Конспект урока русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ. Работа с текстом художественного стиля.»
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)
Данный урок обучает комплексному анализу текста художественного стиля, прививает навык и написания сочинения-рассуждения по тексту данного типа речи.
Дети учатся отбирать материал для написания сочинения, отрабатывать навык поэтапной работы над композицией сочинения-рассуждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_11_klasse_po_teme.docx | 20.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 11 классе по теме:
«Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ.
Работа с текстом художественного стиля.»
Выполнила учитель русского язык и литературы МБОУ СОШ №1 Ветрова Е. П.,Тамбовская область
Тип урока: развитие речи.
Вид урока: урок-практикум.
Цель урока: актуализация и систематизация знаний, полученных ранее по данной теме.
Цель деятельности учителя: обучение комплексному анализу текста художественного стиля, привитие навыков написания сочинения-рассуждения по тексту данного типа речи.
Цель деятельности учащихся: научиться отбирать материал для написания сочинения, отрабатывать навык поэтапной работы над композицией сочинения-рассуждения.
Задачи:
Воспитательные: стремление к речевому совершенствованию, желание участвовать в творческом созидательном процессе; формирование нравственных представлений о человеческой красоте.
Образовательные: формулировать основную проблему текста и комментировать ее; определять позицию автора и отражать ее в сочинении; излагать собственное мнение по проблеме с обоснованием.
Развивающие: развивать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД: культуру речи обучающихся, аналитическое мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость, способность к самоанализу.
Оборудование:
– текст И.А. Бунина, раздаточный материал;
– компьютер, мультимедийный проектор, экран;
– презентация.
Планируемые результаты урока:
– обучающиеся закрепляют умение написания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ;
– совершенствуют навыки в определении проблемы, оформлении комментария;
– формируют комплекс речевых умении.
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие, подготовка к уроку.
II. Определение темы, цели и задач урока.
– Работать мы будем с текстом А.И.Бунина. Просмотрев раздаточный материал, вы можете определить тему урока.
Тема урока: Подготовка к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ.
– Какова будет цель урока?
Цель: подготовка к сочинению-рассуждению по заданному тексту.
– Таким образом, мы готовимся к главному экзамену – ЕГЭ.
– Определите задачи, которые стоят перед нами.
Задачи:
- формулировать основную проблему текста и комментировать ее;
- правильно писать комментарий;
- определять позицию автора и отражать ее в сочинении;
- излагать собственное мнение по проблеме с обоснованием.
III. Работа по теме урока.
1.Знакомство с текстом.
КРАСАВИЦА
(1)Чиновник казенной палаты, вдовец, пожилой, женился на молоденькой, на красавице, дочери воинского начальника. (2)Он был молчалив и скромен, а она знала себе цену. (3)Он был худой, высокий, чахоточного сложения, носил очки цвета йода, говорил несколько сипло и, если хотел сказать что-нибудь погромче, срывался в фистулу. (4)А она была невелика, отлично и крепко сложена, всегда хорошо одета, очень внимательна и хозяйственна по дому, взгляд имела зоркий.(5) Он казался столь же неинтересен во всех отношениях, как множество губернских чиновников, но и первым браком был женат на красавице — и все только руками разводили: за что и почему шли за него такие?
(6)И вот вторая красавица спокойно возненавидела его семилетнего мальчика от первой, сделала вид, что совершенно не замечает его. (7)Тогда и отец, от страха перед ней, тоже притворился, будто у него нет и никогда не было сына. (8)И мальчик, от природы живой, ласковый, стал в их присутствии бояться слово сказать, а там и совсем затаился, сделался как бы несуществующим в доме.
(9)Тотчас после свадьбы его перевели спать из отцовской спальни на диванчик в гостиную, небольшую комнату возле столовой, убранную синей бархатной мебелью. (10)Но сон у него был беспокойный, он каждую ночь сбивал простыню и одеяло на пол. (11)И вскоре красавица сказала горничной:
(12)— Это безобразие, он весь бархат на диване изотрет. (13)Стелите ему, Настя, на полу, на том тюфячке, который я велела вам спрятать в большой сундук покойной барыни в коридоре.
(14)И мальчик, в своем круглом одиночестве на всем свете, зажил совершенно самостоятельной, совершенно обособленной от всего дома жизнью, — неслышной, незаметной, одинаковой изо дня в день: смиренно сидит себе в уголке гостиной, рисует на грифельной доске домики или шепотом читает по складам все одну и ту же книжечку с картинками, купленную еще при покойной маме, смотрит в окна... (15)Спит он на полу между диваном и кадкой с пальмой. (16)Он сам стелет себе постельку вечером и сам прилежно убирает, свертывает ее утром и уносит в коридор в мамин сундук. (17)Там спрятано и все остальное добришко его. (И.А.Бунин*)
28 сентября 1940
Бунин Иван Алексеевич (10 октября 1870 — 8 ноября 1953) - русский писатель и поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе.
Задание:
- прочитайте текст, отметьте непонятные для себя слова;
- докажите принадлежность текста к художественному стилю.
2. Повторение технологии написания сочинения-рассуждения. (презентация)
3. Этапы работы с текстом. Композиция сочинения.
Вступление. Определение проблемы.
-текст художественный, есть заголовок- ключ к пониманию проблемы, к теме текста, его идее-основной мысли, а значит, к позиции автора;
-определяем темы текста (судьба никому не нужного мальчика; несоответствие внутренней и внешней красоты человека);
-формулируем проблему в виде вопроса: а) Что такое истинная красота человека? Какого человека можно считать красивым? б) Почему ребенок не должен быть одиноким?
-формулируем проблему в форме родительного падежа: проблема истинной и ложной красоты человека.
Комментарий в сочинении. (Работаем с первой проблемой).
-определяем художественный прием, лежащий в основе повествования (контраст, антитеза);
-находим в тексте элементы противопоставления в описании красавицы и ее поступков;
-представляем характеристику героини (злая, бессердечная, жестокая и умная); можно ли с подобными чертами характера считать женщину красивой? Чем должна подкрепляться внешняя красота?
-ваше отношение к героине.
-повторяем элементы комментария (презентация).
-отбираем иллюстрации для комментария (первая-знакомство с красавицей, образ красивой молодой женщины; вторая- поступки героини, отношение к ней автора и читателя).
-смысловая связь между иллюстрациями основана на противопоставлении.
Позиция автора.
-Особенности позиции автора в художественном тексте (презентация). (Бунин убежден, что истинная красота человека - это его душевная красота: нет красоты там, где царит безнравственность.)
Собственное мнение и его обоснование.
-цитаты авторитетных источников;
-произведения литературы;
-личный опыт.
Заключение сочинения.
IV. Подведение итогов. Рефлексия.
-Как вы оценили свою работу на уроке? Какие навыки в работе с текстом вам предстоит отработать еще?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Урок русского языка с элементами интерактивных технологий Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С 1 ЕГЭ) (11 класс)
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С 1 ЕГЭ) (11 класс). Цели:...
Бинарный урок русского языка и психологии по теме: Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению на морально-нравственную тему
Урок посвящен уточнению знаний обучающихся о понятиях "мораль", "нравственность", "доброта", "агрессивность", "эгоизм", развитию умения работать с притчами, писать сочинение-рассуждение....
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только ч...
конспект урока, русский язык, 7 класс, по теме "Составление карты понятий для написания сочинения 15.3 ОГЭ"
Класс: 7 «а»Предмет: русский языкНазвание раздела: Речь, информационная обработка текстовТема урока: Составление карты понятий для написания сочинения 15.3 ОГЭФорма урока:урок построения с...
Бинарный урок русского языка и психологии по теме "Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению на морально этическую тему" по притче Яна Вишневского «Окно» 7 класс
Воспитание у учащихся нравственных качеств, формирование навыков построения рассуждения на основе анализа рассказа Я. Вишневского "Окно"...
Бинарный урок русского языка и психологии по теме: Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению на морально нравственную тему
Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению на морально нравственную тему в 6-ом классе. Анализ рассказа "Болтливая птичка"...