Урок русского языка 7 класс Действительные причастия прошедшего времени.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема. Действительные причастия прошедшего времени.
Цели:
- познакомить учащихся с образованием действительных причастий прошедшего времени; отрабатывать умение находить изучаемую орфограмму и правильно писать ее;
- развивать аналитическое мышление, лингвистическую компетентность по теме урока, творческие способности учащихся,
коммуникативные навыки;
- воспитывать любовь к природе, внимание к слову.
Оборудование:
карточки для учащихся, «Толковый словарь» С.И. Ожегова. презентация
Ход урока:
1.Оргмомент.
-Ребята, посмотрите в окно, прошло уже лето,за окном осень … Мне вспомнились такие строчки
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
-Вот именно так представляет осень А.С.Пушкин
Сегодня на уроке поразмышляем о природе, о ее роли в жизни человека.
-Предлагаю вашему вниманию видеоролик.
2.Эмоциональный настрой урока.
-Внимание на экран.
(Видеоролик «Цветы»)
- Ваши мысли…Ассоциации…
-А с чем ассоциируется у вас природа?
..
3.Работа с лингвистическим текстом.
-Прочитайте стихотворение Ковязиной Насти, вашей одноклассницы.,,
Осень.
Правит городом осенний вернисаж,
Зазывая листопадной красотой.
И желтеющий, краснеющий пейзаж
Каждый день меняет яркий образ свой.
За ночь лужицы покрылись коркой льда.
В парке ветра уносящийся порыв
Закружил, и вся упавшая листва
Подхватила ранней осени мотив.
- Выразительно вслух…
-О чем оно?
-Какой представлена осень в этом стихотворении?
Какие части речи помогают представить эту картину, способствуют восприятию живой природы?
4. Запись даты.
- Сегодня 16 октября. Открыли тетради, записали дату, классная работа.
5.Работа со словарём.
-Итак, работа со словарем.
Маренго, палевый, перванш.
(Слово -маренго -черный с розовым отливом; Палевый- розовато-бежевый, цвета соломы;
Перванш- светло-голубой цвет с розовато-сиреневым оттенком;
- -Прочитайте лексическое значение слов.
-Составьте предложения с любыми из этих слов.(устно)
6. Работа с художественным текстом.
- Найдите в стихотворении Насти действительные причастия настоящего времени, запишите их, выделите суффиксы, объясните написание суффиксов в данных причастиях.
Желтеющий, краснеющий ,уносящий, упавшая.
-А есть ли здесь причастие прошедшего времени?
-Как вы это определили?
7.Сообщение цели урока
Цель нашего урока –узнать, как и с помощью чего образуются действительные причастия прошедшего времени, научиться правильно писать данные причастия.
Записали тему урока.
(Действительные причастия прошедшего времени).
8.Работа с учебником.
- Откройте учебник на странице 45, параграф 17.
- Прочитайте тему параграфа 17… Сегодня будем говорить только о действительных причастиях.
-Попытайтесь самостоятельно сформулировать правило образования действительных причастий прошедшего времени: как и с помощью чего образуются действительные причастия прошедшего времени.
-Составляем ОС.
--------------- гл. неопр.ф.
перех./неперех.
соверш./несов.в.
-Обратите внимание: на гласную или согласную оканчивается основа глагола перед суффиксом –вш-_? А перед суффиксом –ш-?
--------------- гл. неопр.ф. -вш-( к основам на гласную)
перех./неперех. + -ш-(к основам на согласную)
соверш./несов.в.
знать+-вш---знавший
везти+-ш---везший
-Подведем итог.
-Какую гласную надо писать перед суффиксом –вш-_?
-Поверьте правильность своих ответов на стр. 46.
-Запомните, что перед суффиксом причастия пишется та же гласная, что и в неопределенной форме глагола.
9.Первичное закрепление.
-Запишите слова в столбик
Отразить
Прекратить
Сиять
Петь
Чернеть
Задремать
Задрожать
Побледнеть
Веять
Прикасаться
-По образцу упр.95 образуйте действительные причастия прошедшего времени.(5 слов на доске)
-Остальное- самостоятельно. Проверяем цепочкой.
-Составьте предложения о природе с использованием полученных причастий.
-Вы услышали,что использование причастий в речи придает четкость и выразительность,однако,употребляя причастия, мы должны следить за благозвучием речи, избегать скопления трудных для произношения шипящих.
10. Физминутка
(Чайковский «Октябрь. Осенняя песнь»)
-Какое настроение вызвал музыкальный фрагмент?
- - У каждого на столе – карточка.
- 1 группа ,ваше задание-упр.96
- 2 группа, ваше задание-работа по карточкам
-3 группа творческая работа- описание природы с использованием причастий и п/о (Альбом стр.21)
(Работаю с уч-ся 1 гр.: объяснили цепочкой-записали)
-С любыми словосочетаниями составьте предложения с однородными членами.
2 а группа самопроверка по ключу:
2 б группа самопроверка по ключу:
11. Итог урока.
-Как и с помощью чего образуются действительные причастия прошедшего времени?
… Спасибо за работу на уроке. Оценку 5 заработали, оценку 4…
15. Домашнее задание.
- Исследовать п.17, выучить ОС.
1)-упр.98
2)- творческая работа- написать сочинение «Сон осеннего листа».
- Внимание на экран.
Прилепина Ирина Александровна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Действительные причастия прошедшего времени". Урок русского языка в 7 классе с ипользованием ИКТ.
В 7 классе тема «Причастие» - одна из самых сложных. Из урока в урок ведется систематическое и целенаправленное закрепление знаний: определений, пунктуационных и орфографических навыков....
Урок русского языка в 7 классе "Действительные причастия прошедшего времени"
Урок изучения нового материала...

Технологическая карта урока по русскому языку "Образование действительных причастий настоящего времени".
Технологическая карта урока по русскому языку "Образование действительных причастий настоящего времени".УМК: Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Нарушевич А. Г. Русский язык. 7 класс. В 2-...

ФГОС.Технологическая карта по русскому языку 7 класс Действительные причастия прошедшего времени.
ФГОС. Технологическая карта урока по теме "Действительные причастия прошедшего времени 7 класс"...
Конспект урока по русскому языку в 7 классе: «Действительные причастия прошедшего времени».
Конспект урока по русскому языку в 7 классе: «Действительные причастия прошедшего времени»....

ФГОС . Технологическая карта по русскому языку 7 класс" Действительные причастия прошедшего времени".
Технологическая карта по русскому языку в 7 классе. "Действительные причастия прошедшего времени"....

Конспект урока русского языка в 7 классе: «Действительные причастия прошедшего времени»
Цели : познакомить учеников со способами образования действительных причастий прошедшего времени; научить выбирать гласную в суффиксах этих причастий....