Урок русского языка 6 класс "Возвратные глаголы"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Урок предназначен для учащихся 6 класса с родным (нерусским) языком обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozvratnye_glagoly.docx | 17.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Возвратные глаголы
Цели:
- Дать понятие о возвратных глаголах. Познакомить со значением и с историей появления возвратных глаголов.
- Пополнить словарный запас учащихся пословицами и поговорками о книге и о знаниях на русском и тувинском языках. Развитие устной и письменной связной речи;
- Воспитание бережного отношения к книгам.
Тип урока: урок изучения новой темы
Форма: традиционный, с применением технологии РКМЧП
Методы: частично-поисковый, анализ, синтез
Оборудование: презентация
Вызов
- Отгадайте загадку «Не куст, а с листочками.
Не рубашка, а сшита.
Не человек, а рассказывает»
На тувинском языке «Одээ ак, хою кара»
2.Осмысление.
- Правильно, книга. Теперь я предлагаю прочитать монолог непрочитанной книги.
-Ах, как мне скучно жить. Как вспомню, как мне жилось раньше, слезы не глазах выступают. Повстречалась я с хорошей девочкой Таней. Как она обо мне заботилась! На руках меня носила, всегда была со мной, читала меня. Но … подарила меня своей однокласснице Даше. И с тех пор началась моя кошмарная жизнь. Валяюсь, где попало, вся испачкалась, истрепалась. Никто мною не интересуется. А ведь сколько интересного я могла бы рассказать! А Даша даже не вспоминает обо мне. Целыми часами засиживается перед телевизором или любуется перед зеркалом. Так и хочется ей крикнуть: «Опомнись, пока не поздно. Лучше подружись со мною. А то останешься на всю жизнь недоучкой!»
- Кем не прочитана книга?
- На что жалуется книга?
- Можно ли так обращаться с книгой?
- Кто из вас много читает?
- Прочитайте обращение книги к Даше. Выпишите глаголы и сделайте морфемный разбор.
Опомнись, подружись, останешься.
- Что общего у этих глаголов? (постфикс –ся; -сь)
- Как называются такие глаголы? Кто знает? (Сообщение темы урока)
-Что бы вы хотели узнать о возвратных глаголах? (Прием «Цель и цели»)
2. Знакомство с историей появления постфикса –ся и –сь.
- В древнерусском языке краткие формы были не только у прилагательных, но и у некоторых местоимений. Так, местоимение себя имело краткую безударную форму –сь и –ся.
В древних рукописных книгах слова в предложениях не разделяются пробелами. Предложение представляет собой одну непрерывную цепочку букв.
В 14 веке переписчики книг стали использовать пробелы. Но еще долгое время местоимение –ся; -сь, стоящее после глагола, писали с ним то раздельно, то слитно. Примерно с 17 века –ся пишется с глаголами только слитно.
Так появилась особая морфема, как и большинство суффиксов, служит для образования слов, но присоединяется она не к основе, а ко всему слову, поэтому чаще всего стоит после окончания. (по материалам «Энциклопедии юного филолога»)
- В каком веке появилась морфема –ся?
- Откуда она взялась? (Это краткая форма местоимения себя)
- Когда в возвратных глаголах пишется –ся, а когда- -сь?
3. Работа со значением возвратных глаголов:
Обуваться- возвратное
Мириться – взаимное действие
4.Упражнение 374 (устно)
5. физминутка: возвратный глагол-вствть, невозвратный-сесть.
3.Рефлексия.
1. тест.
1. По какой морфеме можно узнать возвратные глаголы?
А) по постфиксу –ся-сь б) по частице бы
2.все возвратные глаголы являются:
А_ переходными б) непереходными
3.Морфема –ся –сь появилась в:
А) 14в. Б) 17 в. В) 11в
4. Морфема – ся является краткой формой:
А) местоимения себя б) глагола в) прилагательного
5.Укажите значение возвратного глагола в предложении
Целыми часами … любуется у зеркала.
А) страдательное б) взаимное в) возвратное
2. Заменить фразеологические обороты возвратными глаголами:
-совать нос- вмешиваться
-надуть губы- обидеться
-распустить руки- драться
- Что вы узнали на этом уроке?
4. Подведение итогов урока. Оценки.
5. Дома: написать монолог школьной парты, используя возвратные глаголы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка "Роль глагола в речи"
Урок русского языка в 5 классе "Роль глагола в речи" (рассказ И.С. Тургенева "Муму")...
Презентация к уроку русского языка "Различение глаголов повелительного наклонения и глаголов изъявительного наклонения настоящего и будущего времени"
Презентация к уроку...
Конспект урока русского языка "Время глагола"
Урок - проект по теме: "Время глагола"...
Презентация к уроку русского языка "Время глагола""
Презентация к уроку русского языка "Время глагола"...
Урок русского языка "Спряжение глагола"
СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛАЦель: Познакомить учеников с двумя типами спряжения глаголов;Задачи:Образовательные: Формировать умение различать глаголы I и II спряжения по ударным окончаниям; расширить з...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Конспеккт урока русского языка : " Особенные глаголы"
Разработка урока русского языка из раздела "Глагол" на тему "Особенные глаголы"., 6 класс. Тип урока: урок открытия новых знаний, основные цели урока: позна...