Конспект личностно-ориентированного урока в 5 классе по теме «Повторим орфографию в приставках, корнях, суффиксах и окончаниях».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_lichnostno-orientirovannogo_uroka_v_5_klasse.docx | 38.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект личностно-ориентированного урока в 5 классе
по теме «Повторим орфографию в приставках, корнях, суффиксах и окончаниях».
Автор: Петрова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ СШ №6 Центрального района Волгограда
Форма обучения: деловая игра «Я - учитель».
Цели урока: обучающиеся должны уметь
- опознавать орфограммы в морфемах, слитное и раздельное написание морфем, правописание Ь и Ъ знаков в подобранном тексте;
- классифицировать орфограммы, группировать их по видам;
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать задачи познавательной деятельности, пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемым результатом;
- работать в группах и парах, обосновывать свою позицию, согласовывать свою деятельность с деятельностью других.
Комментарий для учителя: к уроку обучающиеся готовят текст для контрольного списывания (этим текстом могут пользоваться ученики параллельных классов). Текст должен помочь проверить, как обучающимися освоен пройденный материал. Чтобы правильно выполнить задание, необходимо договориться о порядке выполнения работы, продумать дополнительные задания. Работа будет организована в группах по 4 человека.
Эвристическая задача – мгновенно вызвать интерес и внимание к заданию.
Обучающимся предлагается недеформированный текст. Вместе с обучающимися вырабатывается порядок работы: подчеркнуть в тексте самые «ошибкоопасные» места (по мнению школьников). Сначала эту работу выполняют индивидуально, её результаты обсуждаются в группе.
Текст.
Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнышке прелестными цветами — и желтым, и красным, и синим. Когда бесшумно подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в причудливых треугольных листах травы и блестят на солнце.
Листок этой травы внутри мохнатенький и пушистенький, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его.
Когда неосторожно сорвешь листок с чудесной росиночкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля. Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.
(По Л.Н. Толстому)
Двое учеников на отдельном листе выписывают слова с подчёркнутыми орфограммами и делают их орфографический разбор.
Два других ученика на отдельных листах выполняют дополнительные задания: разные виды разборов, о которых группа договорилась заранее.
Далее пары меняются листами и проверяют выполненную работу.
После проверки и обсуждения результатов группа выбирает двух редакторов, которые готовят окончательный вариант справочных листов, сверяя по необходимости со словарём.
Оставшиеся два участника группы пишут деформированный текст и задания к нему (подготовленные обучающимися).
Деформированный текст
Выполненные задания сдаются учителю, который благодарит обучающихся и подчёркивает ценность их работы.
Выполненная работа выглядит примерно так:
Первый справочный лист
Наименование орфограммы | Примеры |
Правописание корней | |
| (на) полях (поле) (в) траве (травы) Видны (вид) Переливаются (лить) Цветами (цвет) Потихоньку (тихо) Разглядишь (взгляд) Роса (росы) Проскользнет (скользко) Листах (лист) |
| Алмазы, бархат, вкуснее |
| Солнце (солнечный) Прелестными (прелести) Чудесной (чудеса) |
Правописание приставок | |
| Подойдешь, собрались, проскользнет, поднесешь, напитка |
на –з, -с | Бесшумно |
| Причудливый (чуть-чуть, неполное действие) |
Правописание суффиксов | |
| Мохнатенький, пушистенький |
| Росиночкой, шарик (шарика), чашечка |
Правописание окончаний | |
| (на) солнышке (2 скл.) |
| Увидишь (увидеть, II спр., искл.) (не) мочит (мочить, II спр.) |
| Чудесной (росиночкой какой?) |
Употребление Ъ и Ь | |
| Подойдешь (гл., 2л., ед.ч.) Сорвешь (гл., 2л., ед.ч.) Увидишь (гл., 2л., ед.ч.) Поднесешь (гл., 2л., ед.ч.) |
| Катаются (капли что делают?) Кажется (росинка что делает?) Скатится (капелька что сделает?) |
| Выпьешь |
Написание буквенных сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ | Чашечка, чудесный |
Слитное, раздельное написание морфем | |
| Не увидишь (гл.) |
| В лес (1. в (красивый) лес, 2. лес) На полях (1. На (чем?) полях, 2. поле) В траве (1. В (чем?) траве, 2. трава) |
Второй справочный лист
Фонетический разбор | Ка/та/ют/ся [катаj'уцъ], 4 слога, 2-й слог ударный к – [к ]– согл., глух, парн., тв., парн. а – [а ]– глас., безуд. т – [ т ]– согл., глух., пар., тв., пар. а – [а ]– гл., удар. ю –[ j' ]– согл., зв., непар., мяг., непар. [ у]- гл., безуд. Т с –[ц ]– согл.,глух., непар., тв., непар. я - [ъ]- глас., безуд. 8 б, 8 зв. |
Морфологический разбор | I. На солнышке (на чём?) – сущ., обозначает предмет. II. Н.Ф. – солнышко М.п.: 1)Пост.пр.: нариц., неодуш., ср.р., 2 скл. 2)Непост. пр.: употреблено в форме П.п, ед.ч. III.( На чём?) на солнышке
|
Морфемный разбор | Увидишь – глагол, Окончание –ишь 2 л., ед.ч.; основа увид-; корень: -вид- (вид, видеть); приставка у- (улететь, уколешь). |
Синтаксический разбор | И капли катаются по листку и не мочат его.( Повест., невоскл., простое, двусост., распр., осложнено однородными сказуемыми) |
В качестве домашнего задания учитель предлагает:
I уровень: составить аналогичный текст с заданием и образцом его выполнения.
II уровень: взять недеформированный текст с подчеркнутыми орфограммами и подготовить к нему справочные листы.
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
III уровень: выполнить упражнение из учебника ( с деформированным текстом).
Рефлексия: учащиеся высказывают свое мнение о проделанной работе, оценивают свою роль в выполнении общего задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Повторим орфографию" с использованием личностно ориентированного подхода в обучении.
Использование групповой работы учащихся при повторении орфографии в 9 классе. Деловая игра....
Урок литературы личностно ориентированной направленности в 7 классе по поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича..."
Урок построен по технологии личностно ориентированной направленности. Через сопереживание и сочувствие героям, через сопоставление с ними, обучающиеся самоопределяются, принимают решение и делают выбо...
Открытый урок русского языка в 7 классе на тему "Повторим орфографию и пунктуацию"
Повторение и систематизация - процесс трудоемкий. Данный урок - это опыт систематизации обширного объема знаний, полученных учащимися в 5-7 классах. Особое внимание на таких уроках каждый учитель, кон...
Конспект урока русского языка в 8-м классе по теме «Повторим орфографию»
Цель урока: повторение, закрепление и систематизация знаний по орфографии, фонетике, морфологии.Задачи урока:•...
Конспект личностно-ориентированного урока в 7 классе "Повторим орфографию"
Учебное занятие по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности.учебное занятие по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности...