Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта. Представлены различные формы организации учебной деятельности учащихся, большое внимание уделено работе со словом, в том числе в собственной языковой практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass_rabota_so_slovom.docx | 42.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Алёхина А. В.
МБОУ «Морская кадетская школа им. адмирала Котова П. Г.», г. Северодвинск,
Учитель русского языка и литературы
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме
«Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)»
Тип урока: мини-проект создания текста на основе концептуального анализа слова
Тип урока по ФГОС – комплексное применение знаний и умений.
Цель урока: воспитание этического восприятия, нравственной активности, познавательной самостоятельности через организацию разных видов деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные – определяют типы речи и доказывают принадлежность текстов к данному типу, создают собственный текст, используя материалы и свой жизненный и читательский опыт, комментируют орфограммы, используют навыки правописания при написании сочинения.
Метапредметные:
- Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», самоопределяются в жизненных ценностях, осознают важность человеческих отношений, понимают ценность дружбы.
- Познавательные – комплексно применяют полученные знания о типах речи и умения воспринимать и понимать смысл текста, извлекают из текста личный смысл, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, делают обобщение и выводы.
- Регулятивные – реализуют учебную задачу, планируют учебные действия, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя.
- Коммуникативные – умеют формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, понимают и согласуют свои интересы для совместной деятельности.
Ход урока.
1 этап – организационный.
Слово учителя:
-Что ж, проверьте-ка, друзья. Всё ль на месте? Всё ль в порядке? Ручки, головы, тетрадки?
Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать только лишь оценку- 5!
Народная мудрость предлагает варианты - фразеологизмы: шевелить мозгами, хлопать ушами (ловить ворон), слушать в пол-уха.
Инструктаж: на листах имя, работаем в таблице, самооценка в течение урока в табличках. Поехали!
2 этап Проверка д\з (упр.52, задание 5) и актуализация знаний о типах речи.
Учебник (Параграф 6, стр. 29-33)
- Прочитайте тексты, определите тип речи и стиль каждого. Приведите доказательства.
Что же есть настоящая дружба?
Исти…ая дружба проламывает одиночество, преодолевает его и освобождает человека к живой и творческой любви. Люди без сердца и духа неспособны к дружбе: их холодные «союзы» всегда остаются условными и полупредательскими.
Самый слабый луч благожелательства, сострадания, бережного и чуткого отношения человека к человеку содержит уже зерно исти…ой дружбы (по И. А. Ильину)
Рассуждение (почему?), стиль – публицистический – автор убеждает нас в своей позиция, ярко выраженная авторская позиция – настоящая дружба, оценка действительности, эмоционально окрашенные слов.
— Санька, постой! Не уходи-и-и! — завопил я и попытался шагать. Бабушка поддерживала меня и уже робко, жалостливо уговаривала:
— Ну, куда пойдешь-то? Куда?
— Пойду-у-у! Давай рубаху! Шапку давай!..
Вид мой поверг и Саньку в удручение. Он помялся, помялся, потоптался, потоптался и скинул с себя новую коричневую телогрейку, выданную ему дядей Левонтием по случаю фотографирования.
— Ладно! — решительно сказал Санька. — Ладно! — еще решительней повторил он. — Раз так, я тоже не пойду! Все! (В. П. Астафьев)
Повествование (почему?), стиль – художественный – автор изображает картину жизни, авторская позиция выражена через оценочные слова. В репликах присутствует разговорный стиль.
Вот и сегодня Ёжик сказал Медвежонку:
- Как всё-таки хорошо, что мы друг у друга есть!
Медвежонок кивнул.
- Ты только представь себе: меня нет, ты сидишь один и поговорить не с кем.
- А ты где?
- А меня нет.
- Так не бывает, - сказал Медвежонок.
- Я тоже так думаю, - сказал Ёжик. - Но вдруг вот - меня совсем нет. Ты один. Ну что ты будешь делать?..
- Переверну все вверх дном, и ты отыщешься!
- Нет меня, нигде нет!!!
- Тогда, тогда… Тогда я выбегу в поле, - сказал Медвежонок. - И закричу: "Ё-ё-ё-жи-и-и–к!", и ты услышишь и закричишь: "Медвежоно-о-о–ок!.." Вот.
