я вам сейчас предложу? (вспомнить всё о глаголе)
Работа в группах.
У: Рассмотрите слайд № 3, найдите верное утверждение. Поставьте в тетради ту букву, под которой верное утверждение. Докажите.
А). Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делает? что сделает? что делают? что сделают? И обозначает действие предмета. В предложении глагол является сказуемым. Глагол имеет начальную форму (неопределённую), которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? Неопределённая форма имеет суффиксы ть, ти.
В). Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет. В предложении глагол является второстепенным членом предложения. Глагол имеет начальную форму (неопределённую), которая отвечает на вопросы что? кто?
4. Словарная работа. Слайд № 4.
Игра
Сиять ярким, искристым, прерывистым светом.
с | в | е | р | к | а | т | ь |
У: Посмотрите написание слова в словаре.
У: Запишите его в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.
У: Какой частью речи является это слово? Докажи.
У: Устно составьте словосочетание.
У: Придумайте однокоренные слова к слову сверкать.
(запись слов на доске, выделив корень)
Сверкать, сверкнуть, сверкание, засверкать, отсверкать, посверкать.
Проверка – слайд №4.
У: Какие слова мы называем однокоренными?
5. Работа над новым материалом. Слайды № 4,5.
У: Образуйте от глагола неопределённой формы сверкать глагол, действие которого происходит сейчас на данный момент.
У: Запишите его комментировано. (сверкает)
У: На какой вопрос отвечает этот глагол? (что делает?)
У: В какое время происходит действие данного глагола?
У: Значит, какого времени будет этот глагол?
У: Придумайте глаголы настоящего времени.
У: Сделайте вывод о глаголах настоящего времени. Слайд № 5а.
У: Образуйте от глагола сверкать глагол, действие которого уже прошло.
У: Запишите его. (сверкала, засверкала)
У: На какой вопрос отвечает этот глагол?
У: В какое время происходит действие данного глагола?
У: Значит, какого времени будет этот глагол?
У: Придумайте глаголы прошедшего времени.
У: Сделайте вывод о глаголах прошедшего времени. Слайд № 5б.
У: Образуйте от глагола сверкать глагол, действие которого ещё когда-то совершится.
У: Запишите их (будет сверкать, засверкает)
У: На какие вопросы отвечают эти глаголы?
У: В какое время происходит действие данного глагола?
У: Значит, какого времени будет этот глагол?
У: Придумайте глаголы будущего времени.
У: Сделайте вывод о глаголах будущего времени. Слайд № 5в.
6. Работа по учебнику.
У: Давайте проверим, верно ли мы сделали вывод. Откройте учебник стр.64 и прочитайте правило.
7. Коллективная работа.
А). Записать глаголы в 3 столбика.
Н. в. | П. в. | Б.в. |
Потеплело, взял, будут кататься, увидит, катит, упал, стоит, блестит, скатился, повеселились.
У: Чему мы учились, выполняя это задание?
8. Физическая разминка.
У: У вас каждого на столе лежат перевёрнутые карточки. Прочитайте слова на карточках.
У: Нужно выйти к доске и распределить слова в три столбика.
Проверка.
н.в | пр.в | б.в. |
морозит | заморозил | будет морозить |
рисует | нарисовал | нарисует |
поёт | спел | будет петь |
танцует | потанцевал | станцует |
веселит | развеселил | будет веселить |
бежит | убежал | прибежит |
9. Работа по закреплению нового материала.
Работа по уровням.
1 уровень. По учебнику Т. Г. Рамзаевой выполняем упражнение 404 на стр. 64.
2 уровень. По учебнику Нефёдовой выполните упр. 352 на стр.187.
3 уровень. Напишите небольшой рассказ, глядя на эту картину. Определите время глаголов. Слайд № 6.
У: Проверим выполненные задания.
10. Самостоятельная работа. Слайд № 7.
У: Прочитайте что записано на карточках и на слайде?
У: Почему вы решили, что это текст?
У: Назовите вид текста. (Описание)
У: Какой заголовок больше подойдёт, почему?
А). Зима.
Б). В зимнем лесу.
В). Зимой.
Солнце осветило вершины деревьев. Тихо в зимнем лесу. Пушистым снегом укрылись ветки елей. Тонкие стволы молодых берёз прогнулись под тяжестью снега. Вот простучал дятел. С широкой еловой ветки упал снежный ком. Вдруг лесную тишину нарушили птичьи голоса. Это стайка клестов летит в воздухе. Удивительно красивы эти птички. Словно яркие красные бусы обсыпали они вершину ели. Ловко и быстро добывают клесты семена из тяжёлых шишек.
У: Самостоятельно определите у глаголов время.
11. Итог урока:
У: Зачем нам нужен был этот урок?
У: Что вам показалось важным на уроке?
У: Над чем ещё надо поработать?
Домашнее задание. Выучить правило стр.64, упр. 406.
Список использованной литературы
- В. П. Канакина “Работа над трудными словами в начальных классах”. М., “Просвещение”, 2010.
- М. Т. Карпенко “Сборник загадок”. М., “Просвещение”, 2008.
- А. А. Бирюкова, Е. И. Синицина “Начальная школа” справочник школьника. Филологическое общество “Слово”, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 7 класс Действительные причастия прошедшего времени.
Действительные причастия прошедшего времени....
урок русского языка 5 класс "Безличные глаголы"
технологическая карта урока русского языка в системе ФГОС...
УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ: «ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ВРЕМЕНАМ» 7 класс
Урок по русскому языку на тему : " Изменение глаголов по временам " 7 класс...
Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме "Изменение глаголов по числам" 7 класс
Урок письма и развития речи по теме "Изменение глаголов по числам". 7 класс...
Урок русского языка 6 класс "Возвратные глаголы"
Урок предназначен для учащихся 6 класса с родным (нерусским) языком обучения...
Урок русского языка в 5 классе "Изменение глаголов по временам. Настоящее время: значение, образование, употребление"
Используются активные методы обучения: игровые приемы, проблемная ситуация, игра "Найди различия", "Установи соответствие", работа с таблицей, разноуровневые задания....
Открытый урок русского языка 6 класс «Изменение существительных по числам»
Тема: Изменение существительных по числамЦель: формирование умения классифицировать имена существительные по их признакам;Задачи:Образовательные: развивать умение определять число имен существительных...