Разработка урока в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Кучерова Надежда

РАзработка урока по русскому языку в 5 классе "способы образования слов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sposoby_obrazovaniya_slov.docx17.45 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                         Кучерова Н.С.

                                                                         учитель русского языка

Тема: Способы образования слов

Цель:  закрепление  знаний,  полученных  при  изучении  раздела «Словообразование и орфография». 

Задачи:

образовательная: формировать у учащихся понятия о составе слова и способах словообразования;

развивающая: развивать умения и навыки подбора однокоренных слов и разбора слов по составу; развивать устную и письменную речь учащихся; повышать интерес к русскому языку;

воспитательная: воспитывать у школьников любовь к животным.
Оборудование: слайды, карточки с заданиями, толковые словари С.И.

Ожегова и В. Даля

Эпиграф:

Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Сделать слово из частей!

                                       ХОД УРОКА

 I. Организационный момент

1)Запись числа и темы

2)Обращение к эпиграфу

3)Фронтальный опрос

-Как называется раздел русского языка, позволяющий делить слово на части, и как называются эти части?

-Как называется главная значимая часть слова?

-Какая  часть слова служит для связи слов в словосочетании и предложении?

-Часть слова без окончания.

-Морфема, стоящая перед корнем.

-Морфема, стоящая после корня.

-Какую роль выполняют приставка и суффикс  в слове?

-Как называется раздел науки о языке, который изучает строение слов и способы их образования?

II. Постановка темы и задач урока

Всё на свете из чего-либо состоит:

-облако из капель воды;

-лес - из деревьев.

Наша речь состоит из ... (предложений), а предложения состоят из ... (слов).

А слова имеют свой строительный материал.

Сегодня мы продолжим работу по теме «Словообразование» и уточним представление о суффиксе, приставке как части основы.

- Определите лексическое значение слова гитара? (Дети работают со словарем С.И. Ожегова и В. Даля).

Подчеркнем разницу в лексическом значении этих слов:

1.название инструмента

2.название человека.

Гитара (Струнный щипковый инструмент с корпусом-резонатором в форме восьмерки и с длинным грифом).

З.Гитарист (музыкант, играющий на гитаре).
1.
Гитара            2. И. п. гитара

Гитарист               Р. П. гитары

Гитаристка              Д. п. гитаре

Гитарный              В. П. гитару

                           Т. п. гитарой

                           П. п.о гитаре

А). В результате образования слов получаем новые однокоренные

слова с помощью суффикса.

Б). В результате изменения слова получаем новые формы того же слова.

Выводы. Значит, каждая частичка слова имеет свое значение и играет свою роль в слове. А иногда и полностью изменяет значение слова

Перед   нами   3   разных   слова.   (Слова   гитарист,   гитаристка, гитарный - производные от слова гитара).

Слово учителя:

Существует легенда о том, как появилось слово гитара. Мастер, который сделал первую гитару, назвал её сначала первым слогом своего имени - Ги ( от Гийола), подумал: «Слишком коротко». И добавил к этому слогу имя своей жены - Тара.

4) На доске записаны слова. Подберите к этим словам родственные слова. Выделить корень и те части, которые образовали новые слова. Например, лёд- ледяной, обледенелый, заледенелый, заледенел.

-1 ряд соль, мороз

-2 ряд зима, свет,

-3 ряд дом, холод

- Назовите слова, которые вы образовали с помощью приставок? (Однокоренные, родственные)

-Как пишутся приставки со словами? (приставки со словами пишутся
слитно, т.к. это часть слова)

Ребята, как вы думаете, а для чего нужны приставки? (ответы детей)

5) Игра "Третий лишний".

Подумайте, все ли слова родственные? Почему?

Лес, лестница, лесничий.

Честный, чесночный, чеснок.

Левый, лев, налево.

III. Закрепление. Игра "Собери словечко".

Учитель предлагает из букв составить слова (названия животных). После составления  слова открывается предметная картинка. Запись слов в тетрадь с объяснением орфограмм.

Же

ьолс

евл

олкк

ьдмевед

-        Ёж, ёжик.

-Что общего в составе этих слов?

-О чём нам говорит корень? (животное, спинка и бока покрыты иголками)

-Меняется ли значение слова с добавлением суффикса? Как? (ласково называем, указываем на маленькие размеры)

-Так какую роль выполняет суффикс? Для чего он служит? (имеет уменьшительно - ласкательное значение)

-Вспомните известные вам уменьшительно-ласкательные суффиксы, приведите примеры слов с ними

Задание: от существительных м.р. образовать названия самок этих животных. Запись слов.

Ёж - ежиха

Лось - лосиха

Лев - львица

Волк - волчица

Медведь - медведица

-Итак,  какие суффиксы помогли нам образовать названия самок
животных? (-их, -иц)

Задание: назови самку и её детенышей во мн. ч в ед. ч У ежихи - ежата,

У медведицы - медвежата,

У тигрицы - тигрята,

У волчицы - волчата,

У львицы - львята.

Ежата - ежонок,

Лосята - лосёнок,

Львята - львёнок,

Волчата - волчонок,

Медвежата — медвежонок Разбор слов по составу.

Вывод: при помощи суффиксов мы смогли образовать от существительных м.р. название самок животных и названия детёнышей животных в ед. и мн.ч.

Какие суффиксы нам в этой работе помогали? (-онок, -ёнок, -ат, -ят)

Почему -ть- не входит в основу? (как и окончание, он образует только форму слова).

Выделите в данных словах словообразовательные морфемы.

Вода - безводный, безводность; подводный - подводник; звезда -звездочка - звездный, беззвездный, созвездие; трава - травка, травушка, травинка, травяной.

IV.        Подведение итогов урока.
-Что новою узнали на уроке?

V.  Домашнее задание.

Составить и написать по образцу рассказ, используя слова с суффиксами названий лиц по роду занятий и по действию.

Суффикс - большой трудяга. Взялся за работу суффикс - чанин, и вот вам: англичанин, датчанин, ростовчанин. Стоит только к корню слова присоединить -ник или -ниц, как перед нами предстанут помощник, работница. Взялся за работу суффикс -ист, и вот вам названия лиц по профессии: тракторист, машинист.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...

Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».

Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который  основан на поддержке компьютерных технологий (интерактивная до...

Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».

Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который  основан на поддержке компьютерных технологий (интеракт...

Мультимедийная разработка урока, 4 класс, 1 четверть Раздел 2. Тема “The Animals I Like”. Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева

Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева, Э.Ш. Перегудовой, О.В. Дувановой, О.В. Стрельниковой; научный руководитель коллектива авторов профессор Е.И. Пассов. ...

Разработка урока 8 класса "Решение экспериментальных задач по основным классам неорганических соединени"

Практическое занятие в 8 классе после изучения раздела "Классы неорганических соединений"...

Разработка урока 6 класс УМК Ю.А. Комарова, К. Гренджер. «Урок межпредметных связей. Доисторический период»

ТемаУрок межпредметных связей. Доисторический период.  (раздел 7)Тип урокакомбинированныйЦельРазвивать умения во всех видах речевой деятельности с опорой на междисциплинарный материал по теме &la...