Открытый урок русского языка в 7 классе на тему "Повторим орфографию и пунктуацию"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Повторение и систематизация - процесс трудоемкий. Данный урок - это опыт систематизации обширного объема знаний, полученных учащимися в 5-7 классах. Особое внимание на таких уроках каждый учитель, конечно, обращает на "больные" темы для своих учеников. Надеюсь, что мой опыт организации подобных уроков не будет бесполезен.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_2.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ КИПЧАКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - КОРАБЛИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Конспект открытого урока русского языка
в 7 классе на тему:
«Повторим орфографию и пунктуацию»
Провела: учитель русского языка и
литературы Федосова Г.А.
Кипчаково
2009
Тема урока: «Повторим орфографию и пунктуацию».
Цели урока:
Образовательные:
- формирование умения правильно определять условия выбора гласных в окончаниях причастий и прилагательных;
- повторение и совершенствование знаний о союзе как части речи, закрепление умений
- правильно и уместно пользоваться в речи различными союзными конструкциями;
- пользоваться повтором союза или его отсутствием с целью усиления выразительности речи;
- расставлять знаки препинания при однородных членах, при причастном и деепричастном оборотах, в сложном предложении.
Воспитательная:
-воспитание интереса к родному языку, любви к родному слову.
Развивающие:
- развитие способностей строить связные высказывания;
- развитие логического мышления;
- расширение лексического запаса учащихся;
- развитие интереса у учащихся к чтению лучших образцов художественной литературы.
Тип урока: урок повторения
Оборудование: учебник, карточки с заданиями, сигнальные знаки, тексты стихотворений А.С. Пушкина о зиме
Ход урока:
I. Начало урока. Вводно-мотивационный этап
- Продолжим игру «Расскажи мне обо мне», по условиям которой один из вас должен дать устную характеристику своему товарищу, не называя его имени. Другим нужно определить, о ком идет речь. Не забыли об одном условии: при составлении предложений для текста-характеристики необходимо было использовать различные союзы, как для связи однородных членов предложения, так и для связи простых предложений в составе сложного?
- Проверка домашнего задания
(На дом было задано следующее задание: Прочитайте афоризм и укажите причастия, использованные в нем. Выучите высказывание наизусть и запишите его, вставляя буквы, раскрывая скобки и расставляя запятые.
Книги кор…бли мысли странствующ… (по)в…лнам времени и бережно н...сущ… свой драгоце…ый груз (от)поколения (к)поколению.
Ф. Бэкон
- Чтение наизусть высказывания и запись его по памяти на доске.
- Пунктуационный разбор предложения.
- В это время класс работает с карточками контроля и с карточками «По следам ошибок».
Карточки контроля
Карточки «По следам ошибок»
Карточка №1 (II) Спишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя правописание слов. Образец: июньской ( какой?) ночью На домашн… полках, пуст… книг, приключенческ… литературу, любим… писателя, интересн… книги, главнейш… роль, авторск… позиция, хорош… иллюстраций. |
Карточка №1 (III) Запишите данные слова, обозначая орфограмму «Гласные в окончаниях прилагательных». Образец: июньской ( какой?) ночью На домашних полках, пустых книг, приключенческую литературу, любимого писателя, интересные книги, главнейшую роль, авторская позиция, хороших иллюстраций. |
Карточка №1 (I) Выпишите из теста все слова с орфограммой «Гласные в окончаниях прилагательных», объясняя графически выбор буквы. Образец: июньской ( какой?) ночью Правы те, кто говорят, что одни люди заполняют книгами жизнь, а другие – только стеллажи. Но вместе с тем пустота в душе, пожалуй, часто является следствием пустоты на домашних полках (если не отсутствие вообще) или чтения пустых книг. Естественно, что каждый определяет свой круг чтения, однако нельзя читать только детективы и приключенческую литературу. (По С. Бэлзе.) |
- Пунктуационный разбор предложения из домашнего задания.
- Найдите в данном предложении причастия, расскажите о правописании окончаний прилагательных и причастий.
- Проверка правильности выполнения заданий карточек «По следам ошибок».
- Найдите в данном предложении слова с непроверяемой безударной гласной в корне.
- Работа со словом поколение.
- Каково лексическое значение слова поколение?
- Прочитайте составленное вами предложение. (Например: Наше поколение, так любящее играть в компьютерные игры, не забывает и о пользе чтения.)
III. Самостоятельная работа
- III группа выполняет задание по конструированию предложений.
- Ответьте на вопросы, придумав предложения, соответствующие данным схемам.
- Для чего нужно много читать? [ = ], ( чтобы ) .
- Когда ты читаешь художественную литературу? [ - = ], ( когда ) .
- Какие книги ты любишь читать? [ - = и ] .
- I группа выполняет задание упражнения. Выполняется оно на карточках – получается текст. Карточки с самостоятельной работой в конце урока сдаются.
Карточка №1
Подберите к выделенным словам прилагательные, одиночные причастия и причастные обороты, данные в материале для справки, вставьте их на место пропусков, согласуя с определяемыми словами, расставьте запятые. Определите роль союзов в данном тексте.
Он вышел в ……………………………………………… сад. ………………………………………………… листья лежали на дорожках. …………………………………………………………………. земля лопалась, густела, чавкала и налипала комьями. Девушка …………………………………………. следила за водой ………………………….
……………………………………………………………………………… . И долго тогда стоял он …………………………………………………………………... ……………………… один в пустынном углу осеннего парка, глядя на …………………………………………………… песок дорожки, на пестрый ковер ……………………………. листьев, на …………………………… траву.
Для справки: пустынный, заброшенный; набрякшие, размокшие; схваченная заморозками и размытая; сидевшая на камне; с тихим журчанием вытекающая из разбитого кувшина; одетый в серую шинель с алым воротником; побуревший, размытый; облетевшие; поникшая.
- II группа расставляет знаки препинания и подчеркивает однородные члены предложения в восстановленном тексте упражнения. Карточки с самостоятельной работой в конце урока сдаются.
Карточка №2
Расставьте знаки препинания и подчеркните однородные члены предложения.
Он вышел в пустынный заброшенный сад. Набрякшие размокшие листья лежали на дорожках. Схваченная заморозками и размытая земля лопалась густела чавкала и налипала комьями. Девушка, сидевшая на камне, следила за водой, с тихим журчанием вытекающей из разбитого кувшина. И долго тогда стоял он, одетый в серую шинель с алым воротником, один в пустынном углу осеннего парка, глядя на побуревший размытый песок дорожки на пестрый ковер облетевших листьев на поникшую траву.
- Учащиеся III группы зачитывают получившиеся предложения.
- Обсуждение результатов исследовательской работы над стихотворениями А.С. Пушкина о зиме.
- А любите ли вы поэзию? Кто ваш любимый поэт?
- Наверное, вы согласитесь со мной, что русский язык создан именно для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков. Но уловить их дано не каждому, а только особого рода людям – людям, наделенным даром видеть невидимое, чувствовать неосязаемое. Таким человеком был А.С. Пушкин: его стихотворения о волшебнице-зиме неподражаемы!
- Звучит стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро». (См. Фонохрестоматию к учебнику под ред. В.Я. Коровиной. 6 класс)
- Как удавалось писателю так точно изображать картины природы в своих стихах?
Он понимал, что природа, - единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания, и не переставал ее читать.
- Учащийся I группы читает восстановленный отрывок из повести А. Дугина об А.С. Пушкине. У учителя заготовлены карточки с полным текстом упражнения для III группы.
- Что изменилось в тексте. В роли какого тропа выступают причастия? Чем осложнены предложения, расскажите о постановке знаков препинания при причастных и деепричастных оборотах.
- (Вопрос учащимся II группы). Благодаря каким синтаксическим особенностям текста автор так точно передает печаль осеннего пейзажа? (Бессоюзие и одиночный союз и помогают автору подчеркнуть особенности осени как времени года – ее безысходную грусть и «тихую красу», которые так любил А.С. Пушкин.)
IV. Подведение итогов урока
- Чему вы научились на уроке?
- Что на уроке было интересным?
- Кому захотелось взять томик со стихами Пушкина, чтобы вновь окунуться в особый мир его поэзии?
V. Домашнее задание:
- Используя изречение, составить предложение с прямой речью, записать его, расставляя недостающие знаки препинания.
- Упражнение 379.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективные курсы по русскому языку 11 класс."Современное правописание:орфография и пунктуация" Календарно- тематическое планирование.
Цель курса : представить теоретическое истолкование системы современной русской орфографии и пунктуации с выработкой последую...
Элективные курсы по русскому языку 11 класс."Современное правописание:орфография и пунктуация" Рабочая программа.
*закрепить и развить владение орфографическими и пунктуационными нормами в процессе анализа текстов- образцов ,а также при продуцировании собственных текстов. 2.Содержание обучения: требования полнос...
Конспект открытого урока русского языка в классе-комплекте (2 и 4 классы)
В сельских школах существуют классы-комплекты, уроки в которых очень специфичны. Можно, например, проводить русский язык в 1 классе и окружающий мир в 3 классе, причем одновременно. Я считаю, что учит...
Открытый урок русского языка, 5 класс «Будущее время глагола»
Тема: «Будущее время глагола»Тип урока. Урок обобщения, углубления и систематизации изученного.Цели: показать значение глаголов будущего времени, способы их образования, развивать навыки анализа текст...
Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".
Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...
открытый урок русский язык 6 класс ФГОС
технологическая карта урока русского языка по теме Корни с чередованием КАС, КОС...
Спецкурс по русскому языку 7 класс "Трудные случаи орфографии и пунктуации".
Программа спецкурса «Трудные случаи орфографии и пунктуации» разработана в связи с· невысоким уровнем грамотности учащихся 7 класса;·...