конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Русский язык-один из развитых языков мира"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Русский язык - один из развитых языков мира
Предмет: русский язык
Класс: 6
Тема урока: Русский язык - один из развитых языков мира
Тип урока: открытие новых знаний
Цели урока: создание условий для закрепления знаний о языке как о средстве общения
Задачи:
- Образовательные: дать понятие о роли языка в жизни общества, о богатстве и выразительности русского языка.
- Развивающая: развивать речь учащихся, аналитические способности, внимание, память.
- Воспитательная: воспитывать интерес к изучаемому предмету; любовь и уважение к русскому язык.
Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс:
Личностные УУД: оценка собственной учебной деятельности, мотивирование своих действий, проявление доверия, внимательности, помощи одноклассникам.
Метапредметные УУД:
1.Регулятивные: контролировать, оценивать и корректировать свои действия во время урока, ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного
2.Познавательные: выделять количественные характеристики объектов, восстанавливать предметную ситуацию путем пересказа.
3.Коммуникативные: работа в группе, адекватно передача информации, осуществление сотрудничества с учителем и сверстниками
4. Личностные: освоение личностного смысла учения, формирование желания учиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._russkiy_yazyk-odin_iz_razvityh_yazykov_mira.docx | 32.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык - один из развитых языков мира
Предмет: русский язык
Класс: 6
Тема урока: Русский язык - один из развитых языков мира
Тип урока: открытие новых знаний
Цели урока: создание условий для закрепления знаний о языке как о средстве общения
Задачи:
- Образовательные: дать понятие о роли языка в жизни общества, о богатстве и выразительности русского языка.
- Развивающая: развивать речь учащихся, аналитические способности, внимание, память.
- Воспитательная: воспитывать интерес к изучаемому предмету; любовь и уважение к русскому язык.
Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс:
Личностные УУД: оценка собственной учебной деятельности, мотивирование своих действий, проявление доверия, внимательности, помощи одноклассникам.
Метапредметные УУД:
1.Регулятивные: контролировать, оценивать и корректировать свои действия во время урока, ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного
2.Познавательные: выделять количественные характеристики объектов, восстанавливать предметную ситуацию путем пересказа.
3.Коммуникативные: работа в группе, адекватно передача информации, осуществление сотрудничества с учителем и сверстниками
4. Личностные: освоение личностного смысла учения, формирование желания учиться.
Ход урока
Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Мотивация к учебной деятельности. Организационный момент. | Давайте поприветствуем друг друга. А для этого необходимо встать со своих мест и представить, что вы находитесь, например, в Японии. Знаете, как надо приветствовать хозяев дома, пригласивших вас в гости? Прошу вас изобразить это приветствие. А теперь мы перенесемся с вами в Англию, где принято при приветствии раскланиваться друг с другом и поприветствуем друг друга, как англичане. А теперь мы поприветствуем друг друга и учителя, как это принято у нас в школе. | |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | Беседа по теме урока Перед вами высказывания о русском языке выдающихся деятелей русской словесности. Слайды 1,2 М.В. Ломоносов: «Красота, великолепие, сила и богатство русского языка явствует довольно из книг, в прошлые веки написанных, когда ещё не токмо никаких правил для сочинений наши предки не знали, но и о том едва ли думали, что оные есть или могут быть. Карл Пятый, римский император, говаривал, что испанским языком с богом, французским - с друзьями, немецким - с неприятелем, итальянским - с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков». Г.Р. Державин: «Славяно-российский язык, по свидетельству самих иностранных эстетиков, не уступает ни в мужестве латинскому, ни в плавности греческому, превосходя все европейские: итальянский, французский и испанский, кольме паче немецкий». - Как вы поняли высказывания М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина?
На русском языке написана богатейшая литература. Великие писатели и поэты А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, И. А. Бунин, А. А. Блок, А. А. Ахматова и многие другие известны во всём мире. В их произведениях проявляется красота, выразительность, меткость, точность, мелодичность, звучность русского языка. Язык - живое, развивающееся явление. Как всё в мире, языки рождаются и умирают, но не бесследно: пройдя очень долгий жизненный путь, они оставляют свои следы в других, новых языках. Классическим примером может служить жизнь древнегреческого и латинского языков. Они считаются «мёртвыми», потому что на них не говорят современные люди. Зато сохранились в древних текстах, их корни проникли во все европейские языки, в том числе и наш, русский язык. Это не значит, что русский язык такой несамостоятельный. Это значит, что он восприимчивый, гибкий, что он способен впитывать опыт других стран и народов, что он развивает традиции культуры. Получается, что с помощью языка мы разговариваем, общаемся не только друг с другом, но и с людьми, которые жили до нас за тысячи лет, с людьми, которые живут сейчас за тысячи километров. | Учащиеся анализируют высказывания, объясняют, как они поняли высказывания М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина Учащиеся аргументируют свою точку зрения, участвуют в коллективном обсуждении |
3.Постановка учебной задачи | Слайд 3 На слайде представлен отрывок из романа «Евгений Онегин» А.С.Пушкина: Она по-русски плохо знала, Журналов наших не читала, И выражалася с трудом На языке своем родном. -Что же получается, «русская душою» Татьяна Ларина говорила на русском языке как иностранка? - Какое место занимал русский язык в 18,19 веках? - Какую роль в нашей жизни играет речь? Язык? Работа в группах по составлению таблицы Давайте проанализируем, какие изменения происходили с русским языком на протяжении времени. Слайд 4 + карточки по группам с фрагментами текста Перед вами фрагменты научного текст из статьи Т.М.Григорьева «Русский язык в России и за её пределами: малоизвестные страницы истории» . (Приложение 1) - Выясните по Толковому словарю русского языка С.И.Ожегова значение слова развитой. Что значит «развитой»? Сформулируйте и запишите в тетради тему нашего урока. - Давайте вернемся к теме урока «Русский язык - один из развитых языков мира». Обратите внимание, что в слове «развитой» ударение падает на последний слог. Сегодня нам предстоит выяснить значение этого слова и узнать, почему его можно применять при характеристике нашего языка. Что именно говорится в теме урока о русском языке? Ребята, вы помните, что такое синонимы? Слайд №5. От синонимов следует отличать ряд слов, которые называются паронимами. Паронимы - слова, близкие по звучанию и морфемному строению, но имеющие разный смысл. Паронимами обычно называют слова, образованные от одного корня, но с помощью разных аффиксов (приставок, суффиксов). - Прочитайте слова в рамочке на странице 3 вашего учебника. Как вы думаете, какими синонимами можно заменить прилагательное развитый? - А почему слово развитый нельзя применить к существительному «язык»? - Перед вами лежат толковые словари, посмотрите значение слова развитой. Слайд № 6. - В каком из двух этих значений слово язык употребляется в названии темы? - А в каком значении слово язык употребляется в словосочетании развитый ребёнок? Обратить внимание на ударение: развитОй язык, но рАзвитый ребёнок. - Составьте предложения с этими словосочетаниями. | Учащиеся выстраивают свои гипотезы, рассуждают. Учащиеся отмечают, что русский язык развивается поэтапно. Заполняют таблицу. Учащиеся отмечают, что русский язык является развитым языком. Ответы детей. Учащиеся записывают тему урока в тетради Синонимы - слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение. Работа с учебником. Подбирают синонимы к слову развитый. Потому, что слово «развитый» имеет значение, которое не соотносится со словом язык. Работа со словарем С.И. Ожегова по осмыслению значений слов «развитый» и «развитой». Развитой -
2. Духовно зрелый, просвещённый, культурный В первом - развитой язык - достигший высокой степени развития. Во втором - развитый ребёнок - это ребёнок духовно зрелый, просвещённый, культурный. Учащиеся составляют предложения, записывают их в тетради. |
