Конспект урока русского языка в 11 классе по теме «Комплексный анализ текста при подготовке к ЕГЭ»
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему
Форма урока: урок с использованием информационных технологий
Тип урока: закрепление изученного материала.
Технология: РКМЧП
Цель урока: формирование коммуникативной компетентности обучающихся, умения адекватно воспринимать и анализировать прочитанный текст, создавать на его основе собственное высказывание, опираясь на правильно выбранный тип и стиль речи, соблюдая нормы литературного языка; развитие у обучающихся личностной позиции и умения её выразить, вступая в диалог с автором текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_11kl.rar | 2.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 11 классе
по теме «Комплексный анализ текста при подготовке к ЕГЭ»
Форма урока: урок с использованием информационных технологий
Тип урока: закрепление изученного материала.
Технология: РКМЧП
Цель урока: формирование коммуникативной компетентности обучающихся, умения адекватно воспринимать и анализировать прочитанный текст, создавать на его основе собственное высказывание, опираясь на правильно выбранный тип и стиль речи, соблюдая нормы литературного языка; развитие у обучающихся личностной позиции и умения её выразить, вступая в диалог с автором текста.
Задачи:
Познавательный аспект:
1. Развивать умение понимать и анализировать данный текст:
- определять тему, проблему и основную мысль текста,
- формировать основную мысль своего высказывания,
- развивать высказанную мысль,
- уметь аргументировать свою точку зрения.
2.Развивать умение строить композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи.
3.Формировать навыки соблюдения при письме норм литературного языка, в том числе орфографических и пунктуационных.
Развивающий аспект:
- развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы,
- развивать умения самоконтроля,
- развитие речемыслительных и творческих способностей обучающихся.
Воспитательный аспект:
- активизация познавательной деятельности в коллективе,
- формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач,
- совершенствование навыков межличностного общения,
- воспитание у обучающихся ценностных ориентиров.
Формы работы: фронтальная, групповая.
Оборудование: мультимедийная презентация, материалы школьного краеведческого музея, раздаточный материал.
.
Ход урока
1.Орг. момент.(слайд1)
2.Слово учителя
-Здравствуйте, ребята, садитесь.
- Какое событие будем отмечать в мае? (70-летие Победы)
- Что для вас, ныне живущих, этот праздник? (ответы обучающихся)
- Как мы можем с вами содействовать сохранению памяти об этом событии, о людях, сделавших всё для Победы? (ответы)
- Да, мы должны помнить о тех, кто отдал свои жизни за нас, помнить и чтить и тех, кто приближал Победу, находясь в тылу, кто ещё живёт рядом с нами и кого мы, может, не всегда замечаем. Много и наших земляков сражалось за Победу. Многие остались лежать на местах сражений, но многие вернулись домой и помогали строить мирную жизнь. Среди них дедушка вашей одноклассницы, Валентины Досовой – Масич Александр Степанович. Слайд2).
- Валя, расскажи нам немного о дедушке.
(О других ветеранах вы можете узнать из материалов школьного музея).
- Говоря о ветеранах, мы не должны забывать и о тех, кто ждал наших защитников и верил, что вернуться с победой: это и жёны, и дети, и матери.
- Значит речь пойдёт о …? (о тех, кто ждал воинов дома) (слайды 3-4)
-А поможет нам в этом Борис Васильев и его замечательные произведения. (слайд5)
3.Постановка задач урока.
– проанализировать текст, выполнить ряд заданий, определить проблему, поднимаемую автором, и понять его позицию. Где вам это пригодиться? (при написании сочинения, отработать навыки написания сочинения)
4.Актуализация знаний
- Повторим основные понятия, которые понадобятся в работе с текстом:
-Закончите предложения: (сдлайд6)
1. Тема текста – это… (то, о чем пишет автор)
2. Основная мысль текста (идея) – это… ( то ,что автор хотел донести до читателя)
3. Проблема текста – это… (вопрос, который волнует автора)
4. Комментарий проблемы - это… (как поднятая проблема показана в тексте)
5. Аргументация – это … (доказательство своей точки зрения)
6. Авторская позиция – это…(отношение автора к поднятой проблеме)
7. Назовите композиционные части сочинения: (вступление, постановка проблемы, комментарий к проблеме по данному тексту, позиция автора, своя собственная позиция, два аргумента, вывод)
5.Работа с текстом.