- Нет, - сказал Ёжик. - Меня ни капельки нет. Понимаешь?
- Что ты ко мне пристал? - рассердился Медвежонок. - Если тебя нет, то и меня нет. Понял?.. (С. Козлов)
Рассуждение (почему?), стиль – художественный – автор изображает картину жизни, авторская позиция выражена через оценочные слова. Диалог - разговорный стиль.
- Отношения героев можно определить словом, которое спрятано в загадке: пополам - печали, беды, счастье, радость и победы. (Дружба)
- Какие фразеологизмы характеризует отношения героев 2-го и 3-го отрывка? Не разлей вода (есть помета простор. неразлучно, очень дружно), рука об руку.
- Слово - ДРУЖБА.
2. Ассоциативно – интуитивный этап
- Мотивация к учебной деятельности и целеполагание
В центре нашего внимания сегодня ключевое СЛОВО - ДРУЖБА
- Напишите свои ассоциации к слову (тепло, верность, искренность, доверие), чтение. (Ассоциативно-смысловое поле) Как Вы представляете себе это слово? В подборе слов ваше отношение. Обратить внимание, что не все отношения – дружба.
История слова. Этимологическая справка:
Производное от слова "друг", древнерусское слово, фиксируемое в ХI веке в значении "товарищи", "спутник". Отсюда "дружъба" - товарищество, дружить – соединяться, составлять товарищество, компанию.
- Современное значение слова шире того значения, которое существовало в Древней Руси. Цель нашего урока – создать словарный портрет слова.
Какие задачи вы поставите перед собой, исходя из цели урока?
- 1.ЗНАТЬ, УМЕТЬ …
- 2. ОТОБРАТЬ …
- 3.ОБЪЯСНИТЬ…
- 4. ИСПОЛЬЗОВАТЬ В…
- 5.ОЦЕНИТЬ собств. деятельность, одноклассников, корректировать
Перед Вами таблицы с алгоритмом построения текста сочинения на тему, связанную с объяснением значения слова, это задание Вы будете (как 1 из трех вариантов) выполнять на экзамене.
3. Этап словарного воплощения концепта (моделирование словарного портрета концепта)
Давайте определим, какие пути решения можно предложить для решения проблемы.
- Работа в парах:
- – подбор синонимов, оценочных слов
- – Пословицы доносят до нас представление наших предков о слове – дружба. Выберите ту пословицу, которая близка вашему пониманию этого слова.
- – высказывание, объяснение – о каких отношениях идет речь?
Составление (заполнение) таблицы
ассоциация | Этимологическая справка | Пословица, поговорка |
загадка | Фразеологизм | |
синонимы | - это | высказывание |
Оценочные слова |
Заслушивание. (вариант)
Честность Доверие Равноправие Бескорыстность Искренность Сочувствие поддержка | Производное от слова "друг", древнерусское слово, фиксируемое в ХI веке в значении "товарищи", "спутник". Отсюда "дружъба" - товарищество, дружить – соединяться, составлять товарищество, компанию. | Друг за друга держаться – ничего не бояться. Друг познается в беде. Дружбой друг друга не обидишь, а защитишь. Дружба да братство дороже всякого богатства. |
Товарищество, братство | ДРУЖБА | Не разлей вода Рука об руку |
Истинная Крепкая Настоящая Верная Искренняя Честная | - ЭТО ОТНОШЕНИЯ…(близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов – Ожегов С.) отношения, основанные на принципах доверия, откровенности, привязанности, общности интересов, разделения одних и тех же ценностей. Проявление дружбы – внутренняя близость и взаимная симпатия. | Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное (Платон) Искренность отношений, правда в общении – вот дружба. (А. Суворов) |
Перед нами идеальная модель лучших отношений людей. А в жизни? Всегда ли так безупречно выстраиваются отношения между друзьями? Если есть понимание – мир.
-Все ли сочетания слов соответствуют вашему пониманию дружбы?
-Выберите из данного текста те выражения, которые, на ваш взгляд, характеризуют истинную дружбу. Вставьте пропущенные буквы.