4. Построение проекта выхода из затруднения в процессе решения задач урока | Слайд № 7. Задача № 1. Работа с пословицами и поговорками о русском языке (работа в парах) 1. На великое дело - великое слово. 2. Русский язык - стяг, дружину водит. Язык царствами ворочает. 3. Русский язык - сила слабого! 7. Язык болтает, а голова не знает. 8. Кто молчит, тот двух научит. 9. За правое дело - говори смело. - Какая из прочитанных пословиц вам понравилась больше? Запишите её. - Вспомните и назовите другие пословицы о языке и речи? | Учащиеся планируют учебное сотрудничество и выполняют работу в парах. Выбирают наиболее эффективный путь достижения цели. Планируют сотрудничество: определить цели, функции каждого участника и способы взаимодействия. Обсуждают в парах значение пословиц. Участвуют в коллективном обсуждении. Занимаются поисковой деятельностью. Отвечают на вопросы. Оценивают результаты деятельности свои и классного коллектива, эффективность выбранного для достижения цели способа действий. Определяют то, что усвоено и то, что еще подлежит усвоению. Записывают понравившиеся пословицы. Ответы учащихся. |
5.Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала | Слайд 8. Задача № 2. Работа с текстом. И еще один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. В нем вся она, наша Россия. В нем все дары ее: и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и нежность, и простота и размах; и ясность, и красота. Все доступно нашему языку. Он властен все выразить, изобразить и передать. В нем гудение далеких колоколов и серебро ближних колокольчиков. В нем ласковые шорохи и хрусты. В нем травяные шелесты и вздохи. В нем громы небесные и рыки звериные, щебет птичий и плески чуть слышные. (по И. Ильину) - Докажите, что вы записали часть крупного текста. - О каких дарах России мог также напомнить автор? - Найдите в данном тексте примеры для аргументов о богатстве русского языка (упражнение 1). «В русском языке много способов образования новых слов». Приведите примеры к данному аргументу, подобрав к слову далеких однокоренные. - Найдите в тексте формы одного и того же слова и однокоренные слова. Какую роль играет повторение слов? Слайд 9. Задача №3. Работа над высказываниями великих людей 1. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. /Иван Сергеевич Тургенев/ 2. Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. /Александр Иванович Куприн/ 3. Русский язык достаточно богат, он обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли. /Владимир Галактионович Короленко/ Какое высказывание вам понравилось больше других? Запишите его. | |
6.Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков. | Слайд 10. Задача № 4. Напишите стихотворение-синквейн по предложенной теме. Прежде чем вы начнете писать, давайте вспомним, как строится рассуждение? | Учащиеся определяют структуру сочинения-рассуждения. Выдвигается тезис, приводятся доказательства, делается вывод. |
7. Рефлексия деятельности | Что нового мы сегодня узнали на нашем уроке? Для чего нужно учить русский язык? Вспомните и расскажите о ситуации, когда необходимо было показать знание русского языка? Нуждается ли русский язык в защите? Почему русский язык никогда не станет языком ненависти или вражды? Наш урок подходит к концу, и закончить его мне хочется стихотворением вологодского поэта Александра Яковлевича Яшина, которое называется «Русский язык» Я люблю свой родной язык! Он язык луны и планет, На совете за круглым столом Ребята, сегодня на уроке мы с вами сказали о языке очень много. Давайте подведём итоги, почему же русский язык - развитой язык. - Вот поэтому мы должны беречь наш родной язык, соблюдать языковые нормы и передать потомкам красивый, звучный, богатый язык, которым мы владеем. К этому призывал нас И.С. Тургенев. Домашнее задание. Выставление оценок за урок. Напишите сочинение-рассуждение на тему «За что я люблю русский язык?» Выучить наизусть два высказывания о языке найденные самостоятельно. | Осуществляют рефлексию - контроль и оценку процесса и результатов деятельности. Строят монологическую речь. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. Русский язык богат звуками, интонацией, лексикой, синтаксическими конструкциями. С помощью языка можно передать различные мысли, чувства. У русского языка богатая история. Участвуют в обсуждении домашнего задания. Определяют его цель. |
Приложение 1
Текст из статьи Т.М.Григорьева «Русский язык в России и за её пределами: малоизвестные страницы истории» для работы по группам:
- Известно, что в языковой ситуации России в18 веке, когда русский язык не отличался универсальностью, еще не сформировался окончательно как язык культуры, было характерно доминирование в сфере интеллектуального общения иностранных (в основном латинского, французского и немецкого) языков. Русский язык в пределах территории своего законного обитания служил средством обыденного общения, продолжая сложившуюся в предшествующий период истории традицию, когда функции книжного языка выполнял язык церковнославянский.
