Урок литературы личностно ориентированной направленности в 7 классе по поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича..."
методическая разработка по теме
Урок построен по технологии личностно ориентированной направленности. Через сопереживание и сочувствие героям, через сопоставление с ними, обучающиеся самоопределяются, принимают решение и делают выбор личностной позиции. Стихотворение в начале и в конце урока, инсценировка эпизода создают особый эмоциональный настрой. Дети с удовольствием включаются в диалог. такие уроки не оставляют их равнодушными. Высказывают свою току зрения даже заядлые "молчуны".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lermontov.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «ХУЖИРСКАЯ СОШ»
Личностно ориентированная ситуация
на уроке литературы в 7 классе
на тему «Значение эпизода кулачного боя на Москве-реке в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…»
Провела учитель русского языка и литературы
Малашкина Светлана Ангадаевна
Учитель I квалификациооной категории
2010 - 2011
Цели: Развить личностное смысловое отношения к учебному предмету; помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала.
Развить ценностное отношение учащихся к окружающей действительности, к другим людям и чувствам.
Оборудование: Портрет М.Ю. Лермонтова, репродукция картины с изображением Московских церквей.
Подготовка: Инсценировка 3 главы (выборочно) – сцена кулачного боя.
Методы и приёмы: Беседа, инсценировка, словарная работа, творческое задание, самопознание.
Ход урока:
- Орг. Момент начинаю со стихотворения
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда –
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений
Но без труда талант не впрок
Скрестите шпаги ваших мнений
У нас получится урок!
Мои соавторы и судьи,
Оценкой вас не накажу.
За странный слог не обессудьте,
А дальше прозой я скажу.
Сегодня на уроке через идентификацию с героями произведения поэмы М.Ю. Лермонтова вы сформулируете свою оценку; через осмысление и понимание внутренного мира героев вы должны будете написать рецензию на какой-либо эпизод.
- Повторение ранее изученных сведений. Поэма Лермонтова названа песней. Какие виды песен вы знаете? (дети отвечают) Но это всё-таки поэма. Чем же литературное произведение отличается от исторических источников? (вымысел, личное отношение). И хотя Иван Грозный – историческое лицо, но он решает судьбы вымышленных героев: опричника Кирибеевича и купца Калашникова.
- Переход к теме урока. Послушайте школьную историю: Однажды на перемене Миша обидел Таню, а Паша заступился за неё. Между Пашей и Мишей завязалась драка. В этот момент в класс вошла учительница и решила наказать обоих. Таня пыталась объяснить, что ее защитник не виноват, но учительница не изменила своего решения: оба ученика получили «неуд» за поведение. Как бы вы оценили действия героев этой истории? (Так создаётся личностно-значимая для учащихся постановка учебной задачи, организуются поиски и пути решения путем раскрытия субъектного опыта учащихся)
Найдите параллели этой истории с героями произведения. Конечно, это эпизод кулачного боя между Кирибеевичем и Калашниковым.(Для создания особого эмоционального настрояучащихся разыгрывается сценка) Давайте посмотрим инсценировку этого отрывка. (Дети выступают).
Спасибо нашим актерам. А теперь начнем обсуждение прочитанного и увиденного.
- Расскажите о композиции поэмы: (из 3х частей: 1 - в палатах Ивана Грозного, 2 - в лавке и в доме купца Калашникова, 3 – Кулачный бой). Но кроме этого, есть ещё вступление. Какова его задача? Кто ведет повествование? (повествование ведется от лица гусляров, которые тешат этой песней Матвея Ромодановского и православный народ и получают за своё исполнение подарки и угощение в течение 3-х дней). Посмотрите, как расширяются временные границы: время Ивана Грозного, время Лермонтова, наше время.
- Почему Кирибеевич не признаётся , что Алёна Дмитриевна – замужняя женщина? (уже здесь начинает прослеживаться мотив смерти: Кирибеевич готов умереть, потому что без Алены Дмитриевны ему нет жизни. Следовательно, он ее любил)
- Исключительным событием или обычаем того исторического времени представлен кулачный бой в поэме? Докажите, используя 1-ую главу (царь спрашивает у Кирибеевича: «Или с ног тебя сбил на кулачном бою, на Москве-реке, сын купеческий?»