У вас на столах текст- отрывок из рассказа Б. Васильева «Самый последний день». (слайд7)
- Какие ассоциации вызывает у вас это заглавие? (день, после которого может произойти что-то непоправимое)
- О чём может поведать (рассказать) автор рассказа с таким названием? (Ребята должны высказать свои предположения и далее сопоставить их с прочитанным текстом)
Давайте познакомимся с текстом. (чтение текста)
(слайд7)- К какому функциональному стилю принадлежит текст? (художественному, задача – дать возможность читателю представить описываемые события, передать эмоции, вызвать ответные чувства и переживания)
- какие типы речи использованы? (повествование, описание)
Работа в группах (слайд 8)
- 1гр- Cформулируйте в одном-двух предложениях основное содержание текста. Подумайте, иллюстрацией к какой общей проблеме является предложенный эпизод. (События данного текста служат иллюстрацией к проблеме (чего?)….) (строители силой пытаются выселить старушку из дома, но когда видят портреты погибших сыновей, помогают ей)
- 2 гр - На какие вопросы, заданные извне, автор ответил своим текстом? (Какого отношения заслуживают пожилые люди со стороны молодого поколения? Как должно относиться новое поколение к истории своей страны, к людям, которые свершали эту историю?)
-Какой вопрос решает герой рассказа Б.Васильева? ( как поступить…)
В художественном стиле проблема выявляется путём анализа описаний поступков героев, их речи, мыслей и т.д.
Сформулируйте проблему текста (слайд 9)
- Одна ли проблема здесь затронута?
- Какой вопрос, на ваш взгляд, наиболее волнует автора? Прочитайте предложения 58-64 –как вы можете объяснить действия Семёна Митрофановича? (Проблема исторической памяти. Как должно относиться молодое поколение к истории своей страны, к людям, которые свершили эту историю?)
Речевые образцы (слайд 10)
- Автор (имя) обращается к проблеме…
- Писатель (имя) рассматривает проблему…
- Автор (имя) останавливается на проблеме…
- Автор текста (имя) касается проблемы…
- Суть (сущность) проблемы этого текста сводится к тому, что… (заключается в том, что…)
- Текст (имя) посвящён проблеме…
- В этом тексте автор (имя) затрагивает общечеловеческую (экологическую, социальную, нравственную и т.д.) проблему…
- В тексте автор (имя) ставит актуальную для нашего времени проблему…
Обратимся к композиции текста(слайд 11), что собой представляет основная часть?(диалог между старушкой и строителями)
- что мы можем узнать из речи героев? (что произошло, как развиваются события)
- что можно сказать о чертах характера каждого из героев?
1гр – анализ речи Марии Тихоновны.(9,26,27,34,35, 44-47, 50-52,54)
2гр – анализ речи Семёна Митрофановича и строителей.(8, 10,11,13,)
Полную картину характера человека мы получим, анализируя поступки героев.
1гр – прокомментируйте поведение Семёна Митрофановича
2гр – поведение старушки
- Какой композиционный приём использует здесь автор? (противопоставление)
(слайд12)
Используя собранный материал, напишите комментарий к основной проблеме.
(Комментарий следует находить в исходном тексте. К комментарию можно отнести следующие моменты текста:
-суть проблемы
- причины возникновения и история развития проблемы
- участники проблемы
Для выявления ключевых моментов текста для комментария к проблеме можно задаться следующими вопросами:
1)Почему появилась необходимость постановки этой проблемы (вопроса)?
2)На примере какого материала рассматривается проблема?
3)Каковы позиции сторон конфликта?
4)Каковы (возможные) последствия, если проблема не будет решена?
Речевые образцы
- Размышляя над проблемой…, автор приводит пример..
- Рассуждая о проблеме…, автор ссылается на..
- В своих размышлениях о…, автор приходит к мысли, что..
- В тексте приводится..