- Решительное утверждение в правах русского языка как средства литературного выражения начинается в тот период русской истории, когда Россия «мужала с гением Петра, когда церковнославянский язык постепенно уходил на периферию1 культурного сознания и со временем замкнулся в рамках славянской культуры. (прим. периферия - местность, отдаленные от центра, окраина).
- Как, может быть, ни покажется удивительным в наше время, официальными языками для чтения лекций в Московском университете при его открытии (январь 1755г.) были два языка: русский и латинский, но чтение лекций на русском языке при этом не получало одобрения, и А.А.Барсов»великий муж Российской Грамматики»прежде других уже в первые годы существования университета (в нарушение официальной установки) начинает читать лекции языке российском.
- Вплоть до 80-х гг. 18 века русский язык «не был не только предметом школьного изучения, но и во многих случаях не являлся средством общения учителя с учащимися при изучении некоторых предметов. Для обучения грамоте использовали язык церковнославянский, а для обучения другим предметам - чужие языки: латынь, немецкий, французский.
- Наука о русском языке начала развиваться в 18 веке. Научный гений Михаила Васильевича Ломоносова блестяще проявился области отечественного языкознания, как и в других областях. Он стал создателем первой русской грамматики, которая известна как «Российская грамматика» и вышла из печати в 1757 году.
- 5 августа 1786 г. Екатерина II утвердила «Устав народным училищам в Российской империи». Русский был введен в училищах как учебный предмет на весь период обучения (с первого класса, включая выпускной), и таким образом было положено начало обучению без языка-посредника.
Таблица.
дата
Изменения, происходившие в статусе русского языка
Начало 18 века
На русском языке общались, а церковнославянский выполнял функции книжного языка.
Время правления ПетраI
Церковнославяский язык постепенно уходит на периферию культурного сознания.
Январь 1755г.
Профессор Московского университета А.А.Барсов впервые начинает читать лекции студентам на русском языке( в нарушение официальной установки )
80 годы 18 века
Для обучения грамоте использовался язык церковнославянский, а для обучения другим предметам - чужие языки: латынь, немецкий, французский.
1757г
М.В.Ломоносов издает первую «Российскую грамматику»
5августа 1786г.
Екатерина II своим уставом утвердила преподавание в училищах на русском языке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Русский язык-один из развитых языков мира
Один из первых уроков по программе Баранова в 6 классе...
1. Контрольная работа по произведениям поэтов 19 века 2. Конспект урока русского языка в 6 классе "Местоимения" 3. Рабочая программа кружка "В мире слов"
Материалы для уроков русского языка и литературы...
Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема урока: «Развитие речи. Повествование»
Урок по разграничению типов речи.средства связи в речи повествовательного характера....
План конспект урока Русская Вышивка 5 класс
Урок по ИЗО 5 класс по прграмме Б.М.Неменского "Руская народная вышивка" знакомит обучающихся с разными видами полотенец и какие мотивы в вышивке использовали русские мастерицы....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА: "РУССКИЙ ЯЗЫК -ОДИН ИЗ РАЗВИТЫХ ЯЗЫКОВ МИРА"
Цели: формировать представление о русском языке как об одном из развитых языков мира; познакомить с учебником для 6 класса, его особенностями, структурой.Планируемые результаты: умение самос...
Конспект урока "Русская орфоэпия"5 класс родной я
5 класс родной язык...
конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Русский язык-один из развитых языков мира"
Русский язык - один из развитых языков мираПредмет: русский языкКласс: 6Тема урока: Русский язык - один из развитых языков мираТип урока: открытие новых знанийЦели урока: соз...