- Зачем выходит Кирибеевич на кулачный бой? (потешить царя, так как он уверен в своих силах, ему нет равных, считает он). Осуждает ли Лермонтов Кирибеевича? (анализ 1-ой главы)
- А из каких побуждений идёт на бой Калашников? (он решил биться насмерть за честь рода, который опозорил «злой опричник царский Кирибеевич»)
- Какой смысл он вкладывает в слова, называя Кирибеевича «басурманским сыном»? (из словаря Ожегова: басурман - в старину иноземец, иноверец, преимущественно о мусульманине). Таким образом, кирибеевич поступает не ро-христиански, так как одна из Заповедей гласит:Не возжелай жены ближнего своего»)
- Правым ли считает себя Калашников, вступив в кулачный бой с Кирибеевичем? Какова оценка Лермонтова? Найдите фразу, которая позволяет Калашникова считать себя правым? («И жил я по закону Господнему…»). (Он не открывает причину убийства Ивану Грозному, готов поведать только «Богу единому». Он защищал честь не только Алены Дмитриевны, а всего народа русского. Обратите внимание, что у него братья младшие, у Алены Дмитриевны тоже. Калашников призывает братьев в случае своей гибели выйти «за святую правду-матушку», то есть Лермонтов показывает, что не царь и его опричники – это сердцевина московской жизни, а мирные жители, которые являются хранителями устоев, и именно эти устои намерен защитить Калашников)
- Как понять поведение Ивана грозного по окончании боя? (жестокая казнь оказывается как бы справедливой, поскольку царю неизвестна вина Кирибеевича)
- Как заканчивается поэма? (смерть Калашникова названа «лютою, позорною», как смерть преступника. И все же правда-матушка торжествует помимо всех царских указов: безымянная могилка, находящаяся не в церковной ограде, т.е не в освещенной земле, но все-таки отмеченная крестом, не забыта людьми. (зачитываю заключительные 5 строчек поэмы)
- Итак, в основе поэмы Лермонтова – трагический конфликт. Никто не в силах преодолеть обстоятельства, которые влекут их к катастрофе. Но финал поэмы это катарсис – просветление, которое мы испытываем под влиянием прожитых чувств: страха, сострадания и, наконец, справедливости.
(Отвечая на вопросы, учащиеся осмысливают поведение героев, их личные качества, убеждения, что ведет к пониманию значения эпизода в произведении. Все это способствует развитию логического мышлении учащихся, умений сопоставлять, сравнивать, выделять существенное. Развивается речь учеников, их коммуникативные способности)
- Урока время истекло.
Я вам, ребята, благодарна
За то, что встретили тепло
И поработали ударно.
- Итоги урока. Д/з: Ответьте на вопрос: «Как бы вы поступили, оказавшись в наше время в схожей ситуации? И как вы теперь оцениваете поступок мальчика нашей первой школьной истории? Что-то изменилось в вашем отношении к нему или нет?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Нравственный поединок Калашникова и Кирибеевича" по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Урок литературы по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» по теме «Нравственный поединок Калашникова и Кирибеевича...
конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "
Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....
Урок литературы в 7 классе "Герои поэмы и нравственный идеал автора" по поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича..."
Для проведения урока мною использованы следующие технологии: проблемная, работа в группах, ИКТ...
Интегрированный урок литературы и истории в 7 классе на тему: "М.Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича..."- поэма об историческом прошлом нашей Родины"
Интегрированый урок истории и литературы представлен планом-конспектом урока и презентацией на тему "М.Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича..." - поэма об историческом прошлом нашей Родины"....
Презентация к уроку литературы в 7 классе "Образ Ивана Грозного в поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" и в иллюстрациях В.Васнецова.
Презентация содержит материал для изучения образа Ивана Грозного в поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" и в иллюстрациях В.Васнецова....
«Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью»
памятка по осуществлению деятельности учителя с личностно-ориентированной направленности. Создает логический путь действиям учителя....
Проектная работа «Милостив и (или) жесток царь Иван Васильевич Грозный» (по поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)
Проектная работа «Милостив и (или) жесток царь Иван Васильевич Грозный» (по поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника ...