Урок русского языка 7 класс Действительные причастия прошедшего времени.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема. Действительные причастия прошедшего времени.
Цели:
- познакомить учащихся с образованием действительных причастий прошедшего времени; отрабатывать умение находить изучаемую орфограмму и правильно писать ее;
- развивать аналитическое мышление, лингвистическую компетентность по теме урока, творческие способности учащихся,
коммуникативные навыки;
- воспитывать любовь к природе, внимание к слову.
Оборудование:
карточки для учащихся, «Толковый словарь» С.И. Ожегова. презентация
Ход урока:
1.Оргмомент.
-Ребята, посмотрите в окно, прошло уже лето,за окном осень … Мне вспомнились такие строчки
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
-Вот именно так представляет осень А.С.Пушкин
Сегодня на уроке поразмышляем о природе, о ее роли в жизни человека.
-Предлагаю вашему вниманию видеоролик.
2.Эмоциональный настрой урока.
-Внимание на экран.
(Видеоролик «Цветы»)
- Ваши мысли…Ассоциации…
-А с чем ассоциируется у вас природа?
..
3.Работа с лингвистическим текстом.
-Прочитайте стихотворение Ковязиной Насти, вашей одноклассницы.,,
Осень.
Правит городом осенний вернисаж,
Зазывая листопадной красотой.
И желтеющий, краснеющий пейзаж
Каждый день меняет яркий образ свой.
За ночь лужицы покрылись коркой льда.
В парке ветра уносящийся порыв
Закружил, и вся упавшая листва
Подхватила ранней осени мотив.
- Выразительно вслух…
-О чем оно?
-Какой представлена осень в этом стихотворении?
Какие части речи помогают представить эту картину, способствуют восприятию живой природы?
4. Запись даты.
- Сегодня 16 октября. Открыли тетради, записали дату, классная работа.
5.Работа со словарём.
-Итак, работа со словарем.
Маренго, палевый, перванш.
(Слово -маренго -черный с розовым отливом; Палевый- розовато-бежевый, цвета соломы;
Перванш- светло-голубой цвет с розовато-сиреневым оттенком;
- -Прочитайте лексическое значение слов.
-Составьте предложения с любыми из этих слов.(устно)
6. Работа с художественным текстом.
- Найдите в стихотворении Насти действительные причастия настоящего времени, запишите их, выделите суффиксы, объясните написание суффиксов в данных причастиях.
Желтеющий, краснеющий ,уносящий, упавшая.
-А есть ли здесь причастие прошедшего времени?
-Как вы это определили?
7.Сообщение цели урока
Цель нашего урока –узнать, как и с помощью чего образуются действительные причастия прошедшего времени, научиться правильно писать данные причастия.
Записали тему урока.
(Действительные причастия прошедшего времени).
8.Работа с учебником.
- Откройте учебник на странице 45, параграф 17.
- Прочитайте тему параграфа 17… Сегодня будем говорить только о действительных причастиях.
-Попытайтесь самостоятельно сформулировать правило образования действительных причастий прошедшего времени: как и с помощью чего образуются действительные причастия прошедшего времени.
-Составляем ОС.
--------------- гл. неопр.ф.
перех./неперех.
соверш./несов.в.
-Обратите внимание: на гласную или согласную оканчивается основа глагола перед суффиксом –вш-_? А перед суффиксом –ш-?
--------------- гл. неопр.ф. -вш-( к основам на гласную)
перех./неперех. + -ш-(к основам на согласную)
соверш./несов.в.
знать+-вш---знавший
везти+-ш---везший
-Подведем итог.
-Какую гласную надо писать перед суффиксом –вш-_?
-Поверьте правильность своих ответов на стр. 46.
-Запомните, что перед суффиксом причастия пишется та же гласная, что и в неопределенной форме глагола.
9.Первичное закрепление.
-Запишите слова в столбик
Отразить
Прекратить
Сиять
Петь
Чернеть
Задремать
Задрожать
Побледнеть
Веять
Прикасаться
-По образцу упр.95 образуйте действительные причастия прошедшего времени.(5 слов на доске)
-Остальное- самостоятельно. Проверяем цепочкой.
-Составьте предложения о природе с использованием полученных причастий.
-Вы услышали,что использование причастий в речи придает четкость и выразительность,однако,употребляя причастия, мы должны следить за благозвучием речи, избегать скопления трудных для произношения шипящих.
10. Физминутка
(Чайковский «Октябрь. Осенняя песнь»)
-Какое настроение вызвал музыкальный фрагмент?
- - У каждого на столе – карточка.
- 1 группа ,ваше задание-упр.96
- 2 группа, ваше задание-работа по карточкам
-3 группа творческая работа- описание природы с использованием причастий и п/о (Альбом стр.21)
(Работаю с уч-ся 1 гр.: объяснили цепочкой-записали)
-С любыми словосочетаниями составьте предложения с однородными членами.
2 а группа самопроверка по ключу:
2 б группа самопроверка по ключу:
11. Итог урока.
-Как и с помощью чего образуются действительные причастия прошедшего времени?
… Спасибо за работу на уроке. Оценку 5 заработали, оценку 4…
15. Домашнее задание.
- Исследовать п.17, выучить ОС.
1)-упр.98
2)- творческая работа- написать сочинение «Сон осеннего листа».
- Внимание на экран.
Прилепина Ирина Александровна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/11/picture-468728-1407757919.jpg)
"Действительные причастия прошедшего времени". Урок русского языка в 7 классе с ипользованием ИКТ.
В 7 классе тема «Причастие» - одна из самых сложных. Из урока в урок ведется систематическое и целенаправленное закрепление знаний: определений, пунктуационных и орфографических навыков....
Урок русского языка в 7 классе "Действительные причастия прошедшего времени"
Урок изучения нового материала...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/22/picture-1201619-1577041566.jpg)
Технологическая карта урока по русскому языку "Образование действительных причастий настоящего времени".
Технологическая карта урока по русскому языку "Образование действительных причастий настоящего времени".УМК: Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Нарушевич А. Г. Русский язык. 7 класс. В 2-...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/11/picture-587365-1423659977.jpg)
ФГОС.Технологическая карта по русскому языку 7 класс Действительные причастия прошедшего времени.
ФГОС. Технологическая карта урока по теме "Действительные причастия прошедшего времени 7 класс"...
Конспект урока по русскому языку в 7 классе: «Действительные причастия прошедшего времени».
Конспект урока по русскому языку в 7 классе: «Действительные причастия прошедшего времени»....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/11/picture-587365-1423659977.jpg)
ФГОС . Технологическая карта по русскому языку 7 класс" Действительные причастия прошедшего времени".
Технологическая карта по русскому языку в 7 классе. "Действительные причастия прошедшего времени"....
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/18/picture-1514529-1710709929.jpg)
Конспект урока русского языка в 7 классе: «Действительные причастия прошедшего времени»
Цели : познакомить учеников со способами образования действительных причастий прошедшего времени; научить выбирать гласную в суффиксах этих причастий....