Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».
методическая разработка по истории (6 класс) по теме
Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который основан на поддержке компьютерных технологий (интерактивная доска) и создание проблемной ситуации, операционного компонента учебной деятельности - это прослеживался в выполнении заданий по группам (дифференциация по уровню сложности) и в парах; регулирующего компонента – в формировании навыков самоконтроля и самооценки. На уроке учащиеся проводят работу, а также оценку своей деятельности в индивидуальных Маршрутных листах.
В течение урока с помощью учебника, презентационных и дидактических материалов, дети получают представление о расселении, быте, нравах и верованиях древних славян и их связи с природой.
Задачами урока является:
- Ознакомление учащихся с жизнью древних славян
- Развитие познавательной мотивации на основе создания проблемной ситуации
- Развитие устной речи, расширение словарного запаса слов на основе приемов сравнения, обобщения, работы с пословицами, составление текстов описания
- Развитие коммуникативных навыков на основе работы в парах и группах
- Воспитание уважения к нашей истории, к нашим предкам
- Воспитание бережного отношения к природе
Основное оборудование урока: интерактивная доска; компьютер; учебник; лента времени; раздаточный материал (Маршрутный лист, карточки к словарной работе с названиями месяцев; индивидуальные карточки с заданиями»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Разработка урока. 6 класс. История России.
Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».
Цель: формирование представления о расселении, быте, нравах и верованиях древних славян и их связи с природой.
Задачи:
- Ознакомление учащихся с жизнью древних славян
- Развитие познавательной мотивации на основе создания проблемной ситуации
- Развитие устной речи, расширение словарного запаса слов на основе приемов сравнения, обобщения, работы с пословицами, составление текстов описания
- Развитие коммуникативных навыков на основе работы в парах и группах
- Воспитание уважения к нашей истории, к нашим предкам
- Воспитание бережного отношения к природе
Оборудование: интерактивная доска; компьютер; учебник; лента времени; раздаточный материал (Маршрутный лист, карточки к словарной работе с названиями месяцев; индивидуальные карточки с заданиями»
Ход урока
Содержание урока | Деятельность учащихся на уроке |
Учитель: Сегодня мы продолжаем путешествие по исторической тропе. Какой раздел из истории мы закончили изучать? Ответы детей:
Учитель: Используя ленту времени, повторим цепочку времени, историю развития человечества. Давайте вспомним, в каких эпохах мы побывали (на доске прикреплена лента времени). См. приложение №1. 3.Словарная работа. Учитель: На прошлом уроке вы получили задание найти значение слов: предки, современники, потомки (слова на доске). 4.Сообщение темы урока. Работа над новым материалом. Учитель: Мы отправляемся в гости к нашим предкам – древним славянам. Это 5-6 века нашей эры. Отметим на ленте времени это время. Мы постараемся в течение урока узнать, как жили древние славяне, каким образом их жизнь была связана с природой. Учитель: У вас у каждого на парте есть Маршрутный лист, на котором обозначены все станции нашего путешествия и в нем же вы будете определять самооценку своей работы на уроке. Критериии таковы: справились с заданием, всё было понятно, ставите «+», если возникли трудности и непонимание материала, то ставите «-». См. приложение №2. Станция №1. Расселение славян. Слайд №1. Учитель: Давайте прежде представим себе и подумаем, где селились и на какой территории селились древние славяне. Работа в группах (Групповая работа на основе единого текста, карте и схеме.) ( См. приложение №3) Пользуясь текстом и картой учебника с 35, , выполнить задание: 3 Группа (слабый уровень развития) (интерактивная доска) Прочитать текст, найти, обвести в кружок, подписать на карте территории расселения восточных славян, западных славян и южных славян. 2 Группа (средний уровень развития) Прочитать текст, подчеркнуть названия племен восточных славян и попробовать объяснить их название. 1 Группа (высокий уровень развития) Прочитать текст, рассмотреть схему. Представить себя племенем славян, выбрать место для поселения на схеме, объяснить свой выбор, придумать название своему племени. Проверка групповой работы. Учитель: На Маршрутном листе оцените свою работу. «На огромном просторе Восточной Европы, там, где дремучие леса, топкие болота, полноводные реки и мелкие речушки, от берегов Черного моря до берегов Балтийского моря расселились древние славяне. Сегодня мы говорим о восточных славянах, от которых произошли такие народы как русские, украинцы, белорусы». Станция №2. Внешний вид славян. Учитель: Мы находимся на Станции №2. Давайте посмотрим, как выглядели наши предки. Слайд №3. Учитель: По описанию в стихотворении, представьте, какие были древние славяне. Ответы детей:
Учитель: Напишите в своем Маршрутном листе три основных качества, которыми по-вашему должны были обладать славяне. Почему? Станция №3. Поселение славян. Слайд №4. Учитель: Мы на станции №3.Прежде, чем мы посмотрим на древние деревни, или как их называют «поселения» выполните в Маршрутных листах задание №3. «На схеме отметьте место , где по- вашему могли поселиться славяне. Обоснуйте свой выбор». Учитель: Давайте посмотрим на древние деревни и сделаем вывод. (подготовленный ученик у доски рассказывает о поселении славян по слайду)
Учитель: Какую роль играла природа при поселении древних славян? Ответ учащихся:
Станция №4. Жилище древних славян. Слайд№5 Учитель. Мы на станции №4. Давайте посмотрим на жилище древних славян. Проверим ещё одно ваше домашнее задание: рисунки на тему «Как я представляю себе жилище древних славян». (проводится выставка рисунков) Давайте сравним ваши рисунки и изображение жилища на слайде. Что можете сказать о жилище? Найдите описание жилища в учебнике. Ответ учащихся:
Учитель: Поработаем в парах. Работа в парах. Выберите из предложенного списка предметы жилища древних славян. Можете зачеркнуть лишнее. (Деревянные кровати, зеркало, ковры, скамьи, столы, лари для одежды, шифоньер, полки для посуды, шкура животного, глиняная печь, камин). Проверка работы в парах. Сделайте самооценку в Маршрутном листе. В те времена, леса были полны дичи, реки богаты рыбой. Давайте подумаем, чем могли заниматься древние славяне. Станция №5. Занятие древних славян. Учитель: Мы на станции №5 Слайд №6. Работа по рядам . 1 ряд Подумайте и ответьте на вопросы: Чем могли заниматься мужчины племени? 2 ряд Чем занимались женщины? 3 ряд Ответьте на вопрос: Чем по-вашему могли заниматься дети? Индивидуальная работа со слабыми детьми. Карточка-задание «Вставьте пропущенные слова в текст, пользуясь учебником с 36 Женщины собирали…,…,….Они готовили…,разводили…,шили….Многие из них занимались…, готовили…из трав. (дополнить, чем еще могли заниматься женщины) Проверка работы. Учитель: основное занятие древних славян - земледелие. Слайд №7. Земледелие. Работа с интерактивной доской. «Выбрать продукты, которые славяне могли использовать в пищу». Приложение 4 Учитель: Что бы расчистить землю под пашню, приходилось вырубать лес. Поваленные деревья сжигали, золой удобряли почву. Чаще всего славяне сеяли просо, но были известны и другие злаки – пшеница, ячмень и рожь. Из овощей была распространена репа. Славяне очень бережно относились к природе. Всему было свое время, об этом говорит название месяцев. Лес рубили зимой, и назывался месяц сечень (от слова сечь –рубить). Далее следовали месяцы сухий и березол, во время которых лес сушили и сжигали. Месяц жатвы называли вресень ( от слова врещи – молотить). Как вы думаете, почему лес рубили зимой, а не весной или летом? Какой сделаем вывод. Давайте снова поработаем в группах. Групповая работа. 1 Группа (высокий уровень) Подумайте и составьте рассказ о том, где и как славяне хранили продукты, используя слова: кладовая, амбар, яма, погреб, ледник, медуша. 2 Группа (средний уровень) Составьте меню древних славян из предложенных продуктов: молоко, просо, овёс, ржаная мука, мёд, вода) 3 Группа (слабый уровень) Соедините части пословиц и объясните, как вы их понимаете. Просяная каша – матушка наша, а Хлеб ржаной отец родной. Хлеб да вода – богатырская еда. (пословицы разрезаны на две части) Проверка групповой работы. Предполагаемые ответы групп. 1 группа. Продукты могли хранить следующим образом. Зерно, муку хранили в кладовых, зерновых ямах, амбарах. Мясо , рыбу в погребах, молоко в ледниках, мёд в медушах. 2 группа. Меню может быть следующим: Каша из просо. Ржаной хлеб и молоко. Кисель из овса. 3 группа. Объясняет значение пословиц. Учитель: Молодцы, поработали хорошо, оцените себя в Маршрутном листе. А мы движемся дальше. .Станция №6. Посуда древних славян. Слайд№8. Учитель: Как вы думаете, какой была посуда, из чего сделана? Пользуемся ли мы сейчас такой посудой? Что в ней изменилось? Ответ учащихся:
(Детям предлагается выставка современной глиняной и хохломской посуды из дерева). Учитель: Какое преимущество такой посуды перед посудой из пластмассы, стекла, металла?
