Конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Повторим орфографию" с использованием личностно ориентированного подхода в обучении.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме
Использование групповой работы учащихся при повторении орфографии в 9 классе. Деловая игра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkryyy_urok.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Повторим орфографию».
Вид урока: учебное занятие по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности.
Форма урока: деловая игра.
Задачи урока:
- организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности при повторении орфограмм, изученных в 5-7 классах;
- вызвать интерес к занятию, придать ему проблемно-творческий характер, что отвечает личностным интересам и потребностям учащихся;
- развивать у учащихся саму потребность в творческой деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды работы.
Деловая игра «Я учитель».
Проблемная задача:
В течение многих лет обучения вы встречались с таким заданием, как вставить буквы в слова. Эти буквы в упражнениях вам пропускали либо авторы учебников, либо учителя.
Сегодня вы будете сами играть роль учителя, т.е. сами подготовите текст, в который нужно будет вставить пропущенные буквы.
Кроме того, вы знаете, что в каждом упражнении есть дополнительные задания. Их вы тоже сами сегодня будете определять.
Работу, которую вы будете выполнять, вы будете делать не только для себя.
Вашим текстом будут пользоваться ученики 8 класса при повторении правил
правописания слов. Выполняя эту работу, вы сами повторите ряд орфографических
правил и поможете мне в будущей работе: я буду пользоваться вашими наработками.
Чтобы все правильно выполнить, ничего не забыть, договоримся о порядке выполнения работы.
Задание должно быть выполнено безукоризненно и максимально самостоятельно.
Работать будем в группах по 4 человека, чтобы участие каждого в выполнении общего задания было замечено всеми и правильно оценено.
У вас на партах лежит недеформированный текст.
Порядок работы:
1. Каждый ученик должен, во-первых, внимательно прочитать текст, лежащий перед ним.
2. Вам нужно будет исследовать текст с целью найти в нем как можно больше трудных с точки зрения орфографии мест.
3. Во-вторых, каждый должен карандашом подчеркнуть в тексте самые «ошибкоопасные», по его мнению, места.
4. Потом сделать взаимопроверку в парах. Проверяющий ученик поставит оценку тому, чью работу проверил. Каждый ученик хорошо увидит, насколько он успешно справился с поставленной задачей, сравнивая свой результат с результатами другого ученика.(1-ая оценка).
Критерии оценивания:
«Отлично» - отмечено 32 – 25 орфограмм,
«Хорошо» - отмечено 25 – 17 орфограмм,
«Удовлетворительно» - отмечено 17 - 9 орфограмм,
«Неудовлетворительно» - отмечено менее 9 орфограмм.
5. Следующий этап работы – обсуждение в группе и написание деформированного текста (одним учеником группы).
7. Вы можете пользоваться справочной литературой и сами должны создать справочные листы. В первом справочном листе вы должны записать слова с трудными орфограммами, которые вы нашли, и сделать орфографический разбор (Первый справочный лист один на группу).
Как проводить орфографический разбор, обсудите все вместе.
Выберите ученика, который красиво оформит запись.
8. После заполнения первого справочного листа взаимопроверка в группах первого справочного листа. ( 2-ая оценка одинакова для всех членов группы)
Критерии оценивания:
«Отлично» - все орфограммы объяснены правильно,
«Хорошо» - неправильно объяснены 2 орфограммы,
«Удовлетворительно» - неправильно объяснены 5 орфограмм,
«Неудовлетворительно» - неправильно объяснено более 5 орфограмм.
9. Ученик, который писал деформированный текст, пока группа работает над орфографическим разбором, должны выполнить 1 дополнительное задание к данному тексту.
Перечень дополнительных заданий:
- фонетический разбор слова «сзади»,
- морфологический разбор глагола «коснулось»,
- синтаксический разбор 1-ого предложения,
- пунктуационный разбор (около каждого знака препинания в тексте стоит порядковый номер; кратко объясните, почему поставлен тот или другой знак).