- Автор говорит (ссылается, описывает, отмечает, подчеркивает, утверждает, доказывает и т.д)
- Автор придерживается точки зрения…
- Автор соглашается, опровергает, отрицает, критикует, полемизирует, выдвигает аргументы в пользу…
Авторская позиция (слайд13)
- Какую конкретную ситуацию воссоздаёт автор? На каком материале исследует волнующую его проблему? (использует прием противопоставления, диалог)
1гр - Как автор оценивает поступки героев?
(Если поступки или действия героев вызывают ваше осуждение, сочувствие, одобрение, то автор так же оценивает их. Обратите внимание на художественные приемы, позволяющие увидеть авторское отношение к изображаемому).
2гр - Что автор хотел сказать читателям данным текстом? Над чем заставил задуматься?
Перечитайте конец рассказа с 59 предложения.
- какие чувства вызывают у вас эти строки? (В тексте поднимается проблема исторической памяти, поведение Семёна Митрофановича заслуживает уважения. Автор подталкивает нас к размышлению, а что бы сделал я на его месте?)
(слайд14)Какова авторская позиция? Другими словами, какова идея текста? Сформулируйте и запишите.
- Что автору важно в отмеченном процессе (явлении, герое)?
- К какой идее автор нас таким образом подводит?
Речевые образцы
- Авторская позиция выражается с помощью…
-Автор приходит к выводу…
- Автор подводит нас (читателя) к мысли, что…
- Автор придерживается точки зрения… Это и есть позиция автора.
- Автор утверждает мысль (идею) о том, что…
(слайд15)
Подберите аргументы – 2 варианта
(обучающиеся зачитывают свои варианты.)
Ответьте на вопросы:
1)Как я отношусь к авторской позиции? Что из мнения автора меня трогает? С чем я могу поспорить?
2)Какие писатели, поэты, публицисты обращались к этой теме, поднимали такую же проблему?
3)Какие примеры из жизни, из теле- и радиопередач, относящихся к данной проблеме, я могу вспомнить и привести в качестве доказательства своего мнения.
Речевые образцы
- Можно привести аргументы, подтверждающие…
- Справедливость высказанной точки зрения можно доказать примером из….
- Так, следующие аргументы из художественной литературы помогут доказать правильность высказанной точки зрения.
- Художественная (публицистическая) литература убеждает нас в справедливости высказанной нами точки зрения.
Обратимся к…
- В мировой литературе немало примеров, подтверждающих правильность высказанной автором точки зрения. Например, в…
- Хотелось бы привести аргументы, подтверждающие мысль о… Обратимся, например, к…
- Эту мысль подтверждает аргумент из….
- Литература богата примерами, доказывающими эту точку зрения.
(слайд 16)
6. Рефлексия
- Сумели вы решить поставленные перед собой задачи?
- Что вам в этом помогло? На ваш взгляд, кто был самым активным в вашей паре, группе? Что для вас самым полезным было на уроке?
- Какие трудности возникли? Что для вас на уроке было самым интересным?
(слайд 17)
7.Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по данному тексту.
( приложение №1)
Приложение №1
(1)В те времена домик – старенький, чёрный, скособоченный, под ржавой крышей – торчал среди новеньких пятиэтажек. (2)С каждым месяцем всё ближе и ближе подбирались к нему строители и в конце концов зажали со всех сторон. (3)Кто-то уже свалил забор, кто-то спалил его на весёлом костре, кто-то случайно сгрузил возле входной двери бетонные плиты, а домик стоял упрямо и несокрушимо, и хозяева его по-прежнему упорно отказывались переезжать куда бы то ни было. (4)Впрочем, хозяев не было, была хозяйка – Мария Тихоновна Лукошина. (5)До той поры Семён Митрофанович как-то мало с ней встречался. (6)Раз он к ней официально ходил, как представитель, поскольку от строителей поступила жалоба, что старуха уезжать не хочет, домишко ломать не дает и вообще всячески мешает прогрессу на данной улице. (7)Но и в тот день Семёна Митрофановича пустили не дальше порога, и разговор поэтому получился на сквозняке.
- (8)Отказываетесь, значит, гражданка Лукошина Мария Тихоновна?
