Конспект урока русского языка в 5 Б классе по теме «Текст»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Цель деятельности учителя | Углубить знания учащихся о смысловой и грамматической цельности текста, его строении; ознакомить со способами связи предложений в тексте. |
Тип урока | Урок развития речи, «открытия» нового знания. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие текст, способы связи предложений в тексте; уметь определять признаки текста. Метапредметные (компоненты культурно – компетентносного опыта / приобретенная компетентность): способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.) Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию. |
Методы и формы обучения | Наблюдение за языковыми явлениями, эвристический метод; развитие исследовательских навыков, конструирование, индивидуальная, групповая, фронтальная работа. |
Оборудование | Экран, компьютер. |
Наглядно – демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем. |
Смысловые понятия | Смысловая и грамматическая цельность текста, тема текста, основная мысль, средства связи предложений в тексте, выразительные средства. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 5 Б классе по теме «Текст»
Учитель: Пинягина Ольга Александровна,
высшая квалификационная категория,
МАОУ – Лицей № 88
Цель деятельности учителя | Углубить знания учащихся о смысловой и грамматической цельности текста, его строении; ознакомить со способами связи предложений в тексте. |
Тип урока | Урок развития речи, «открытия» нового знания. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие текст, способы связи предложений в тексте; уметь определять признаки текста. Метапредметные (компоненты культурно – компетентносного опыта / приобретенная компетентность): способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.) Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию. |
Методы и формы обучения | Наблюдение за языковыми явлениями, эвристический метод; развитие исследовательских навыков, конструирование, индивидуальная, групповая, фронтальная работа. |
Оборудование | Экран, компьютер. |
Наглядно – демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем. |
Смысловые понятия | Смысловая и грамматическая цельность текста, тема текста, основная мысль, средства связи предложений в тексте, выразительные средства. |
Конструкт урока (организационная структура урока)
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации совзаимодейст вия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Контроль результатов учебной деятельности |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. Организационный момент. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | - Сегодня на уроке мы повторим, изученное в начальной школе, узнаем новые понятия и будем учиться применять их в работе. Чтобы сформулировать тему урока, обратимся к материалу для наблюдения. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Листья падали дни и ночи. Начался листопад. Этот дождь шел неделями. Леса моросили дождем облетавшей листвы.
1). Прочитайте предложения. Можно ли их назвать текстом? Почему? 2). Что их объединяет? (Тема) А почему их нельзя назвать текстом? (Нарушена последовательность предложений) 3). Перестройте предложения, чтобы получился текст. Прочитайте полученный текст. «Листопад» Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Леса моросили дождем облетавшей листвы. Этот дождь шел неделями. (К. Паустовский) 4). Итак, что мы будем сегодня изучать на уроке? - Текст, связь предложений в тексте. Сообщение учителем цели и задач урока: Углубить знания о смысловой и грамматической цельности текста, его строении; познакомиться со способами связи предложений в тексте. Научиться применять знания о способах связи предложений в тексте. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; размещают рабочие материалы на рабочем столе. Демонстрируют готовность к уроку. | Фронтальная, индивидуальная | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. | Тетради |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | Эвристическая беседа, просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока. | - Определим тему текста (Листопад) - Какова его основная мысль (Леса моросили дождем облетевшей листвы) С темой текста и основной мыслью связаны все предложения. Все они о листопаде, который длился неделями, создавая ощущение тоски и уныния: лето закончилось, стало холодно и неуютно, пришла осень. | Воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины; обдумывают ответы на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Групповая | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляют для решения учебных задач операции анализа. синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно – следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы. Слушают и отвечают на вопросы других. | Устные ответы |
