Конспект урока русского языка в 8-м классе по теме «Повторим орфографию»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме
Цель урока: повторение, закрепление и систематизация знаний по орфографии, фонетике, морфологии.
Задачи урока:
• организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности при
повторении орфограмм, изученных в 5 - 7 классах;
• вызвать интерес к занятию, придать ему проблемно-творческий характер, что отвечает
личностным интересам и потребностям учащихся;
• развивать у учащихся саму потребность в творческой деятельности, в самовыражении через
различные виды работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_8.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 8-м классе по теме «Повторим орфографию»
Цель урока: повторение, закрепление и систематизация знаний по орфографии, фонетике, морфологии.
Задачи урока:
- организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности при
повторении орфограмм, изученных в 5 - 7 классах; - вызвать интерес к занятию, придать ему проблемно-творческий характер, что отвечает
личностным интересам и потребностям учащихся; - развивать у учащихся саму потребность в творческой деятельности, в самовыражении через
различные виды работы.
Вид урока: учебное занятие по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности. Форма урока: деловая игра.
Структурные элементы, (этапы урока) | Содержание взаимодействия учителя с учащимися | Комментарии |
Орг.момент | Вступительное слово учителя. Объявление темы урока. | |
1 часть -мотивационная | Учитель ставит проблемную задачу: подготовить текст для контрольного списывания. Этим текстом будут пользоваться ученики параллельного класса или одноклассники. Требования к готовому заданию: текст должен помочь проверить, как учащимися освоен пройденный материал. | Чтобы все правильно выполнить, ничего не забыть, необходимо договориться о порядке выполнения работы, продумать дополнительные задания. Кроме того, показать образец выполнения всех заданий. |
Организация деятельности школьников | Предлагается работа в группах по 4 человека (варианты). Ученикам предлагается недеформированный (без пропуска букв и знаков препинания) текст. Вместе с учениками вырабатывается порядок работы: подчеркнуть в тексте самые трудные случаи орфографии (по мнению школьников). Лучше эту работу сначала сделать индивидуально, а затем обсудить ее результаты в группе и прийти к общему мнению. Эта работа необходима, чтобы не подчеркивались слишком простые орфограммы и не пропускались трудные. Текст Солнце уже выглянуло сзади из^за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. (Сначала, далеко впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярю> желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы; что-то теплое коснулось Егорушкиной спины, полоса света, | Эвристическая задача - лучший способ вызвать интерес и внимание к заданию. Работа в группах воспитывает умение обосновывать свою позицию и отказываться от своего суждения, если аргументы оппонента оказываются более убедительными. |
Развитие и
движение темы
подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утрешнюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.
(А.П.Чехов)
Двое учеников на отдельном листе выписывают слова с подчеркнутыми орфограммами и делают их орфографический разбор.
Другие двое (также на отдельном листе) выполняют дополнительные задания: это разные виды разборов, о которых группа договорилась заранее.
Далее пары меняются листками и проверяют выполненную товарищами работу.
Данная работа развивает
орфографическую зоркость,
воспитывает уважение к чужому
труду, дает возможность
высказать свою точку зрения,
привести свои аргументы в
случае несогласия с
одногруппниками.
После проверки и обсуждения результатов группа выбирает двух редакторов, которые готовят окончательный вариант справочных листков (при этом необходимо иметь на столах словари: толковый, этимологический, словообразовательный, орфографический).
Оставшиеся двое участников группы аккуратно пишут деформированный текст и задания к нему.
Выполненная работа выглядит примерно так:
Таким образом, внимание
учащихся полностью
сосредоточено на предложенном
тексте. Они приучаются
самостоятельно видеть трудные
орфограммы; закрепляется
привычка работать со
справочной литературой.
Позиция учеников при этом - не
«я - экзаменующийся», а «я -
экзаменующий», что создает
иной уровень речевого
поведения, важнейшую роль в
котором играет ученик. При
проверке учитель видит
орфографические правила,
которые трудны для учеников:
именно эти орфограммы
выделяются при выполнении
задания.
