Конспект урока русского языка в 5 Б классе по теме «Текст»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Цель деятельности учителя

Углубить знания учащихся  о смысловой и грамматической цельности текста, его строении; ознакомить со способами связи предложений в тексте.

Тип урока

Урок развития речи, «открытия» нового знания.

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие текст, способы  связи предложений                    в тексте; уметь определять признаки текста.

Метапредметные (компоненты культурно – компетентносного опыта / приобретенная компетентность): способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне  (на уроках иностранного языка, литературы и др.)

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, стремление                к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения

Наблюдение за языковыми явлениями, эвристический метод; развитие исследовательских навыков, конструирование, индивидуальная, групповая, фронтальная работа.

Оборудование

Экран, компьютер.

Наглядно – демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем.

Смысловые понятия

Смысловая и грамматическая цельность текста, тема текста, основная мысль, средства связи предложений в тексте, выразительные средства.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 5 Б классе по теме «Текст»

Учитель: Пинягина Ольга Александровна,

высшая квалификационная категория,

МАОУ – Лицей № 88

Цель деятельности учителя

Углубить знания учащихся  о смысловой и грамматической цельности текста, его строении; ознакомить со способами связи предложений в тексте.

Тип урока

Урок развития речи, «открытия» нового знания.

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие текст, способы  связи предложений                    в тексте; уметь определять признаки текста.

Метапредметные (компоненты культурно – компетентносного опыта / приобретенная компетентность): способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне  (на уроках иностранного языка, литературы и др.)

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, стремление                к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения

Наблюдение за языковыми явлениями, эвристический метод; развитие исследовательских навыков, конструирование, индивидуальная, групповая, фронтальная работа.

Оборудование

Экран, компьютер.

Наглядно – демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем.

Смысловые понятия

Смысловая и грамматическая цельность текста, тема текста, основная мысль, средства связи предложений в тексте, выразительные средства.

Конструкт урока (организационная структура урока)

Этапы урока

Обучающие и  развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации совзаимодейст вия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Контроль результатов учебной деятельности

1

2

3

4

5

6

7

1.  Организационный момент.

Мотивация (самоопределение          к учебной деятельности)

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

- Сегодня на уроке мы повторим, изученное                     в начальной школе, узнаем новые понятия и будем учиться применять их в работе.

Чтобы сформулировать тему урока, обратимся               к материалу для наблюдения.

Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились  в сырую траву. Листья падали дни и ночи. Начался листопад. Этот дождь шел неделями. Леса моросили дождем облетавшей листвы.  

                                                   

1). Прочитайте предложения. Можно ли их назвать текстом? Почему?

2). Что их объединяет? (Тема)

А почему их нельзя назвать текстом?

(Нарушена последовательность предложений)

3). Перестройте предложения, чтобы получился текст. Прочитайте полученный текст.

«Листопад»

Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились  в сырую траву. Леса моросили дождем облетавшей листвы. Этот дождь шел неделями.  

                                                          (К. Паустовский)

4). Итак, что мы будем сегодня изучать на уроке?

  -  Текст, связь предложений в тексте.

Сообщение учителем цели и задач урока:

Углубить знания о смысловой и грамматической цельности текста, его строении; познакомиться со способами связи предложений в тексте. Научиться применять знания о способах связи предложений в тексте.    

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; размещают рабочие материалы на рабочем столе. Демонстрируют готовность к уроку.

Фронтальная, индивидуальная

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в  сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.

Тетради

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Эвристическая беседа, просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока.

-  Определим тему текста (Листопад)

-  Какова его основная мысль (Леса моросили дождем облетевшей листвы)

С темой текста и основной мыслью связаны все предложения. Все они о листопаде, который длился неделями, создавая ощущение тоски и уныния: лето закончилось, стало холодно и неуютно, пришла осень.

Воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины; обдумывают ответы на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают  свою точку зрения

Групповая

Личностные: имеют мотивацию  к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляют  для решения учебных задач операции анализа. синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно – следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы. Слушают и отвечают на вопросы других.

Устные ответы

3. Выявление места и причины затруднения.