Самоотверже…ость и бе…корыстие, глубина и искре…ость, общ...ность жизне…ых интересов, к..варная лесть, пр..творное сла..коречие, высокая нравстве..ая требовательность, холодный пр..гматизм, г..рячее сердце, пр..модушие и (не)рушимая верность, духовное ро...ство, вн..мание и чу...кость,мелоч..ный эгоизм, ш..роко открытая душа, душевная ч..рствость и безразличие, полное д…верие, лучистый взгляд, чес…ность и открытость, прочность, провере…ая временем, ра...четливые поступки.
Прочитайте получившееся высказывание:
У дружбы_______сердце,_________взгляд,________душа. Подлинная дружба всегда основана на_______. В настоящей дружбе нет места ни_______, ни__________..
- Этап индивидуального смыслотворчества
Составление синквейна
Синквейн:
это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней ( что автор думает о теме?).
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Варианты:
Дружба Искренняя, несокрушимая Помогать, поддерживать, радоваться Верный друг лучше сотни слуг Доверие | Дружба Чистая, искренняя Помогать, радоваться, верить Друг познается в беде Поддержка | Дружба Преданная, бескорыстная Поддерживает, выручает, дарит Дружба крепка заботой и подмогой Помощь |
Дружба Крепкая, настоящая Доверять, помогать, радоваться Человека делает счастливее Душа | Дружба Верная, искренняя Радоваться, понимать, помогать Делает человека лучше Сердце | Дружба Верный, заботливый Помочь, выслушать, поддержать Настоящая дружба – одна из самых важных ценностей для человека Взаимность |
Дружба Верная, лучистая Поддержит, защитит, не предаст Огонь не сжигающий, а согревающий Помощь | Дружба Искренняя, преданная Помогать, радовать, поднимать настроение Не разлей вода Взаимность | Дружба Честная, бескорыстная Понимать, помогать, сохранять Человек без дружбы, что дерево без корня Верность |
Готовясь к написанию сочинения части 15.3, вспомним композицию рассуждения
Напишите часть сочинения, связанную с толкованием слова.
Заслушать.
(Варианты)
- По моему мнению. Дружба – это крепкая связь между людьми, соединенная нитями доверия. Понимания. Друзья - это родственные души. Дружба – это искренние, бескорыстные, верные, проверенные временем и поступками отношения. Друг поможет и спасет тебя, когда трудно, согреет своей улыбкой, будет радоваться с тобой.
-Что такое дружба? По моему мнению, дружба – это искренние отношения между близкими людьми. Дружба должна быть преданной и настоящей. Это взаимопомощь, бескорыстие, в некоторых случаях взаимопонимание и бескорыстие. Друзья всегда придут на помощь в трудную минуту и ,если случилось какое-то несчастье, поддержат .
- Я считаю, что дружба – это доверительные отношения между людьми. Это общие интересы и увлечения. Дружба должна быть искренняя, крепкая. Настоящий друг не подведет в трудную минуту и не попросит что-то взамен. Друг познается в беде. Он поймет, простит и примет тебя таким, какой ты есть.
(Домашнее задание)
- Написать сочинение, по заданию 15.3 (пример из жизни, вывод)
6 этап (Рефлексия)
Оцените свою работу на сегодняшнем уроке и работу одноклассников. Над чем стоит поработать, свою степень самостоятельности и активности.
Подведение итогов работы на табличках - опрос.
Доволен своей работой | Много вопросов, трудно | сочинение | самостоятельность | активность |
Может быть поднята рука:
- Кому на уроке сегодня было трудно, кто был активен?
- Кто поставил себе отлично за активность.
- Над чем предстоит работать?
- Где применим знания?
-Хочется пожелать Вам, чтобы у каждого из вас обязательно были настоящие друзья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
конспект урока русского языка в 8 классе. Тема: "Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему по упр.290,291"
Урок развития речи дает представление о сочинении-рассуждении на лигвистическую тему на примере предложенного шаблона и дополнительного материала. Дети смогут написать сочинение-рассуждение самостояте...
Конспект урока русского языка по теме "Текст. Смысловые типы речи" в 10 классе
Урок проведён с использованием метода проектов и групповой работы по анализу текстов разной типологической направленности. Одна из групп в течение урока готовит мини-проект как "шпаргалку" по теме "Те...
КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.
КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм. Этот урок – продол...
Конспект урока русского языка в 6 классе.Тема: «Культура речи. Описание природы».
Урок с использованием современных образовательных технологий...
План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"
Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только ч...