- (9)Дайте помереть спокойно.
- (10)Но ведь вам, Мария Тихоновна, предлагается отдельная однокомнатная квартира в новом доме со всеми удобствами. (11)Вы подумайте только: вам, одинокому человеку, наше государство даёт целую квартиру!
- (12)Дайте помереть спокойно.
- (13)Выселим, гражданка Лукошина, силой ведь придётся…
(14)До сих пор он того разговора простить себе не мог.
(15)Вот на следующий день утром всё и началось. (16)Получил бульдозерист наряд, подогнал машину к дому, постучал вежливо:
- Эй, хозяева, вытряхивайтесь! (17)Полчаса на сборы – и вонзаюсь я в вашу трухлявую жизнь!..
(18)Не отвечали в доме. (19)Стучали, кричали – молчал дом. (20)Молчал, пока прораб не приказал двери выломать. (21)Только взялись за них: распахнулись эти двери, как в сказке. (22)И Баба-яга на пороге. (23)Молча крик весь выслушала и вроде не поняла: смотрела спокойно, за вещи не хваталась и даже не плакала.
- (24)Ломать вас буду, бабуся, - сказал бульдозерист.
(25)Поглядела на него угольями своими.
- (26)Не бабуся я, - сказала. – (27)Не бабуся, не мамаша, не свекровь – просто старая женщина.
- (28)Ломай! – закричал прораб. – (29)И так полдня потеряли!
- (30)Как же можно так! – зашумели девчонки-маляры. – (31)Права не имеете ломать! (32)Перевезти сначала человека надо!.. (33)Давайте, бабушка, мы вам поможем…
- (34)Не надо, - сказала Баба-яга. – (35)Ничего не надо.
(36)И ушла в дом. (37)И пропала. (38)Прораб, плюнув, к себе пошёл, маляры на обеденный перерыв, а бригадир сказал бульдозеристу:
- Встряхни домишко – она враз и выскочит.
(39)Однако старуха сама вышла. (40)Вышла, как давеча: в домашнем халате, только портреты в руках. (41)В рамках портреты, четыре штуки.
- (42)Ломайте.
- (43)А вещи? – закричал бульдозерист.
- (44)Какие вещи? (45)Глупости говорите. (46)Ломайте, и всё. (47)Только я погляжу.
(48)Села на плиты и портреты рядом сложила.
- (49)Иконы, что ли спасаешь, бабка?
- (50)Иконы, - сказала. – (51)Святые мученики великорусские: святой Владимир, святой Юрий, Святой Николай и святой Олег. (52)Живыми сгорели под деревней Константиновкой двадцать девятого июля сорок третьего года.
- (53)Сыновья? - только и спросил бригадир.
- (54)Сыновья, - ответила, - экипаж машины боевой.
(55)Тихо вдруг стало: бульдозерист двигатель выключил. (56)И сказал тихо:
- В дом идите, бабушка. (57)Пожалуйста.
(58)А сам – в отделение, где всё, как было, и рассказал. (59)Вот тогда-то и включился Семён Митрофанович на последнем, так сказать, этапе. (60)Восемь раз в Архитектурное управление он наведывался; просил, умолял, доказывал. (61)Школу нашёл, где танкисты эти учились, музей там организовал. (62)С частью списался, с деревней Константиновкой: и из части, и из деревни в назначенный день делегации приехали. (63)Матери альбом от части преподнесли и модель «тридцатьчетвёрки», а от деревни четыре урны с землёй. (64)С могилы земля, где все четверо её сыновей, все её внуки и все правнуки лежали.
(65)А стройматериалы на другую ночь в иное место перевезли, и забор новый поставили. (66)Это всё просто было, это сами строители сделали.
(По Б.Васильеву)
Борис Львович Васильев (1924-2013 гг.) – русский писатель, фронтовик, автор военной прозы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.
Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только ч...
Конспект урока русского языка в 9 А классе по теме "Комплексный анализ текста". (Подготовка к ГИА)
На уроке проводится комплексный анализ текста Е.Осетрова "Колокольный звон". В процессе работы над текстом повторяются сложные вопросы различных разделов языкознания, совершенствуются навыки...