Эвристическая беседа, ответы на вопросы.

Физкультминутка.

- К какому типу речи относится данный текст? (повествование, сообщается о листопаде в его временной последовательности)

- К какому стилю речи относится?

(стиль художественный, его главная функция – эмоционально – эстетическое воздействие на читателя, создание художественных образов: моросили дождем облетевшей листвы – метафора; летели косо – эпитет; падали дни и ночи – фразеологизм, отвесно ложились – эпитет; падали – летели – ложились – моросили – глаголы в прошедшем времени).    

Раз – подняться, потянуться.

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка.

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Выполняются физические упражнения

Индивидуальная,

фронтальная

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремление к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: выполняют учебно – познавательные действия; осуществляют для решения  учебных задач логические операции, устанавливают причинно – следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью необходимых для решения проблемы информации.

Устные ответы

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Выполнение разноуровневых обучающих заданий

- Вспомните определение текста

 (Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически).

Текст – это единица речи. Текст (от лат. Texstus) – ткань сплетение, соединение.

 (Текст – это несколько предложений, связанных            в целое темой и основной мыслью)

- Почему данное высказывание можно назвать текстом?

- Как определить тему текста?

(Ответить на вопрос: о чем этот текст?)

Выполните упражнение из учебника «Русская речь»: 34, 36, 38, стр. 26-28.

- Как определить основную мысль текста?

(Основная мысль – это то, к чему призывает текст, чему учит. Ради чего написан. Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего ее надо сформулировать).

Выполните упражнения из учебника «Русская речь»: 47,48. 50, стр. 40, 41.

Отвечают на вопросы, выполняют упражнения

Работа в паре, индивидуальная,

фронтальная

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием

Вопросы для уточнения информации

5. Творческая  практическая деятельность  по работе с текстом

Обсуждение результатов; выполнение заданий, монологические высказывания

- Мы проследили, как связаны предложения                      в тексте по смыслу (Тема, основная мысль, последовательность, законченность)

- А теперь попробуем понять, как осуществляется связь предложений в тексте грамматически.

- Назовите «сцепляющие» слова

- Как называются слова «листопад», «листья», «листвы»? (однокоренными)

- Какой частью речи является слово «они»7

- Какое слово оно заменяет в предыдущем предложении (листья)

(употребляется вместо имени существительного)

В этом тексте соседние предложения связаны по смыслу и грамматически последовательно, как бы по цепочке: второе с первым, третье - со вторым и т.д. Такую связь называют цепной.

- Как схематично можно представить цепную связь в нашем тексте?

(Смотрите учебник «Русская речь», стр. 38).

- Какие слова могут выступать в роли «сцепляющих»? (однокоренные, местоимения, синонимы, наречия  и др.)

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения;                   в сотрудничестве              с учителем и одноклассниками делают вывод о структуре текста

Фронтальная

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и  одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. Действуют по плану.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных учебно – познавательных задач.

 Личностные:

 желают приобретать новые знания, умения. Совершенствовать имеющиеся.

Устные ответы

6. Первичное закрепление с комментирование во внешней речи

Эвристическая беседа, подбор примеров, иллюстрирующихприроду изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах

 - Прочтем еще раз текст «Листопад».  

    Проверим себя:

- Можно ли озаглавить текст?

- Как связаны предложения в тексте?

(по смыслу и грамматически: первое со вторым, второе – с третьим, третье с четвертым, связь последовательная по цепочке, цепная)

- Какова основная мысль текста? (Все предложения объединены главной мыслью: Пришла осень – ненастная, дождливая пора)

- На какие части можно разделить этот текст?

(На три: Начался листопад, Листья падают дни и ночи, Этот дождь шел неделями)

(В тексте есть начало, основная часть, конец).

- Как связаны начало и конец текста?

(Последнее предложение возвращает нас к началу: Начался листопад – Этот дождь шел неделями).

Текст Паустовского характеризуется смысловой и композиционной завершенностью.

 - Перечислите признаки текста:

  • Заглавие
  • Тема. Основная мысль.
  • Начало.
  • Основная часть.
  • Конец.

             

Отвечают на вопросы

Индивидуальная, групповая

Личностные: желают приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся

Познавательные: читают и слушают, извлекают нужную информацию, а также самостоятельно находят ее .

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его   в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учетом Учебно – познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

Устные ответы

7. Самостоятельная работа

Выполнение письменного задания

Написание изложения по данному тексту.

Выполняют задание

Индивидуальная

Личностные: нравственно – этическое оценивание усваиваемого содержания.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск существенной информации из существующего материала и рассказа учителя, по восприятию в памяти

Регулятивные: самостоятельно планируют  необходимые действия, операции. Действуют по плану.

Коммуникативные:  формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку  зрения.

Написание изложений

8. Включение  в систему знаний и повторение

Знакомство с работами учащихся, обобщение полученных на уроке сведений, оценивание

 - Итак. Чему вы научились на уроке?

  (Научились находить тему и главную мысль текста,  определяли связь предложений в тексте, выявили  выразительные средства: метафора, эпитет, роль глаголов в повествовании; связь начала и конца текста - кольцевая композиция).

Отвечают на вопросы

Фронтальная

Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли.

9. Рефлексия учебной деятельности.

Заключительная беседа по вопросам; монологические высказывания

 - Что нового узнали на уроке?

 - Какие трудности у вас появились  в процессе работы?

 - Понравился ли вам урок?

- Дайте оценку нашей работе: выберите одну из карточек. Урок понравился – с улыбающимся лицом; нет – с грустным.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Индивидуальная

Личностные: приобретают мотивацию к процессу обучения

 Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний и операционных, исследовательских, аналитических умений; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность Регулятивные:.

оценивают свою работу.

Обратная связь

Домашнее задание

Написать  сочинение – миниатюру на одну из тем:  «Осень в лесу», «Первый снег», «Пейзаж за окном».

Приложение.

Первый месяц осени похож на хитрого рыжего лиса. Неслышно крадется он по земле, ловко прячется среди веток деревьев, лишь кое-где сначала мелькает среди зелени его рыжий хвост. А потом вдруг все вокруг порыжеет, словно на каждом кустике рассядутся огненные звери. Потом золотым дождем спрыгнут они на землю, и ветер станет гонять по дорогам их стаи. На зеленую траву упадут пестрые листья.

Лесная сказка

Это и вправду было как в сказке. Кленовые листья повисали на нитках осенней паутины. Лес прощается с солнцем. А при прощании все бывает особенно ласково. Светлые зайчики играли на опавших листьях. Я выбрал зайчика покрупнее и накрыл плащом. Получилась мягкая постель. Присесть на такую постель после долгой ходьбы – одно удовольствие.

(В.М. Песков)

Листья падают с кленов. Люди в парке ходят по золотому ковру. Ребятишки собирают красивые огненные листья в букеты. Я прислушиваюсь. Листья падают не беззвучно. Я слышу музыку листопада. Вот девочка подняла голову. Она тоже слушает золотой хоровод.

(В.М. Песков)

Вопросы, помогающие отследить успешность урока.

  1. Была ли сформулирована целевая установка? Кем? Учителем или детьми?

  1. Реализовывались ли на уроке УУД: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные?

  1. Какой характер носит домашнее задание:  репродуктивный, применение знаний в измененной ситуации или творческий?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Строение текста типа рассуждения-доказательва" Презентация.

Подробная разработка урока русского языка в пятом классе по теме " Строение текста типа рассуждения-доказательства" с презентацией....

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме «Комплексный анализ текста при подготовке к ЕГЭ»

Форма урока:  урок с использованием информационных технологийТип урока:  закрепление  изученного  материала.Технология:  РКМЧП  Цель урока: формирование коммун...

Урок русского языка в 10 классе по теме "Текст"

Урок работы с текстом в 10 класс...

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Комплексный анализ текста»

Разработка урока русского языка в 10 классе по теме «Комплексный анализ текста»...

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ. Работа с текстом художественного стиля.»

Данный урок обучает комплексному анализу текста художественного стиля, прививает  навык и написания сочинения-рассуждения по тексту данного типа речи. Дети учатся отбирать материа...