Учитель: Какой мы сделаем вывод? Ответ детей:
Учитель: Правильно ребята и даже одежду. Станция №7 «Одежда древних славян. Слайд№9. Учитель: Мы на станции№7. Как вы думаете, из чего состояла одежда древних славян? Ответ учащихся:
Работа в парах. Учитель: Попробуйте соотнести названия одежды древних славян с названиями современной одежды. Соедините стрелками. Посмотрите, что изменилось, а что осталось неизменным. (рубаха брюки порты шуба кафтан пальто шуба рубашка телогрея кофта летник шапка колпак плащ лапти ботинки) Проверка работы в парах. Учитель: Оцените свою работу в Маршрутном листе. 6..Обобщение изученного на уроке. Учитель: Давайте повторим всё, что мы с вами узнали на уроке. В Маршрутных листах выполните задание №8: «Вставьте в текст слова, пользуясь словами для справок». См. Маршрутный лист. (Выполнив задание, учащиеся сдают листы учителю.) 7..Итог урока. Рефлексия. Учитель: С чем была тесно связана жизнь древних славян? Почему? Ответ учащихся:
Слайд№10. Природа и человек – это единое целое. Учитель: Как люди относились к природе? Какой вывод для себя нам нужно сделать? Ответ учащихся:
8.. Домашнее задание. Задание по выбору: подобрать материал по темам.
| Настрой учащихся на серьёзную работу Учащиеся перечисляют эпохи и прикрепляют название к ленте времени. Первая эпоха – Первобытная история, вторая – Мир древности, третья – Средние века, четвёртая – Новое время, пятая – Новейшее время. Учащиеся объясняют значение данных слов. Предки – это люди, которые жили перед нами. Современники – это люди, которые живут с нами в одно время, например в настоящее время. Потомки – это люди, которые будут жить после нас. Учащиеся выходят к доске и прикрепляют звёздочку на ленте времени на 5 – 6 ом веках нашей эры. Учащиеся работают в группах. Учащиеся выполняют задание в Маршрутном листе. Учащиеся выполняют задание в Маршрутном листе. Учащиеся выполняют задание на раздаточных карточках в парах. Учащиеся работают по рядам и индивидуально по карточке-заданию -группа со слабым уровнем развития. Учащиеся отмечают только те продукты, которые могли использовать славяне на интерактивной доске. Учащиеся работают в группах. Учащиеся делают вывод: Славяне тесно были связаны с природой и бережно относились к ней. Учащиеся работают в парах. Учащиеся делают вывод: Природа давала всё необходимое для жизни и жильё, и еду, и одежду. Учащиеся выполняют задание. Фронтальная работа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: Древняя Русь
1. Работа создана для представления по гуманитарному направлению. 2. Тема урока: Древняя Русь 3. Цель занятия: О...
«Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».
Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян». Цель урока: формирование представления о расселении, быте, нравах и верованиях древних славян и их связи с природой. Задачи...
Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».
Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который основан на поддержке компьютерных технологий (интерактивная до...
Технологическая карта урока истории в 5 классе по ФГОС Тема урока: “ Древний Рим ”
Форма урока: Урок -практикум Тип урока:Урок отработки умений и рефлексии.Цели для ученика:· уметь обобщать и систематизировать зна...
Разработка урока истории, 7 класс, история России. Тема: «Власть и церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона »
Разработка урока с использованием мультимедийного материала, предусматривающая работу учащихся с историческими документами. Урок построен в соответствии с ФГОС....
План-конспект урока по истории России Тема урока: ««Холодная война». Класс: 9
План-конспект урока по истории РоссииТема урока: ««Холодная война».Класс: 9 Учитель: Кузнецова Мария Александровна Школа: МОУ Удельнинская гимназия Базовый учебник: ...
Технологическая карта уроков истории России Тема урока РУСЬ И ЛИТВА
Технологическая карта уроков истории России Тема урока РУСЬ И ЛИТВА...