урок русского языка 5 класс "Безличные глаголы"
проект по русскому языку (5 класс) на тему

Авагина Елена Николаевна

технологическая карта урока русского языка в системе ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл безличные глаголы1.2 МБ
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_avagina.docx24.29 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок изучения нового материала Урок русского языка Учитель Авагина Елена Николаевна

Слайд 2

Проверка домашнего задания 1.Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета, отвечающая на вопросы что делать? что сделать? 2.Как называется начальная форма глагола? 3.Какого вида бывают глаголы? 4.Какие три наклонения есть в русском языке? 5.Синтаксическая роль глагола в предложении

Слайд 3

ответы 1.Глагол 2.Инфинитив 3.Совершенный и несовершенный вид 4.Условное , повелительное, изъявительное 5.Сказумое

Слайд 5

ПРИЗНАКИ ВЕСНЫ « Мело, мело по всей земле, во все пределы…» (Б.Пастернак). « Весной рано светает. потеплело К полуночи ещё слегка морозит

Слайд 6

Тема урока: «БЕЗЛИЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ»

Слайд 7

БЕЗЛИЧНЫЙ, - ая , - ое . В грамматике: не допускающий употребления подлежащего. Б. глагол. Безличное предложение

Слайд 8

Цель Уметь находить в предложении и тексте безличные глаголы Задачи определять их синтаксическую роль и связи в предложении, учиться правильно употреблять их в собственной речи

Слайд 10

Сопоставительный анализ предложений № 663 . Его клонило в сон. В ушах зазвенело. Пахнет луговыми травами.

Слайд 11

А. фет Прозвучало над ясной рекою. Прозвенело в померкшем лугу, Прокатилось над рощей немою Засветилось на том берегу.

Слайд 12

Далеко, в полумраке, лугами Убегает на запад река. Погорев золотыми каймами, Разлетелись, как дым, облака. На пригорке то сыро, то жарко, Вздохи дня есть в дыханье ночном,- Но зарница уж теплится ярко Голубым и зеленым огнем.

Слайд 13

Безличные глаголы Действие происходит само по себе, без действующего лица Употребляются только А)В ИЗЪЯВИТЕЛЬНОМ наклонении и имеют форму для каждого времени: Форму 3 лица ед.ч.(наст./буд.времени) темнеет - будет темнеть Форму среднего рода ед.ч. ( прош.времени ) темнело В условном наклонении в одной форме: темнело бы В неопределённой форме темнеть

Слайд 15

Радуга настроения «моё впечатление об уроке»



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Педагог : Авагина Елена Николаевна

Предмет:  русский язык 5 класс

Тема урока: «Безличные глаголы»

Тип урока:  усвоение нового материала

Цели деятельности учителя: создание условий для решения учебной задачи, поиск и открытие нового способа действия

Задачи образовательные: познакомить учащихся с понятием «безличный глагол»; морфологическими, словообразовательными, синтаксическими особенностями безличных глаголов; формировать умение находить безличные глаголы, использовать их в речи.

Развивающие: развивать коммуникативную, информационную, рефлексивную  компетенцию; творческие способности, развитие устной и письменной речи; развитие навыков работы с книгой, поэтическим текстом, словарём.

Воспитательные: воспитание эстетического восприятия, любви к родному языку, к родному краю.

Планируемые результаты и уровень усвоения в соответствии с ФГОС: Предметные : распознают безличные глаголы, приводят соответствующие примеры, создают синквейн.

Метапредметные

ЛУУД: дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного «знания» и «незнания»

ПУУД: умеют заменять термины определениями, строят речевые высказывания в устной и письменной речи

РУУД : сравнивают результат своей деятельности с заданным  эталоном, обнаруживают отличия

КУУД: демонстрируют способность к эмпатии, стремление устанавливать доверительные взаимоотношения

Методы: частично-поисковый, творческий, ИКТ

Приёмы: необычное начало, творческое задание, итоговый опрос

Ресурсы: презентация, учебник, карточки

ХОД УРОКА

1.Организационный момент

Звучит классическая музыка «Звуки весны»

Добрый день, сегодня чудесный весенний день! Вслушайтесь, как пробуждается природа. Символом нашего урока будет Солнышко, и каждый из вас, ребята, нарисует своё весеннее солнышко. А пока проверим домашнее задание. (Слайд №1)

2.Проверка домашнего задания

На столах лежат карточки, необходимо вспомнить теоретический материал и ответить на 5 вопросов.(Слайд №2)

  1. Самостоятельная часть речи, обозначающая действие? (глагол)
  2. Как называется начальная форма глагола? (инфинитив)
  3. Какого вида бывают глаголы? (совершенного и несовершенного)
  4. Какие три наклонения глагола есть в русском языке? (условное/сослагательное, повелительное,изъявительное)
  5. Синтаксическая роль глагола в предложении чаще всего (сказуемое)

А теперь поменяйтесь карточками, проведите взаимопроверку, пользуясь ответами на (Слайде №3), если у вас 5 правильных ответов- поставьте «5», одна ошибка «4»,две ошибки «3»,соответственно ,если больше двух ошибок, необходимо дома подготовиться для повторного теста.

3.Подготовка учащихся к работе на основном этапе  изучения темы

(слайд №4)

За окном сейчас весна, март месяц. Какие признаки весны вы можете назвать?(ответы детей)  Посмотрите, пожалуйста, на доску, на ней записаны несколько признаков весны: (слайд №5)

  • «Мело, мело по всей земле, во все пределы» (Б.Пастернак)
  • Весной рано светает
  • Потеплело
  • К полуночи ещё морозит

Какая часть речи присутствует во всех предложениях? (глагол)

Скажите,  какое же лицо действует в этих предложениях? (мы не можем определить лицо)

Как же можно назвать глаголы без лица? (безличные)

Совершенно верно! Сформулируйте тему урока ( «Безличные глаголы»). Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока.(слайд№6)

Задание ученику: найти в толковом словаре Ожегова определение, что значит безличный? (слайд№7)

Сформулируйте цели урока, сравните, правильно ли вы сформулировали их. (слайд №8)

  • Уметь находить в предложении и тексте безличные глаголы
  • Определять их синтаксическую роль
  • Учиться правильно употреблять их в речи

5. Этап усвоения новых знаний и способов действий

Физкультминутка « Зарядка для глаз» поморгать 10 раз, зажмуриться и представить порхающую бабочку, вытянуть ладошку, пусть ваша воображаемая бабочка «сядет» на  ладошку. Представьте какого цвета у неё крылышки, загадайте желание и…взмахните рукой легонько, пусть летит, а вместе с ней исполнится и ваше желание (слайд №9)

Работа с учебником (учебник под редакцией Разумовской М.М.) стр. 235 №663. Работа в парах. Задание: установите, в каких предложениях личные глаголы выступают в безличном значении. Выписать предложения, где есть безличные глаголы, выполнить синтаксический разбор, сделать вывод о том. какие это предложения? (ОДНОСОСТАВНЫЕ) Слайд  №10

№663

1.Ветер клонит деревья.                                                 Его клонило в сон.

2.Зазвенели бубенчики.                                                    В ушах зазвенело.

3.Пахнет луговыми травами.                              Черёмуха пахнет приятно.  

Работа в группах по 4 человека ( слайд №11-12)

Прозвучало над ясной рекою. 

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою 

Засветилось на том берегу. 

1.Прочитать выразительно отрывок из стихотворения А .Фета

2. Какие глаголы использует А.Фет и почему?

3.Сделайте вывод о том, каково значение этих глаголов?

4. Назовите, какой вид тропа использует поэт?

Вывод: А.Фет использует олицетворение, изображая закат. Это помогает передать явления природы,  различные состояния и переживания.

6. Закрепление материала

Прочитайте определение параграфа №84.Записать вывод в тетрадь для теории (слайд №13)

Действие происходит само по себе, без действующего лица, употребляются только

А)В ИЗЪЯВИТЕЛЬНОМ наклонении и имеют

                         форму для каждого времени:

  • Форму 3 лица ед.ч.(наст./буд.времени)

                темнеет - будет темнеть

  • Форму среднего рода ед.ч. (прош.времени)

                темнело

  • В условном наклонении в одной форме:

                темнело бы

  • В неопределённой форме

                 темнеть

7. Рефлексия Вы заметили, ребята, что символом ВЕСНЫ является СОЛНЫШКО. Оно нас сегодня согревало и радовало. У вас на столах лежат солнышки, нарисуйте настроение, как усвоен материал и работа в целом. (слайд № 14)

                                            Я ВСЁ понял, Я сегодня очень старался!

                               Понимаю, но необходимо ещё поработать

                                Плохо понял материал, надо обратиться к учебнику

                              учебнику , необходима консультация

солнышки мы наклеим на «Радугу настроения» слайд №15

9 Домашнее задание Учить теорию, ПР 84, №662, задание творческое составить синквейн на тему «Весна»

10. Объявление оценок, всем солнечного настроения, спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Роль глагола в речи"

Урок русского языка в 5 классе "Роль глагола в речи" (рассказ И.С. Тургенева "Муму")...

Конспект урока русского языка "Время глагола"

Урок - проект по теме: "Время глагола"...

Презентация к уроку русского языка "Время глагола""

Презентация к уроку русского языка "Время глагола"...

Урок русского языка "Спряжение глагола"

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛАЦель: Познакомить учеников с двумя типами спряжения глаголов;Задачи:Образовательные: Формировать умение различать глаголы I и II спряжения по ударным окончаниям; расширить з...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...

Конспеккт урока русского языка : " Особенные глаголы"

Разработка урока  русского языка   из раздела "Глагол" на тему "Особенные глаголы"., 6 класс. Тип урока:  урок открытия новых знаний, основные цели урока: позна...