3. Выявление места и причины затруднения. | Эвристическая беседа, ответы на вопросы. Физкультминутка. | - К какому типу речи относится данный текст? (повествование, сообщается о листопаде в его временной последовательности) - К какому стилю речи относится? (стиль художественный, его главная функция – эмоционально – эстетическое воздействие на читателя, создание художественных образов: моросили дождем облетевшей листвы – метафора; летели косо – эпитет; падали дни и ночи – фразеологизм, отвесно ложились – эпитет; падали – летели – ложились – моросили – глаголы в прошедшем времени). Раз – подняться, потянуться. Два – нагнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка. Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на место тихо сесть. | Отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Выполняются физические упражнения | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремление к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: выполняют учебно – познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач логические операции, устанавливают причинно – следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью необходимых для решения проблемы информации. | Устные ответы |
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | Выполнение разноуровневых обучающих заданий | - Вспомните определение текста (Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически). Текст – это единица речи. Текст (от лат. Texstus) – ткань сплетение, соединение. (Текст – это несколько предложений, связанных в целое темой и основной мыслью) - Почему данное высказывание можно назвать текстом? - Как определить тему текста? (Ответить на вопрос: о чем этот текст?) Выполните упражнение из учебника «Русская речь»: 34, 36, 38, стр. 26-28. - Как определить основную мысль текста? (Основная мысль – это то, к чему призывает текст, чему учит. Ради чего написан. Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего ее надо сформулировать). Выполните упражнения из учебника «Русская речь»: 47,48. 50, стр. 40, 41. | Отвечают на вопросы, выполняют упражнения | Работа в паре, индивидуальная, фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием | Вопросы для уточнения информации |
5. Творческая практическая деятельность по работе с текстом | Обсуждение результатов; выполнение заданий, монологические высказывания | - Мы проследили, как связаны предложения в тексте по смыслу (Тема, основная мысль, последовательность, законченность) - А теперь попробуем понять, как осуществляется связь предложений в тексте грамматически. - Назовите «сцепляющие» слова - Как называются слова «листопад», «листья», «листвы»? (однокоренными) - Какой частью речи является слово «они»7 - Какое слово оно заменяет в предыдущем предложении (листья) (употребляется вместо имени существительного) В этом тексте соседние предложения связаны по смыслу и грамматически последовательно, как бы по цепочке: второе с первым, третье - со вторым и т.д. Такую связь называют цепной. - Как схематично можно представить цепную связь в нашем тексте? (Смотрите учебник «Русская речь», стр. 38). - Какие слова могут выступать в роли «сцепляющих»? (однокоренные, местоимения, синонимы, наречия и др.) | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод о структуре текста | Фронтальная | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. Действуют по плану. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных учебно – познавательных задач. Личностные: желают приобретать новые знания, умения. Совершенствовать имеющиеся. | Устные ответы |
6. Первичное закрепление с комментирование во внешней речи | Эвристическая беседа, подбор примеров, иллюстрирующихприроду изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах | - Прочтем еще раз текст «Листопад». Проверим себя: - Можно ли озаглавить текст? - Как связаны предложения в тексте? (по смыслу и грамматически: первое со вторым, второе – с третьим, третье с четвертым, связь последовательная по цепочке, цепная) - Какова основная мысль текста? (Все предложения объединены главной мыслью: Пришла осень – ненастная, дождливая пора) - На какие части можно разделить этот текст? (На три: Начался листопад, Листья падают дни и ночи, Этот дождь шел неделями) (В тексте есть начало, основная часть, конец). - Как связаны начало и конец текста? (Последнее предложение возвращает нас к началу: Начался листопад – Этот дождь шел неделями). Текст Паустовского характеризуется смысловой и композиционной завершенностью. - Перечислите признаки текста:
| Отвечают на вопросы | Индивидуальная, групповая | Личностные: желают приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся Познавательные: читают и слушают, извлекают нужную информацию, а также самостоятельно находят ее . Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учетом Учебно – познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. | Устные ответы |
7. Самостоятельная работа | Выполнение письменного задания | Написание изложения по данному тексту. | Выполняют задание | Индивидуальная | Личностные: нравственно – этическое оценивание усваиваемого содержания. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск существенной информации из существующего материала и рассказа учителя, по восприятию в памяти Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции. Действуют по плану. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Написание изложений |
8. Включение в систему знаний и повторение | Знакомство с работами учащихся, обобщение полученных на уроке сведений, оценивание | - Итак. Чему вы научились на уроке? (Научились находить тему и главную мысль текста, определяли связь предложений в тексте, выявили выразительные средства: метафора, эпитет, роль глаголов в повествовании; связь начала и конца текста - кольцевая композиция). | Отвечают на вопросы | Фронтальная | Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: формулируют собственные мысли. | |
9. Рефлексия учебной деятельности. | Заключительная беседа по вопросам; монологические высказывания | - Что нового узнали на уроке? - Какие трудности у вас появились в процессе работы? - Понравился ли вам урок? - Дайте оценку нашей работе: выберите одну из карточек. Урок понравился – с улыбающимся лицом; нет – с грустным. | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | Индивидуальная | Личностные: приобретают мотивацию к процессу обучения Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний и операционных, исследовательских, аналитических умений; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность Регулятивные:. оценивают свою работу. | Обратная связь |
Домашнее задание | Написать сочинение – миниатюру на одну из тем: «Осень в лесу», «Первый снег», «Пейзаж за окном». |
Приложение.
Первый месяц осени похож на хитрого рыжего лиса. Неслышно крадется он по земле, ловко прячется среди веток деревьев, лишь кое-где сначала мелькает среди зелени его рыжий хвост. А потом вдруг все вокруг порыжеет, словно на каждом кустике рассядутся огненные звери. Потом золотым дождем спрыгнут они на землю, и ветер станет гонять по дорогам их стаи. На зеленую траву упадут пестрые листья.
Лесная сказка
Это и вправду было как в сказке. Кленовые листья повисали на нитках осенней паутины. Лес прощается с солнцем. А при прощании все бывает особенно ласково. Светлые зайчики играли на опавших листьях. Я выбрал зайчика покрупнее и накрыл плащом. Получилась мягкая постель. Присесть на такую постель после долгой ходьбы – одно удовольствие.
(В.М. Песков)
Листья падают с кленов. Люди в парке ходят по золотому ковру. Ребятишки собирают красивые огненные листья в букеты. Я прислушиваюсь. Листья падают не беззвучно. Я слышу музыку листопада. Вот девочка подняла голову. Она тоже слушает золотой хоровод.
(В.М. Песков)
Вопросы, помогающие отследить успешность урока.
- Была ли сформулирована целевая установка? Кем? Учителем или детьми?
- Реализовывались ли на уроке УУД: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные?
- Какой характер носит домашнее задание: репродуктивный, применение знаний в измененной ситуации или творческий?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Строение текста типа рассуждения-доказательва" Презентация.
Подробная разработка урока русского языка в пятом классе по теме " Строение текста типа рассуждения-доказательства" с презентацией....
План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".
Данный конспект урока разработан для уч-ся 6 класса по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...
Конспект урока русского языка в 11 классе по теме «Комплексный анализ текста при подготовке к ЕГЭ»
Форма урока: урок с использованием информационных технологийТип урока: закрепление изученного материала.Технология: РКМЧП Цель урока: формирование коммун...
Урок русского языка в 10 классе по теме "Текст"
Урок работы с текстом в 10 класс...
Урок русского языка в 5 классе по теме « Текст. Обучающее изложение» ( в рамках ФГОС)
Подготовка к изложению...
Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Комплексный анализ текста»
Разработка урока русского языка в 10 классе по теме «Комплексный анализ текста»...
Конспект урока русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ. Работа с текстом художественного стиля.»
Данный урок обучает комплексному анализу текста художественного стиля, прививает навык и написания сочинения-рассуждения по тексту данного типа речи. Дети учатся отбирать материа...