- разбор слова «размахивающего» по составу.
Этот ученик тоже выдает образец выполнения дополнительного задания на втором справочном листе. Правильность выполнения дополнительного задания обсуждается в группе.
( 3-ья оценка)
При возникновении проблемных ситуаций, связанных с выполнением заданий, вы можете обращаться за помощью к учителю.
Выполненные работы сдать учителю в конце урока
Эвристическая задача – лучший способ мгновенно вызвать интерес и внимание к заданию. Работа в группах воспитывает умение обосновывать свою позицию и отказываться от своего суждения, если аргументы оппонента оказываются более убедительными.
Текст.
Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, (1)без хлопот принялось за свою работу. Сначала далеко впереди, (2) где небо сходится с землею, (3) около курганчиков и ветряной мельницы, (4) которая издали похожа на маленького человечка, (5) размахивающего руками, (6) поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; (7) через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, (8) поползла вправо и охватила холмы; (9) что-то теплое коснулось Егорушкиной спины; (10) полоса света, (11) подкравшись сзади, (12) шмыгнула через бричку и лошадей, (13)понеслась навстречу другим полосам, и (14) и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, (15) улыбнулась и засверкала росой.
(А.П. Чехов)
Данная работа развивает орфографическую зоркость, воспитывает уважение к чужому труду, дает возможность высказывать свою точку зрения, привести свои аргументы в случае несогласия с одногруппниками.
Таким образом, внимание учащихся полностью сосредоточено на предложенном тексте. Они приучаются самостоятельно видеть трудные орфограммы, а значит, законы орфографии становятся достоянием их творческого опыта; закрепляется привычка работать со справочной литературой. Позиция учеников при этом - не «я - экзаменующийся», а «я - экзаменующий», что создает иной уровень речевого поведения, важнейшую роль в котором играет ученик. Происходит попутное повторение, причем, судя по результатам, более успешное, чем при традиционной формулировке задания. При проверке учитель видит орфографические правила, которые трудны для учеников: именно эти орфограммы выделяются при выполнении задания.
Выполненная работа выглядит примерно так:
Первый (справочный) листок
Безударные гласные, проверяемые ударением.
Выглянуло (глянуть)
Далеко (даль)
Засверкала (посверкивать)
Росой (росы)
Засветилась (свет)
Полоса (полосы, полоска)
Поползла (приставки –ПА- не бывает), (ползать)
Холмы (холм)
Чередование гласных в корне.
Коснулась (касаться)
Принялась (я // им - принимать)
Правописание суффиксов.
Ветряной (мельницы)------ ветер + ЯН + ой
Утреннюю (полутень) ----- утро + ЕНН + юю
Правописание окончаний
Сходится (сходиться, на – ИТЬ, не исключение, глагол 2 спряжения, окончание - ИТ)
Размахивающего (человечка). (Окончание определяем по вопросу – какого? Без ударения после шипящей окончание – ЕГО
Мельницы – (в окончании существительного после – Ц пишется -И)
Правописание предлогов.
Из-за – сложный предлог.
Понеслась навстречу другим полосам – производный предлог, можно заменить другим предлогом: понеслась к другим полосам.
Правописание сложных слов.
Ярко-желтая – прилагательное обозначает оттенок цвета.
Полутень – полу - всегда пишется слитно
Правописание наречий.
Сзади, впереди – запомнить.
Сначала – нет зависимого слова: с начала урока.
Издали – нет зависимого слова: из дали моря.
Сначала – (наречия с приставками – ИЗ, - ДО, - С на конце имеют суффикс - А)
Вправо – (наречия с приставками – В, - НА, - ЗА на конце имеют суффикс - О)
Правописание местоимений.
Что-то – неопределенное местоимение.
Несколько - неопределенное местоимение.
Правописание приставок.
Охватила – (приставки – А не бывает)
Сбросила – (приставки – З не бывает)
Подкравшись – (приставки – ПОТ не бывает)
Второй (справочный) листок.