Первый (справочный) листок | ||
Безударные гласные, проверяемые ударением: | ||
Выглянуло (глянуть) Далеко (даль) Засверкала (посверкивать) Росой (росы) Засветилась (свет) | ||
Чередование гласных в корне: | ||
Коснулось (касаться) | ||
Правописание cуффиксов: | ||
Ветряной (мельницы) - ветер | ||
• | Утрешнюю (полутень) - утро | |
Правописание окончаний: | ||
Сходится (сходиться, на -ить, не исключение, глагол 2-го | ||
спряжения, окончание -ит). Размахивающего(человечка). Окончание определяем по вопросу - какого? Без ударения после шипящей окончание -его). | ||
Правописание предлогов: | ||
Из-за - сложный предлог. |
Второй (справочный) листок
Сзади 1 - 2 слога, сза-ди . (з а д и) С
(з) - согласный, звонкий (парн.), твердый (парн.); 3
а - (а) - гласный, ударный;
д - (д) - согласный, звонкий (парн.), мягкий (парн.); и - (и) - гласный, безударный. 5 букв, 4 звука.
Размахивающего 2 (человечка) - причастие (от глагола
«размахивать».)
Коснулось 3 (что сделало?), глагол.
Обозначает действие предмета, неопределенная форма -
коснуться.
Морфологические признаки
Постоянные: совершенный вид, невозвр., 1-е спряжение.
Непостоянные: изъявительное наклонение, единственное число,
прошедшее время, средний род.
Что-то (что сделало?) коснулось.
Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. (- = и =)
(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распрстраненное, полное, осложнено однородными сказуемыми и обстоятельствами).
Деформированный текст, подготовленный учащимися
Солнце уже выгл...нуло (с)зади (из) за города и тихо, без хлопот прин...лось за свою работу. (С) начал..., д...леко (в)переди,
где небо сход...тся с землею, около курганчиков и ветр...(н,нн)ой мельницы, которая (из)д...ли похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая (ярко) желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла (в)право и охватила холмы; что(то) теплое к...снулось Егорушкиной спины, полоса света, подкравшись (с)зади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась (на)встречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь (с,з)бросила с себя утре(н,нн)юю (полу)тень, улыбнулась и засв...ркала р...сой. (А.П.Чехов) | - | |
Итог урока, выводы. Оценочно-отметочная деятельность | Выполненные задания сдаются учителю. Учитель организует беседу с учащимися по итогам работы. Рефлексия. Школьники высказывают свое мнение о проделанной работе, оценивают свою роль в выполнении общего задания. Учитель при необходимости делает оценку работы групп и отдельных учащихся, выставляет отметки. Благодарит учащихся и особо подчеркивает то, что их работы очень пригодятся для последующих уроков. | На данном этапе урока роль учителя сводится к тому, чтобы стимулировать развитие рефлексивных умений, но при этом избегать непосредственного участия в работе детей |
Домашнее задание | В качестве домашнего задания учащимся предлагается: 1-й уровень: составить аналогичный текст с заданием и образцом его выполнения. 2-й уровень: взять недеформированный текст с подчеркнутыми орфограммами из учебника (можно указать несколько текстов на выбор) и приготовить к нему только справочные листки. 3-й уровень: выполнить традиционное упражнение из учебника (с деформированным текстом). |
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 6-ом классе по теме "Правописание приставок пре- и при-"
Предлагаю конспект урока в 6-ом классе с мультимедийным приложением "Правописание приставок при- и пре-", построенного по технологии проблемного обучения. Это первый урок по данной теме. На нём учащие...
План-конспект урока русского языка в 6-ом классе по теме "Буквы ы-и в корне после приставок".
ЦЕЛЬ урока: 1) познакомить уч-ся с условиями выбора и написания букв Ы и И после приставок; учить находить данную орфограмму в словах и правильно писать буквы Ы и И после приставок; уметь ...
конспект урока русского языка в 5-ом классе по теме "Алфавит"
Урок-практикум русского языка в 5 классе по теме «Алфавит». Это интегрированный урок русского языка и родной литературы. Структура урока: организационный момент, целеполагание, формирование новых поня...
Конспект урока русского языка в 7-м классе по теме: "Правописание причастий (обобщение)". 7-й класс .
Цель:обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы;развитие орфографической и пунктуационной зоркости учеников;развитие логического мышления и аналитических н...
Конспект урока русского языка в 5 Б классе по теме «Текст»
Цель деятельности учителяУглубить знания учащихся о смысловой и грамматической цельности текста, его строении; ознакомить со способами связи предложений в тексте.Тип урокаУрок развития речи, «от...
Конспект урока русского языка в 5 Б классе по теме «Текст»
Цель деятельности учителяУглубить знания учащихся о смысловой и грамматической цельности текста, его строении; ознакомить со способами связи предложений в тексте.Тип урокаУрок развития речи, «от...