Фонетический разбор: Сзади – 2 слога, сза-ди (зади)
с
з согласный, звонкий (парный), твердый (парный);
а - гласный, ударный;
д - согласный, звонкий (парный), мягкий (парный);
и - гласный, безударный.
5 букв, 4 звука.
Разбор по составу: размахивающего
Морфологический разбор.
Коснулось (что сделало?), глагол.
Обозначает действие предмета, неопределенная форма – коснуться.
Морфологические признаки:
Постоянные: совершенный вид, невозвр., 1 спряжение.
Непостоянные: изъявительное наклонение, единственное число, прошедшее время, средний род.
Что-то (что сделало?) коснулось.
Синтаксический разбор.
сущ. нар. гл. нар. предл. сущ. с. нар. пред. сущ. гл. пред. м. сущ.
Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу.
(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено однородными сказуемыми и обстоятельствами)
Текст, подготовленный учащимися.
Солнце уже выгл…нуло (с)зади (из) за города и тихо, без хлопот прин…лось за свою работу. (С) начал… д…леко (в) переди, где небо сход…тся с землею, около курганчиков и ветр…(н, нн)ой мельницы, которая (из) дали похожа на маленького человечка, размахивающ…го руками, поползла по земле широкая (ярко) желтая п…л…са; через минуту такая же п…л…са засв…тилась несколько ближе, поползла (в)прав… и охватила х…лмы; что (то) теплое к…снулось Егорушкиной спины; п…л…са света, по…кравшись (с) зади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась (на) встречу другим п…л…сам, и вдруг вся широкая степь (с) бросила с себя утре (н нн) юю (полу) тень, улыбнулась и засв…ркала р…сой.
(А.П. Чехов)
Выполненные задания сдаются учителю, который благодарит учащихся и особо подчеркивает то, что их работы очень пригодятся ему для уроков.
В качестве домашнего задания учитель предлагает:
1-ый уровень: составить аналогичный текст (4 строчки печатного текста) с заданием и образцом его выполнения.
2-ой уровень: взять деформированный текст (4 строчки печатного текста), с пропущенным орфограммами, из учебника и приготовить к нему только справочные листки.
3-ий уровень: выполнить традиционное упражнение из учебника (с деформированным текстом). Упражнение № 284.
Рефлексия.
1. Учащиеся высказывают свое мнение о проделанной работе каждого ученика в группе, оценивают свою роль в выполнении общего задания: как я работал, как он работал.
(На отдельный лист приклеивают оценочные разноцветные кружочки: красный цвет обозначает отличную работу; синий цвет – хорошую; желтый цвет – удовлетворительную; черный цвет - не работал)
2. Каждый учащийся высказывает свое мнение о том, интересно или неинтересно ему было работать на данном уроке. Для этого напишите на полоске бумаги, которая лежит у вас на парте слово «интересно» или «неинтересно» и положите эти слова в коробочку на учительском столе.
На данном этапе урока роль учителя сводится к тому, чтобы стимулировать развитие рефлексивных умений, но при этом избегать непосредственного участия в работе детей.
Т.о., можно сделать вывод: только в новых связях, непривычных сцеплениях под новым углом зрения обнаруживается подлинная глубина понимания и знания.
Тот, кто только идеально выучил правила, никогда не научится писать без ошибок, лишь ученик, проявивший интерес к закономерностям языка, сфокусировавший на ней внимание, увидевший ее в системе конкретных и ярких структур, готов ответить на призыв учителя к сотрудничеству интересом и активностью, поскольку учебная мотивация сформирована.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка 5 класс
Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....
Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....
План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"
Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Активизация учебной деятельности на уроках русского языка в классах с ОВЗ через использование различных видов диктантов.
Примеры словарных диктантов,с помощью которых можно организовать работу со слабыми учащимися....
Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"
Данный урок ориентирован на учебник "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой. Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...